Хоть с себя всё заложи, а масленицу проводи! — русская поговорка
Издавна на Руси повелось, что праздник Масленицы считался предвестником пробуждения природы от зимнего сна. И провожали Белую фею, царицу ночи, разными обрядами с поеданием блинов, застольями, хороводами, катаниями в санях, игрищами, взятием снежных городков с тем смыслом, чтобы поскорее избавиться от поднадоевшей за долгие месяцы зимы и ускорить приход румяной девицы Весны-красны.
И сжигание чучела в этом хороводе обрядов было огненно-яркой кульминацией проводов злой зимы, ее похорон в последний день Масленицы. Прощай, зима, говорили ей каждый год, до свидания!
Несколько раз побывала я на таких проводах у нас на Урале, впитавшем традиции поколений из разных мест. Широко и масштабно проводится Масленица в Екатеринбурге. Народу всегда много, всем зима надоела, поскорей бы расстаться с ней.
В маленьких городках и посёлках провожают Зиму намного скромнее, камерно, оттого душевней, вроде как все свои, приехали из соседней деревни. В этом году Масленицу отмечают с 11 марта, и решила я проводить зиму в старинном уральском поселке с классикой демидовской эпохи — Верх-Нейвинский Невьянского района в 80 км от Екатеринбурга. О нём отдельный рассказ, зачем смешивать хрен с редькой.
Там зима еще в самом разгаре, с сугробами, и всё никак уходить не стремится. А так хочется поскорее весны, вот и поможем прогнать зиму, отправившись на Масленичный балаган и веселые гуляния в конноспортивный комплекс «Каприоль», что рядом с Верх-Нейвинском. А раз балаган, встретили нас с прибаутками развеселые скоморохи.
Мы сразу же окунулись в атмосферу праздника, объединив одним днем основные этапы его проведения в два периода: Узкая Масленица — первые три дня, когда разрешалось заниматься домашними делами, ходить в гости, поедая блины, и Широкая Масленица — в последние четыре всем развлекаться и веселиться.
Вот и оставили дела дома, а сюда приехали развлечься, следуя заветам предков, кто не веселится на Масленицу, у того наступивший год пройдёт грустно, безрадостно. Что ж, проверим.
Когда-то языческий, отмечавшийся целую неделю перед днем весеннего равноденствия и еще неделю после, с утверждением христианства древний праздник видоизменился, и, сместившись по датам, предварял Великий пост, гармонично вписавшись в традиции христианства.
И в трактовке православия масленичная неделя, подготовка к посту, рассматривалась как время общения с друзьями, родными, время прощения.
Отлично вписывается в эту подготовку прекрасная возможность перед поеданием блинов и игрищами пообщаться с братьями нашими меньшими, которых много на территории комплекса.
Правда, не все из них имеют прямое отношение к масленице, например, не такая уж экзотичная милашка лама. Вполне освоившись к климату Урала, она согласна приобщиться к празднику, полакомившись румяными яблочками и оранжевой, как солнце, морковкой.
А козёл — товарищ из местных, символ плодородия в народных обрядах, имеет самое прямое отношение к Масленице. Вождение ряженого козой встречается у многих западных славянских народов в их масленичных гуляниях. Только зачем нам ряженый, у нас настоящий!
В Нижегородской губернии водили по улицам живого козла с венком и лентами, отмечая «козью масленицу». Наш козёл Елисей добрый, улыбчивый, недаром, что ведьмы его боятся, мерещится им в козле чёрт. Правы ведьмы — в целом похож, глаза хитрые, с бородкой и рожками.
Или взять любопытного от природы енота полосатого. Коли самим неохота, привлеки енота в свое хозяйство, всё помоет, отчистит, прополощет белье, на худой конец, мозги кому-то, всё помощь будет в Узкую масленицу.
