В конце прошлого года решил изучить беспересадочные перелеты из Москвы в безвизовые страны и рейсы с одной пересадкой. Информация уже частично устарела, но в общем и целом картина выглядит примерно так же. По мере того, как зима становилась все более тоскливой, возникла мысль воспользоваться полученными знаниями. После долгих размышлений и расчетов было принято самое банальное, но все же единственно верное решение.
Место для недельного отпуска в феврале выбиралось по следующим критериям:
✔ хорошая погода
✔ легкодоступность (без виз и пересадок)
✔ богатство культурного наследия
✔ возможность аренды автомобиля без кредитной карты
✔ приемлемый бюджет
Турция оказалась вне конкуренции. Ранее я был там дважды (вот рассказ о первой поездке), но ни разу – за пределами Стамбула. До последнего держал в голове, что что-то может пойти не так с машиной, и на этот случай была мысль остаться в Стамбуле на всю неделю, что в принципе совсем не плохо (хотя и обидно).
С машиной же дело было так. Я воспользовался советами отсюда, отсюда, отсюда и отсюда. Все они сводились к тому, что надо использовать LocalRent или TakeCars (ранее LocalCarHires). Изначально я склонялся к первому варианту, но незадолго до поездки выяснил, что доставка в IST обойдется в дополнительные 200 евро (!), а перспектива ехать из IST в SAW за машиной совершенно не радовала. Поэтому был выбран второй.
Процесс бронирования несколько отличался от того, что пишут по ссылкам выше. Вкратце о плюсах и минусах и о том, какие были сделаны выводы.
Плюсы:
👍 Мы получили машину, заплатив именно столько, на сколько договаривались, а аванс, внесенный на сайте российской картой, дал хорошую скидку.
👍 Все имевшиеся повреждения были сфотографированы перед началом аренды. Никакого мухлежа по поводу состояния машины после возврата не было. Точно так же не было претензий к тому, что вернули машину сильно позже заявленного времени (но в тот же день).
👍 Машина нормальная, с пробегом около 40 000.
Минусы:
👎 При бронировании выбрал опцию «Встретить в аэропорту с табличкой», но никто не встретил. Немало понервничал, прежде чем дозвонился до конторы. Вывод: звонить и узнавать все детали надо ДО поездки.
👎 Вопреки тому, что пишут, была выдана не та машина, которую заказывали, а того же класса, как это бывает во всех прокатных конторах. Вместо Fiat Egea выдали Renault Taliant. У Рено свои нюансы, но, в общем и целом, все норм.
👎 Служба поддержки TakeCars фактически не работает (ответили на следующий день)
👎 Салон был не сильно чистым, но нас это не смутило.
👎 Бачок омывателя был пустым, а я не сразу сообразил, что при +20 незамерзайка не нужна, а воду можно залить на любой заправке.
Как видно, минусы очень хилые, можно сказать, вымученные. Общий вывод: все сделали правильно, сервис советуем.
Что касается маршрута, то он был максимально банальным: к эгейскому побережью через античные города:
И, скажу я вам, все на этом маршруте было великолепным, хотя не все пошло по плану. Итак:
Прибыли в Стамбул в 17:00 и часа через два с половиной выехали из аэропорта в город Текирдаг, где была первая ночевка. Впервые столкнулся с тем, что машина возвращается не с полным баком: бензина было мало, поэтому вскоре заехали на заправку. Заправились, перекусили, погнали дальше и через два часа были в Текирдаге. Остановились в гостинице Mills на восточной окраине города с хорошей парковкой.
Текирдаг, безусловно, заслуживает более внимательного изучения. Город расположен очень живописно – на холмах побережья Мраморного моря. В центре немало прекрасной османской архитектуры, но самый известный ее представитель – дом Ференца Ракоци, в котором предводитель венгерского антигабсбургского восстания, бежавший в Турцию, провел последние 17 лет жизни.
Из Текирдага мы направились в город Гелиболу (бывший Галлиполи). В 1920-23 гг. здесь стояли лагерем врангелевцы, эвакуировавшиеся из Крыма – более 25 000 человек. В память о тех из них, кто остался на этой земле навеки, в 1921 г. был воздвигнут обелиск. В 1949 г. он серьезно пострадал в результате землетрясения, после чего был разобран. Русские эмигранты собрали деньги на строительство его копии на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, где она стоит по сей день. А вот в 2009 г. тщанием небезызвестного Фонда Андрея Первозванного еще одна копия появилась уже на месте оригинала.
Хорошая новость в том, что памятник выглядит довольно прилично, перед ним два флагштока – видимо, для 🇷🇺 и 🇹🇷. Плохих больше. Попасть за ограду просто так нельзя, надо позвонить по телефону. Но гораздо хуже антураж: на задворках города, вокруг – натуральная помойка. Березки, посаженные при открытии памятника, почти все зачахли (но единицы сохранились).
Кроме того, на память об этом месте остался саморез в шине, о котором вскоре сообщил датчик давления: дорога там полна всяческого мусора.
А в центре Гелиболу – хорошо. Приятная набережная, с холма открывается вид на 1915 Çanakkale Köprüsü – первый мост через Дарданеллы, строительство которого было завершено в 2022 году – и азиатский берег.
Вообще, в Турции – как и в России – чувствуется искусственность разделения нашего материка на Европу и Азию (впрочем, в Египте, видимо, еще больше чувствуется искусственность границы между Азией и Африкой). Здесь совершенно безразлично, где именно начинается Европа.
Путь наш лежал в Трою, в историчность которой и локализацию в районе урочища Гиссарлык многие по сей день не верят. Вот указатель на нее.
В Трое мы пошли в музей, а не на раскопки, и, кажется, правильно сделали. Музей хороший – есть и классические экспонаты (вот, например, «саркофаг Поликсены» 6 века до н.э. с изображением легендарного сюжета):
…и интерактивные инсталляции, а на улице разложены фрагменты античных колонн. Закрывается, правда, все в 17:00, поэтому на раскопки не успели, хотя они включены в недешевый билет.
Вечерело, а путь наш лежал в Бергаму (почти 200 км). Вокруг были прекрасные гористые пейзажи Малой Азии, но падение давления в шине напрягало, в желудке урчало.
Решили найти уютный ресторанчик на берегу Эгейского моря и пообедо-ужинать там, но нас ждало жестокое разочарование. Доехав до побережья, мы оказались в той самой курортной Турции, в которой были все, но по случаю зимы всё было закрыто. Единственный работавший ресторан в городе Алтынолук был чудовищно дорог, и мы решили перекусить на заправке.
Сэндвичи оказались отвратительными, но рядом с заправкой была будка с волшебным словом LASTİK – шиномонтаж, иными словами. Грибок обошелся в 150 лир, а я был очень горд, что мои убогие знания турецкого позволили договориться с хозяином будки. Как это часто бывает в Турции, на прощание мы с ним почти обнялись.
В Бергаму приехали уже затемно. Заселились и пошли искать нормальную еду. Оказалось, что в десять вечера это вполне возможно. В страшноватом с виду кафе мы получили прекрасное пиде, кофе и кемальпаша (или кемальпашу). А остановились мы в гостинице Attalos Suites в старом городе с чудеснейшим внутренним двориком (но парковкой на улице):
Следующий день начали с осмотра старого города. Он холмист, обшарпан, пустынен и живописен. Автопарк говорит о том, что живут здесь бедно. Вот несколько фото:
Затем отправились в Красную базилику II века н.э. – в нее вход на удивление дешевый. Базилика производит грандиозное впечатление – а ведь изначально она была вовсе не красной, а покрыта мраморными плитами, что делало ее еще более величественной.
Позже внутри полуразрушенной базилики был построен христианский храм – пострадавший от времени еще больше, чем стены, которые его окружали.
Прямо под базиликой течет речка Селин, через которую в римские времена был построен монументальный мост, фактически представляющий собой два длинных – метров 200 – туннеля.
