Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была сегодня 19:57

Замок Иф — старший брат Алькасара, а так же Дюма, Монте-Кристо и Фриульские острова

Марсель — Франция Февраль 2023

Самые потертые переплеты были у книг, автором которых являлся Александр Дюма. Я знала практически на изусть множество глав, жила внутри эпох, с легкостью перемещаясь между Фонтенбло, Марселем, Кале и Лондоном. Но никогда, даже в самых смелых мечтах, не предполагала, что когда-то окажусь в местах, где происходили описанные события.

А поди ж ты.

В той провансальской поездке спонтанным было все: и она сама, и направление, и то что я все-таки пару ночей прожила в очень неспокойном, и как раз-то не манящем городе — столице региона Марселе.

Да и заплыв к Фриульским островам, на которые в предзакатный час полюбовалась накануне с высоты собора Нотр Дам-де ля Гард, в планах на следующий день не значился.

Но поболтав за обедом с русскоговорящей официанткой, услышала от нее вопрос:

— А вы в Каланки плавали?

Получив отрицательный ответ, она чуть ли ни руками всплеснула:

— Что вы, это самое красивое место в Марселе.

— А почему бы и нет, — подумалось мне, — Планов-то на вторую половину дня не имеется.

И поспешила к кассе на берегу Марсельского порта,

Старый порт Марселя, форт св.Иоанна.

спросила об этих Каланках, и мне сказали, что вот-вот отплываем, но догадалась задать вопрос о длительности морской прогулки.

— 5 с половиной часов, — ответили мне.

Февраль — не май, дни еще коротки, в сумерках ничего не разглядишь, да и замерзнешь от воды. И я благоразумно отказалась.

Но кассирша явно не хотела меня отпускать:

— А через пол-часа есть экскурсия на Фриульские острова, в замок Иф.

В голове что-то щелкнуло: Дантес, Данглар, аббат Фарио, Мерседес закружились в хороводе и я купила билет без минуты промедления и капли сомнения.

Вышли из старого Марсельского порта, проплыли мимо форта св. Иоанна, музея цивилизации,

Пыхтела какая-то тунисская посудина, отравляя воздух черным выхлопом. В отдалении высились башенки Кафедрального собора Марселя. Эклектичный, полосатый и очень декоративный. Обязала себя до него добежать сразу после поездки на остров.

И вот мы уже вышли из форватера. За спиной остался волнолом и Марсель уменьшился до размеров декорации.

Капитан что-то рассказывал на английском, а помошником у него был не молодой мужчина — эдакий морской волк с ясными глазами невероятной прозрачности.

Чуть меньше 2-х километров по воде и вот мы уже подплываем к замку Иф, что и был целью этой экскурсии.

Буёк - Свет Сурдораша и два маленьких острова, что к группе Фриульских островов отношения не имеют: Иль д Андум и остров Габи.

Для начала мы обошли остров по периметру.

История замка нассчитывает ровнеханько пол тысячелетия. Построили его по приказу Франциска I, как оборонительное сооружение, для защиты Марселя от атак с моря. Но попал король на остров тогда еще без замка, для того, чтобы поглазеть на носорога, которого португальский король Мануэль I Великий вез в подарок папе Льву Х в 1515 году (и что папа с ним-носорогом должен был делать?). Кортеж носорога-животного по тем временам редкого, притомился, как и сама животина. Все решили передохнуть на острове некоторое время, там-то его Франциск и увидел, а еще увидел, что Марсель абсолютно не защищен с моря. Так что за рекордные 6 лет (1524–1531) возвели эти могучие стены.

Носорог-бедняжка до папы не доплыл. Потонул в шторм, но именно он послужил моделью для знаменитой гравюры Дюрера.

Но уже через несколько десятилей остров и форт превращаются в место для изоляции особо опасных преступников. Именно тогда они получили свое знаменитое имя — Замок Иф.

Здесь содержались гугеноты, прочие несогласные с политикой монархического государства. В 1830 году замок перестал быть тюрьмой официально, но в 1871 в нем заточили самых активных участников Парижской коммуны, а её руководитель — Гастон Кремье расстрелян на острове.

Кораблик, тем временем, зашел в бухту острова,

И высадил нас у причала, в берег которого плескалась волна хрестоматийной бирюзовости.

Пропустив мимо ушей сколько времени нам отводится на посещение острова и замка, я обратилась с этим вопросом к тому среброглазому помошнику, но он с улыбкой ответил, что по-английски не понимает. Я пожала плечами, не зная еще, что 2 эти фразы — моя и его, послужат решающим фактором возможности мне остров покинуть.

Ну, а теперь самое интересное, как это все связано с главным писателем моего детства и отрочества Александром-незабвенным Дюма-отцом.

Не смотря на буйную фантазию писателя, в основе его произведений всегда находится реальный исторический персонаж. Вот и в «Графе Монте Кристо» сюжет основан на случае, произошедшем в Париже и описанном неким Жаном Пеше в «Исторических мемуарах, взятых из архивов парижской полиции».

Жил-был на свете в Париже 1807 года нимский сапожнок — Франсуа Пико, задумавший жениться на прекрасной Маргарите. У него, как и в романе, был несчастливый соперник по имени Лупьян, возжелавший разлучить влюбленных. Он доложил окружному комиссару, что подозревает Пико в связях с англичанами и через несколько дней беднягу сапожника орестовывают и бросают в тюрьму замка Иф.

Там он провел семь лет, до свержения Наполеона. Усердно трудиться, роя проход в соседнюю камеру аббата Фарио, как литературному Эдмону Дантесу, Пико не пришлось. Богатый миланский аббат — бонапартистский оппозиционер содержался с ним в одном помещении. Священнику не повезло и он в тюрьме замка скончался, отписав все свое имущество сокамернику Пико, с которым подружился.

Тот выйдя на свободу начинает мстить обидчикам.

— А каким же образом роман связан с жизнью самого писателя? — спросите вы.

Хорошо зная его знаковые романы, я, тем не менее, абсолютно не интересовалась биографией автора, да и в школе ее не изучали, не Пушкин чай. Так что сведения, что я узнала в замке, были для меня своеобразным откровением. Но лучше поздно, чем никогда.

Наскальные записи на стенах замка.
"Наскальные записи" на стенах замка.

Предки Александря Дюма родом из Сан-Доминго. Они были богатыми плантаторами, носили фамилию Ля Пайетри и проживали в бухте… Монте-Кристо, там где в 1492 году высадился Христофор Колумб.

У деда писателя — Александра Антуана Дави-де ла Пайетри была многолетняя связь с чернокожей рабыней Мари Сессет, в которой они нажили 4 детей, и прозвище у этой Мари было Дю-Ма.

Чтобы вернуться во Францию, разоренный дед был вынужден продать свою рабыню и детей, с правом выкупа одного ребенка. Выкупленным оказался Александр Дюма, носящий фамилию матери. Антуан Ля Пайетри незаконного сына объявляет официальным наследником и поселяется с ним в Париже. В последствии мальчик делает военную карьеру и становится генералом в армии Наполеона Бонапарта.

Александ Дюма был дружен с другим генералом Жаном-Батистом Клебером. Клебер, командовавший Египетской армией Наполеона из-за своего неразумного поведения на завоеванной территории был убит сирийским курдом и похоронен вблизи Каира. Но при отступлении французских войск свинцовый гроб был эксгумирован и 18 лет простоял в замке Иф.

Генерал Дюма вышел в отставку и в 1802 году у него родился сын Ксан Ксаныч Дюма — всеми любимый в будущем писатель.

С детства маленький Александр слышал рассказы отца о генерале Клебере, а замок Иф впервые посетил в 1834 году. К тому времени тюрьма пользовалась ужасной славой из-за чудовищных антисанитарии и условий содержания. Вычерчивая канву романа между главными географическими локациями, Дюма решает сделать Марсель началом истории.

В 1842 году он плавает на яхте вместе с принцем Жеромом Наполеоном Бонапартом и на лодке обходит небольшой остров Монте Кристо, расположенный рядом с Эльбой. По легенде на этом островке местные монахи убили грозного дракона, и став владельцами морских путей, начали взимать высокую пошлину, а накопив огромные богатства, куда-то на острове их и припрятали. За сундуками с драгоценностями охотились пираты и прочие граждане, но так и не нашли.

