Чудеса начались до отлета: Leybato Beach Hotel в Гамбии, забронированный на 2 ночи почему-то пропал из выборки booking.com. При выходе на отель из бронирования появилась красная плашка «сейчас забронировать этот отель нельзя, выберите другой». Что с ним случилось — неизвестно, может отель закрылся совсем. На сообщения не отвечали. Оказаться ночью (прибытие в 1:30) в темном африканском городе у закрытых ворот не хотелось, перебронировать отель или нет? Перед самым вылетом наконец пришло ответное сообщение, что наша бронь действительна, ничего в ранее утвержденном плане менять не стали.
Первой остановкой в нашем путешествии было дневная 12-часовая пересадка в Касабланке. К сведению желающих воспользоваться авиакомпанией Royal Air Maroc, рейсы из Москвы прилетают в Касабланку утром, а в африканские страны улетают вечером. На обратном пути та же история — рейсы из африканских столиц прилетают утром, а в Москву — улетают вечером. Поскольку виза в Марокко не требуется, граница проходится быстро, поезда в Касабланку отправляются каждый час (в 50 минут любого часа с 6 до 21, информация на февраль 2024), идут 20 минут до L’Oasis, 30 минут до Casa Voyager, 45 минут до последней станции Casa Port — есть смысл запланировать посмотреть что-нибудь в Касабланке.
Для таких зимних путешествий у нас отработана методика: летим в Москву в зимней одежде, в московском аэропорту складываем зимние вещи и все ненужное в баул и сдаем его в багаж, и гуляем в месте пересадки налегке. Так и сделали в этот раз — отправились на станцию L’Oasis, запланировали посетить Марокканский музей иудаизма и прогулятся до мечети Хасана II.
В Касабланке мы уже были по такой же схеме с длительной пересадкой в 2014 году, совершая путешествие в Сенегал. Тогда Касабланка не понравилась: загороженная мечеть Хасана II, куда долго ждали сеанса с экскурсией, рядом жуткий каменный как бы пляж, замусоренный парк Арабский Лиги с земляными дорожками… Настолько не понравилось, что в последовавшем путешествии по имперским городам Марокко в Касабланке останавливаться не стали.
Мечеть Хасана II 10 лет назад
Во время этого визита сложилось совсем другое впечатление. L’Oasis — район аккуратных симпатичных вилл, заборы есть, но они увиты растительностью, плющом или бугенвиллеей, поэтому выглядят симпатично. Везде чисто, на улицах — плодоносящие апельсиновые деревья, в будках сидят охранники.
Марокканский музей иудаизма без объяснений специалиста смотреть не очень интересно.
Мы были едиственные посетители, чтобы попасть долго стучали в ворота. Представлены артефакты: меноры, футляры для мегилы, тебы-кафедры, украшения.
Служительница на выходе трясла коробкой для чаевых, пришлось кинуть.
Трамваи Касабланки, как и прежде, оплачиваются на остановках в странных монетных автоматах, для которых не находится монет, которые они принимают. Пришлось прогулятся несколько остановок трамвая до парка Арабской Лиги.
Прошли около Собора Нотр-Дам-де-Лурд.
Вокруг парка Арабской Лиги и парка Жэ Йасмен — красивые французские здания.
Парк Арабской Лиги теперь не узнать — дорожки вдоль бессейна с фонтанами выложены плиткой, везде чисто.
С другой стороны парка расположен Собор Сакре Кер.
По бульвару Мулле Йуссеф спустились на набережную, к мечети Хасана II.
Как водится, мечеть оказалась закрыта для посетителей. Загородки теперь расположены еще дальше, даже во двор мечети не пускают без экскурсии. Зато можно сфотографировать мечеть без людей.
Следующий сеанс через полтора часа, ждать не стали, попили мятного чая.
Через старую медину пошли на станцию Casa Port, на электричку до аэропорта. Даже старая медина понравилась.
В ней относительно чисто.
Нет толп, как в Фесе и ароматов как в Марракеше.
Со времени прошлого визита электрички стали ходить пунктуальнее, а народу в них стало меньше. Из плохого — из автоматов по продаже железнодорожных билетов вытащили купюроприемники, теперь работают только карточки. Русскому человеку придется стоять очередь в кассу, а очереди минут на 10–20. Учитывайте про возврате в аэропорт, из Casa Port поезда отходят в 38 минут любого часа с 6 по 21 (информация на февраль 2024), едут порядка 45 минут. Еще закладывайте время на проход в аэропорт, потому что на входе просвечивают багаж, просят показать билеты и паспорт. Если выйти из поезда последними, проходить в аэропорт будете долго.
По сравнению с предыдущим визитом, на всех станциях отстроили кондиционированные вокзалы, и поезда стали ходить пунктуальнее. Во время предыдущего визита поезд опоздал на час, в него набился удвоенный набор пассажиров, и среди марокканских матрон случилось несколько драк.
Чтобы не возвращаться к Касабланке в продолжениях, ведь это только дальние подступы к Карнавалу, покажу, что смотрели в Касабланке на обратном пути здесь. В этот раз вышли на станции Casa Voyages.
Мечеть Аль-Кудс, на основе католического собора.
По дороге к мечети встретился интересный экспериментальный квартал из одинаковых зданий.
Королевский дворец, можно сфотографировать только ворота и обратную сторону стены.
Квартал Кабус или новая медина. Это просто образец, какой должна быть образцовая медина.
Строили французы в 30-е года 20 века, причем всю одновременно по плану.
Тут по-настоящему приятно гулять, а может даже и жить.
Попили мятный чай и съездили на такси к Сиди Абдуррахман.
Это островок около берега, на котором когда-то жил некий Абдуррахман, причисленный к святым. После его смерти на островке устроили место поклонения и мавзолей. Далее островок застроили домиками почитатели Абдурахмана, на остров построили мост. Сейчас океан отступил и мост стал виадуком. В данный момент островок на ремонте, к мавзолею не пускают, а домики, похоже, снесли.
Рядом с Сиди Абдуррахман расположен торговый центр Марокко Молл с океанариумом.
Но мы еще в пути на Карнавал, а не возвращаемся с него. Из Casa Port мы отправились в аэропорт на рейс до Банжула.
Предполетные формальности, полет и прохождение границы Гамбии были легкими — на входе собрали 20 $ с иностранца за безопастность (можно отдать 1000 даласи, это 16 $, только где их взять?), пограничники полюбовались визой, выданной в Москве, откатали отпечатки пальцев и пропустили без вопросов.
А дальше начались сюрпризы. Дорогие читатели, помните, что мы сдали в багаж по максимуму вещей, чтобы при пересадке гулять налегке? Так вот, одна сумка, наконец, выехала из окошка выдачи, а вторая маленькая сумка с зимними вещами — нет. Выдача продолжалась больше часа, уже разошлись все пассажиры нашего рейса, а окошко выдачи продолжали исторгать из себя какие-то гигантские сундуки. Интересно, в каком аэропорту плакали их владельцы? Лента выдачи вся забилась, и чемоданы с грохотом сваливались вокруг. Работники стали собирать их на тележки и отвозить в подсобку. Наконец, в окошке выдачи показалось веселое белозубое лицо и развело руками — мол, все, отдыхаем, следующий самолет через сутки. Через завалы чемоданов мы и еще один европейский дядечка пошли составлять претензии. Все сделали на удивление быстро, переписали багажные бирки, приметы сумки и данные паспорта в огромную амбарную книгу, то же самое, плюс телефон отеля, забили в компьютер, нам записали claim number и телефон багажного отдела для справок, порадовали, что через два дня или через неделю, багаж, скорее всего, привезут, а если не привезут — значит, он совсем потерялся. Но мы-то через два дня уезжали в Бисау, вернемся через две недели.
Так случилась Первая Потеря Багажа. Порадовало то, что потерялась не основная сумка, а зимние вещи, которые в Африке не нужны. Даже хорошо, их не надо таскать при переездах, и вообще отлично, что зарядки я настоял положить в ручную кладь. Добыть в Африке зарядку для фотоаппарата в случае ее потери точно не получилось бы.
Было уже 3 часа ночи. На стойке такси какой-то странный человек лично провел нас, последних пассажиров в аэропорту, к огромному черному-пречерному джипу с огромным черным-пречерным водителем, который помчал нас в африканскую черную-пречерную ночь, к веселому-развеселому Карнавалу.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия