Ничто не вечно под Луной. Меняются ценности, мода, представления о жизни. Изменяется и сама наша жизнь. И лишь алмазы и бриллианты были, есть и будут в цене. Откуда они берутся и как добываются? Я предлагаю заглянуть в самую большую в мире техногенную дыру в Земле, туда, откуда выковыривают алмазы. Я говорю про карьер «Удачный», который находится на линии Полярного круга.
…Наша туристская компания расселилась по нескольким квартирам в Удачном. Он возник в 1967 году как посёлок в связи с началом промышленных разработок месторождения кимберлитовой трубки «Удачная», а в 1987 году получил статус города. От первоначальных строений сейчас уже ничего не осталось — все бараки разобраны. А современный город состоит из Нового города — так называется целый микрорайон. В нём нет улиц, а есть только пронумерованные дома. Все дома стоят на сваях, поскольку город расположен на вечной мерзлоте — практически на линии Северного полярного круга:
3
За обедом Юра обмолвился, что у здания ГОК (горно-обогатительный комбинат) стоит новенький блестящий катерпиллер. Люблю я большие машинки, поэтому без промедления отправилась к этому монстру. Расстояние всего ничего — от дома, где мы жили, не больше 3-х километров по асфальту.
Огромный новенький канареечного цвета Caterpillar в комплекте с таким же новеньким ЭКГ (Экскаватор Ковшовый Гусеничный) было видно издалека. Размер колеса катерпиллера потряс моё воображение. Но как передать его грандиозность? Для масштаба нужен человек, а в поход я отправилась без штатива, поэтому сделать селфи на фоне этой мощной карьерной техники не представлялось возможным.
— Дяденька, можете мне помочь? — обратилась я к проходящему недалеко мужчине.
— Давайте попробую. А что надо?
Я объясняю, что нужно моё фото на фоне огромного колеса. Мужчина не без проблем справляется с задачей, поскольку нужно, чтобы были полностью видны и ЭКГ, и самосвал, и я. И при этом чтобы не был завален горизонт!
4
После того, как задача была относительно правильно выполнена, я решилась спросить, где расположен карьер и можно ли до него дойти.
— Да без проблем! — весело ответил дяденька. — Видишь жёлтые высокие здания? Это шахты. Вот мимо них и иди. Примерно 2–3 километра.
В сторону шахт я и пошла.
2
На каждой развилке дорог спрашивала у того, кто мне встречался, правильно ли я иду. На очередном перекрёстке очередной мужчина мне говорит:
— Идёте правильно, но лучше идти не к самому карьеру, там мало, что видно, а к Смотровой площадке. Но это далеко, ещё не меньше 4-х километров.
Ну, думаю, всё равно пойду! На дворе ведь полярный день, белые ночи. Ночная темень не накроет, не обманет, не запугает.
По дороге периодически обгоняли вахтовки, буханки-УАЗики. Некоторые машины с пассажирами явно офисного профиля притормаживали около меня, но почему-то в итоге не останавливались. Никто не интересовался, кто я, куда и с какой целью направляюсь. Фотокамера при всём при этом болталась у меня на шее без всякого прикрытия. Огромные самосвалы БЕЛАЗы, VOLVO, MAN,… проезжая мимо, поднимали облака пыли: дорога-то была грунтовая. Когда я основательно пропылилась, начихалась и надышалась этой пылью, то, наконец, поняла — лучше результат нежели процесс. И когда увидела приближающуюся ко мне сзади большую машину, голоснула. Самосвал остановился, накрыв меня с ног до головы облаком пыли, из окна высунулась голова водителя.
— Что тебе, красавица?
— Дяденька, а можете меня подвезти к карьеру? — робко попросила я, не сильно рассчитывая на положительный ответ, ожидая, скорее всего, отказ, что, мол, закрытая зона, что сюда нельзя… Но нет, услышала совсем другое:
— Залезай в кабину, поехали!
