Продолжение…
И так, мы вышли к главной плошади города, пьяцца Кастелло!… Можно сказать, сердце города, где сходятся четыре главные улицы Турина — Виа Рома, Виа По, Виа Гарибальди и Виа Микка.
Продолжение…
И так, мы вышли к главной плошади города, пьяцца Кастелло!… Можно сказать, сердце города, где сходятся четыре главные улицы Турина — Виа Рома, Виа По, Виа Гарибальди и Виа Микка.
В период правления Савойской династии площадь была самым важным местом в Пьемонте, поэтому здесь располагались важнейшие государственные и общественные здания. Нам сегодня нужно попасть только в одно здание — Королевский дворец. Но, сначала заглянем в находящуюся рядом церковь Сан-Лоренцо или по нашему Святого Лаврентия.
Уже одно лишь упоминание имени местного зодчего Гуарино Гуарини, архитектора Савойского двора манит зайти сюда. А то, что церковь стала первым хранилищем Туринской Плащанницы, которую сюда перевез в 1578 году герцог Эмануэле Филиберто Савойский из замка Шамбери, где она находилась с 1453 года, манит вдвойне.
Наше знакомство с этим местом начинается с темных тонов мрамора, которые неслучайно выбраны архитектором. Он использовал свет, как основной элемент своего творения, создавая эффекты, которые меняются в течение дня. Конечно, наше мимолетное знакомство не могло проследить эти изменения, но то, что атмосфера здесь особая, почувствовали.
Символическое противостояние Света и Тени начинается с купола из восьми клиньев. Числам архитектор придавал огромное значение, язык его архитектуры и выражается через сочетание священных чисел и света. Восемь, число перерождения, и свет, символизирующий новую жизнь.
Далее мы направились в музеи Королевского дворца. Как только мы очутились внутри, роскошь и богатое убранство интерьеров ошеломили с первых секунд пребывания!.. Действительно впечатляет!
В 1563 году, когда Турин стал столицей герцогства, Эмануэле Филиберто из Савойи основал свою резиденцию во дворце епископа, но уже в 1584 году Карло Эмануэле I поручил Асканио Витоцци построить новый дворец. После 1643 года руководство работами перешло к Амедео ди Кастелламонте, а затем к Карло Морелло.
Парадную лестницу спроектировал не менее знаменитый Филипп Юварра, который спроектировал Палаццо Мадама. Ее я вам уже пркащал, хотя добрались мы до нее только на завтрашний день. Планов как всегда было громадье, но мы осилили только Королевский дворец, и то не весь.
Парадные залы разного предназначения сменяли один за другим. Такого количество неземной красоты оказалось тяжело утрамбовать в наши буйны головы. Казалось им не будет конца!..
Затем пройдя внутренний двор мы попали в художественный музей Сабауда. Картинная галерея членов семьи Савойского правящего дома в Турине, которая была подарена ими Сардинскому королевству в 1860 году.
Начало Туринской картинной галерее положило приобретение королём Сардинии и герцогом Савойским Карлом Эммануилом III картин из дворца Бельведер в Вене его покойного кузена, принца Евгения Савойского. После присоединения Генуи к сардинским владениям собрание пополнилось за счёт полотен, которые прежде украшали дворец генуэзских дожей. В 1832 году картинная галерея была перевезена в палаццо Мадама в Турине и открыта для свободного доступа. Её обустройством на первых порах занимались братья Роберто и Массимо д’Адзельо. В основном здесь представлены полотна итальянских художников с XV по XVIII века, но можно встретить и работы нидерландских мастеров.
Каюсь, на всю коллекцию не хватило сил!…Потому что после осмотра первой части мы обнаружили археологический музей. Его организовали еще в XVI и XVII веках Эмануэле Филиберто и его сын Карл Эмануэль I. Затем в 1723 году снос в центре Турина выявил многочисленные остатки древней Августы Тавринорум, и важные археологические доказательства были добавлены к первоначальному ядру Савойской коллекции.
Накопление артефактов продолжилось и в XIX веке. После этого музея не осталось никаких сил. И мы поплелись гулять по городу.
Но, еще осталось рассказать об одном посещении, которое мы не могли пропустить. А именно об Алтаре Часовни Плащаницы, сделанного по заказу герцога Савойского Витторио Амедео II, и спроектированного инженером и математиком Антонио Бертолой между 1688 и 1694 годами для размещения Святой Плащаницы, хранившейся в центральной урне с 1694 по 1993 год.
Его планировка соответствует круглой форме часовни и имеет два фасада: один обращен к Королевскому дворцу, а другой — к собору. Алтарь, напоминающий гигантский реликварий, выполнен из черного мрамора Фрабоса и украшен скульптурами из позолоченного дерева, сияющими в тусклом свете центрального зала.
Хотя чертежи этого проекта неизвестны, весьма вероятно, что сооружение отражает сценографическую мысль Гуарино Гуарини, который предусматривал обрамление лоджии, выходящей на собор в центре. Черный цвет мрамора придает этому месту и строгость, и торжественность одновременно.
Наступило время обеда. Мы вышли на небольшую площадь с памятником журналисту и политику Джованни Баттиста Ботеро во главе. Было около 14.00 часов, но в первом же кафе нам сказали, что заказы уже не принимают. Сиеста!
Самое интересное, что завтра мы пришли сюда около 12.00 часов и нам сказали, что еще не открылись. Получается днем они работают всего два часа?!.. Какие же итальянцы работящие!… Но, мы все равно успели утолить голод в кафе напротив.
Идем дальше. Палатинские ворота являются одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов городских ворот, построенных в начале нашей эры. Две башни с шестнадцатью сторонами, высота которых сегодня составляет более тридцати метров, возведены на квадратном основании.
Ворота представляют собой стену с четырьмя арками. Две центральных арки большего размера предназначались для проезда телег, а две другие, меньшего размера для пешеходов. Ворота вместе с остатками старого древнеримского театра, расположенного на небольшом расстоянии, включены в состав Археологического парка. Здесь мы просто прошли мимо. Ворота и ворота, не поклоннику археологии простительно!..
Вышли на какую-то улицу и решили, что дальше нам не надо. День к вечеру близится, а до дома еще прилично шагать. На пути попался какой-то ничем не примечательный парк. Примечателен он был лишь белками и тетенькой, кормившей голубей. Такие тёти в любом городе есть. За белками я решил не гоняться, а кормилицу голубей не мог пропустить.
Немного пройдя дальше, обнаружили, что парк все же имеет свою достопримечательность — памятник «Карабинерам». Как и многие памятники в Турине он отличается своей монументальностью и размерами.
В начале 1920-х годов ни один из памятников Турина не увековечивал память карабинеров, особенно тех, кто погиб в только что завершившейся Первой мировой войне. Мария Летиция Бонапарт, вдова Амедео д’Аосты, сына первого короля Италии Виктора Эммануила II, начала кампанию по сбору необходимых средств.
Памятник был спроектирован и построен в период 1925–1933 годов туринским скульптором Эдоардо Рубино. Скульптурная композиция разделена на три большие конструкции: 25-метровый подиум, на котором изображены основные задачи, выполняемые карабинерами, и некоторые исторические эпизоды (охрана колоний, деятельность при землетрясениях), наводнения, подавление разбоя, подавление абигеато, защита институциональной законности с эпизодом золотой медали Джованни Баттиста Скапаччино, обвинение Пастренго, участие в Первой мировой войне, бронзовая статуя карабинера. Короче, целый винегрет!..
Колонна наверху, на которой внушительная скульптурная группа, также выполненная из бронзы, идеализирует присягу Корпуса.
Памятник был открыт 22 октября 1933 года в присутствии короля Витторио Эммануила III, многочисленных гражданских и военных властей и деятелей, а также крупных представителей боевых и военных ассоциаций.
Ну, а мы направились дальше и очутились на площади Витторио Венето. Это самая большая площадь в Турине. Она расположена в историческом центре города и находится в конце Виа По, недалеко от реки По, и заканчивается мостом Витторио Эмануэле I, который соединяется с площадью церкви Gran Madre di Dio, куда мы, собственно, и держали путь.
На площади часто проходят массовые мероприятия, концерты, фестивали, спектакли. Здесь прогуливаются и назначают встречи, организуют ярмарки. А еще здесь вкусные коктейли и закуски к ним!..
После дозы коктейля взбодренные и воодушевленные мы направились через мост к церкви. Мост Виктора Эммануила I — это самый старый из существующих мостов в Турине. Еще в античную эпоху здесь был деревянный мост, который постоянно ремонтировался и обновлялся. В 1404 году здесь построили каменный мост по заказу Папы Римского Мартина V. Но со временем он обветшал, а произошедшее 3 ноября 1706 наводнение окончательно его разрушило.
Когда Турин был оккупирован Наполеоном, он приказал построить новый мост. В 1808 году был выбран проект французского инженера Клод-Ив Рами Партинчамп. В 1810 году остатки старого моста снесли и заложили первый камень нового сооружения. Работами руководили француз Карл Малле и туринский инженер Пеллегрини.
Строительство было завершено в 1813 году. После освобождения города от Наполеона мост хотели снести, но король Витторио Эмануэле I этому воспрепятствовал, впоследствии мост и был назван его именем. В 1876 году провели работы по прокладке трамвайных линий и укреплению тротуаров, с того времени мост почти не изменился.
Церковь Великой Богоматери необычная для Турина церковь в стиле римского Пантеона. Она была задумана в 1814 году, чтобы отпраздновать возвращение короля Сардинии Виктора Эммануила I на престол после поражения Наполеона. Архитектором был Фердинандо Бонсиньор, чей проект был выбран после конкурса.
Строительство началось в 1818 году, которое приостановилось почти на десятилетие, и возобновилось в 1827 году уже под руководством Карла Феликса из Сардинии. Церковь была открыта в 1831 году. Надпись на тимпане собора по латыни гласит: «ORDO POPULUSQUE TAURINUS OB ADVENTUM REGIS» («Знать и народ Турина — к возвращению короля»).
На постаментах по сторонам парадной лестницы — две скульптуры. Одна из них символизирует Веру — статуя с чашей в руке, а другая Религию — статуя с крестом. У подножья церкви установлен памятник Виктору Эммануилу I. Внутрь мы попали, но об интерьерах церкви напишу в обзоре о храмах Турина.
Рядом был холм капуцинов с отличными видами на город, но туда уже поленились идти. Может и зря. Так вот, вернулись обратно на другой берег реки По и пошли по набережной. По дороге подвернулось очередное кафе и очередной коктейль!..
Начало темнеть, пока совсем не стемнело. Тем временем мы дошли до моста Умберто I. В 18-ом веке здесь была паромная переправа. В 1840 году берега реки соединил железный подвесной мост Марии Терезы. Но его конструкция была не очень надежной, и в 1879 году движение по мосту разрешили лишь пешеходам. Началось активное обсуждение проектов нового моста.
И в 1903 году под руководством архитекторов из Флоренции Винченцо Мишели и Энрико Ристори строительство началось и продолжалось до 1907 года. Изначально планировали оставить старое название, но потом решили присвоить мосту имя короля Умберто I, скончавшегося в 1900 году. Открытие моста происходило в присутствии короля Витторио Эмануэле III.
За свою простоту мост часто подвергался критике и в 1911 году для его украшения были добавлены четыре аллегорические скульптурные группы: Пьета и Доблесть на поле сражения, скульптора Луиджи Контратти, а также Искусство и Промышленность, скульптора Чезаре Редуцци.
Когда уже совсем стемнело, решили идти домой, ведь завтра надо многое увидеть, а значит будет насыщенный день!..