Я понял, в чём ваша беда. Вы слишком серьёзны. Умное лицо ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа… Улыбайтесь…
Г. Горин «Тот самый Мюнхгаузен»
В 2020 году мы несколько дней жили в Осташкове, ездили по окрестностям, знакомились с природными и историческими памятниками, и вот волей судьбы в прошлом году я вновь здесь, в столице Селигера, смотрю на город с колокольни Троицкого собора,
добралась до Богородицкого Житенного монастыря
и вижу город с его стороны,
прошлась по легендарной Евстафьевской улице — первой, с которой начался город,
на набережной любуюсь радугой над озером.
В сувенирные магазины и местный Музей забытых вещей даже не думала заглядывать — ну подумаешь, в каждом городе такое есть! Волей судьбы оказалась здесь и поняла, как ошибалась.
В своё оправдание могу сказать, во-первых, что в 2020 году здесь не было магазина сувениров с Музеем рыбы. Во-вторых, побывав в нём, задумалась, как же так получилось, что его не было прежде? Это как в пословице про сапожника без сапог и портного без кафтана: прославленный рыбным промыслом Осташков — город, на гербе которого три ерша, и без музея рыбы?! Справедливости ради следует сказать, что в Осташковском краеведческом музее есть экспозиция, посвящённая рыбе,
но новый музей — это что-то особенное! Правильно он называется «Музей рыбы и не только». Вот ради этого «не только» здесь стоит побывать.
Музей частный, его организовал художник по металлу Игорь Александрович Афанасенко. Основную часть экспозиции занимают рыбы, сделанные им из множества искусно подобранных металлических деталей. В ход идёт вcё: пружины, пластины, колечки, трубочки, пропеллеры, зажимы, цепи, мясорубки, микросхемы, гаечные ключи, часовые шестерни, столовые приборы…
Кроме металла, используются и другие материалы. Здесь есть щуки из ножовок, лампочек и прочего лома, а есть из резиновых сапог.
Рядом блестит нарядной бижутерией модник карп.
Выбранный материал и особое видение автора в конечном счете и определяют, какой характер будет у экспоната: большая рыба из галстуков — модница,
деревянные рыбешки щеголяют перламутровыми, пластиковыми и металлическими украшениями.
Керамические рыбки тоже есть, но их автор заказывает керамисту, который, разумеется, воплощает задумку самого владельца музея.
«Околорыбная» тема присутствует и в других экспонатах. Кроме остроумного воплощения, автор даёт им не менее остроумные названия.
В этом небольшом музее есть сувенирная лавочка. Конечно, экспонат музея вы здесь не купите, но оригинальные подарки выбрать сможете. На что уж я сувениров давно не покупаю, но не устояла перед орденом «Дошедшим до истока Волги».
Как оказалось, это уже второй музей Афанасенко. Первым в 2011 году был открыт «Музей забытых вещей и не только…».
Игорь Александрович Афанасенко более тридцати лет собирает коллекцию предметов быта, вещей и техники советского и дореволюционного периодов. И не только собирает, но и создаёт практически из бытового мусора инсталляции в стиле стимпанк.
Какое определение дать стимпанку? В энциклопедиях оно громоздкое и запутанное. Если проще, то стимпанк — фантастика о мирах, где паровые машины и другие ретротехнологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.
В последнее время стимпанк трактуют широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Всё то, что сейчас называют стимпанком, можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.
Афанасенко работает в стиле фэнтези-стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами.
Получается интересный эффект: соседствуют вещи из прошлого века и совершенно фантастические композиции, будто сошедшие с экранов фильмов о далёком будущем. И всё это весело, остроумно и даже иронично.
Не хочется выходить из зала с инсталляциями из мелких и не очень деталей ставших ненужными предметов — стоишь и пытаешься угадать, из чего всё это собрано. Обратите внимание на их названия — в них и характер «персонажа», и эмоции автора.
В одном из помещений — небольшая выставка портретов смешных персонажей, сделанных из старой обуви. Они разные, у каждого свой возраст, пол, характер.
А всё начиналось с модной в своё время идеи создания Музея советской эпохи. Ностальгия ли это? Игорь Александрович говорит, что ностальгии не испытывает, но хочет сохранить историю — сюда не только туристы приходят, но и родители с детьми. Дети — как в музей исторический, а взрослые иной раз радуются, как дети: «Ой, а это у нас тоже дома было!» Да, и у нас многое из собранного в этой экспозиции когда-нибудь да было.
Но это не случайно разложенные и расставленные вещи, а со знанием дела — чувствуется, автор совершенно точно знал, что, как и в соседстве с чем стояло рядом.
Про коммунальную кухню я вообще молчу! Это надо было пережить!
Музей расположился в здании старого, ещё дореволюционного банка города Осташкова, и за бронированной дверью было деньгохранилище.
Теперь оно обыграно иначе. Помещение за тяжёлой металлической дверью, названное «Лабораторией оккультных практик», — специально для любителей острых ощущений. В ней царит полумрак, и особенно она нравится юным посетителям, напоминая книжки про всевозможных магов и колдунов.
Игорь Александрович проводит экскурсию сам и может ответить на любой вопрос. Несмотря на возраст, он полон сил и креативных идей. Его музей не кладбище вещей, а современное музейное пространство.
В мае 2023 года Игорь Александрович — победитель в номинации «Творчество и созидание» среди жителей, вносящих большой вклад в сохранение единого культурного пространства, духовных и народных традиций и развитие культуры Осташковского городского округа. Сфотографироваться с ним хотят и считают за честь многие посетители музея.