Что сподвигло на отечественный круиз всего через четыре месяца после круиза заморского? Желание вернуться пусть не в «Восточную», так в «Волжскую» сказку? — ой, вряд ли. Априори было ясно: та сказка не повторится. Желание отдохнуть с мужем в единственно приемлемом для него формате? — да, скорее всего. Человек он невыездной и отпуск привык брать с советских времен «враз и надолго»: четыре недели в году, ничего не разбивая, сдвигая даты на день-два в зависимости от выходных; за одиннадцать трудовых месяцев, особенно до пандемии, бывало, наездится по 2-3-месячным командировкам «на северА» так, что дальше Златоуста (полчаса езды от нас) не вытащишь))) Один раз уговорила посвятить пол-отпуска Ленобласти и Петербургу под предлогом «родная сестра уж сколько лет как переехала, а ты у нее ни разу не был!». За это было обещано не приставать с поездками n-ное количество лет. Но n мы понимали, как оказалось, по-разному, и наконец я решила, что пора бы уже и пора… тем более «да ты вспомни, как мы здорово катались в молодости по Днепру и до Соловков, а ведь сейчас теплоходы стали еще лучше, а реки точно не хуже»… Вспомнил. Согласился. Насчет теплоходов оказалось вранье, но в глубине души мы были к этому готовы, а мужу даже разочаровываться не пришлось — не с чем сравнивать, он-то на MSC Opera не плавал…)))
Теплоход ходит от Ярославля до Волгограда и обратно, иногда на обратном пути поднимается до Череповца. Две недели даже не рассматривались, да и ехать нам до Ярославля надо с пересадкой. «Вот до Самары близко, поезд идет от нас, в Самаре и сядем». Отлично! Заодно избавлюсь от некоторой занозы-неловкости, сидевшей во мне еще с зимы: Дубай в шестой раз, а наши волжские города видела максимум из окна поезда. Это я о Самаре, всю жизнь ездим в Москву через нее. А Волгоград и Саратов вообще в слепом пятне остались… непорядок! Так что началось наше путешествие еще на берегу, с Самары.
Ровесница прошлого века, больница Красного креста
Приехали мы за полдня до отправления теплохода. Наконец появилась возможность посмотреть ее поближе. Описывать эти полдня в деталях не стану, в рамках круизного рассказа представлю все три города легкими фрагментами, а позже будут отдельные фотоальбомы. Итак, в основном мы гуляли по параллельным улицам Красноармейской и Льва Толстого. На перпендикулярной им Молодогвардейской зашли в Музей почты — ни в одном городе не могу пропустить, люблю почтовые музеи! Почему-то на 80+ регионов нашей страны их меньше двадцати — я бы в каждом облцентре создавала. Хорошо, что в Самаре есть, да еще и в роскошном здании, доме купца Иванова. В интерьерах обоих этажей даже частично сохранились печи, двери со стеклянными фрамугами и чудесная лепнина на потолках.
Ул. Молодогвардейцев, 144. Неорусский стиль с элементами неоренессанса. 1880-1890 гг.
Напротив стоят два совершенно потрясающих дома, слившихся в один, — слева купца Основнина, справа Васильева. Оба построены в 1890 г. Школа благородных девиц и юных кавалеров «Возрожденные традиции» — вот что находится в первом, и кажется, что это наиболее естественное наполнение столь прекрасной формы. А во втором — тоже школа, только фигурного катания))) Во время войны было посольство Норвегии.
Через одну улицу от Молодогвардейской, на Фрунзе, мы зашли в музей Эльдара Рязанова. В этом городе он родился, сюда же приехал в эвакуацию в августе 41-го. Экспонаты рассказывают не только о великом кинорежиссере, но и о Куйбышеве середины ХХ века. Восстановлена комната семьи Рязановых с подлинными предметами, вот только гардероб в ней — Людмилы Гурченко…))
На обратном пути зависли напротив доходного дома Челышёва на Красноармейской, растянувшегося на целый квартал. Шатровые башенки, эркеры, наличники в виде кокошников, колонны — дивная архитектура. На дугообразные балконы вообще не могла наглядеться! Кирпичная кладка вместо штукатурки не только и не столько красит фасад — благодаря ей он сохранился практически без реставрации с момента постройки, а это, на минуточку, 1889 год… Так что крепкий вид — это иллюзия. Про интерьеры и говорить нечего, коммуналки, образовавшиеся после революции, в плачевном состоянии…
И еще один музей — непременный в любом городе. Разумеется, краеведческий. Зашли уже после круиза, между теплоходом и поездом. Вот с его интерьерами все в порядке: современные, без дверных проемов, тематические зоны плавно перетекают одна в другую. Экспонаты весьма неплохие и выставлены с умом. Но! Ожидала большего от темы «Куйбышев во время войны». Мне кажется, запасная столица могла быть представлена гораздо интересней, а несколько десятков фото и документов плюс десяток предметов как-то не вдохновили. В белорусском музее, где я побывала за полмесяца до круиза, набралось артефактов на два этажа — и это при том, что Гомель бомбили до середины 44-го. И еще запомнилось, что очень, ну просто о-очень шумели школьники в первом зале. Смотреть начало музея пришлось на приличной скорости — мы просто убегали от этих детей)))
А это новодел — но такой, что легко принять его за модерн начала прошлого века. Здание филармонии построено на месте театра-цирка «Олимп», стоявшего здесь с 1907 и ставшего филармонией в 40-е годы. В начале 70-х его снесли и в 1988 г. открыли филармонию заново. Основные элементы декора удачно дублированы, не зря 14 лет строили!
