Начало:
Антарктида. Прелюдия
Новый год в Антарктиде
Да! Антарктида!
04.01.24. Портальный подъём и залив Шарлотты
Подъём в 6:30. Мы опять в первом заезде на Зодиаках, красная группа десантируется в 8:00. Портальный подъём, расположенный в северо-восточной части полуострова Реклюса на западном побережье земли Грехэма, место, откуда стартовали экспедиции, плавный, удобный заход на подъём для проникновения вглубь материка.
Маршрут на берегу предполагает поход на плато направо с последующим спуском к фундаменту домика, когда-то построенного британской миссией Фолклендских островов, сейчас обжитому тюленями и пингвинами. А также налево на холм, откуда можно обозревать прекрасный вид на океан.
Прямо на входе пятнистый тюлень лежит как бревно и не шевелится, ладно, на обратном пути, может быть, подаст признаки жизни. Скорее всего, это тюлень Уэддела.
Тюлень Уэддела достигает в длину 3,5 метров, весит до 550 кг. Может находиться под водой до 60 минут. Ловит рыбу и головоногих моллюсков на глубинах до 800 метров.
Идём направо, поднимаемся на небольшую горку, пришла пора выполнить обязательство, которое я сам взял на себя.
Ещё в Москве по совету Алексея Исаева, который помогает обрабатывать и публиковать материалы (спасибо ему за это огромное!), были заготовлены три флага: семейный с нашим фирменным лого компании, в которой я работаю последние 35 лет, и конечно, флаг Туристер. Здесь выбрали фон, да и к тому же это реальная Антарктида, материк, а не окружающие острова.
Фото сделаны, идем дальше, поднимаемся на плато по другую сторону от причала. Но проходя мимо лодки вижу лениво развалившегося тюленя, ждал момент долго, наконец он зевнул и перевалил брюхо, удалось сделать фото.
На большом снежном плато главное не провалиться, а ещё важнее не встать на снежный козырёк, который обрушиться под вашим весом. Но за безопасностью следят сотрудники круиза — эй! Туда не ходи, снег обвалиться, башка пропадёт!
На краешке (безопасном, надеюсь) сидят две девушки из состава нашей экспедиции, медитируют. И есть перед чем.
Виды по-прежнему поражают, небо закутано облаками, вода поменяла цвет с темно-синего на холодно-стальной, и Антарктида стала совсем другой: спокойной, молчаливой и величавой.
Облачность, плоская шапка, прикрывающая землю, горы видно до облаков. Есть в этом своя особая атмосфера, другого мира, антарктического. В котором нет людей, городов, дорог, фабрик, а есть вечная мерзлота, горы, океан и животные, которым этот мир принадлежит.
Опа! Исключение. Вижу небольшое судёнышко с мачтой для паруса, откуда оно здесь? До Большой земли больше 1000 километров. Нет ответа.
Тот самый тюлень, которого мы видели в начале подъема, когда я спускаюсь к выходу, запел! Или засвистел, прямо трели выдаёт. Всё не зря.
После обеда ещё одна высадка на лодках, но без выхода на землю. Бухта Шарлотта. За рулём молодой парень Джошуа из Кейптауна. Мимо плывёт небольшая льдина, а на ней лежит чёрный камень, который я поначалу принял за пингвина. Откуда?
Лавируем между кусками льда — залив в крошке мелких льдинок в Антарктиде интереснее, чем залив с чистой водой. Крошка, в свою очередь, появляется тогда, когда от ледника или айсберга откалывается льдина, о чем свидетельствует отдалённый грохот или совсем близкий, если повезёт. Я не видел, а вот у Тани на глазах откололся огромный кусок айсберга.
Вечерний заплыв посвящён встрече с тюленями, обитающими на небольших льдинах-квартирах. На них нет пятнышек, из чего я делаю вывод, что это тюлени-крабоеды. Тюлени-крабоеды меньше тюленей Уэддела, в длину достигают двух метров, вес превышает 200 кг. Несмотря на своё название, крабов не едят, а питаются крилем. Охотятся ночью, а днём отдыхают, облюбовав удобную льдину. Вот за этим занятием мы их и застали.
Тюлени вполне мирные животные, но в Антарктиде есть и хищники, например косатка и морской леопард. Морской леопард внешне похож на тюленя, но у него другая, «змеиная» мордочка и пятнистый окрас, за что и получил своё имя. Питается рыбой, пингвинами и тюленями. Да! Запросто может съесть своих собратьев!