Еще енот предсказывает весну. Успешным предсказателем весны зарекомендовал себя сурок Фил из города Панксатони в штате Пенсильвания. Но и наш енот не хуже. Однажды еноту по кличке Дзен в паре с ежиком Пыхом из зоопарка Екатеринбурга доверили предсказать, какой будет весна, вроде бы справились. Весна пришла в срок, как парочка и сказала.
А любимый всеми котик, это ж про него знаменитая пословица со словами «Не все коту Масленица». За неделю застолий ему обязательно перепадало что-нибудь вкусненькое. Кстати, почему в пословице именно кот, а не собака. Да, всё просто. Сытый пёсик по-простецки вилять хвостом начнёт, а котик с достоинством, не суетится, и, с вальяжностью развалившись, облизывается, выражая сытой мордахой полное удовольствие и блаженство.
А что значит выражение «доедать барана»? Оно тоже связано с масленичной неделей, хотя опосредованно. Если, как говорили в народе, «тесть позвал зятя доедать барана», значит, все мясное, что в доме было, надо съесть в последнее воскресенье перед Масленицей. Одному-то не справиться, вот в гости и звали.
Потому тот день назывался «Мясным воскресеньем». А после ни-ни, только скоромную пищу — молочные продукты, блины, яйца. Так что, барашек, не волнуйся, тебя есть никто не станет.
Встречали нас курицы, петухи, гуси, громкогласный народец, что не по нраву, начинает шипеть. Петух во все времена считался предвестником солнца и жизненных сил, символом урожая.
Гуси отметились в старой народной игре на Масленицу «Гуси и гусыни». Игра многим знакома. Игроки стоят по кругу лицом в центр. Кого ведущий в спину тыкнет, назвав гусём, тот и бежит по кругу, стараясь вернуться к своему месту прежде, чем его займет ведущий, бежавший с другой стороны.
Непременный участник масленичных гуляний на Руси — медведь, без медведя никак. Когда-то выводили живого в городах на праздник, но с таким не попляшешь. Потому чаще облачались в медвежью шкуру, и Потапыч, поймав кого-нибудь из односельчан, пускался в пляс без опаски, что народ распугает. Попасть в лапы такого ряженого считалось к большой удаче.
Если проснулся медведь, вышел из зимней спячки, значит, Весна рядом. Кстати, последняя новость из Екатеринбургского зоопарка — медведи вышли из спячки, на весеннюю прогулку вскоре выйдет к людям медведь Гай.
Все масленичные обряды у наших предков не случайно сочетались с поклонением языческому богу солнца Ярилу. Солнце дарило тепло своих лучей, делая шаг навстречу будущему обильному урожаю. И первоначально Масленица возникла, как земледельческий обряд.
Круглое лицо Ярилы подсказало людям выпекать по форме солнца круглые, румяные, пропитанные маслом лепешки, превратившиеся позднее в блины. Они так похожи на солнце, с теми же пятнами.
На Руси блины считались поминальным яством, символом погребения Зимы. Отсюда и название — Масленица, как желание умаслить, задобрить весну, чтобы скорее вернулась. Так появилась традиция выпекания блинов, и неделю назвали масленичной. Еще она мясопустная — без мяса и сырная.
Каждый день масленичной недели имеет свое название с определенным смыслом. В понедельник — «Встреча». Пекли первые блины, отдавая по традиции нищим, или оставляли на кладбище, строили снежные горки, чтобы потом их разрушить, балаганы, для торговли лотки.
И делали огромную соломенную бабу, чучело Масленицы, наряжая её в старую одежду, избавляясь заодно от накопившегося за год хлама. Потом эту чучелу возили в санях и катали с горок, пусть Зима напоследок потешится.
Куклу из тряпья и соломы, как и сам праздник, теперь тоже называют Масленицей. В древнем славянском языческом культе называлась она по имени супруги бога солнца — Мареной, воплощавшей собою силу плодородия и возрождение природы, а не холод и мрак, с чем ассоциировали чучело позже. Мы тоже сотворили из соломы свои чучелки, отправившись на мастер-класс.
