В январе—феврале 2024 года трижды удалось побывать в столице на Тверской улице, Тверской площади и Тверском бульваре.
В январе посмотрела Мемориальную квартиру Ивана Дмитриевича Сытина, что на Тверской улице (написала о ней отзыв), в феврале — посмотрела Китайский Новый год и увидела Мемориальную квартиру Николая Островского (Тверская, 14- тоже написала отзыв) и в третий раз прошлась по Тверскому бульвару — на этот раз в Московскую консерваторию имени Петра Ильича Чайковского, что на Большой Никитской улице.
Начну по порядку. Вышла на станции метро Тверская, которая как всегда многолюдна.
«Вот и мир, где сияют витрины,
Вот Тверская — мы вечно тоскуем о ней….
Все впивая: закат, фонари, голоса,
И под чьим-нибудь пристальным взглядом
Иногда опускаем глаза». (Марина Цветаева. «Тверская»).
Тверская, как всегда, красива и привлекательна своими архитектурными шедеврами.
1
Дом, что на втором плане, на углу Тверской улицы и Тверского бульвара, называли «дом под юбкой».
В этом же доме находится и сейчас ресторан «Армения», который был открыт в 1952 году. А здание было построено еще раньше — в конце 40-х годов 20 века по проекту архитектора Аркадия Мордвинова.
1
На башенке стояла скульптура балерины (вот и оправдание названия «дом под юбкой») , но потом она развалилась (случилось это в 50-е годы). У скульптуры был даже прообраз — балерина Ольга Лепешинская, которая блистала в балете «Пламя Парижа» и, как пишут, была любимой балериной Сталина (у нее было четыре Сталинских премии).
Поскольку начало концерта в 14.00, особо нигде на бульваре не останавливаюсь.
Первая остановка у здания ТАСС — современное здание построено в 1977 году.
1
Творческий коллектив архитекторов придумал необычное здание с двухэтажными оконными экранами. На мой взгляд, простоватая архитектура.
1
На входе Земной шар из меди и бронзы. Если бы здание находилось рядом с МХАТом имени М.Горького, что неподалеку и тоже современное, было бы очень гармонично. А вот гармонии с классикой Большой Никитской как-то не получилось.
Но все равно люблю этот уголок Москвы и Большую Никитскую, в частности, на которой находятся «Геликон-Опера», Театр имени В.Маяковского и Московская консерватория, путь-дорогу в которую (она совсем короткая) и покажу.
На минутку остановилась около фотографий фигуристки Камилы Валиевой и балерины Марии Виноградовой. Небольшая выставка развернута около здания ТАСС. Кстати, у московских городских выставок, которые так люблю, юбилей — в этом году исполнилось 10 лет как их стали организовывать.
1
Талантливая девочка дисквалифицирована на 4 года из-за допинга.
1
Мария Виноградова — одна из ярких балерин Большого театра (Сильфида и Жизель в ее репертуарном списке).
1
Рядом со зданием ТАСС — уютный уголок для отдыха (не зимой, конечно, летом).
Дом 23 на улице Большая Никитская — называют домом Огаревых, в нем прошли детские и юношеские годы Николая Огарева.
1
У дома было много владельцев: в 1824 году его покупает отец поэта и революционера Николая Огарева — П. Б. Огарев. Здесь собиралась молодежь, прогрессивные мысли которых были устремлены в будущее, они восхищались французской революцией и социализмом.
В этот кружок входили А.Герцен, В.Пассек и другие. Герцен и Огарев вместе учились в университете, подружились и однажды, гуляя по Воробьевым горам дали клятву «пожертвовать жизнью на избранную борьбу». Ну, и помните, в школе учили: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию» (В. И. Ленин написал, в каком произведении не помню, а посмотреть — поленилась). Вот здесь все это и было.
В 1834 году участников кружка арестовали и наказали ссылкой из Москвы. Довольно мягко.
Дом очень красив разными декоративными штучками на фасаде, если приглядеться.