Как я лезла в кабину — отдельная история! Нужно было правильно рассчитать, с какой ноги начинать подъём по многочисленным ступенькам огромной машины. У меня это получилось, но не сразу. Усевшись на сиденье, осмотрелась. Какая же в кабине была чистота! Кроссовки водителя (его зовут Анатолий) разместились на нарядном коврике у пассажирского сидения, а ноги были лишь в носках. Кондиционер, термос с чаем, пакетик с печеньем, приятная музыка в салоне. Кругом ни пылинки, ни одной ненужной вещицы!
По дороге к Смотровой площадке Анатолий рассказал, что непосредственно карьер уже несколько лет, как заброшен, и периодически подтапливается грунтовыми водами, которые надо постоянно откачивать. Сейчас добыча руды осуществляется подземным образом — из тех самых шахт, над которыми стоят жёлтые вышки. А в 20-ти км от этого карьера есть ещё одна громадная дырка в земле — это карьер «Зарница». Из кабины я вижу на другой стороне водоёма, который является технологическим водохранилищем ГОКа «Удачный», светлую полоску со столбами пыли, поднятой колёсами самосвалов. Это и есть дорога на «Зарницу», с которого, собственно говоря, и началась история кимберлитовых трубок в СССР.
Анатолий высадил меня у Смотровой площадки, посигналил на прощанье и, окутав меня пыльным столбом, укатил дальше. А я осталась у самой большой в мире техногенной дыре в Земле — у карьера «Удачный». Его размеры не могут не потрясти воображение человека:
Глубина 640 метров
Верхний диаметр — 1600–2000 метров
Нижний диаметр — 150 метров
5
3
12
Оценить масштаб этой дыры можно лишь в сравнении. Видите вдали жёлтые вышки? Это те самые шахты, мимо которых я проходила. Карьер имеет форму воронки, и на её стенах заметен серпантин дорог для гигантских самосвалов, которые вывозили руду наверх:
12
4
640 метров в глубь Земли — предел ли? И на сколько вообще имеет смысл вгрызаться в землю? Теоретически, можно копать и копать. Но всё зависит от экономической составляющей. Наступает время, когда нарушается баланс между стоимостью и эффективностью, когда копать дальше, глубже, расширять воронку и разносить её борта становится уже не целесообразным. Тогда необходимо принять решение о другом способе добычи, например, подземном. В 2016 году в Удачном как раз настал тот момент, когда эффективность заставила рудокопов уйти под землю, полностью сменив технологию. И жёлтые вышки вдали — это вход в подземные рудники.
Оказалось, здесь, на Смотровой площадке, отлично «ловит» Интернет, чем я и воспользовалась — позвонила мужу, друзьям, показывая воочию, где нахожусь. Муж тут же меня предупредил: «Много не бери!». Мы долго вместе смеялись над его шуткой, но, как оказалось чуть позже, он был прав -«светиться» здесь не надо.
Обратный путь с карьера я проделала опять в машине. КАМАЗ с двумя прицепами, груженными рудой, завидев меня на дороге голосующей, останавливался долго, не торопливо. Не задавая никаких вопросов, водитель радостно замахал мне руками, мол, давай быстрее залезай! Проблем со ступеньками в кабину уже не возникло. Внутри опять была почти стерильная чистота. Водитель Абдул из Дагестана, приехал сюда работать вахтовым способом — 28 дней работа без выходных, 28 дней отдыха, можно побывать дома. Рабочий день длится 8 часов, но техника работает круглосуточно, круглогодично.
— Вы любите большие машинки, раз решились уехать так далеко от дома? — спросила я Абдула.
— Больше я люблю женщин, — улыбнулся тот. — Но в машинках разбираюсь, поэтому и работаю здесь, почти за 5 тысяч км от дома.
И чуть помолчав, продолжает:
— Я Вас довезу почти до конторы, но по дороге мне надо разгрузиться. Вы не торопитесь, подождёте 15 минут?
— Конечно, разгрузитесь, это интересно. А можно мне вылезти из машины и снять это процесс?
— Ни в коем случае! Нам вообще не разрешают выходить из машины в рабочее время. Если очень нужно, то есть отведённые места. Поэтому сидите в кабине тихо и не высовывайтесь.
