Иваново никогда не входило в список наших «мечт», но от заманчивого названия тура «Русские усадьбы в провинции» (ну вы понимаете: как упоительны в России вечера, хруст французской булки и прочие «Антоновские яблоки») отказаться было невозможно.
Показателем того, что это пока не самое популярное направление было то, что для участия в этом туре, в хорошую погоду, летом из Москвы в Иваново прибыло 5 (прописью ПЯТЬ) человек. Так все три дня и пропутешествовали мы этой маленькой компанией на минивэне по Ивановской области. Гид Алёна рассказала, что в первую очередь задаёт туристам вопрос: «А что побудило вас к нам приехать?». Туристы сначала глубоко задумываются, а потом выдают: «Ну… Мы вроде уже всюду были. В Смоленской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Тульской, Рязанской, Калужской областях были, ну теперь и к вам приехали».
В Иваново приезжающих сразу поражает вокзал, даже не будучи поклонником конструктивизма эту красоту невозможно пробежать насквозь и не затормозиться.
Прекрасно отреставрированный вокзал в виду небольшого потока пассажиров («Ласточка» пришла, все в город высыпали или пересели на местные электрички по городам Ивановской области и всё, пустота и красота) используется как выставочный зал.
Во время нашего пребывания проходила выставка, посвященная русскому авангарду во всех его проявлениях, в том числе и в моде. Манекены демонстрировали модели одежды от Ламановой до Зайцева (кстати, местного уроженца). В декорациях конструктивистского вокзала выглядит очень органично.
В Иваново много застройки в стиле конструктивизма, что объяснимо, потому что город активно строился и расширялся в годы главенствования этого стиля с 1927 по 1936. Но выскажем непопулярное мнение: стиль — на любителя, он интересен при прочтении сверху (когда можно понять мысль архитектора), с земли все эти дом-пароход, дом-птица, дом-пуля как-то не впечатляют. Этот стиль вызывает интерес в двух случаях: при очень хорошей реставрации (как Ивановский вокзал или клуб им. Русакова в Москве) или если конкретная постройка окутана неким флёром, имеет свою историю (как дворец пионеров в Твери, ах, Иван Леонидов, ах, легенда конструктивизма, это тебе не какой-то Константин Мельников, который всё-таки много настроил, это целый Иван Леонидов). Но для любителей конструктивизма Иваново — это колондайк разной степени обшарпанности.
Всем остальным предлагается оценить музей Бурылина. Совершенно неожиданно было встретить такой богатый по наполнению и интерьерам музей в провинции, да ещё и в столице первого Совета). Дмитрий Бурылин, богатейший купец, меценат, коллекционер продолжил дело своего деда Диодора Бурылина, тоже коллекционера. Диодор Бурылин собирал старопечатные книги, старинные монеты, предметы этнографии и живописи. Это собрание «древностей и редкостей» перешло к внуку, который не только значительно расширил коллекцию, но и выстроил музей для размещения этой коллекции.
Здание музея построено в 1914 году по проекту архитектора П. А. Трубникова в стиле неоклассицизма. Помимо экспозиционных площадей, в музее были предусмотрены обсерватория, кинозал, биологическая станция, концертный зал, лекторий и библиотека.
Музей подземным ходом соединялся с собственным домом Бурылина (прекрасным особняком в стиле модерн), в котором нынче находится музей ситца (был на реставрации). Говорят, в подземном переходе устраивали до недавнего времени модные дефиле, креативно. Музей настоятельно рекомендуем, очень хорош.
Любителям красно-кирпичного стиля начала ХХ-го века будет интересно посетить Введенский женский монастырь. Сам монастырь возник в перестроечные времена усилиями православной общины, а Введенская или красная церковь в русском стиле с византийскими мотивами была построена около 1905 года. Для возвращения храма верующим пришлось пойти на крайние меры: четыре прихожанки объявили голодовку и держали её 16 дней.
Это единственный старый храм, который показывают туристам, так что очень интересно что же показывали туристам в рамках туров по Золотому кольцу и как вообще Иваново туда попало? Не хотим сказать, что город не интересен, но именно применительно к концепции Золотого кольца? На вопрос гиду: «А что показывали раньше?», получили ответ: «Музей первого Совета».
В близи Иваново, в селе Ново-Талицы находится дом семьи Цветаевых. Видимо, эта локация была призвана отвечать за те самые «русские усадьбы», заявленные в названии тура. Вряд ли этот дом можно назвать усадьбой, это скорее дом деревенского священника, деда Марины Цветаевой и отца Ивана Цветаева, создателя музея изящных искусств. Все четыре брата Цветаевы были достойными и образованными людьми, много сделавшими на благо Отечества.
Никольский храм — один из самых старинных на Ивановской земле. Построен он был в 1775 году на средства адмирала Никифора Ивановича Молчанова. Отец Ивана Владимировича Цветаева служил священником в Никольском храме больше 30 лет.
В доме очень уютно, много личных вещей Цветаевых. Перед домом — клумбы с цветами, очень пасторально. После экскурсии устраивают чаепитие с цветаевским пирогом.
Хочется сказать несколько общих слов об Иваново в стиле «о бедном гусаре замолвите слово». Много раз слышали, что делать в Иваново нечего, только проехать (закрыв глаза), направляясь в Плёс. Не согласны, в Иваново, действительно, сохранилось немногое, но есть интересные дома, прекрасные музеи, картинная галерея, город зелёный, чистый, красивая набережная. В ресторане «Русский Манчестер» (оцените название) вечером не протолкнуться).
P. S. История про «Ласточку», которая ходит из Москвы в Иваново. Для справки: расстояние от Москвы до Иваново составляет порядка 300 км. Когда в Иваново был назначен новый губернатор, он отправился из Москвы обозревать владения «маркиза Карабаса» вступать в должность и добирался 9 часов. По приезде сказал, что так жить нельзя и обещал «пробить» запуск «Ласточки», что (к его чести) и сделал. Ивановцы страшно обрадовались возможности добираться до Москвы менее чем за 4 часа, поезд пользуется такой популярностью, что билеты на него разлетаются как горячие пирожки и местные жители даже имеют преференции по их приобретению. НО… если посмотреть расписание, то поезд стоит во Владимире 20 минут. Причина проста: к нему цепляют тепловоз, далее дорога не электрофицирована, посчитайте сколько это километров от столицы, всего-ничего. Увеличить объём перевозок не представляется возможным: «Ласточки» выпускаются со стандартным количеством вагонов и просто «прицепить» вагон не получится. А «сдвоенную» «Ласточку» тепловоз не тянет. Вот такие наши российские реалии.
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм