Продолжение.
Начало читайте в части 1.
Изучив республиканский краеведческий национальный музей Элисты я отправился дальше по городу.
Продолжение.
Начало читайте в части 1.
Изучив республиканский краеведческий национальный музей Элисты я отправился дальше по городу.
Панно «Цвети, Калмыкия».
В парке «Дружба».
Торжественное открытие парка было приурочено к 500-летию эпоса «Джангар» и состоялось в 1940 г.
Памятник защитникам правопорядка Калмыкии.
Мемориальный комплекс героев Гражданской и Великой Отечественной войн.
Внесён в список объектов культурного наследия Республики Калмыкия.
На правой стене в глубине площади находится надпись на русском и калмыцком языках.
Посмотрите как украшают город разноцветными ленточками.
Обычай нашивания, привязывания ленточек, косичек, лоскутов материи на священных животных, деревья и другие предметы, существовал в архаичном прошлом всех тюркско-монгольских народов.
Памятник джангарчи Ээлян Овла — памятник монументального искусства, находящийся в парке «Дружба».
Посвящён джангарчи Ээлян Овла, из уст которого калмыцкий просветитель Номто Очиров впервые записал песни калмыцкого эпоса «Джангар».
Памятник был установлен в 1990 году.
Подобный же образ джангарчи я повсеместно встречал в Киргизии.
Сразу видно что оба эти родственных народа ранее проживали рядом (Монголия и Алтай).
Памятник В. Цою.
Аллея Героев была построена в 1995 году по проекту архитектора В. Гиляндикова и скульпторов Н. и Б. Эледжиевых.
В 2005 году была проведена реконструкция мемориального комплекса.
В центре Аллеи Героев находится памятник генерал-лейтенанту Городовикову.
На левой стене находятся барельефы 37 Героев Советского Союза и России, на правой стене — барельефы 36 Героев Социалистического Труда.
Скульптура «Белый старец».
Цаган — добуддийское мифологическое божество, почитаемый калмыками за всенародного покровителя. Белый старец — символ чистоты и вечности, веры, единства и согласия, национальной самобытности калмыцкого народа.
Белый старец считается покровителем всего живого на Земле, покровителем калмыков и хранителем семейного благополучия, богатства и изобилия. Особенно был почитаем у калмыков во времена тенгрианства — доббудийской народной религии калмыков.
Белый старец изображён во весь рост с посохом в руках, навершие которого выполнено в виде головы дракона, являющегося повелителем водных стихий.
На плечах белого старца накинута сутана-лавшаг, его голова покрыта шапкой-гюрсн. Рядом с Белым старцем изображены обитатели калмыцкой степи — волк, орёл (или птица Хан Гаруди) и сайгак.
Правая рука белого старца положена на спину волка, который символизирует неподкупность. На тыльной стороне скульптуры изображён элемент калмыцкого орнамента, который символизирует вечное движение и бессмертие Вселенной.
Скульптура является объектом поклонения калмыцких буддистов.
Мост «Любви».
Золотые ворота были установлены в 1998 году.
На Золотых воротах находятся 28 картин, иллюстрирующих прошлую и современную историю калмыцкого народа.
Статуя Будды Шакьямуни является единственной в европейской части России статуей Будды Шакьямуни, установленной на улице вне буддийского храма.
Будда Шакьямуни изображён в характерной медитативной позе. Его правая рука указывает на землю, а левая рука держит монашескую чашу для подаяний. В настоящее время статуя круглый год укрыта жёлтым одеянием.
Перед ротондой стоит памятный знак в виде круглой чаши, на постаменте которого находится следующая надпись на калмыцком, русском и английском языках:
«Ом мани падме хум!…»
Статуя Будды Шакьямуни была установлена 6 июля 1995 г. в честь 60-летия Далай-Ламы 14-го.
Это духовный лидер последователей тиюетского буддизма.
Лауреат Нобелевской премии мира (1989).
До 27 апреля 2011 года также возглавлял правительство Тибета в изгнании.
25 июля 1991 года Далай-лама впервые посетил Калмыкию.
Визит 2004 года ограничивался двумя днями в Элисте.
Пагода Семи Будд.
Буддисты верят, что задолго до прихода в мир Будды Шакьямуни было ещё 7 Будд, а каждый из них встречался с последующим, предрекая тому достижения просвещения в грядущей жизни. Именно с 7-ю Буддами прошлого и связано название пагоды Семи Дней, расположенной на главной площади Элисты.
В самом центре здания установлен молитвенный барабан, внутри которого заложен свиток с 75-ю миллионами мантр. Каждое вращение — это прочтение мантры, а каждое прочтение мантры — это благо для прочитавшего её и для остального мира. Поместив мантры в барабаны и начав вращать их, буддисты таким образом автоматизировали и ускорили процесс молитвы, а добра в мире стало в разы больше.