2
Разгрузка происходит так. Гружёная рудой машина останавливается на краю огромной ямы. На её дне уже есть груды руды, которая потом попадает на переработку в ГОК. Абдул берёт в руки огромный пульт длиной чуть ли не в полметра, лежащий тут же, рядом, у него за спиной, за водительским креслом. На пульте несколько крупных кнопок, которыми можно управлять движением прицепов. Сначала надо откинуть тот борт первого прицепа, который обращён в сторону ямы. Затем в ту же сторону следует наклонить прицеп. Руда высыпается. Прицеп и его борт возвращаются на место. Те же действия производятся со вторым прицепом. Вся операция длится не больше 5-ти минут.
Абдул довёз меня, практически, до конторы ГОКа. Мы расстались: он уехал обратно, на «Зарницу», я потопала домой. На меня по-прежнему не обратил внимания ни один человек.
Когда я зашла в квартиру, наша группа была в полном сборе.
— Галя, привет! Тебя не упекли в «кутузку»! Как я рад видеть тебя живой и невредимой! — воскликнул Юра.
— Это просто удивительно, но на меня мало, кто обращал внимание! — ответила я, насквозь пропылённая.
Забегая вперёд, сразу скажу, что до карьера можно дойти другим путём. Ближе к домам Нового города есть дорога, проходящая мимо дачного посёлка. Кстати сказать, там любопытные названия улиц: Адыгея, Байкал, проспект Ленина, 5-я авеню, Светофорная… Народное творчество в действии:
1
1
1
1
1
За границей посёлка дорога превращается в тропинку, которая периодически преграждена валом из камней. Типа сюда нельзя, пути нет:
1
Но через эти каменные кучи протоптаны свои тропинки. И если не побояться этих ограждений и ограничений, то можно дойти до того места карьера, которое находится напротив Смотровой площадки:
7
Справочно
21 августа 1954 года в Далдыно-Алакитском районе на территории водораздела двух маленьких ручьёв, которые впадают в реку Далдын, в 14 км на восток от нынешнего города Удачный в Якутии была найдена первая в СССР кимберлитовая трубка, которую назвали «Зарница». Открытие сделали молодой геолог Лариса Попугаева и её помощник Фёдор Беликов с использованием метода поиска коренных алмазных месторождений по пиропам (пиропы — спутники алмаза). Их оборудованием были ведро, лопата, кирка, ручной лоток для промывания шлиха и лупа.
4
На следующий год в этой местностиоткрыли ещё 10 кимберлитовых трубок, в том числе богатейшую по алмазам трубку «Удачная». В последующем в Западно-Якутском алмазоносном бассейне было выявлено и разведано множество кимберлитовых трубок. Разработка трубки Удачного должна была начаться через год после открытия, уже в 1956 году. Однако в реальности все работы были отложены на более, чем 10 лет. Причина — удалённость месторождения от очагов цивилизации. Здесь была сплошная лесотундра и вечная мерзлота.
Летом 1955 года геологами Ю. И. Хабардиным, Е. Н. Елагинойи В. П. Авдеенкобыла открыта кимберлитовая трубка, которую назвали «Мир». 13 июня 1955 г. они отсылают в Москву радиограмму практически из якутского ниоткуда: «Закурили трубку мира. Табак отличный». Посёлок, возникший на краю алмазоносной трубки «Мир», назвали Мирный. В 1959 году посёлку присвоен статус города.
На фото ниже город Мирный:
2
2
Разработку карьера открытым способом начали в 1957 году, завершили в 2001 г. Именно город Мирный получил статус алмазной столицы России, а Удачный ждал своей очереди еще 12 лет. Работы там начались только в 1967 год.
Для сравнения параметры карьеров «Мир» и «Удачный»:
Карьер Мир:
Глубина отработки — 525 метров
Верхний диаметр — 1100–1200 метров
Нижний диаметр — 110–140 метров
Реализовано алмазов — $17,5 млрд
3
3
Карьер Удачный:
Глубина отработки — 640 метров
Верхний диаметр — 1600–2000 метров
Нижний диаметр — 150 метров
Отработано руды — 350 млн тонн
Реализовано алмазов — $90 млрд
10
Ну, а я, перелетая из Удачного в Мирный, прилипла к иллюминатору: под крылом самолета сплошную зелень тайги нарушали многочисленные желтые проплешины с характерными конусообразными карьерами: