Продолжение.
Начало читайте в части 1.
Изучив республиканский краеведческий национальный музей Элисты я отправился дальше по городу.
Продолжение.
Начало читайте в части 1.
Изучив республиканский краеведческий национальный музей Элисты я отправился дальше по городу.
Панно «Цвети, Калмыкия».
В парке «Дружба».
Торжественное открытие парка было приурочено к 500-летию эпоса «Джангар» и состоялось в 1940 г.
Памятник защитникам правопорядка Калмыкии.
Мемориальный комплекс героев Гражданской и Великой Отечественной войн.
Внесён в список объектов культурного наследия Республики Калмыкия.
На правой стене в глубине площади находится надпись на русском и калмыцком языках.
Посмотрите как украшают город разноцветными ленточками.
Обычай нашивания, привязывания ленточек, косичек, лоскутов материи на священных животных, деревья и другие предметы, существовал в архаичном прошлом всех тюркско-монгольских народов.
Памятник джангарчи Ээлян Овла — памятник монументального искусства, находящийся в парке «Дружба».
Посвящён джангарчи Ээлян Овла, из уст которого калмыцкий просветитель Номто Очиров впервые записал песни калмыцкого эпоса «Джангар».
Памятник был установлен в 1990 году.
Подобный же образ джангарчи я повсеместно встречал в Киргизии.
Сразу видно что оба эти родственных народа ранее проживали рядом (Монголия и Алтай).
Памятник В. Цою.
Аллея Героев была построена в 1995 году по проекту архитектора В. Гиляндикова и скульпторов Н. и Б. Эледжиевых.
В 2005 году была проведена реконструкция мемориального комплекса.
В центре Аллеи Героев находится памятник генерал-лейтенанту Городовикову.
На левой стене находятся барельефы 37 Героев Советского Союза и России, на правой стене — барельефы 36 Героев Социалистического Труда.
Скульптура «Белый старец».
Цаган — добуддийское мифологическое божество, почитаемый калмыками за всенародного покровителя. Белый старец — символ чистоты и вечности, веры, единства и согласия, национальной самобытности калмыцкого народа.
Белый старец считается покровителем всего живого на Земле, покровителем калмыков и хранителем семейного благополучия, богатства и изобилия. Особенно был почитаем у калмыков во времена тенгрианства — доббудийской народной религии калмыков.
Белый старец изображён во весь рост с посохом в руках, навершие которого выполнено в виде головы дракона, являющегося повелителем водных стихий.
На плечах белого старца накинута сутана-лавшаг, его голова покрыта шапкой-гюрсн. Рядом с Белым старцем изображены обитатели калмыцкой степи — волк, орёл (или птица Хан Гаруди) и сайгак.
Правая рука белого старца положена на спину волка, который символизирует неподкупность. На тыльной стороне скульптуры изображён элемент калмыцкого орнамента, который символизирует вечное движение и бессмертие Вселенной.
Скульптура является объектом поклонения калмыцких буддистов.
Мост «Любви».
Золотые ворота были установлены в 1998 году.
На Золотых воротах находятся 28 картин, иллюстрирующих прошлую и современную историю калмыцкого народа.
Статуя Будды Шакьямуни является единственной в европейской части России статуей Будды Шакьямуни, установленной на улице вне буддийского храма.
Будда Шакьямуни изображён в характерной медитативной позе. Его правая рука указывает на землю, а левая рука держит монашескую чашу для подаяний. В настоящее время статуя круглый год укрыта жёлтым одеянием.
Перед ротондой стоит памятный знак в виде круглой чаши, на постаменте которого находится следующая надпись на калмыцком, русском и английском языках:
«Ом мани падме хум!…»
Статуя Будды Шакьямуни была установлена 6 июля 1995 г. в честь 60-летия Далай-Ламы 14-го.
Это духовный лидер последователей тиюетского буддизма.
Лауреат Нобелевской премии мира (1989).
До 27 апреля 2011 года также возглавлял правительство Тибета в изгнании.
25 июля 1991 года Далай-лама впервые посетил Калмыкию.
Визит 2004 года ограничивался двумя днями в Элисте.
Пагода Семи Будд.
Буддисты верят, что задолго до прихода в мир Будды Шакьямуни было ещё 7 Будд, а каждый из них встречался с последующим, предрекая тому достижения просвещения в грядущей жизни. Именно с 7-ю Буддами прошлого и связано название пагоды Семи Дней, расположенной на главной площади Элисты.
В самом центре здания установлен молитвенный барабан, внутри которого заложен свиток с 75-ю миллионами мантр. Каждое вращение — это прочтение мантры, а каждое прочтение мантры — это благо для прочитавшего её и для остального мира. Поместив мантры в барабаны и начав вращать их, буддисты таким образом автоматизировали и ускорили процесс молитвы, а добра в мире стало в разы больше.
Я в этот день навращал барабаны и поназагадывал желаний.
Теперь сижу и жду когда они сбудутся.
«Три лотоса» стал первым в Калмыкии светомузыкальным фонтаном.
Памятник В. И. Ленину.
В 1997–1998 годах в Элисте проходили четыре международных конкурса-бьеннале под названиями «Великий шёлковый путь», «Человек и природа глазами Востока», «Мир Давида Кугультинова» и »Планета Каисса».
Во время этих симпозиумов скульпторы из различных стран мира в рамках конкурса установили свои скульптуры на улицах города. Некоторые скульптуры были созданы вне рамок международных конкурсов по инициативе калмыцких скульпторов.
Большинство скульптур созданы по мотивам калмыцкого фольклора, истории, эпоса «Джангар» и буддизма.
Скульптура «Лунный календарь» символизирует двенадцатилетний буддийский цикл, каждый год которого связан с определённым животным.
Памятник Александру Пушкину находится в центре скульптурно-архитектурного ансамбля, состоящего из просцениума и декоративной металлической решётки.
На решётке располагаются также барельефы, изображающие различные символические сцены.
Аллея начинается от улицы Пушкинской и заканчивалась металлической декоративной решёткой, на которой размещены планшеты со стихотворными строками калмыцких поэтов Давида Кугультинова на калмыцком языке и Санджи Каляева на русском языке.
Памятник поэту Д. Кугультинову.
Стелла Тюльпан-Верблюд.
Скульптура создана во время I Международного симпозиума скульпторов. Скульптура создана по мотивам калмыцкой сказки и изображает верблюда с гордо поднятой головой. Горбы верблюда подобны лепесткам тюльпана, которые напитываются влагой в засушливые дни и спасают от жажды.
Скульптура «Беркутчи», 1997 г.
Скульптура «Эхо» (или «человек без живота») символизирует возвращение калмыков к истокам национальный культуры.
А затем мы с Сашей выехали из города.
Следующая достопримечательность находится в 6 км от Элисты.
Хурул — это специальное название для буддийских храмов, расположенных в Калмыкии.
Название комлпекса «Геден Шеддуп Чой Корлинг» переводится как «Святая обитель теории и практики школы Гелук».
Главная достопримечательность комплекса — это храм Сяксюн-сюме, основанный в 1996 году и освященный самим Далай-ламой XIV.
Храм и монастырские постройки выполнены в тибетском стиле.
Мы проезжаем мимо комплекса юрт.
У юрт стоят кружком молодые люди с протянутыми к небу руками.
Видимо какая-то секта «поклонения солнцу» живет в этих юртах на природе.
Возвращаемся в город.
Панорама из степи на Элисту на закате.
В Элисте проживает около 100 000 населения, во всей республике осталось около 250 000 человек.
Большинство из них калмыки.
Русские помоложе стараются уехать в центральную Россию потому что кроме экономических проблем в республике существуют и проблемы национальные.
Впрочем, подобная ситуация характерна в той или иной степени во всех национальных республиках страны.
Александр формировался здесь еще во времена СССР и отлично адаптировался в калмыцкую среду. Например он здоровается с местными на калмыцком и понимает их язык.
И вообще он очень коммуникабельный, общается со всеми, всех знает и до всего у него есть дело.
У него в деревне здесь доживают родители и Саша отсюда уже никуда не уедет, а вот его сын уже живет в Москве. Короче, русское население рано или поздно здесь исчезнет.
Местным жителям толком работы здесь нет. Они зарабатывают на вахтах.
Затем калмыки на заработанные деньги строят здесь дома, покупают квартиры, а вот молодые славяне стараются сюда уже не возвращаться.
Делаем прощальное фото у Золотой обители Будды Шакьямуни.
Затем Саша по телефону договаривается с водителем микроавтобуса, который сегодня ночью отвезет меня обратно в Железноводск прямо до моего санатория. Проезд стоит недорого, около 1 100 рублей.
Мы распрощались с Сашей.
До отъезда у меня еще целый час и я с рюкзаком решил еще прогуляться по вечернему городу.
Скульптура «Сфинкс».
«Всадник».
Скульптура изображает буддийскую мистерию «Цам», которая совершается в особо важных случаях. Шествием «Цам» открываются буддийские ритуальные праздники.
Пагода Семи Будд в ночной подсветке.
Скульптура «Путь к солнцу» посвящена одному из символов Калмыкии — верблюду.
«Странник монах».
«Лу — Дракон» — священное животное, обладающее непостижимым счастьем.
Дракон также, как и счастье, нереален, неуловим, но в то же время он обычен, добр и забавен.
Дракон считается защитником, спасшим наш мир.
Автобус отходит от Золотой обители.
Я прощаюсь с Калмыкией и Элистой.
Я провел здесь интересный мартовский день.
А вам было интересно?
В подготовке материала использованы сведения из Википедии