Капризы Великих: Дом-Подсолнух Гауди
Антонио Гауди — каталонский архитектор-модернист (1852–1926). Тот, кто хоть раз был в Барселоне или слышал о храме Саграда Фамилия (Святое семейство) уже никогда не забудут это имя и странные, характерные только для него архитектурные шедевры, безумные и фантастические, ставшие достоянием искусства мирового масштаба. Определение «гениальный», что было бы уместно применить в данном случае, всё равно не раскрывает всей полноты его эксцентричного таланта: где Гауди, а где привычная логика…
Это — УНИКУМ. Его личность стала тайной ещё при жизни, секреты которой так и остались загадкой как египетские пирамиды или улыбка Джоконды.
Экстравагантные, фантастические образы Гауди вызывают удивление, недоумение если хотите взрыв мозга — ну как это сравнить с долее виданными, «правильными» что-ли, стилями искусства?! Как? А может быть искусство не надо понимать, а просто чувствовать? Гений или безумец? Мне кажется, что все настоящие гении безумцы по-своему — без слепой веры идя за мечтой не сотворить шедевров…
Но я не в Барселоне, а в крохотном городке Комильяс (Comillas), который находится в Кантабрии (Испания). Здесь отдыхал испанский король Альфонсо XII. Постепенно, в XIX -XX веках, город Комильяс благодаря своему мягкому климату и живописным пейзажам Бискайского залива станет особенно популярен среди состоятельных и знатных персон, многие из которых имели здесь свои титулованные особняки, виллы, замки.
И хотя название города в переводе звучит как «кавычки», здесь по-настоящему есть на что посмотреть и удивится богатой архитектурой города в стиле модерн.
Интересно посетить выставки и экспозиции скульптуры, мебели, живописи в Дворце Собрельяно / Palacio de Sobrellano (1881–1888), увидеть Часовню-пантеон Маркизов Комильяс / La Capilla-Panteón del Marqués de Comillas (1878–1881), которая находится совсем рядом от Дворца.
Зайти через оригинальную арку, чтобы пройтись по территории престижного католического Папского университета / Universidad pontificia (1883–1892), пользующегося огромной популярностью.
Издали полюбоваться частным замком Ель Дукэ / El Duque (конец XIX ст.), вход для посторонних запрещён.
Великим благодетелем, внёсшим огромный вклад в развитие родного города, был маркиз Антонио Лопес Лопес. Благодаря совместным усилиям его и сына, Комильяс стал первым городом в стране, где зажглось электрическое уличное освещение. В знак глубокой благодарности горожане установили монумент в честь своего благотворителя. Памятник маркизу Комильяс /Monumento de Marqués de Comillas (1883) возвышается на холме, откуда открываются завораживающие виды на Бискайский залив, Кантабрийские горы.
Это отличная смотровая площадка, чтобы сделать красивые фотографии, в пяти минутах от которой находится древнее Монументальное кладбище XV в./ Cementerio Monumental. В обитель скорби не заходила: зачем ворошить покой усопших?
Как так получилось, что Антонио Гауди, которой основном творил свои шедевры в родной Каталонии создал свой Эль Каприччо (El Capricho) далеко за пределами Барселоны? Ведь 700 километров — это солидное расстояние между двумя городами. А началась история в 1883 г. когда влиятельный и известный адвокат Максимо Диас де Кихано заказывает своему другу, молодому и харизматичному архитектору Антонио Гауди построить для себя виллу в Комильяс.
С этого момента повезло всем. Городу, потому что в нём остался один из немногих шедевров великого Гауди, который был сосредоточен над делом всей своей жизни — строительством Храма Святого Семейства, но выполнил этот частный заказ. Также хозяину дома, потому-что амбициозный Гауди строил в присущему ему неподражаемом стиле, руководствуясь своим мировоззрением, а это доводило до споров и не всегда нравилось заказчикам. Как, например, случилось с частными домами в Барселоне — Каса Мила (Каменоломня), Каса Батльо.
В удивительной вилле чудесным образом остались запечатлены особенности Максимо Диаса — многогранной личности, который был писателем, журналистом, ценителем музыки и природы. Да, дом обошёлся Максимо целое состояние, но он вызывал у горожан восторг и удивление. Не говоря уже о том, что в последствии стал визитной карточкой города. Если вначале расскошную виллу называли именем хозяина, то со временем за ярким особняком в стиле модерн закрепилось прочное название — Эль Каричо де Гауди.
Над монументальным двухэтажным зданием с четырьмя колоннами возвышается главная, цилиндрической формы башня.
Изящная, огромная стеклянная терраса, весь фасад дома украшен декоративными керамическими плитками на которых изображены… ПОДСОЛНУХИ!
Красочный дом среди уютного сада кажется оригинальной фантазией из другой галактики. Здание спроектированно таким образом, что греется под лучами солнца целый день. Первые лучи небесного светила заглядывают в окна с восточной стороны, оставляя свой свет на западной части компактного строения. Кажется что дом, как огромный подсолнух, поворачивает голову за солнцем. Пёстрый и яркий, утопающий в соцветиях подсолнуха, он имеет столько солнца, что светится даже в пасмурный и хмурый день.