Следующее интересное здание — это «Геликон-опера», которая открыла свои двери для зрителей в 1990 году. История дома тоже длинная, как и дома Огаревых — много владельцев, много разных занимательных историй. Думается, что этим зданиям надо уделить особое внимание и потом показать внутренние интерьеры театра с его многочисленными залами, где даже можно «Кофейную кантату» Баха послушать под дегустацию кофе в зале княгини Шаховской, а какие оперные спектакли ставит их руководитель Дмитрий Бертман… После посещения этого театра недовольных не видела, даже тех, кто не очень любит оперу.
1
1
На противоположной стороне улицы Дом моды на Большой Никитской.
1
Недалеко Театр имени В.Маяковского, в труппе которого играет И. Костолевский, С. Немоляева с внучкой Лазаревой Полиной, Лобоцкий А., Симонова Е. и многие другие известные по фильмам и спектаклям актеры.
1
Чуть-чуть пройти и на противоположной стороне небольшой белоснежный храм. На каждом шагу удивительные достопримечательности.
1
1
1
Храм Малое Вознесение — на наших глазах конец 16- начало 17 века. Храм примечателен не только своей древностью, но и тем, что в церковном хоре поют студенты консерватории, что находится напротив.
На ограде храма много резных барельефов, выполненных современным художником и скульптором Анатолием Комелиным. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящен придел в церкви (единственный в Москве).
1
1
1
Рядом с храмом церковная лавка.
1
А в переулке древние белокаменные палаты Арасланова 17 века. Первым владельцем был некий Григорий Арасланов. Потом у дома было много других владельцев.
2
Брюсов переулок уходит недалеко вдаль всего 550 метров и выходит на Тверскую улицу.
1
Назван не в честь поэта Валерия Брюсова, а в честь Брюса Александра Романовича — генерала-поручика и вице-губернатора Москвы, который был владельцем дома № 2, а также родственником (племянником) Якова Брюса — сподвижника Петра Первого.
Переулок в 17–18 веках заселяла знать: княгиня Шаховская, княгиня Голицына и другие.
После революции по проекту архитектора А.Щусева в переулке был построен дом для артистов Большого театра и в квартире дирижера Большого театра Николая Голованова как-то побывала на экскурсии. В квартире сохранилось все как при его жизни: богато и помпезно. Запомнилась запись на календаре с датой 21 июня 1941 года: «Началась война».
Напротив Брюсова переулка знаменитая Московская консерватория имени Петра Ильича Чайковского, в которой люблю бывать несмотря на огромный зал на почти 1800 человек, который не бывает пустым. Больше люблю камерные пространства.
В этот день уже на подходе к консерватории спрашивали лишний билетик. Этот тот случай, когда толпа радует: любим мы классическую музыку, не только современную.
2
Консерватория — творение Николая Рубинштейна и Василия Кологривова, которые в 1860 году создали музыкальные классы Императорского музыкального общества. Кстати, Петербургская консерватория появилась на несколько лет раньше.
Дело создания консерватории было непростым и долгим. Только спустя шесть лет было получено разрешение об учреждении консерватории и директором был назначен Н. Г. Рубинштейн.
1 сентября 1866 года консерватория открыла свои двери в здании на Воздвиженке в доме баронессы Черкасовой. Теоретическими классами руководил Чайковский П. И. Фортепиано преподавали Н.Рубинштейн, И.Венявский и многие другие (их имена не очень на слуху).
Здание на Большой Никитской было арендовано в 1871 году и впоследствии было выкуплено. Построено оно было для княгини Екатерины Романовны Дашковой в конце 18 века. После ее смерти в 1810 году дом перешел к ее племяннику Воронцову Михаилу Семеновичу.
Рубинштейн Н.Г. был директором консерватории до своей смерти в 1881 году. Потом директора часто менялись и когда директором в 1889 году стал Василий Ильич Сафонов приступили к перестройке здания: от усадьбы Дашковой-Воронцовых осталась только часть фасадной стены и ротонда. То, что мы видим сейчас — результат трудов Сафонова В.И., который был не только талантливым дирижером, пианистом, педагогом, но и деятельным человеком, оставившим свой след в музыке. Кстати, филармония в Кисловодске носит его имя.
1
Памятник Петру Ильичу появился в 1954 году по проекту Веры Мухиной. У студентов консерватории существует традиция: после отлично сданного экзамена вставлять в руку композитору цветочный букет.
1
На нотном стане фрагменты из произведений П. И. Чайковского: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Первого концерта, Скрипичного концерта, Шестой сифмонии и романса «День ли царит».
Периодически нотки с решетки пропадают (кто-то берет на память).
1
Лестницу в партер просто невозможно было сфотографировать без посетителей этого храма музыки. .
1
Партерное фойе очень небольшое, на места в амфитеатр нужно взбираться по многочисленным лестницам. Амфитеатров в консерватории два: первый и второй (очень удобные, с высокой спинкой) и в них очень приятно слушать музыку.
1
1
1
На стенах Большого зала многочисленные портреты композиторов работы Н. К. Бодаревского (1850–1921). Заказ на портреты был получен художником в 1889 году от директора консерватории В. И. Сафонова. Работы (14 портретов) были окончены только к 1901 году.
1
С портретами Мендельсона и Гайдна связана такая история: в 1953 году в период борьбы с космополитизмом эти композиторы попали в опалу и портреты тоже (они исчезли) и только в 2012 году портреты вновь появились в фойе партера.
1
Скультура в фойе (работа Владимира Михайлова — художника-камнереза) выполнена в 2017 году (в честь Дмитрия Хворостовского).
Залы фойе также украшены работами (живописными и скульптурными) Зураба Церетели. Эти работы не впечатляют (хотя, к его творчеству отношусь вполне положительно). Яркие цветочные этюды смотрелись бы в другом месте, но не в храме музыки. М.Ростропович в скульптуре Церетели З. узнаваем, но в Концертном зале «Зарядья» его изображение и других композиторов смотреть как-то приятней.
1
1
Побродив по фойе, забежав в буфет, который разочаровал (кофе в бумажных стаканчиках и шампанское в пластиковых бокалах, эклеры по вкусу так себе, да еще подают в пластиковой коробке), стали ждать начала концерта.
1
Представление органиста Эудженио Фаджиани из Ватикана и выдающегося итальянского дирижера Алессандро Деагостини вызвал шквал аплодисментов.
1
Фотография Фаджиани взята с сайта, на котором покупала билеты на концерт.
1
Фотография органа там же в открытом доступе.
Уникальный орган в консерватории появился в 1901 году по заказу барона Дервиза (его дети учились у П. И. Чайковского). Из всех слышанных, а их немало — этот звучит мощнее всех. А в дуэте с симфоническим оркестром — это что-то необыкновенное.
В первом отделении концерта звучали произведения Иоганна Себастьяна Баха: фуга ми-минор, Аве Мария; Свадебный марш Феликса Мендельсона, Адажио Тмазо Альбинони и финал симфонии № 3 Органной Сен-Санса для органа с оркестром.
1
1
1
Второе отделение было посвящено «Картинкам с выставки» Модеста Петровича Мусоргского. Это произведение было написано всего за три недели и было посвящено другу композитора художнику Виктору Гартману. А родилось оно так: через год после его смерти Стасов организовал выставку. Работы друга произвели сильное впечатление и композитор принялся за свою работу. Каждая миниатюра имеет свое название: композитор идет по выставке и музыкально ее иллюстрирует.
Знаменитый цикл и сейчас звучит ярко и вдохновенно, местами грозно. Перед глазами встают картины Виктора Гартмана.
Музыку на всем протяжении концерта сопровождали красочные видеопроекции.
1
До свидания, консерватория! Мы сюда еще придем. Тем более, что программа в этом году замечательная.