По населению Самара входит в первую десятку наших городов, машин там множество, особенно на центральных улицах. У меня почти все фото - не дома, а автО на фоне домов (( Хорошо, что этот снимок муж делал - не только поймал без машин, но и уместил и меня, и скульптурную композицию наверху. Я бы точно что-нибудь обрезала... )))
Сравним с оригиналом — и поспешим на теплоход, пора в путь!
* * *
Теплоход наш, «Дмитрий Пожарский», был построен в ГДР — один из 49 судов проекта 588, появившихся с 1953 по 61 г. По тем временам это были просто гиганты, по нашим рекам такие до сих пор не ходили. Представьте, в их разработке принимали участие кроме инженеров и дизайнеров даже архитекторы. Сейчас тремя палубами особо не удивишь, но тогда народ восхищался, а кое-кто из любителей «волжской старины», наоборот, возмущался «испорченными» речными ландшафтами. Дело вкуса, как всегда!
Сейчас тремя палубами никого не удивишь, на MSC Opera их 13, и то, когда я ездила на шатле из круизного терминала в Дубае вместе с пассажирами с MSC Europa, они посматривали свысока — ну как же, у них-то 22))) Ой нет, вспоминать Персидский залив всякий раз — занятие неблагодарное, мы на Волге и радуемся Волге. Хотя… вспоминалось постоянно, и не было при этом спасительной мысли «Зато и отдали меньше». Не меньше. Ладно, об этом позже))
Каюта у нас была стандартно узенькая, с удобствами, конечно, но уж больно лаконичными — душ безо всякой кабинки, совмещенный с краном умывальника. Пришпандоришь его на стенку — и лей давай на весь санузел, на раковину, на унитаз, на одежду, что висит на соседней стенке…))) И скажи спасибо, что развернуться удается, вот ужали бы стеночки по дециметру внутрь, вообще пришлось бы стоять как на посту, навытяжку. И мы еще считали, что у итальянцев душевые тесные!..
Но не все так плохо — на нашем теплоходе в отличие от итальянского лайнера каюта была с окном.
И в плохую погоду, а она не заставила себя ждать, окно очень пригодилось. На палубе ветер сдувает, а мы сидим в каюте/в уюте и любуемся волжскими пейзажами…
Это Змеёвы горы; у Виктора о них отдельный альбом есть, он недалеко живет. Одно из знаковых мест Саратовской области — подплываем, стало быть, к Саратову.
Первая стоянка была всего два часа. Хорошо, что областной Музей краеведения находится в 200 м от речного вокзала. Туда мы и пошли. Музей прекрасный! Думали, часа за глаза хватит, а на самом деле в последних залах пришлось ускориться. Давно не видела такого обширного и полного музея, даже в более крупных областях.
Я еще и успела осмотреть по отдельному билету экспозицию «Тихо космос шепчет сказки» с удивительными куклами на тему космоса и космонавтики.
На обратном пути из Волгограда стояли уже подольше. Мы успели и по городу пройтись…
Улица Первомайская. Слева постройка 1917 г., правее бывший дом присяжного поверенного Дыбова (1911 г.), ныне детский сад (!)
…и подняться на Соколову гору — одну из главных достопримечательностей города. Кроме парка с выставкой военной техники и Национальной деревни там прекрасная обзорная площадка, ибо гора эта — на самом деле гора, а не одно название, как порой бывает в больших и плоских городах))
Мордовское подворье в Национальной деревне
Впечатления неоднозначные. В отдельном альбоме, а Саратов его точно заслуживает, покажу и блеск, и нищету. На мой взгляд, потенциал у города очень высокий, и славное прошлое, судя по увиденному в музее, можно обыграть с умом и вкусом. А пока слишком часто встречались места, проходя мимо которых, думаешь: власти точно знают, что после войны прошло почти 80 лет?..