Опираясь на легенду острова Монте-Кристо и полицейские хроники, вплетая в повествование место рождения своих предков-доминиканцев, Дюма родил главного героя романа «Граф Монте-Кристо», который стал международным бестселлером. По окончании его написания, а печаталась книга отрывками в газетах, роман сразу перевели на 20 языков.

Не знаю как вам, но мне история написания романа показалась очень интересной. Я вообще обожаю параллели и аналогии, происходящие в этой жизни. У каждого из нас, уверена, есть какие-то такие знаковые вешки, которые переплетаясь, создают только для нас предназначенный узор, указывая на что-то конкретное, что, к сожалению, не всегда получается разглядеть, разгадать и сделать нужные выводы.

Буйки, выкрашенные в жёлтый цвет -  это Tour du Canoubier и Feu de Sourdaras (тот что ближе к нам).
Буйки, выкрашенные в жёлтый цвет - это Tour du Canoubier и Feu de Sourdaras (тот что ближе к нам).

Кстати говоря, у А.Дюма был соавтор — Огюст Мике. Именно под его влиянием Дюма обратил внимание на жанр авантюрно-исторического романа, и «Граф Монте-Кристо» был одним из тех произведений, что писалось совместно. Мике прописывал основы сюжета и даже замысел некоторых книг принадлежал ему. Тогда как Дюма редактировал, сочинял диалоги, добавлял любовные линии и следил за стройностью повествования.

Лавры же доставались не Огюсту, он возмутился, подал в суд, но иск проиграл. И справедливости ради стоит сказать, что после сотрудничества с Дюма ни оного стоящего романа не написал. Тогда как автор бестселлеров выпустил их 672 штуки!!!

Прочитав обо всем, что я вам изложила, на стендах тюремного музея, пошла бродить по внутренним помещениям с еще большим воодушевлением. Вроде ничего выдающегося в замке не было, все как везде: колодец во дворе,

казематы, испещренные надписями, уж и не знаю, кто так постарался: заключенные или экскурсанты, ряд камер, части из которых даны имена литературных и исторических постояльцев.

Но отражение того былого, и тех былых чужих дум, выдуманных и явных, что переплелись с моими нынешними думами и ожиданиями, создали невероятный эффект резонанса, во много раз усиливших проникновение в ауру замка-тюрьмы, что случается у меня, прямо скажем, не часто. Только когда действительно проймет.

Довершил «картину мира» вид на остальные 3 три острова архиепелага, которым можно полюбоваться с крыши замка.

Фриульские острова — архиепелаг из 4 не больших островков. С Иф мы познакомились, и он по размеру второй с хвоста, самый маленький Тибулен.

Два других: Помегу и Ратонно размером побольше и они соединены между собой мостом.

Именно на Ратонно находится порт ди Фриуль, стоянка яхт и небольшое поселение с множеством ресторанчиков, пользующихся большим спросом у туристов. А что, очень романтично. Помимо прочего здесь масса укромных бухточек для купания. Есть отдельный маршрут на эти острова с заездом на остров Иф.

Раньше, в XIX веке предназначение островов было абсолютно иным. Использовались они в качестве карантиной передержки, т. к. через Марсель в Европу с незавидной переодичностью завозились всякие гадостные болезни.

А мое время у замка Иф истекало. Немного походила по территории, там гнездились пугливые, не выпрашивающие еду, что удивительно, чайки, и дул такой невероятный ветер, вот тот, что называют «ветер перемен». Он ворошит волосы, выдувает из головы всякую чушь и становится невероятно легко.

Встав в очередь на посадку, я судорожно пыталась найти билет. К островам плавают кораблики разных фирм и пассажиров конкурентов не сажают и не подвозят. Но этот зловредный клочок бумаги, как в воду канул. Тот молодой, что с английским, пускать меня на борт не хотел, и уже завязывался спор, но тут, свесившизь за борт, среброглазый «морской волк» сказал:

— Пусти, я ее помню.

***

«Море дико. И остров заброшен.

Тонет крепость в забвенье глухом…

Только колокол звонким качается клёшем,

Не давая забыть, как о чем-то хорошем,

Потаенную грусть о плохом.»

Юнна Мориц.

✔️ C картой All Airlines от Т-Банка получайте бонусы от покупки авиабилетов.