Я в этот день навращал барабаны и поназагадывал желаний.
Теперь сижу и жду когда они сбудутся.
«Три лотоса» стал первым в Калмыкии светомузыкальным фонтаном.
Памятник В. И. Ленину.
В 1997–1998 годах в Элисте проходили четыре международных конкурса-бьеннале под названиями «Великий шёлковый путь», «Человек и природа глазами Востока», «Мир Давида Кугультинова» и »Планета Каисса».
Во время этих симпозиумов скульпторы из различных стран мира в рамках конкурса установили свои скульптуры на улицах города. Некоторые скульптуры были созданы вне рамок международных конкурсов по инициативе калмыцких скульпторов.
Большинство скульптур созданы по мотивам калмыцкого фольклора, истории, эпоса «Джангар» и буддизма.
Скульптура «Лунный календарь» символизирует двенадцатилетний буддийский цикл, каждый год которого связан с определённым животным.
Памятник Александру Пушкину находится в центре скульптурно-архитектурного ансамбля, состоящего из просцениума и декоративной металлической решётки.
На решётке располагаются также барельефы, изображающие различные символические сцены.
Аллея начинается от улицы Пушкинской и заканчивалась металлической декоративной решёткой, на которой размещены планшеты со стихотворными строками калмыцких поэтов Давида Кугультинова на калмыцком языке и Санджи Каляева на русском языке.
Памятник поэту Д. Кугультинову.
Стелла Тюльпан-Верблюд.
Скульптура создана во время I Международного симпозиума скульпторов. Скульптура создана по мотивам калмыцкой сказки и изображает верблюда с гордо поднятой головой. Горбы верблюда подобны лепесткам тюльпана, которые напитываются влагой в засушливые дни и спасают от жажды.
Скульптура «Беркутчи», 1997 г.
Скульптура «Эхо» (или «человек без живота») символизирует возвращение калмыков к истокам национальный культуры.
А затем мы с приятелем выехали из города.
Следующая достопримечательность находится в 6 км от Элисты.
Хурул — это специальное название для буддийских храмов, расположенных в Калмыкии.
Название комлпекса «Геден Шеддуп Чой Корлинг» переводится как «Святая обитель теории и практики школы Гелук».
Главная достопримечательность комплекса — это храм Сяксюн-сюме, основанный в 1996 году и освященный самим Далай-ламой XIV.
Храм и монастырские постройки выполнены в тибетском стиле.
Мы проезжаем мимо комплекса юрт.
У юрт стоят кружком молодые люди с протянутыми к небу руками.
Видимо какая-то секта «поклонения солнцу» живет в этих юртах на природе.
Возвращаемся в город.
Панорама из степи на Элисту на закате.
В Элисте проживает около 100 000 населения, во всей республике осталось около 250 000 человек.
Большинство из них калмыки.
Русские помоложе стараются уехать в центральную Россию потому что кроме экономических проблем в республике существуют и проблемы национальные.
Впрочем, подобная ситуация характерна в той или иной степени во всех национальных республиках страны.
Кроче, русское население рано или поздно здесь исчезнет.
Местным жителям толком работы здесь нет. Они зарабатывают на вахтах.
Затем калмыки на заработанные деньги строят здесь дома, покупают квартиры, а вот молодые славяне стараются сюда уже не возвращаться.
Делаем прощальное фото у Золотой обители Будды Шакьямуни.
Затем мой приятель по телефону договаривается с водителем микроавтобуса, который сегодня ночью отвезет меня обратно в Железноводск прямо до моего санатория. Проезд стоит недорого, около 1 100 рублей.
Мы распрощались с приятелем.
До отъезда у меня еще целый час и я с рюкзаком решил еще прогуляться по вечернему городу.
Скульптура «Сфинкс».
«Всадник».
Скульптура изображает буддийскую мистерию «Цам», которая совершается в особо важных случаях. Шествием «Цам» открываются буддийские ритуальные праздники.
Пагода Семи Будд в ночной подсветке.
Скульптура «Путь к солнцу» посвящена одному из символов Калмыкии — верблюду.
«Странник монах».
«Лу — Дракон» — священное животное, обладающее непостижимым счастьем.
Дракон также, как и счастье, нереален, неуловим, но в то же время он обычен, добр и забавен.
Дракон считается защитником, спасшим наш мир.
Автобус отходит от Золотой обители.
Я прощаюсь с Калмыкией и Элистой.
Я провел здесь интересный мартовский день.
А вам было интересно?
В подготовке материала использованы сведения из Википедии