Турист Марна Мах (user416918)
Марна Мах — была сегодня 12:56
Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно.

Железноводск — Россия Июнь 2022

Цикл материалов "Путешествия по Кавказу"

1. Смотрим дачу Шаляпина в Кисловодске
  2. Железноводск: туда и обратно за один день
  3. Прогуляемся по Пятигорску и посмотрим музеи и городскую скульптуру

В Пятигорске отдыхала в санатории имени Кирова, что расположен у подножия горы Машук и недалеко от места дуэли М.Лермонтова, куда периодически ходила по лесным дорожкам в качестве утренней зарядки. Приятная получалась зарядка в несколько километров перед завтраком: птички шебечут, травка зеленеет, приятный утренний ветерок. Таких любителей совершать утренний моцион встречала немало на этих дорожках. В этой части города несколько санаториев.

За две недели отдыха в Пятигорске посмотрела в Пятигорске все, что можно посмотреть и решила поехать в Железноводск, маленький (по числу населения) городок, по площади совсем не маленький. В этом убедилась на следующий год, когда поехала туда уже не на один день, а на две недели.

Добираться из Пятигорска в Железноводск легко и просто: на автобусе № 1 нужно доехать до Верхнего рынка и далее на маршрутке за 20 минут вас довезут до соседнего города. Маршрутки отправляются по мере заполнения.

В маршрутке были такие же как и я любознательные туристы, которые хотели посмотреть железноводский курортный парк. Водитель подсказал нам где удобно выйти. Название не запомнила, но выйдя, увидела памятник Ленину.

Железноводск: туда и обратно за один день

Город запомнился многочисленными топиарными фигурами.

Горный козел стоит у Дворца культуры имени актера Олега Пускепалиса, который много сделал для города. Кстати, на следующий год, отдыхая в Железноводске,  попала на концерт, посвященный его памяти (об этом написала в блоге).

По дороге в Курортный парк встретился обаятельный мишка.

Железноводск: туда и обратно за один день

Около белоснежной беседки установили символ всех курортов Минеральных вод — питьевую кружку, неизменный атрибут всех курортников, приехавших попить минеральной водички.

Железноводск: туда и обратно за один день

Город расположен у подножия горы Железная.

В черту города входят также горы Развалка, Медовая, Кабанка, а также северный и северо-западный склоны горы Бештау. Развалку проезжала, когда ехала из аэропорта Пятигорск ( ее мне показал водитель такси).

Возник Железноводск в 1810 году, когда руский врач Федор Петрович Гааз обнаружил на склоне горы Железная два минеральных источника.

Однако местность известна с древнейших времен.

«Здесь открыты десятки памятников археологии: курганы эпохи бронзы, в частности,  Майкопской культуры третьего тысячелетия до нашей эра, могильники Кобанской культуры раннего железного века скифских и сартатских племен, аланского государства, остатки древних поселений и укреплений. Здесь с  7 века проходил Великий Шелковый путь, связывавший Европу с Азией: караваны, груженые китайским шелком, делали остановку у горы Развалки перед последним переходов к черноморским портам Абхазии» (информация с сайта города).

Иду смотреть Курортный или Лечебный парк (называют по-разному). Как он правильно называется увидим потом.

Не очень крутая лестница приводит к Пушкинской аллее.

Железноводск: туда и обратно за один день

Парк очень тенистый и даже в жару здесь можно найти прохладное местечко. Много лавочек, где можно отдохнуть и попробовать местное мороженое,  попить минеральной водички.

Пушкинская галерея — одна из достопримечательностей города. Похожа на Лермонтовскую в Пятигорске.

Железноводск: туда и обратно за один день

Кстати, отдыхая в Железноводске на следующий год, побывала внутри и посмотрела выставку местных художников.

А в давние времена галерея принимала именитых гостей: здесь пел Федор Шаляпин, танцевала обворожительная «босоножка» Айседора Дункан.

Всех знаменитостей не перечесть.

Открыли галерею в 1902 году и первоначально она называлась Железной, потом в 1903 году переименовали в Пушкинскую — это название (на мой взгляд) подходит лучше.

Пушкин бывал здесь в 1820 году и именно здесь у него зародился замысел «Кавказского пленника».

Кстати, Лермонтов в этих местах тоже отметился: в детстве в бабушкой и в 1837 году. В поэме «Измаил-бей» он писал:

«Приветствую тебя, седой Кавказ!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор».