Ничего сложного в этом процессе, один пучок соломы — ручки, второй — тельце, затем нарядить. В древности, утверждают историки, первые куклы для Масленицы делались по облику человеческого существа из дерева, обладающего силой берёзы, раньше других примеряющей на себя яркий зеленый наряд. Позже куклы мастерили из злаковых, как выражение желания вырастить богатый урожай.
Во вторник опять все объедались блинами, начинались гуляния. По улицам скоморохи ходили, развлекая народ, молодые парни заигрывали с девицами, высматривая подходящую себе невесту. И девицы заглядывались на парней, смекая, кто лучше. Потому этот день получил название «Заигрыши». Всё-таки сложный у девушек выбор, когда парней много, и кого выбрать, не промахнувшись, порой не знаешь.
В среду снова лакомились блинами, отсюда «Лакомка». Представляю, как они уже к середине недели всем надоели, но выхода нет.
По сложившейся традиции на блины в этот день зять тащился к любимой теще, а та и рада угодить дорогому гостю. И сложилась поговорка — «пришел зять, где сметаны взять». А сама на кота пялится, вот кто сметану всю съел, любимому зятю не досталось. А что кот, сидит, умывается, в ус не дует. Катался в этот день на санях женский род. А ну-ка, девки, запрягай!
Обряд катания на лошадях неотделим от обычая навещать живых и усопших в масленичную неделю. Это святое.
Обряд этот с глубоким сакральным смыслом. В старину готовили сани, запрягали лошадей и по несколько раз объезжали село по кругу. Катались по часовой стрелке, по ходу солнца, наивно полагая, что помогут этим ускорению его движения и приблизят приход Весны.
Если б так просто, по кругу все бы и бегали год круглый. А кто у нас чемпион бега по кругу? Кстати, своя белка в комплексе есть, но что-то её не приметила, видимо, за орешками в лес ринулась. Зато в саду белка в гости из леса уже забегала, поздоровалась, орешки погрызла и домой поскакала. Шубку еще не сменила, была в серенькой.
Вот и ритуальные обряды подчинялись магии круга, поклонению солнцу, раз оно круглое, должен быть круг во всём: в хороводах, блинах, катании на лошадях, скатывании колеса с горки.
Бывали и свои особенности в разных местностях. Устраивали масленичный поезд, украшали лошадей и дровни соломой. Коми-пермяки изображавшего Масленицу возницу обряжали в шубу наизнанку и снабжали метлой, чтобы обмануть всякую нечисть и предостеречь себя от всяческих несчастий и бед.
У северных народов вместо лошадей — олени. Есть поверье у эвенков, как только из тайги выйдет олень, так наступит скоро весна.
Руки так и тянутся, всем хочется погладить мягонького олежку. А когтищи-то, когтищи, дадут фору любому зверю, олень и тот удивился.
Разгуляться на всю Ивановскую, выплеснуть накопившийся за зиму негатив предлагает четверг. Дозволено демонстрировать свою удаль, предаваясь забавам и шумным игрищам. День так и назывался — «Разгуляй». И опять сытно ели, сил набирались, затем этими силами мерились для будущего урожая пшеницы.
Среди популярных развлечений в селах на Масленицу в этот день — кулачные бои, «стенка на стенку», лазанье на столб, перетягивание каната, катания на санях, поедание блинов на время, хороводы по кругу, песни, танцы. Разве за день успеешь? Участвуют все от мала до велика, если даже силёнок нет.
Крестьяне всегда помнили, Масленица и будущий урожай — неразделимы, одно целое. Чтобы лён уродился высоким, водили хороводы высокие, стройные парни. Замужние женщины, не по разу рожавшие, как могли, помогали: шли друг на друга стенками с той же целью, хуже не будет.