Я подумала, что если Бог сотворил Природу, а наивысшие творения Создателя — это Человек, может Гауди поэтому так уникален, что воплощал в своих работах Природу? Может загадка состоит в совмещении двух идеальных компонентов в полной гармонии — Человека и Природы? По словам архитектора, природа давно уже всё сотворила, он только внимательно за ней наблюдал, чтобы потом запечатлеть в своих работах. Только истинно верующий человек, каким был Антонио Гауди, единственным своим заказчиком считал Бога, а единственным учителем — Природу.
В своебразном декоре Мастера угадывала параллельные линии, искала образы уже существующие в Природе. Винтообразная лестница, закрученная вверх, похожа на улитку, изогнутые кованые балкончики с удобными скамейками, направленные во внутрь дома, похожи на виноградную лозу, деревянные, резные потолки с миниатюрными светильниками, это, наверное, цветочная поляна в ромашках.
В этом доме всё дышит талантом мастера, необычное в обыденных вещах. Меня очень впечатлила мебель. Вот зеркало с закрывающимися дверцами, что бы тоже могло отдохнуть, ведь сколько за день пронеслось перед его огромными глазами… Загляну и я, оставлю свой образ среди тысячи… Стулья, с изящно изогнутыми линиями, похожи на озорных козлят из детских сказок: сейчас внезапно оживут, вздрогнуться и умчат вприпрыжку. Присяду, пока не убежали.
В каждой детали дома просматриваются метафоры, связанные с индивидуальностью хозяина: в стеклянных витражах нашла пчелу, которая играет на гитаре, а на балконных заграждениях — выкованные музыкальные ноты.
В интерьере заметила фрагменты готики, мавританского искусства, которые напоминали Максимо Диас де Кихано о Филиппинах и Антильских островах, где он работал.
Незаметно магия Гауди начинает действовать на посетителей. Хотите ли Вы этого или нет, но в Доме-подсолнухе, поддаваясь капризу Мастера, мы все понемножку становимся гауди. Мой лексикон потерпел изменения, и под впечатлением от увиденного начал звучать новоявленными словами.
«Диковинное» — да, я таким чувствую искусство Гауди, но не от слова «дикий», а от походного «дивный», также галактическим, космо-мифическим, в некой мере даже сказочным. А ещё оно заставляет не «трепетать» а «трепетьлеть», то есть «трепетать» и «тлеть» созерцая. Уж извините, если нет таких слов, искусство ведь влиятельный механизм на тонкую человеческую душу.
Да, сказочным, где трансформации происходят не только с предметами. Реальный случай произошедший с русскоязычной парой в этот день:
— Толик, я не пройду, я застряну в этой лестнице, — обращается к спутнику тучных форм женщина, с трудом поднимаясь по лестнице-улитке.
— Люся, втяни живот, как в мультике про Винни пуха, так и не застрянешь, — последовал практичный совет.
Да, все взрослые родом из детства.
Экстравагантные, авангардные работы Антонио Гауди меня глубоко поразили. После посещения Дома-подсолнуха присела на каменную скамейку рядом с фигурой Антонио Гауди, чтобы ещё раз полюбоваться его гениальным творением.
Подумала, как здорово, что для меня знакомство с удивительным миром Гауди, началось постепенно, с Эль Каприччо (El Capricho de Gaudi), с посещения созданного им Домом-подсолнухом. Так для себя я назвала этот шедевр зодчества. Самобытное искусство Мастера ворвалось в мозг яркой вспышкой, бурей эмоций. Это как смотреть на солнце — если не отрывая глаз, можно ослепнуть, если постепенно поднимая взгляд, увидишь красоту, озарённую лучами светила.
«Как бы хотелось поехать в Барселону и увидеть фантастические работы Гауди!», — промелькнуло в голове.
— Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям, — отозвались эхом слова великого Антонио Гауди.
Может послышалось или…вправду пообщались телепатически?
Практические советы:
— Парковку для автомобиля стоит искать заблаговременно, не пытаться как можно ближе подъехать к центру. Бесплатных парковок почти нет. Те что существуют, переполнены. Припарковаться практически нереально. Стоить проехать вглубь города и оставить машину в районе городского кладбища или на парковках вблизи пляжа. В низкий курортный сезон (осень-зима) эти парковки бесплатные.
— Входной билет в дом-музей Эль Капричо лучше всего купить заблаговременно в онлайн, чтобы потом не тратить время зря, ожидая своей очереди. Так как преимущество при укомплектовании группы с 30 человек имеют те, кто уже приобрёл билет. Также можно оплатить свой вход, купив билет в кассе на территории музея. Цена билета для взрослого составляет 7 €.
Дом-музей ждёт своих посетителей с понедельника по воскресенья с 10:30, но расписание дома- подсолнуха варьируется в зависимости от сезона и есть три периода: летний, осенне-весенний и зимний.
Поэтому в ноябре—феврале открыто до 17:30, марте—июне, сентябре—октябре до 19:30, июль—август посещения музея до 21:00.
— В здании музея на первом этаже работает сувенирный магазин, очень удобно купить детали на память прямо здесь, чтобы потом не искать их по городу.
— Если захотите посетить Дворец Собрельяно, помните, что вход на территорию исторического комплекса бесплатный. Платный билет нужно приобрести для посещения выставок и музейных экспозиций. Входные билеты продаются в кассах у входа на территорию комплекса.