Он, по сути, образует площадь, на которой стоит базилика – почти как Синий мост в Петербурге.
Бергама – город, в котором стоит остаться подольше. Несмотря на обилие исторических достопримечательностей, он не производит впечатление супертуристического, особенно зимой. Забегая вперед, он понравился больше всего в эту поездку, даже больше раскрученного Эфеса.
Главная достопримечательность Пергама – пора уже назвать город его древним названием, – это акрополь. Я впервые встретился с величием античной цивилизации и был потрясен. Забираясь на машине наверх, понял, почему древние греки считали, что боги живут на горах: впечатление и правда неземное.
Представить, как пергамский акрополь выглядел в древности, несложно: в отличие от Красной базилики, его реконструкций и макетов предостаточно. Вот, например.
Потрясает здесь все, но особенно – театр, расположенный на склоне горы.
Из Бергамы мы направились в Измир, где предстояло провести две ночи. Лишь перед самой поездкой я осознал, что забронировал гостиницу (Urla Marin, номер с видом на море) не в самом Измире, а в городке Урла, на полпути от Измира до Чешме, но оказалось, что это было очень удачным решением.
Измир встретил суетой, шумом и пробками. Езда по городу доставляет немало стресса, но ко всему привыкаешь. Кстати, в общем и целом, на турецких дорогах комфортно. Стиль вождения чуть более агрессивный, чем в среднем по России, но куда приятнее, чем на Северном Кавказе. Если за три дня в Дагестане я видел три ДТП, то здесь – ни одного. Впрочем, это западная часть страны. Что будет, если ехать вглубь – не знаю, но думаю, ничего страшного.
Да, о дорогах. Передвигались мы большей частью по платным автомагистралям (общая цена оказалась ниже, чем у поездки Москва–Казань–Москва, но бензин дороже вдвое). Большей частью они трехполосные, что выгодно отличает их от наших платных дорог.
Скоростные режимы на них очень приятные – до 140. На вылетных магистралях (из Измира, например) скорость в черте города от 90. В том же Измире видели странные ограничения скорости – вроде «82». Вроде как это призвано повысить концентрацию внимания водителя.
Турецкие водители – как мужчины, так и женщины – крайне энергичны. Строго скоростные режимы никто не соблюдает, при первой возможности втопить – делают это. В общем, почти как у нас. Но в чужой стране лучше соблюдать писаные правила. Был случай, когда у меня на хвосте угрожающе висел грузовик, но я продолжал ехать, как предписывали временные знаки. С другой стороны, в Измире начал перестраиваться перед мотоциклом, очень сильно загодя включив поворотники. Мотоцикл обогнал меня, притормозил и несколько секунд ехал очень медленно. Ну что, бывает.
Но возвращаемся в Измир. Припарковаться на улице оказалось невозможно, поэтому нашел платную парковку (вот ее координаты) Находится максимально в центре, цена приемлемая (минимум на два часа, на целый день чуть дороже).
Был план посетить древнюю агору и другие достопримечательности, но ограничились ужином и походом к часовой башне и набережной через огромный базар, который, собственно, и зовется центром Измира.
Город, безусловно, достоин более глубокого изучения, но пробки так измучили, что хотелось оттуда поскорее смыться, тем более, что уже темнело. И мы поехали в Урлу (50 км от Измира).
В Урле было тихо и мирно. На волнах Эгейского море покачивались многочисленные катера и яхты. По пустынной набережной прогуливались люди, кошки, собаки и чайки. На следующий день никуда не надо было спешить, и мы насладились теплым зимним вечером.
Готовясь к поездке, я разработал амбициозный план посещения Эфеса и Чешме в один день, но тут умерил амбиции. Было решено съездить после позднего завтрака в Эфес (115 км) и вернуться обратно. Так и поступили.
Эфес – самая известная античная достопримечательность Турции (а также марка местного пива, которое, в отличие от вина, никому порекомендовать не могу). Всем, кто прибывает туда впервые, могу посоветовать ознакомиться с этой реконструкцией, которая очень помогает понять, где там что. Вот, чисто для проформы, несколько фото оттуда.
Билеты недешевые, а билет в террасные дома надо покупать отдельно, но оно того стоит. И, конечно, одного дня на Эфес мало.
После еще одной ночи в Урле выдвинулись на Стамбул. Это был самый длинный перегон за всю поездку – 570 км. Заправки до полного бака под Измиром хватило как раз настолько, чтобы сдать машину с little fuel, как и получали. К аэропорту мы подъезжали в десятом часу вечера. Вернули машину, заплатили за платные дороги и с чемоданом отправились в метро. Да, еще один нюанс: на машине стоял транспондер, и все шлагбаумы, где они были, открывались автоматически. Но при въезде на мост Osmangazi через Измитский залив надо было нажать на кнопку и получить квитанцию (при этом ничего никому не платить).
Для интересующихся сообщаю, что аренда машины на 5 дней стоила 13 000 руб., бензин на 1 500 км – 14 000, платные дороги – 5 000, парковки – 900, шиномонтаж – 500.
Как показали дальнейшие события, решение поехать сразу в аэропорт, не завозя чемодан в отель в центре города, было совершенно правильным (в Стамбуле мы потеряли бы неизвестно сколько времени, а к гостинице вообще бы не смогли подъехать), но поездка на метро не обошлась без приключений.
Метро до аэропорта открылось в январе 2023 года, а буквально за неделю до нашего приезда ветка была продлена до пересадочной станции Gayrettepe. Указатели в аэропорту радовали русским языком:
Но вот такой нюанс: от аэропорта до Gayrettepe с карты (она покупается в автомате) списываются две поездки вместо одной, и еще одна списывается при пересадке. На Gayrettepe нет указателей перехода на зеленую линию, пришлось немного помучиться. Ехали до станции Vezneciler, где взяли такси до отеля в районе Кумкапы. Всего на дорогу ушел час с небольшим – что было бы в такси по городским пробкам, сложно сказать, но стоило бы это сильно дороже (шесть поездок на метро плюс такси – на двоих это обошлось примерно в 750 рублей).
В Стамбуле мы провели следующие двое суток. Остановились в Goji's Apartments в паутине переулков Кумкапы. Такси не смогло туда подъехать оба раза, но сама гостиница и особенно кафе на первом этаже очень душевны.
Что касается Стамбула, там особо ничего нового, он прекрасен, как всегда.
Транспортная инфраструктура города продолжает бурно развиваться. В 2021-2023 появилась трамвайная линия T5, созданная по модной технологии «третий рельс» от Alstom. Выглядит красиво, хоть и непривычно.
На T5 можно доехать от Балата до Эминёню, а на маршруте – единственный известный мне трамвайно-пешеходный тоннель, символизирующий нерушимое братство трамваев и гоминидов.
Открыл для себя смотровую площадку станции метро Haliç, вид с которой на Византий открывается не хуже, чем с Галатской башни.
А в одном из книжных магазинов на Истикляле открыл творчество Нил Караибрахимгил, которую слушаю и по сей день.
Подводя итог, хочется сказать, что неделя в Турции была проведена абсолютно великолепно, а все полученные впечатления стоят своих денег. Природные и исторические красоты, чудесная погода, прекрасные дороги, приветливые люди и вкусная еда гарантируют заряд бодрости и хорошего настроения среди слякотной и хмурой московской зимы.
Но есть одно «но». На автотрассе то и дело высвечивалось объявление: «Ради собственной безопасности надевайте зимнюю резину». Согласно недавно принятому закону, переобуваться с 1 декабря по 1 апреля обязан весь коммерческий транспорт, владельцам частных машин это рекомендовано. Вопрос: есть ли у прокатных контор комплекты зимней на случай более суровой погоды, которая иногда все же бывает в этих краях?
Ну и еще: пишут, что обычно февраль на западе Турции – дождливый месяц. Нам повезло: с неба не упало ни капли. Но нужно иметь это в виду при планировании путешествия.
Теги:
Автопутешествия