Видел ли я во время поездки морского леопарда? Ответ — не знаю. Тут надо выбирать — или самому смотреть и наслаждаться, или снимать фото и видео, во время съёмки надо смотреть на экран камеры, а там толком не разглядишь.
По приезде прямо на зодиаках нас угощают шампанским! В компании с тюленями-крабоедами. Возвращаемся в каюты, но антарктическое шоу продолжается! Начинают его наши гиды, выстроившись на зодиаках для эффектного фото, некоторые умудряются танцевать!
Прямо у борта резвится пингвин, забавно ныряет и ловко выскакивает на маленькую льдину.
Шоу одного пингвина сменяет шоу китов. Там пара, здесь пара, а тут прямо четыре! То тут, то там всплывают горбы китов и появляются хвосты, весь вопрос в том, где они всплывут в следующий раз. Представишь в голове воображаемую траекторию их движения, наведешь объектив на следующую точку, а они появляются совсем в другом месте. Поэтому 100 снимков, из них пара удачных! Вот это и есть фотоохота.
На фоне фантастических пейзажей с горами, ледниками и айсбергами. Все это можно наблюдать, не выходя из каюты и запивая любимым напитком! Невероятно!
Ужин хорош. Горячая закуска из креветок и ризотто, том ям, острый как бритва, отбивная из свинины, мороженое страчателла! Специально перестал описывать еду, чтобы не возбуждать ваш и свой аппетит.
После ужина в панорамном лаунже люди играют в карты, шахматы, нарды или просто выпивают и слушают музыку. И общаются, конечно. К последним присоединился и я. А нас сопровождает военный корабль.
05.01.23. Остров Обманчивый и Китовая Голова
Сегодня последний день высадки на материк. В первой половине дня мы посещаем залив Китобоев острова Обманчивый, во второй половине выходим к побережью Китового Мыса.
Залив китобоев, расположенный в кальдере подводного вулкана, образующего о. Обманчивый, имеет длинную историю: в первой половине ХХ в. здесь располагалась станция китобоев. Обнаружен залив был еще в 1820 г. британскими промысловиками-охотниками на тюленей и долгие годы китобои перерабатывали здесь ворвань, или китовый жир, в ценное масло, таким образом интегрируя Антарктиду в мир промышленного производства. Остатки промыслового прошлого и по сей день разбросанные по обледенелому острову, повествуют об этой драматичной эпохе. Обветшалые бараки, чаны для перетопки жира, брошенная арматура, все это напоминает сегодня о непростой жизни первых промысловиков в дальнем регионе. Сегодня Залив китобоев служит своего рода музеем под открытым небом, предлагающем задуматься о тонкой грани между освоением и разрушением.
Остров Обманчивый выглядит подковой, внутри которой притаился залив Китобоев.
Первое — мы видим землю, грунт, а не плотную снежную шапку. То есть рассеиваются последние сомнения, что это не земля. Второе — да, любые формы человеческой деятельности здесь смотрятся неуместно.
Ветер! Сильный ветер! Вот где пригодились непродуваемые куртки.
А пингвины вполне чувствуют себя хозяевами, деловито разгуливают в своих шубках вдоль берега.
На воде сидит стая птиц, это капский голубок или капская голубка, принадлежащие семейству буревестников. Интересный чёрно-белый рисунок на крыльях и два белых пятна, сложно спутать.
Ещё к узкой цветовой палитре Антарктиды здесь добавляется бордовый цвет водорослей, в черно-белом пейзаже странно видеть такой насыщенный посторонний цвет.
Идём вдоль побережья, чтобы подняться на скалу, откуда открывается замечательный вид на маленькую бухту, прикрытую скалой и песчаный пляж из чёрного вулканического песка. Скала вогнутая, выглядит эффектно, песчаного цвета снаружи и чёрная внутри.
А в другую сторону можно увидеть залив Китобоев с высоты, и он тоже впечатляет.
Спустились, надо успеть увидеть тот самый завод по перетопке китового жира в масло, точнее его остатки. Я не столь хорошо помню фильм «Кин-дза-дза», но что-то общее точно есть в окружающем нас постапокалиптическом индустриальном пейзаже. Емкости для перетопки жира, емкости для топлива, жилые бараки и даже кладбище с крестами! Да, кто-то из работников завода нашёл последнее пристанище в Антарктиде.