Спуск с Соколовой горы к Волге. Если бы не карты, сомневаюсь, что заметить эти полуразбитые - полузаросшие ступени нам удалось...
Вспомнила, как вернулись домой, дочь спрашивает: «Ну как круиз? Пап, тебе что понравилось? Мам, тебе после „Восточной сказки“ что-то понравилось?» — Мы поиграли лицами, изобразили нечто полуоптимистичное… тогда она сжалилась: «Ну еда-то хоть на уровне была?» — на что я, воспряв, ответила: «О да, с едой все более чем гуд!» — и муж добавил: «Еда. Вот что было хорошего. И саратовский музей».
* * *
Так что есть все основания перейти к еде.
Ресторан на третьей палубе предоставлял действительно и ресторанный сервис, и блюда такого же уровня. Баклажаны «Медвежья лапа», бульон с языком, корейка свиная по-самарски… Да, не итальянские омары и арабские шербеты, но бокал вина — каждый день, сервировка достойная и десерты изысканные.
И вообще, не хлебом же единым)) Была и пища для ума, и для умелых ручек занятия, а неумелые могли занять себя настольными играми. Если уж и домино с картами не в радость, пожалуйста, давайте споем в кароке, только погромче, погромче! — чтоб вон там, в 24-й каюте, никаких аудиокниг не слушали, а пришли к нам и тоже поорали попели))) 24-я — это мы, если что. Каюта была в пяти метрах от музыкального салона, и мы иногда, в совсем плохую погоду, просто слушали аудиокнигу одну на двоих, а иногда не ее, а караоке, ибо оно было громче))) Раз-другой я присоединилась и попела, но опять же вспомнила караоке на MSC Opera и охладела…
Музыкальный салон, он же игротека, он же библиотека и кинозал
А вот мастер-классы понравились безоговорочно. Очень приятная рукодельница Юлия по утрам вываливала на столы груду всяких ленточек-тесемочек-тряпочек, и под ее руководством мы с упоением творили. Не знаю, для кого я наваяла эти колокольчики, обереги и игольницы, но процесс всякий раз захватывал)))
Чем еще занимались в плохую погоду а она преобладала, увы? Освоила новую игру, о которой раньше только читала у Агаты Кристи, — скраббл, открыла для себя всеми давно уже виденный фильм «Двенадцать» Михалкова, прочла что-то из бортовой библиотеки. Поучаствовала в викторине, где выиграла приз — не потому что такая умная, призы достались всем))) Полгода потом рекламный календарь стоял у мужа на рабочем столе…
* * *
А теперь кульминация круиза — Волгоград. Экскурсию мы, как и в других городах, не брали и правильно, но об этом позже, что смотреть — двух мнений быть не могло, поехали сразу же к Мамаеву кургану.
Конечно, каждый знает о нем, каждый видел скульптурные композиции и шеренгу из шести памятников вдоль озера Материнских слез, если не воочию, то на фотографиях.
Но как не повторить их — все эти фигуры волнуют больше, чем Эйфелева башня…
Какое название — озеро Материнских слез!..
Вечный огонь. Здесь всегда много людей, очень волнующее место. Сменился караул, и снова смотришь на факел в руке, символ памяти о подвиге героев.
И самый-самый символ не только Мамаева кургана, а всей войны и победы. Что еще здесь говорить…
С кургана мы поехали к панораме «Сталинградская битва». А вы знаете, что везет туда автобус № 0?
По-хорошему осматривать ее можно несколько часов. Жаль, что у нас вся стоянка была 4 часа. Познакомиться все-таки успели достаточно близко. Экспонаты впечатляющие и оформлены очень убедительно. Залы в красно-черном: макеты, документы, оружие, портреты, вещи бойцов… В объемную картину боев просто погружаешься целиком. На снимках это не передать! А вот плакаты и на фотографиях почти такие же, как в жизни. Покажу плакаты — одна из любимых моих тем в исторических музеях.
Как часто бывает в таких местах, планы разошлись с реальностью. Думали после музея прогуляться до речного вокзала пешком, всего-то 2,5 км. Но тут подольше постояли, там задержались — в результате пришлось снова ехать. Зато вокруг панорамы прошлись, посмотрели военную технику — это мужу, а меня особенно зацепили руины.
