В 1987 году ЮНЕСКО внесло в перечень культурно-исторического наследия сразу три архитектурных памятника Севильи – Кафедральный собор, Алькасар и Архив Индий. Все они находятся в сердце квартала Санта-Круз и соседствуют друг с другом на Триумфальной площади (Plaza del Triunfo).
В XVI веке площадь называлась “Plazuela de la Lonja” по стоящему здесь зданию биржи (Ла Лонхи). В ту далёкую пору Севилья была богатейшим городом Испании, обладая монополией на торговлю с Новым Светом. Купцы со всей Европы поставляли в Севилью ткани, керамику и большое количество ртути, применявшейся в рудниках Мексики для извлечения серебра методом амальгамирования. Обратно везли золото, серебро, жемчуг. С крепостной стены можно было наблюдать сплошной лес парусов и мачт перед въездом в город.
Долгое время все, кто участвовал в коммерции — купцы, судовладельцы, банкиры, — собирались на ступенях (gradas), ведущих в «сад апельсиновых деревьев», примыкавший с северной стороны к кафедральному собору. Там вели переговоры, совершали сделки, обсуждали цены. А в плохую погоду вваливались шумной гурьбой в храм, что в конце концов вызвало негодование архиепископа. Благодаря его настоятельным просьбам было принято решение о строительстве Торговой биржи (Lonja de mercaderes). Для делового мира она открылась в 1598 году.
Биржа была построена по проекту известного архитектора Хуана де Эррера. По сложившейся традиции центральным ядром квадратного в плане строения стал открытый внутренний двор, окруженный аркадами. Впоследствии здание меняло своё назначение, перестраивалось и расширялось, но всегда с сохранением первоначального замысла.
В 1785-м в здании разместился Общий архив Индий (Archivo General de Indias), учрежденный по указанию короля Карла III с целью сохранения документов, относящихся к истории испанской колониальной империи.
В эпоху великих географических открытий Испания стала первой колониальной державой, чьи конкистадоры в начале XVI века покорили индейские государства Центральной и Южной Америки. Слово «Индий» в названии архива, связано, скорее всего, с тем, что Колумб ошибочно принял за Индию первые обнаруженные им американские острова (отсюда слова Вест-Индия, индейцы).
В настоящее время Архив Индий является крупнейшим в стране хранилищем документов по истории испанских завоеваний XV—XVI веков. Политическая, экономическая, церковная жизнь и социальная жизнь завоеванных территорий занимает 9 км. стеллажей.
В фондах есть отчеты и письма Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Гонсало Эспиносы, Франсиско Писарро. К числу ценных экземпляров относится договор (Capitulaciones de Santa Fe), заключённый 1492 году в Санта‑Фе между Христофором Колумбом и Католическими Величествами. В "капитуляции" указаны цели экспедиции "адмирала океана" и оговорены титулы, права и привилегии будущего первооткрывателя неведомых земель.
Для Испании и центральноамериканских стран знаменитый мореплаватель остается национальным героем, и все, связанное с ним, является объектом почитания и изучения. Тем более удивительно, что при всей массе опубликованных работ и обширности литературы о Колумбе, в биографии этого путешественника есть масса «белых пятен». Доподлинно неизвестна точная дата его рождения, происхождение, национальность. Весьма туманными остаются страницы жизненного пути.
Ещё одна загадка - место захоронения.Принято считать, что Христофор Колумб завещал похоронить себя в Санто-Доминго, городе Нового Света. Но, по всей видимости, похоронили в Севилье. Затем останки эксгумировали, вывезли на северо-запад Испании в Вальядолид и погребли там, (где и умер 20 мая 1506 года). Тремя годами позже прах мореплавателя перенесли в монастырь «Ла-Картуха» близ Севильи. В 1537 году, следуя желанию покойного, останки отвезли на остров Эспаньола (ныне называемом Гаити) и похоронили в Санто-Доминго (сейчас – столица Доминиканской Республики). Однако в 1795 году Испания официально уступила часть Эспаньолы Франции и прах был доставлен на Кубу. В 1898 году останки Колумба снова вернули в Санто-Доминго, а затем ещё раз в Севилью.
Лежать бы там ему в покое. Но в 1877 году во время реставрации кафедрального собора Санто-Доминго в склепе был обнаружен ящик (с фрагментами костей) и надписью “Varon ilustre y distinguido Cristobal Colon”, что в переводе с исп. означает “Прославленный и достойный муж Христофор Колумб”. Между Севильей и Санто-Доминго разгорелся спор за право называться местом последнего упокоения Колумба.
В 2006 году испанские ученые с помощью ДНК анализа сумели доказать, что по крайней мере некоторое количество костей, находившихся в гробнице в севильском соборе, действительно принадлежат Колумбу.
