Оставив Южно-Сахалинск, переехал в город Холмск. Этот день оказался очень насыщенным, такого не ожидал. Прибыв в город Холмск в 12:30, отправился в сторону Чёртового моста. К этому времени распогодилось и солнце начало не просто припекать, а обжигало, яко разогретый утюг. От конечной остановки автобуса на улице Советской по Морской улице вышел к скверу Победы, попутно купив в магазине Белорусских продуктов бутылку воды, которая оказалось очень вкусной (жаль не запомнил название, стоила она 113 рублей).
Переход к скверу Победы в г. Холмс
По улице Героев поднялся к началу улицы Шевченко. Отсюда начинался собственно маршрут к Чёртовому мосту. Улица ныряла в какие-то производственные постройки и гаражи вытянутые вдоль речки Татарки. Идти пришлось по грунтовке с многочисленными лужами после недавних проливных дождей. Где-то через километр дорога резко уходила вверх по склону пересекая Татарку и оставляя постройки внизу. Далее к дороге вплотную подходил лесной массив.
Двигаться стало чуть легче, ибо в тени деревьев было не так жарко. Через пару километрах открывался вид на Тайное водохранилище.
1
Водохранилище Тайное
Грунтовка пошла вниз к виднеющимся железнодорожным путям, ведущим к Чёртовому мосту. Пытаясь срезать, ушёл с грунтовой дороги на тропу. Это была ошибка, спускаться по ней оказалось сложно. Крутая и скользкая, не просохшая от дождя она представляла собой неприятный участок пути.
Оказавшись внизу, поднялся на железнодорожную насыпь. Идти по ней можно, но неудобно, ибо размер моего шага не совпадал с расстоянием между шпалами, посему вернулся на дорогу у переезда. Сразу за переездом пошли дачные постройки посёлка Николайчука, размер, внешний вид и убранство которых зависело не только от материального благополучия владельцев, но и от архитектурной фантазии владельца участка. Посёлок вытянулся по берегам речки Листова и ручья Тый на три километра и почти доходил до Чёртового моста. Последние 500 метров пришлось преодолевать по железнодорожным путям, а до этого трижды форсировать водные потоки речки Листова и ручья Тый (дважды по мостикам и один раз вброд). Последний километр просёлочной дороги в поселении — труднопреодолимый участок не только для пешего, но и для внедорожника — ямы с водой с крутыми краями в глинистой почве. Двигаясь по насыпе нужно внимательно смотреть под ноги, ибо погреться на каменистую осыпь любят выползать гадюки. Где-то за 600 метров до тоннеля в зарослях лопуха оставил рюкзак, взяв с собой лишь штурмовой с аппаратурой и водой. У входа в тоннель, над которым нависал собственно мост, установлен бетонный блок означающий тупик.
Чёртов мост вид с железнодорожных путей
Тоннель и Чёртов мост
В самом тоннеле рельсы разобраны. Хотел пройти по тоннелю и выйти на мост по бывшим железнодорожным путям, но забыл в рюкзаке фонарь, а возвращаться назад не хотелось. Пришлось подниматься на мост по разрушенной лестнице слева от тоннеля. Подъём крутой, но кто-то позаботился и до сохранившейся части лестницы навесил канат, что облегчило подъём.
Остатки лестницы у Чёртового моста
Остатки лестницы, ведущей от тоннеля к Чёртовому мосту
К Чёртовому мосту железная дорога плавно поднимается на вершину сопки, перпендикулярно пересекает по нему нижний тоннель на высоте 41 метр и уходит по гребню в сторону Камышево, так называемая спираль «Такарадай». Это сложный инженерный комплекс впечатляет своим замыслом и воплощением. Нижний тоннель вместе с противолавинной галереей длинной около 900 метров, второй верхний — всего 150 метров. С обеих сторон от моста сохранились японские бетонные укрепления — ДЗОТы.
Японский ДЗОТ у Чёртового моста
Налюбовавшись железным гигантом, отправился по заброшенной и теряющейся из виду в густых зарослях колее в сторону другой не менее знаменитой достопримечательности — Ведьминому мосту.
Заросшая колея между Чёртовым и Ведьминым мостами
По пути пришлось преодолеть в темноте тоннель протяжённостью в 950 шагов. Расстояние от одного моста до другого около 2 километров я преодолел за 30 минут. Ведьмин мост длинной в 200 метров перекинут через ущелье глубиной 50 метров и является самым высоким сооружением на Сахалине. Жаль, что в 2007 году мост пострадал во время лесного пожара и большая часть шпал выгорела и упала в пропасть.
Ведьмин мост со стороны Чёртового моста
Ведьмин мост шпалы сгорели во время лесного пожара
Участок железной дороги от Холмска до Южно-Сахалинска назывался Хосинсен. В него входили 15 тоннелей и 35 мостов, включая грандиозные сооружения — Чёртов и Ведьмин мосты, возведённые японцами в 1928 году. Эти уникальные конструкции, включая тоннели, образующие единый комплекс заслуживают бережного отношения к себе. Различие между мостами заключается в том, что дорога на Чертов мост выходит из противолавинной галереи и уходит в сторону Чапланово по распадку, а дорога на Ведьмин мост выходит из тоннеля, переходящего в противолавинную галерею и уходит в тоннель.
Вид на узкоколейку с Чёртового моста
Было бы здорово провести перешивку колеи под российский стандарт и восстановить железнодорожное движение на этом участке хотя бы до Камышево или дальше, пустив состав по примеру как в парке имени Ю. А. Гагарина в самом Южно-Сахалинске. Это направление несомненно пользовалось бы популярностью и у сахалинцев, и у многочисленных гостей острова. Кстати, считаю названия мостов неудачными ни мост Чёртов, ни мост Ведьмин отношения к этим сущностям не имеют. Гораздо ближе по сути и по аналогии с таиландской «Дорогой смерти», называть Чёртов мост — «мостом смертников» или «мостом неприкаянных душ», а Ведьмин» — мостом «Такобэя», но это лично моё мнение. Осмотрев мосты, спустился вниз к основанию Чёртового моста, где стоял современный состав из двух вагонов.
Прибывший поезд на конечную станцию "Чёртов мост"
Сюда можно доехать на поезде из Холмска и даже из Чехова. Правда он редко ходит. В 17:15 поезд ушёл в сторону Холмска, увозя немногочисленных пассажиров, я же остался на платформе, где познакомился с супружеской парой. Маруся (она родом из Сахалина) с мужем приехали осмотреть Чёртов мост, а вот на Ведьмин не попали, зато прошли полностью спираль «Такарадай». Просто не знали, что нужно по путям идти дальше через мост, а может не стали рисковать. Вместе вернулись в посёлок Николайчук, где они оставили машину. Любезно предложили подвести меня, от такого предложения я не отказался. Высадился у начала подъёма на сопку у знака Белый пояс.
Вывеска на тропе каратэ
Маруся угостила меня сахалинской булочкой с изюмом, которая заменила мне ужин. Пока решал идти вверх или заночевать на месте, подъехал Андрей с женой из Южного Тушино. Они приехали совершить вечерний трекинг. Подумав, что у дороги стоять будет не комфортно, отправился вглубь леса по дороге к вершине сопки по тропе совершенствования и духовного воспитания каратэ.
Ни полянки, ни проплешины мне долго не попадались. Вплотную к дороге подступали густые заросли из высокой «травы». Здесь и белокопытник японский и бамбучник и некоторые другие растения, которые индетицифировать не смог.
1
Заросли лопуха у Ведьминого моста
Достигнув вершины, впереди замаячила высоковольтная линия, пересекающая дорогу, у мачты которой удалось найти пригодную площадку. В 19:00 недалеко от опоры мачты поставил палатку. Огонь разводить не стал, а залёг отдыхать. На руке нашёл клеща, видимо подхватил, когда пробирались через заросли на склоне насыпи к оставленной машине. Всю ночь пищала какая-то птица, издавая противный пронзительный писк. Весь день была хорошая, но жаркая погода. За день прошёл 24300 шагов. Это был первый активный день моего путешествия по Сахалину и намеченный план был полностью выполнен.
Несколько слов о самом городе Холмске. Город на юго-западе побережья острова на берегу Невельского залива в 83 километрах (по автодороге) от Южно-Сахалинска является не только крупным транспортным узлом, так как связан паромной переправой с материком, но центром рыболовства и судоремонта. Является важным стратегическим объектом острова. Это третий по численности населённый пункт Сахалина. В нём проживает более 25000 человек. Город расположен на довольно узком участке земли между заливом и окружающими холмами или сопками — морских террасах, вытянувшись на более десятка километров вдоль берега. На севере доходит в плотную к посёлку Яблочное, славящегося своим пляжем. Холмск связан железной дорогой с Ильинским на севере и Горнозаводском — на юге. Перепады высот в черте города достигают сотни метров. В последнее время город постепенно развивается, открываются магазины и торговые центры, работает устойчиво общественный транспорт. Так как к западному побережью острова вплотную подходит тёплое Цусимское течение, то погода на побережье неустойчивая. Часто бывают дожди и ливни, а воздух насыщен влагой. Главная привлекательность города — это находящейся в нескольких километрах на восток возле Тайного водохранилища грандиозное сооружение японцев так называемый Чёртов мост и не менее грандиозное другое сооружение — Ведьмин мост. Эти уникальные сооружения вместе с тоннелями имеют только растущую год от года привлекательность для туристов. Совершенно не понятно, почему не восстановить данные объекты и не запустить по ним экскурсионные маршруты, что имело бы колоссальное значение. В Холмске 5 гостиниц, но в туристический сезон свободных мест почти не бывает.
Николайчук — дачный посёлок с довольно хаотичной застройкой. Участки или земельные наделы у всех разной степени ухоженности. По архитектурным стилям домов можно судить об уровне благосостояния хозяев. Хотя до посёлка ходит современный железнодорожный состав, большинство жителей добираются до своих наделов на личном транспорте. Постоянных жителей не имеет, посему и инфраструктуры никакой. Поселение с высокой положительной перспективой в виду наличия близлежащих достопримечательностей, а именно, спирали «Такарадай» с Чёртовым мостом и Ведьминым мостом.