"Танцующие дети" на фоне руин мельницы Герхардта
Непонятно, почему фонтан «Детский хоровод» на привокзальной площади сначала восстановили, а затем снесли. Якобы не представляющий художественной ценности… Да, он был типовым, взять хоть такой же в Воронеже.
Но мне кажется, после войны фонтан стал ценен уже не в художественном смысле, а в историческом. Хорошо, что вспомнили и в 2013 г. сделали копию, почему-то с другим названием, но это уже не критично.
* * *
Успели на теплоход мы в самый раз, без спешки, но и без лишнего запаса, о котором потом думаешь: эх, вот лучше бы за эти полчаса еще то и это посмотрели! За ужином делились с соседками по столу. Они методично брали все экскурсии а где не брали из-за нехватки времени, так же методично гуляли по набережным. К панораме их просто подвезли и поехали дальше — основной упор шел на Мамаев курган и «мирную» обзорку по городу. Пожаловались нам: один автобус на полпути сломался, пришлось пересаживать туристов в другой, тоже с экскурсантами. Вот счастье-то было и сидящим, и особенно тем, кого впихнули в проход… Вообще от соседок узнали много интересного)) Одна села позже нас, в Саратове, а две костромички плыли уже долго, с командой познакомились. Так вот, оказывается незадолго до нашего маршрута все артисты, которые должны были развлекать нас по вечерам, дружно уволились. В чем-то не сошлись с руководством и пересели на другой теплоход! Так что вместо обещанной арт-бригады анимация была представлена… да самими пассажирами и представлена))) По утрам проходила зарядка, днем — вышеупомянутое караоке. Организаторы отлавливали особо подвижных и голосистых и предлагали им поучаствовать в концертах. Я сходила на один, в совсем уж мрачный дождливый вечер. Ну да, дети поют и читают стихи, взрослые тетеньки читают стихи и поют — мило. Но непрофессионально.
Я даже не буду вспоминать о роскошных шоу на MSC Opera, все и так уже поняли, что сравнивать несравнимое — не только бесполезно, но и вредно)) Хотя кое-что сравнить все-таки можно! Самый объективный критерий это цена. За Персидский залив я заплатила около 28+ тысяч, за Волгу — около 23. Первый круиз был на 3 ночи дольше. Каюта без окна, зато с телевизором (правда, передачи оказались такими политизированными, что я посмотрела 2–3 и бросила это дело). Бассейн, ладно, не считаем — он был холодный и я купалась в нем только 1 день, когда не было стоянок. Питание по уровню не так уж отличается, готовили действительно на «Пожарском» отлично. Только вот на Opera еда была доступна 20/24 — и тебе ресторан, и шведский стол. А здесь вся вкуснотища строго нормирована, нагулял аппетит раньше времени — иди в буфет)) Ну, а про анимацию я уже сказала только что…
В общем, изо всех критериев наш теплоход выигрывает только по одному: духовная пища. Библиотека и видеосалон. И книги русские, и диски)) Кто, ну кто эти люди, которые платят такие деньги за такой уровень вместо того, чтобы слетать в ОАЭ и искупаться в роскоши? — думала я уже со второго дня круиза. Теперь понимаю: наверное, это книголюбы и киноманы, которым на итальянских лайнерах не хватает наших книг и старых фильмов)))
Я не от сервиса морщусь, просто солнце бьет в глаза )))
Впрочем, любой лимон, посланный судьбой, тем и хорош, что из него можно сделать лимонад. Я рада, что посмотрела наконец толком великую русскую реку, и это без иронии. Я вряд ли съездила бы в эти три города, если уж во время пандемии до них не дошло, теперь тем более. Мы выбрались в кои-то веки вместе, нам было хорошо. И познавательно! Муж узнавал от меня всякие «путешественнические» фишки, я от него — исторические и технические. Например, сама бы я никогда не усвоила систему шлюзов, а он толково и даже интересно рассказал и показал. Не на пальцах, а в реале. Поделюсь с вами не системой, а фотографиями, чтоб финал был окончательно жизнеутверждающий.
Шлюзы мы проходили дважды в каждую сторону - перед Саратовом и после.
Между Самарой и Саратовом одинарное шлюзование, между Саратовом и Волгоградом — двойное. То есть спускаемся вдвое круче, ворота проходим дважды. Техническими нюансами забивать голову не буду…
…лучше завершу рассказ всем приятным и понятным видом волжского заката.
Что-что, а природа наша любым Эмиратам фору даст))
И спасибо всем, кто дочитал, приятных путешествий!
Теги:
Круиз