Лермонтоведы установили, что в этом городе Лермонтов был накануне дуэли, когда секунданты договаривались об условиях дуэли. Благодаря стараниям незабвенного Ираклия Андронникова ( в школьные годы любила его читать и слушать) на гостинице Карпова установлена мемориальная доска. Мемориальная доска есть, а дом в плачевном состоянии и на замке (это увидела уже на следующий год, отдыхая в санатории «Бештау»). Но не будем о грустном. Хочется надеяться, что это лермонтовское место приведут в надлежащий вид.

Топиарная красивая парочка напоминает о пушкинских и лермонтовским временах.

Железноводск: туда и обратно за один день

Замечательное местечко для фотосессии. Конечно же, тоже запечатлела  себя любимую под  ручку с ними.

В галерее проводят концерты и выставки, а рядом симпатичный цветничок, дорога к источнику и Пушкинский терренкур.

Железноводск: туда и обратно за один день

На глаза попался дизайнерский элементик из пенька: непритязательный, но привлек внимание.

Широкая аллея ведет к источнику.

Железноводск: туда и обратно за один день

Источник минеральной воды «Славяновская» был открыт в 1914 году инженером Славяновым Н.Н. в 1914 году, принят в эксплуатацию в 1917 году. Работает по графику, на момент моей прогулки был закрыт. Имя этой минеральной воды на слуху и как-то не задумывалась о названии этой воды.

Потом уже прочитала кто-же такой был Славянов Н.Н.

Николай Николаевич Славянов (1978–1958) — известный русский гидрогеолог. С 1912 года связал свою жизнь с Железноводском. Самым большим его достоянием было бурение скважин на глубину 120 метров — в то время это было новаторством. Скважина дала фонтан горячей воды, которая отличалась особым химическим фоонтаном и большим количеством углекислого газа.

Бювет расположен непосредственно над скважиной, которую и пробурил Славянов Н.Н.

Это уже Смирновский бювет.

Железноводск: туда и обратно за один день

Он был открыт раньше в 1864 году, но так уж получилось, что на моем пути он оказался позднее.

Смирновский бювет более доступен: любой желающий может подойти и попить водички. Водичка эта с запахом и пить ее нужно пока запах не выветрился (так говорят, за достоверность не ручаюсь). Сама Смирновскую воду не пробовала. Все- таки все эти воды — лечебные и пить их надо по назначению врача.

Железноводск: туда и обратно за один день

Открыл источник профессор Смирнов С.А. (1819-1911), который несколько изменил схему лечения больных минеральной водой.

На пути оказался фонтан, которых в городах Кавказских Минеральных вод много, а также памятник  орлу.

Железноводск: туда и обратно за один день

Напомню легенду об орле, который спасся от укуса змеи.

В книге «Легенды и мифы Кавказа» об этом написано так: " И в грудь ужаленный змеею, свалился замертво в горячий ключ,  что под горою кипел бурля, стекая в дол. Но вдруг — о чудо! Той водою омытый, ожил царь долин. И в небо с силой молодой  взлетел, как гордый властелин…».

Еще одна достопримечательность парка — это каскадная лестница, построенная в 1932–36 годах.

Железноводск: туда и обратно за один день

В 2019 году была проведена реконструкция лесницы и теперь ее длина составляет 900 метров вместо 200.

Оформление желало быть лучшим (на мой взгляд). Весьма скромненько и фонтаны не работали.

Железноводск: туда и обратно за один день

Было начало лета и красоты водных струй не увидела.

Там внизу находится озеро, до которого не дошла. Не прельстило потом подниматься по этой лестнице вверх. В ней 700 ступеней — и это самая большая лестница на юге России.

Железноводск: туда и обратно за один день

Поэтому свернула в тенистую аллею, ведущую вправо и вышла из Лечебного парка на одну из главных улиц города — улицу Ленина. Все-таки парк называется Лечебный, а не Курортный.

На улице Ленина (той части, что прошла) ничего интересного не увидела. А вообще на этой улице расположен железнодорожный вокзал 1897 года постройки.

Зашла в кафешку, которая ничем не порадовала и на маршрутке возвратилась в Пятигорск.

Многое осталось в стороне от моего маленького маршрута. Но городок понравился и на следующий год поехала уже не на один день, а не две недели.

Цикл материалов "Путешествия по Кавказу"