Как описывали иностранцы масленичные разгулы в 17 веке, день и ночь продолжались пьянство, обжорство, разврат, развлечения. Мы тоже, ух, как развернулись, правда, без разврата и пьянства, это у многих в далёком прошлом. Не, некоторых приметила. Не закусывая, втихаря пили, не забывая устоявшиеся веками традиции.
У нас все состязания шуточные, потешные, без мордобития и кулаков, но требующие определенной ловкости, упорства, сноровки.
Сидя на бревне верхом напротив друг друга, участники били друг друга набитыми соломой мешками. Кто сумел удержаться на бревне, замертво не упал на землю, тот и выиграл. Этот вид забавы родом из татарского праздника Сабантуй.
Можно то же самое делать стоя, стараясь противника сбить с бревна. Эх, раззудись, плечо! Размахнись, рука!
Не обходилось народное гуляние на Масленицу без традиционной забавы — перетягивание каната двумя противостоящими друг другу командами, чья сила сильней. Кто до условной линии ловчее дотянет другую команду, тот в выигрыше. Вот смеху-то было, пока тянули канат, никому уступать не хотелось.
В старину молодежи забавой представлялись слеги — длинные жердины, на них катались парами, держась друг за друга. У нас, конечно, не молодежь, и слег нет, но все заводные, встали на необычные лыжи, и двинулись, правда, получилось не с первого раза. Не так просто шагать в ногу гурьбой.
Участвовали в наших забавных играх валенки, которые носят в снежную, холодную зиму. Эту теплую войлочную обувь с тупым носом из свалянной овечьей шерсти знают все, а откуда пошло выражение «тупой, как сибирский валенок»? Как раз от формы носа валенка. Смысл игры «Бой с валенками» — сбить у соперника валенок, насаженный на длинную жердь, такой же жердью.
Кому-то обязательно повезёт. Долой зимнюю обувь!
С помощью жердей проверяли, у кого силы столкнуть больше.
Испробовали еще одно старинное шуточное соревнование для девушек на выданье — бег с ведрами на коромысле, кто шустрей пробежит условное расстояние, правда, с пустыми ведрами. В старину ведра не пустые, до краёв наполненные водой. Соревнование с подтекстом: нельзя расплескать, иначе счастье свое упустишь, и всем сразу ясно, аккуратная девушка или так себе, неумёха.
У парней задача полегче: все ведра собрать и отнести разом в чуланчик.
В пятницу и субботу снова блинами объедались, то зять тёщу зовёт блины отведать, то приглашали всю мужнюю родню на обедню. Дни так и назывались — «Тещины вечерки» и «Золовкины посиделки».
Наконец, приходит заключительный день масленичной недели — «Проводы Масленицы» в Прощеное воскресение, венец всему торжеству. И появляется соломенное чучело в нарядной одежде. Будем сжигать!
В некоторых губерниях на Масленицу обходились без чучела, просто поджигали дрова, собранные в кучу в течение недели. Появилась забава перепрыгивать через прощальный костёр, традиция сжигать мусор и ненужные вещи, «подкармливать» кострище блинами и скоромной едой, а образовавшийся пепел рассеивать по полям. Хорошему урожаю родиться!
В этот день следовало забыть все обиды, приговаривая: «Кто старое помянет, тому глаз вон». Масленица огнём занялась, и мы, по старинке, собравшись в круг, взялись дружно водить хороводы. Так и бегали, пока всё не сгорело, потом всё приглядывались, принюхивались, не стало ли теплее вокруг, не уменьшились ли сугробы, Весной не повеяло ли.
«Не всё коту Масленица, будет и Великий пост», утверждает пословица. Не будут вечными удовольствия и веселье, праздник закончится, наступят будни, обычные дни, но в памяти останется, как провожали зиму в забавах с гуляниями, настроившись душой на весну, она к нам непременно придёт.
Догорела Масленица, прощай Зима, да здравствует Весна-краса!