Но интересно! Очень графично, все постройки на черном фоне вулканического грунта, а за спиной видны белые шапки гор.
Наша следующая остановка также на острове, в месте под названием Китовая голова. Три скалы среди воды и да, каменный склон, напоминающий голову.
Слева и справа стоянки пингвинов.
Поплыли с Дирком. Тот самый строгий немец. Наконец-то можно получить брызги в лицо водой из Южного океана! Причём в достаточном количестве. Проплываем между трех пальцев, крайний справа сильно напоминает истукана с острова Пасхи.
Ещё вперёд и перед нами залив (заливчик), окруженный горной грядой как амфитеатром, главные зрители которого пингвины. Антарктические. Но среди них вдруг встретился один пингвин Генту. Под прикрытием скалы идем на другую стоянку пингвинов. Они расположились на длинной песчаной косе и, похоже, сегодня там работает школа плавания. Ещё в Намибии наблюдал, как группа пингвинов прыгает в воду, а ведущий в последний момент передумал и в воду не полез. Здесь происходит что-то похожее.
На берегу лежат морские слоны, по мне так тот же тюлень. Рассмотреть детальнее нет возможности — слежу через экран камеры.
Наш последний выезд самый экстремальный, ветер, лодку и нас в ней заливает водой, мы все мокрые, но весёлые. Запели песню — «Издалека долго, течет река Волга». С нами Денис, Диана — они и зажигают.
Возвращаемся вдоль косы, наблюдая за пингвинами. Школа всё-таки заработала и состоялся массовый заплыв. Как они плавают! Группами выпрыгивают целиком из воды, ныряя и опять выскакивая, выглядят очень эффектно. Я долго охотился объективом за стаей пингвинов, плывущих в океане, безуспешно, та же ситуация что и с китами, невозможно просчитать траекторию движения и подгадать, где они выпрыгнут из воды. В последний момент мне повезло, я смог снять на видео полёт пингвинов над водой, этот эпизод я назвал «атака пингвинов», провел аналогию с известным эпизодом из фильма Копполы «Апокалипсис сегодня», вертолетная атака, не удержался использовать в качестве фона музыку Вагнера «Вальс валькирий».
Вернулись мокрые, но довольные, сразу после приземления был предложен чай с джином, очень вовремя, когда даже трусы промокли.
Перед ужином подошли Артём и Саша и пригласили нас в компанию с Дмитрием. Есть такая опция, пассажиры приглашают полюбившегося члена команды на ужин.
В компанию должна была войти Диана, но в нужное время мы не смогли ее найти. Дмитрий — рассказчик — не остановишь! Два часа как на духу: о себе, об океане, о команде.
Родился и жил в далёком селе на Чукотке, с детства у моря, сурового к тому же. Сейчас ему 41. В лихие 90-е вместе с мамой решили уехать. Долго копили спирт в качестве валюты за вездеход, который доставит в порт на Охотском море. Чукчи за водку тогда могли запросто убить. Сходил в армию, служил в Чечне, вернулся оттуда с перебитой ногой, которую в институте Бурденко буквально из осколков собирали. Выучился на морского биолога на географическом факультете МГУ. Потом были разные экспедиции, программа изучения и спасения китов и вот теперь здесь, в круизной компании Swan Hellenic.
Дмитрий живёт на третьей палубе, это высокий уровень, в каюте на двух человек. Филиппинский персонал на второй палубе, по четверо в каюте. Кстати, приоритет раздачи интернета на борту следующий: первые пассажиры, второй служебный для экипажа и на последнем месте экипаж для личных нужд. Встаёт в три часа ночи, чтобы протолкнуть сообщение домой.
Дмитрий берёт на себя дополнительную нагрузку, например, он оформлен гидом, но на высадках активно работает с Зодиаками. Самый интересный вопрос, а какие зарплаты у персонала судна? Самый низкий уровень гида — ученик. Получает 100 $ в день, оплата всех календарных дней без каких-либо вычетов. В хорошей круизной компании гид получает 250 $ в день, экспедиционный гид и того больше, сколько точно, он даже не знает. Что уж говорить о капитане и его помощниках. Филиппинцы на корабле, по его предположению, могут получать 3000 $ в месяц.
Сейчас выйдет вместе с нами на берег и на неделю уедет в Монтевидео, Уругвай, ждать следующий круиз. Семья живет в Грузии (супруга и дочка шести лет), но мечтают переехать в Валенсию, там теплее.
Про синих китов. Дима за свою жизнь видел их три раза. Первый — в детстве в Чукотском море, потом ещё раз в экспедиции и вот сейчас в нашем круизе. Самое большое впечатление произвел тот, на Чукотке. А вы знаете, что синий кит достигает в длину 33 метров? Это самое большое животное на Земле! Фонтан воды при дыхании выпускает на 12 метров! В нашем путешествии видел издалека через телеобъектив, отличить можно по серому цвету и пятнистой раскраске. Вот какие интересные люди окружают в круизе!
Диана обнаружилась за другим столом в компании с семейной парой. Узнав, что мы собрались с Дмитрием, а ей уже неудобно покинуть общество, она привела с собой за наш стол новых друзей.
Закончили день в панорамном лаунже с бокалом напитка в руках в компании Артема и Саши, Дианы, Вероники и Игоря.
06.01.24. Путь обратно
Знакомство с Антарктидой заканчивается, наш корабль ложится на обратный курс. Мы форсируем пролив Дрейка в обратном направлении, качка вернулась, хотя и не такая сильная.
В 9:30 у команды учебная тревога, на завтраке мимо меня прошагали официанты в космических костюмах и масках.
В 10:15 нашу группу пригласили на капитанский мостик. Царство современных систем управления, задублированных всеми возможными способами. Знакомит нас с корабельным хозяйством дежурный офицер Алехандро, испанец, скорее всего.
Судно, выпущенное в век электронных систем управления, такой же гаджет, как и те, что у нас в руках, только всё намного серьёзнее. Всем управляет электроника, система датчиков повсюду, но под чутким контролем человека. Вот, к примеру, сейчас судно идёт на автопилоте, пока Алехандро рассказывает о предназначении приборов. Двигатели включаются и выключаются по команде датчиков, также как и направление движения меняется под воздействием и обработкой массы параметров: данные навигации, скорость ветра, течение и т. д. У судна есть подруливающие двигатели, крылья-стабилизаторы длиной по пять метров, которые могут по команде выйти из корпуса и спрятаться в него. Их не используют в районах, где есть айсберги из опасности повредить. Есть стабилизирующие танки с водой, которые используют при постоянном боковом ветре, чтобы уменьшить наклон судна, или при высадках на Зодиаках, когда корабль накреняют в сторону выхода, чтобы облегчить процедуру посадки. Есть отдельная стойка управления блокировкой дверей помещений на нижних палубах, при получении сигнала с датчика обнаружения воды помещение может быть немедленно заблокировано. Другая стойка управления посвящена свету, светодиодные индикаторы наглядно показывают, какие из систем внешнего освещения корабля в настоящий момент включены. Ещё есть панель связи, фиксируется и записывается всё, что можно, включая и наш разговор в рубке. У нас действительно очень современный корабль!
День в море по-прежнему насыщен мероприятиями. Нас приглашают на палубу наблюдать за облаками и птицами. Лариса рассказывает о жизни на полярных станциях. А для желающих — урок танго.
В 18:30 собираемся в лаунже, на входе нас ждёт чёрная икра и водка, так экипаж решил отметить православное рождество.
Далее следует обращение капитана, выход команды на сцену.
А Ричард проводит аукцион. На кону два предмета — флаг Swan Hellenic с подписями экипажа и карта с нашим маршрутом, раскрашенная в нерабочее время членами команды. Начальная цена за флаг 200 $, ушёл с молотка за 1200 $. Карта начиналась с 300, а ушла за 3000 $! Оба победителя аукциона из российской части пассажиров. Все деньги, вырученные на аукционе пойдут в фонд команды, откуда берут деньги на подарки ко дню рождения, например.
На ужин почти русская Оксана, экспедиционный лидер, убедила шеф-повара сделать русский салат оливье, капнули капельку на большую красивую тарелку. А на десерт принесли лебедей.
Вечером общение продолжается, Владимир и Марина из Подмосковья, зять рулит металлообработкой, выбирали между Арктикой и Антарктидой, окончательный выбор понятен. Сегодня Рождество, народ танцует, несмотря на качку. Вероника рассказывает.
07.01.24. Второй день в проливе Дрейка
День начинается лекцией Дмитрия о морской биологии. Смотреть, считать, записывать. С земли, воды, воздуха. Может быть долго и утомительно. На основании данных можно сократить вредное влияние человека на биоразнообразие. Пример с Сахалином. Резко сократилась популяция китов, трубы нефтепровода преградили им путь миграции. Гидробиологи вмешались, прошли переговоры с нефтедобывающими компаниями — ситуация выправилась.
Команда корабля не даёт нам скучать, среди прочего секреты долголетия от Сью. Этой бодрой женщине на вид запросто может быть сильно за восемьдесят. Диму послушал, остальные лекции предпочитаю посматривать на экране, развалившись на диване, не выходя из номера под убаюкивающий треск электронного камина.
Напитки в номере перестали обновлять — пора и честь знать.
Про команду. Молодцы! Эмом убирает комнату, убирает быстро и чисто, бельё натянуто как струна, полотенца меняют два раза в сутки, все кружки помыты, а брошенная футболка сложена, вечером шторы закрыты, ночник включён, шоколадка на прикроватной тумбочке. Уровень!
Официанты выучили русские слова. Щеголяют знаниями перед нами: спасибо, привет, наслаждайтесь!
Меня все узнают, называют Саша и точно ориентируются в моих пищевых и питьевых привычках. Главная по питанию на корабле Арлетт из Португалиию. В самом начале я с ней повздорил из-за долгого ожидания, поднялся обиженный и ушёл. Смешно, куда мы денемся с корабля? На завтра всё равно придётся вернуться к ней. Но после этого Арлетт стала очень внимательной ко мне, следила, чтобы всё приносили вовремя, спрашивала о самочувствии и аппетите.
С судовым врачом, сербом по фамилии Медич я тоже успел познакомиться.
На судне есть прачечная, можно самостоятельно постирать и погладить бельё бесплатно.
Корабль прошёл через пролив Бигль, по правую руку Аргентина, по левую Чили, совсем скоро мы причаливаем в порту Ушуайя.
Ночуем в порту, вечер можно провести в городе на берегу, так и поступила часть коллектива, но мы остались на борту, я решил в народных гуляниях участия не принимать, лечь пораньше отдохнуть перед перелётом.
Чемоданы выставляем из кают, они полетят самостоятельно от нас.
08.01.24. Эпилог
Как и обещали — из номеров выгоняют в 8:00 утра. Дальше можно позавтракать и посидеть в общественных пространствах. Спрашиваю боевую подругу, официантку Грейс — когда следующий рейс?
— Сегодня! Вечером отплываем, Антарктида, 13 дней.
Ушуайя провожает нас радугой.
Тендер до берега, автобус до аэропорта, длинная очередь на контроль безопасности, абсолютное большинство с круизных кораблей. Рейс AR1953 Аргентинских авиалиний в Буэнос Айрес.
Аэропорт деревянный всего на два трапа. Кроме Аргентинских Авиалиний летают авиакомпании JetSmart и FlyBiondi. У первой на хвосте нарисованы орел, олень и другие представители животного мира, у каждого самолёта свой, а вторая просто желтые.
Взлетели, сделали круг над бухтой, приметил прощальным взором SH Diana, и взяли курс на север. Сначала горы, потом облака, потом океан, потом земля, разлинованная в клеточку, потом разметка исчезает, видимо болотистая местность, непригодная для земледелия, а ближе к БА разлиновка возобновляется.
В полёте стюардессы и стюарды долго не появлялись, болтая о своём за шторкой, но наконец вспомнили о своих обязанностях и разнесли еду. На удивление есть можно. Рулетики из сыра с ветчиной, курица с морковью и картошкой, плавленый сырок, крекеры, пирожное. Дают сок, воду, чай, кофе, софтдринкс.
Прилетели. Чемоданы тоже прилетели. Наше Антарктическое путешествие закончилось!
Что это было? Отличное приключение, которое запомнится на всю жизнь. Боюсь высокопарных слов, возможно, это самое важное путешествие в жизни. Что поразило? Формат — дикая девственная природа с одной стороны и потрясающие сервис и комфорт с другой. Люди вокруг, я уже привык к индивидуальным путешествиям, но коллектив соотечественников приятно удивил своей интеллигентностью, общительностью и доброжелательностью.
Все получилось!
Да! Антарктида!