Усыпальница Колумба расположена в южном трансепте кафедрального собора и является работой скульптора Артуро Мелида. Саркофаг поддерживают четыре аллегорические фигуры, символизирующие Кастилию, Арагон, Навару и Леон (представляющие собой при жизни мореплавателя независимые королевства).
Севильский кафедральный собор (Catedral de Sevilla) или собор Санта Мария (Catedral de Santa María de la Sede) признается крупнейшим готическим собором в Европе. Его площадь составляет 11,5 тыс. кв. м.
Собор был построен на основе мечети Альмохадов, оставшейся после изгнания мавров и сильно пострадавшей при землетрясении в 1356 году.
По завершении всех строительных работ (1506 г.) севильский собор стал самым большим собором в мире, вытеснив с этой позиции собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле).
Оформление порталов и декорирование инерьера происходило уже в Золотом XVI веке.
Portada principal o de la Asunción
Грандиозный по масштабам храм с широким центральным нефом представляет в плане прямоугольник с множеством пристроек.
Внутреннее пространство, устремленное ввысь, вглубь, во все стороны, поделено на пять продольных нефов, звёздчатые своды которых опираются на мощные колонны.
Свод перед Главной часовней
В центре главного нефа находятся Хоры и Главная часовня (Capilla Mayor). Вместе они составляют единую колоссальную конструкцию, своеобразный храм внутри собора, впечатляющий воображение своим роскошным обликом и содержимым.
Одним из лучших в Испании считается орган, созданный в 1901 году в мастерской Акилино Амесуа (Aquilino Amezua y Jáuregui) и насчитывающий 15 000 труб.
Высоким художественным мастерством отличаются изящные деревянные скамьи, установленные в верхней и нижней секциях хора и декорированные тончайшей рельефной резьбой.
Но самое большое впечатление производит алтарь Главной часовни, где всю стену от пола до потолка занимает знаменитое ретабло – самое большое (18 м. в длину, ширина 18 м. в ширину и почти 27 м. в высоту), самое дорогое (содержит около 3 тонн чистого золота) и самое красивое в стране. В его создании принимали участие многие известные художники и скульпторы-резчики: Педро Данкарт, Хорхе Фернандес, Фелипе Бигарни, Диего Копин, Мигель Перрен и др. Полное окончание работ относится к 1564 году.
Ретабло образовано пятью горизонтальными и семью вертикальными рядами прямоугольных ниш. В каждой нише размещена многофигурная композиция с евангельскими и библейскими сюжетами. В центре ретабло находятся сцены, посвященные жизни Иисуса и Марии, а в боковых секциях изображены сцены, связанные с созданием Мира и с жизнью в Раю. Обилие декоративных элементов, скульптурных сцен, позолота и роспись придают этому произведению необыкновенную торжественность.
Вход в капеллу с ретабло закрывает нарядная решетка, выполненная в стиле платереско.
Следует отметить, что кованные решетки составляют неотъемлемую часть интерьера и создают прекрасный ажурный ансамбль, привлекающий утонченностью, филигранностью отделки и разнообразием сложных узоров.
По большей части решетки заказывались Капитулом, но некоторые были изготовлены на пожертвования частных лиц. Очень часто заказчиком оплачивалась вся обстановка алтаря и часовни, которые после его смерти использовались в качестве склепа. Поэтому на многих решетках можно прочесть надписи-посвящения с родовым именем. Примером этому служат, например, решетки часовни Непорочного зачатия (Inmaculada Concepción), Успения (Asunción), Богоматери Звезды Пресветлой (Virgen de la Estrella).
Часовня Сapilla del Mariscal строилась на деньги испанского торговца и конкистадора Диего Кабальеро де ла Роса, сколотившим огромное состояние на грабежах туземцев. Какое-то время Диего успешно занимался торговлей жемчугом, а достигнув преклонного возраста поселился в Севилье и как «добрый христианин» занялся благотворительностью. В 1550 г. он пригласил для работ талантливых художников Педро Кампанью и Антонио Альфиана. Ими был создан живописный алтарь-ретабло, получивший свое название по центральной панели с изображением «Введение во храм Пресвятой Богородицы» (автор Педро Кампанья).
Retablo de la Purificación de la Virgen. Сapilla del Mariscal.
В соборе порядка 70 часовен.
Capilla funeraria de San Hermenegildo
Неисчерпаемая роскошь и богатство капелл и алтарей являются наглядным свидетельством широкого вторжения в жизнь того нового, что принесла с собой необычайно яркая эпоха Возрождения.
Примерно в 1555 году в апсиде за Главной капеллой была построена Королевская капелла (Capilla Real), посвященная христианскому королю — освободителю города от мусульман, Фердинанду III. Капелла выполнена в форме полукруга и перекрыта полусферическим кессонированным сводом.
В 1592 году появился овальный Капитулярный зал (Sala Capitula). Роспись купола исполнил Эстебан Мурильо, разместив на барабане цикл картин с изображением святых и большую картину «Непорочное зачатие" (La Inmaculada de los Venerables).
Бартоломе Эстебан Мурильо. Непорочное зачатие. около 1678.
Наиболее ценные сокровища (священные сосуды, реликварии, книги, картины) хранятся в сакристих – Sacristía mayor (главная) и Sacristía de los Cálices (ризница потир).
Купол Главной ризницы (Sacristía mayor)
Интерес и восхищение вызывает Золотая корона «La Corona de salida de la Virgen de los Reyes», изготовленная в 1904 году для статуи «Королевская мадонна». Удивительным элементом является фигурка ангела, торс которого сделан из настоящей жемчужины, полностью повторяющей очертания человеческого тела. Интересно, что мастер не выправлял и не обрабатывал жемчужину, а просто использовал чудо природы в своей работе.
Бесспорно, главная «жемчужина» Sacristía mayor — высокая трёхметровая дарохранительница или кустодия, изготовленная в XVI веке мастером Хуаном де Арфе (Juan de Arfe) в виде четырехъярусного храма, щедро украшенного скульптурой. На создание шедевра высокого ювелирного искусства ушло 300 килограммов серебра.
В ризнице Портир, достроенной лишь в XIX веке, собрано большое количество картин выдающихся испанских художников разных эпох, в том числе Алонсо Фернандеса, Хуана Нуньеса, Франсиско де Сурбарана, Луиса Тристана, Маттиа Прети, Якоба йорданса, Франсиско де Гойя.
Распятие, приписываемое Сурбарану
Квентин Массис (Massys, Metsys, Quentin) (1466–1530). «Пьета»
Среди картин выделяется полотно Гойи «Святая Юста и святая Руфина» (1817 год). В Севилье этих святых почитают особенно. Считается, что заступничество сестер Юсты и Руфины спасло башню и собор при землетрясении 1504 года. Поэтому на картине обе девушки изображены рядом с Хиральдой. Пальмовые ветви символизирует победу жизни над смертью, а лежащие на земле керамические черепки напоминают о том, что родители Юсты и Руфины занимались гончарным ремеслом. Во время языческого праздника девушки публично заявили о своем исповедании Христа и разбили статую Саламбо (Венеры). Святых подвергли жестоким пыткам, а потом убили.
Портал Puerta de la Concepción, расположенный в северной части собора, выходит на внутренний Апельсиновый дворик, оставшийся от старой мечети и ранее предназначенный для ритуального омовения перед молитвой.
Клуатр огорожен невысокой, почти гладкой стеной с зубчатыми акротериями. Единственный уцелевший портал мечети, названный позднее Врата прощения (Puerta del Perdón), легко узнать по полукруглой форме в виде арки.
Ещё один вход называется Врата Ящера (Puerta del Lagarto). Каждый, входящий сюда, видит над головой деревянного крокодила, подвешенного под потолком. История рептилии уходит корнями в далекий в 1260 год, когда Кастилией и Леоном правил король Альфонсо Х по прозвищу Мудрый. Породниться с ним мечтал тогдашний египетский султан и, в надежде получить руку дочери короля, отправил Альфонсо целую груду экзотических подарков, в том числе и живого крокодила. Король в просьбе отказал, послы уехали, а несчастный «ящер» испустил дух, не выдержав жары. Из крокодила сделали чучело и выставили напоказ прихожанам. В XVI веке изрядно потрепанное чучело заменили на деревянную копию.
К северо-восточной стороне собора примыкает кирпичная колокольня – Хиральда.
Башня была построена арабами в качестве минарета (в 1184–1198 гг.). По свидетельству летописи, он был увенчан огромными позолоченными шарами. В ясный солнечный свет от шаров был виден на расстоянии одного дня пути.
Узкие окна, навесные бойницы для лучников свидетельствуют о том, что сооружение служило не только культовым, но и военно-стратегическим целям – с высоты следили за противником и оборонялись в случае нападения. Кроме того, плоская крыша позволяла использовать минарет как обсерваторию.
В 1568 году полуразрушенный минарет получил новое многоярусное завершение в стиле испанского ренессанса и превратился в колокольню. Своё современное название Хиральда получила благодаря статуе Веры, установленной на самой вершине и выполняющую роль флюгера. При высоте в 3,5 метра статуя весит около тонны, но свободно вращается при малейшем ветерке – Giralda – от исп. глагола girar - вращаться.
В настоящее время общая высота колокольни составляет около 100 метров. На самом верху есть смотровая площадка, с которой открывается чудесный вид на город.
Поэт Фернандо де Эррера напишет однажды про Севилью: «Ты не город, ты – Вселенная». И будет совершенно прав.