Центр Тель-Авива часто и совершенно справедливо называют «Белым городом» — таким количеством домов в белой и светлой гамме обладает, пожалуй, мало какой город. А по количеству зданий, построенных в интернациональном стиле Bauhaus (баухаус) — город занимает первое место в мире! На сегодняшний день в Тель-Авиве их 4000! Это самая большая «коллекция» стиля баухаус, имеющегося где-либо!
А началось всё в 1919 году, и отнюдь не на «Холме Весны», как переводится название Тель-Авив.
Именно тогда, в 1919 году, в немецком Веймаре путём объединения двух соперничавших между собой Саксонско-Веймарских школ — изобразительного искусства и прикладного искусства — и была основана Высшая школа Строительства и Конструирования «Баухаус». Первым руководителем школы стал молодой берлинский архитектор Вальтер Гропиус.
Под его началом школа стала настоящим международным центром авангарда. Гропиусу удалось собрать под одной крышей талантливых художников, дизайнеров, архитекторов. Так, например, мастерскую живописи и фрески возглавил Василий Кандинский, витражной живописи — Пауль Клее, обработки металла — венгерский художник и теоретик искусства Ласло Мохой-Надь,
а лекции, в которых были изложены идеи нидерландской авангардной группы «Де стиль» читал сам её основатель и идейный вдохновитель — Тео ван Дусбург.
Простое и ёмкое название Баухаус (bau — строить, haus — дом) отражает принципы школы — здание лишено любого декора и подчинено лишь функции. Сам Вальтер Гропиус так формулировал концепцию школы: «Каждый предмет должен до конца отвечать своей цели, то есть выполнять свои практические функции, быть удобным, дешевым и красивым».
Следующим директором школы Баухаус был Ханнес Мейер (1928—1930 гг.). О нём я упоминаю здесь в связи с одним интересным фактом. Этот факт также напрямую относится к школе Баухаус, но к Тель-Авиву — лишь косвенно:). Я уже упоминала, что Тель-Авив занимает первое место в мире по количеству памятников архитектуры в этом стиле, но вряд ли вы догадаетесь, что за город занимает второе почётное место:)… А это — Биробиджан! И именно Ханнес Мейер участвовал в создании генерального плана этого города! Архитектор видел себя в роли строителя счастливого будущего, но его ждало разочарование: дефицит высококвалифицированных рабочих среди местных жителей, отсутствие необходимых строительных материалов, безумная бюрократическая система.
Школа Баухаус просуществовала недолго — с 1919 по 1932 год — и была закрыта с приходом к власти нацистов за «излишнюю свободу». Но эффект от её присутствия оказался настолько мощным, что принципы и идеология школы распространились по всему миру и стали основополагающими в модернизме.
Укрепление нацистских настроений в Германии послужило причиной оттока большого количества евреев. Многие из них уезжали в Палестину, в Тель-Авив — в город, открытый ко всему новому. Среди тех 250 тысяч человек, переехавших в это время на Землю Обетованную, было много архитекторов, бывших учеников школы Баухаус. Тель-Авив стал для них чистым холстом, идеальным местом для воплощения своих идей! Они предложили городу модель нового облика, где здания могли возводиться быстро и дёшево. И город готов был принять её — такие аспекты, как доступность и функциональность были востребованы в полной мере.
Из-за обилия солнечного света, изнуряющей жары и высокой влажности строителям города пришлось адаптировать стиль к местным климатическим условиям. Им пришлось отказаться от больших остеклённых поверхностей и ленточных окон. В проектах применялись приёмы, традиционные для практики строительства на Ближнем Востоке — внутренние дворы-колодцы, патио, аркады, вентиляционные люки — всё то, что облегчает доступ свежего воздуха и создаёт дополнительную тень.
Отель "Cinema". Действующий отель-бутик, который когда-то был одним из первых в Тель-Авиве кинотеатров. Кинематографическая тематика 30-х годов и сейчас остается лейтмотивом в его дизайне: настоящие проекторы, стулья кинотеатра и постеры фильмов украшают лобби отеля.
Облик зданий продиктован особенностями внутренней планировки и назначений помещений. Какие-то дома были вытянуты, а другие наоборот, более компактны.
На улице Бьялик можно найти много архитектурных чудес, дом Шомо Яфе является одним из них. Кубическая форма строения, белоснежные стены с квадратными окнами и даже внутренняя обстановка воплощают в себе стиль баухауса. Здание сохранилось в прекрасном состоянии с 1935 года.
Очень выразительны были закруглённые балконы.
Дом был спроектирован в 1933 году для семьи владельца Шмуэля Рапопорта, основателя и генерального директора Kupat Am Bank — первого еврейского банка в Тель-Авиве. В этом доме 1938 по 1959 год жил мэр Тель-Авива Исраэль Роках.
Многие дома были оборудованы специальными пологами, вентиляционными щелями (так называемыми окнами-термометрами), дополнительными козырьками. На плоских крышах можно было устраивать сады, перголы, зоны отдыха.
Дом-термометр. Этот дом получил такое название из-за необычной бетонной конструкции, которая в дневное время затеняет лестничную клетку и способствует ее проветриванию, а в вечернее время — пропускает электрическое освещение на улицу.
Дом Кирьяти. На вид ничего впечатляющего, однако, по словам одного известного израильского архитектора, этот дом действительно близок к идеальному воплощению стиля баухаус благодаря его симметричности и простоте.
Эффектное сочетание различных объёмов домов, отделанных белоснежной штукатуркой с играющими контрастными тенями, производили сильнейшее впечатление.
Дом Рейсфельда (1935 г) Два крыла здания образуют Н-образную форму, создавая у каждой части постройки свой двор. Вытянутые балконы и закругленные формы создают ощущение динамичного движения. Здание было частью генерального плана Тель-Авива. Ансамбль создает органическую связь между городским пространством и морским побережьем. В результате реконструкции были надстроены девять новых этажей, которые оформили стеклом и темным металлом.
В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием за «выдающийся пример нового градостроительства и архитектуры начала XX века», а также за уникальность адаптации интернационального стиля к культурным, климатическим и местным традициям города.
Для того, чтобы обойти и осмотреть все здания стиля Баухаус в Тель-Авиве понадобиться несколько дней. Это очень увлекательный процесс, но нам, к сожалению, был не доступен в связи с ограничением времени. Даже то, что я напланировала, в полном объеме мы не увидели.
И ещё…
В 2019 году школе Баухаус исполнилось 100 лет и мир широко отмечал это событие.
В Берлине прошёл недельный фестиваль, где можно было познакомиться с историей выдающейся школы. На родине Баухауса, Веймере, открылся новый музей школы. В Роттердаме прошла масштабная ретроспектива голландских художников, дизайнеров, архитекторов, которые так или иначе были связаны со школой Баухаус.
В апрельской Москве в Государственном музее архитектуры им. А. В. Щусева совместно с Музеем Баухауса в Тель-Авиве, при поддержке посольства Израиля и Израильского культурного центра «Натив», прошла выставка «Баухаус. Белый город Тель-Авива», посвященная 100-летнему юбилею школы.
Кроме этого, праздничные мероприятия и выставки прошли в Великобритании, Китае, Японии, Бразилии и в других странах.
Ну, и в самом Тель-Авиве, безусловно, юбилей отмечали. В тель-авивском Баухаус-центре была проведена выставка, посвященная архитекторам Йозефу Рингсу и Эриху Мендельсону — двум немецким архитекторам, привнёсшим дух модернизма в архитектуру города.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия