Первая поездка в Андорру, предпринятая пять лет назад, оставила желание вернуться сюда вновь. Так как мы вполне здраво оценивали Андорру в плане сервиса, отелей и горнолыжных трасс, то разочароваться мы не боялись, хотя говорят, что нельзя возвращаться туда, где когда-то было хорошо. Забегая вперед, скажу, что не разочаровались.
4
Сравнивать трассы могу только с горнолыжными спусками в окрестностях Москвы и курортом Паландокен в Турции, который зачастую неизвестен ценителям горных лыж — если вы еще нигде не были, то в Паландокене вам понравится (для сравнения найдите отчет «Горные лыжи в Турции на Новый год»). Так что объективно Андорра — компромисс между качеством, ценами и понтами, ведь не секрет, что кто-то ездит только во Францию. Кстати, Франция так же близко к Андорре как и Испания, от столицы можно доехать меньше чем за час.
5
Перелет.
RedWings — чартер, самолеты ту-204, новые, но тесные. Меня перелет не утомил (может из-за того, что только что летали на Пукет- там в два раза дольше лететь), завтрак простой, можно его проспать.
Путевка.
Вернувшись из Азии, где мы уже традиционно встреваем Новый год (в этот раз были на острове Пукет — да, да, отчет уже готов и называется «Новый год в лучшем отеле Пукета»), мы решили не скучать в Москве до окончания праздников и провести время с большей пользой для кошелька и здоровья и на следующий день вдвоем улетели в Андорру. Признаюсь, что визы поставили заранее и рассчитывали на «горящий тур», но ничего особенно не горело, еле успели взять последние два билета в Амиго-С, они же нам и отель предложили из того что было в наличии (большое спасибо менеджеру Наталье за помощь и оперативность!). Все обошлось в пару тысяч со страховкой плюс машина и отель в Барселоне на пару дней в конце поездки. В следующий раз возьмем с собой и детей:
4
Транспорт Испания-Андорра-Испания.
Еще в первый наш заезд в Андорру после группового трансфера Барселона-Андорра на огромном автобусе с заездами в каждый отель мы решили воспользоваться арендой машины. Тогда машина на сутки, взяли в Андоре, отдали в Барселоне обошлась нам почти в 180 евро (Сеат Альтеа XL 1.9 дизель — остались в восторге от машины), теперь забронировали авто d-класса (хотелось WV Golf, получили Ford C-Max 1.6D — тоже не разочаровались) менее чем за 300 евро на неделю! Как обычно, поплутали в Барселоне на выезде — затупили с навигатором, потом наверстали упущенное время, долетев до Андорры за два часа, еще час искали отель. Обязательно имейте под рукой рабочий навигатор!!! Кстати, в Испании дороги отличные, но к развязкам надо привыкнуть, очень мудренные. Платные дороги удобные, недорого. Максимально ехали до 160, в среднем придерживались 140, разрежённая 120, но и нас бывало обгоняли. На въезде в Андорру дороги резко стали похожи на Подмосковные — узкие и разбитые, однако от столицы и выше просто великолепные! Вспомнился глобальный ремонт пять лет назад, сейчас же на 99%все готово, ехать одно удовольствие! Правда пассажирам будет нелегко: серпантины, перепады давления, просто страшно! Это для водителя кайф. Еще одна деталь: после ночного дождя со снегом и утренних заморозков дороги обильно обработали антигололедом, причем никакой слякоти не осталось, практически сухое полотно! Видимо геометрию учитывали при строительстве, никаких луж и прочих неудобств. Хотя несчастные случаи все равно случаются — местами висят венки искусственных цветов, так что безопасность прежде всего! На время снегопадов обязательно надо иметь цепи — иначе могут не пустить на нерасчищенный от снега участок. Зимние шины у них как-будто не приняты, по крайней мере, все прокатные машины ездят на всесезонке в лучшем случае. Также надо учесть, что при отличном качестве полотна сами дороги очень узкие и выезды на круг это обычно в одну полосу, т. е. Скорость потока саморегулируется круговым движением: на прямиках можно разогнаться, обогнать, но перед кругом по-любому надо сбросить до минимума. Из машин замечено было пара-тройка cayenne, чуть больше range rover sport, несколько BMW, в том числе х6, а также Nissan Z370, Subaru и Evolution, несметное количество Porsche. Это на общем фоне малолитражек. Примечательно, что Infiniti тут дизельные! Вобщем, от дорог получаешь не меньшее удовольствие, чем от горнолыжных трасс.
2
Отель в Андорре.
ROC DE CALDES HOTEL 5*- одним словом: остатки былой роскоши. Построен на выезде из Эскальдеса, 10 минут до Фуникампа, 20 до Эль-Тартера, 5 до Кальдеа и центра Андорра-ла-Велла, на машине. Дизайн 80-х, за традцать лет отель уже пообтерся, конечно, но есть wi-fi в лобби, номера просторные, но не новые, мини-бар пустой, зато есть терраса с отличными видом, халаты, тапочки, чайник. Завтраки сытные, ужины не пробовали еще. Опять-таки, персонал незаметен — портье мы вообще не видели (пожалуй, только в Мьянме остались «правильные» портье), однако в номере убирали быстро и незаметно. Вообще в отеле чисто. Плюс отеля в наличии парковки и гаража, а также глубокого крытого бассейна, парной и отличной сауны, хоть и маленькой, но всегда свободной. В отеле тихо благодаря удаленности от трассы, хотя разыгравшихся детей в соседнем номере всегда будет слышно. По цене отель получился аналогично какому-нибудь 3–4* в шаговой доступности от подъемника, так что при наличии авто выгодно брать отель более высокого класса с более полной инфраструктурой. По опыту двух поездок — с машиной можно брать любой отель! Кстати, лыжи, ботинки, прочее снаряжение мы хранили в машине экономя на камере хранения и не таская их туда-сюда, а после катания сразу переодевались в нормальную одежду, чтобы не париться и нормально себя чувствовать в ресторанах и магазинах.
2
Добавлю пару фото из отеля прошлой нашей поездки - название незапоминающееся, но отель был 3* и в двух шагах от подъемника, бок о бок с отелем, где расположены прокат и проч.в Сольдео. Номер там у нас был маленький, зато с балконом и видом на спуск, также была уличная джакузи:
14
и зимний сад с бассейном:
6
как впрочем и в ROC DE CALDES HOTEL 5*- лыжникам-автомобилистам я бы все же рекомендовал его!
2
Рестораны Андорры.
Выводы сделали следующие: есть в городе (имею в виду, где весь шоппинг, центр) категорически не советую. Может нам не повезло. К слову, кафейни закрываются в 20:00, рестораны в22:00, хотя есть наверное и такие, что работают до полуночи (в десять мы уже валились с ног). Неоднократно наблюдали картину, как люди (как испанцы, так и русские туристы) вынужденные были стоять на входе и ждать, пока их соизволят рассадить, более того даже усевшись за столик вы можете просидеть 15 минут и вам даже меню не принесут! На моих глазах в «ресторане» Таверна Эскалибура, где мы чуть не руками хватали официанта, за соседнем столиком успели посидеть 4 русских, которые ушли не солоно хлебавши, на их место уселись две пары испанцев, которые тоже успели посидеть минут десять, потом сами пошли к барной стойке купили пива, но даже после этого их проигнорировали и они в итоге даже пиво пить не стали и ушли. В другом ресторане Cal Forest la Fonda Restaurant grill, типа семейный бизнес, мы под закрытие уже зашли выпить кофе, так когда официантка- она же владелица, получила заказ, то попросила нас пересесть за соседний ненакрытый столик, что нас до крайности возмутило — ей что ли салфеток жалко! Во второй раз пришли туда же на обед — нам меню дали только с третьей попытки минут через десять непрерывных метаний официантки, при этом за спиной у нас уже стояло две русские семьи с детьми не вместе, которых хозяева не могли/ не хотели никуда усадить, так как был свободен стол на шестерых и было такое ощущение, что хозяева надеялись туда усадить одну большую группу, когда такая появится. То ли зажрались, то ли не проснулись еще от летней спячки! Еще одно место, куда ни в коем случае не заходите — Кофейня Jamaica (на той же главной улице через двадцать метров от вышеупомянутого Кал Форест) — все посетители были в недоумении от тамошнего сервиса и уходили раздраженные! Всего одна жирная официантка на восемь столиков — игнорировала всех подряд, что приходилось ее чуть ли не за руки хватать, так еще и качество еды пресквернейшее: горячий шоколад — замешенный какао-порошок, шоколадный молочный коктейль вообще безвкусный, тортик шоколадный настолько крахмальный, что блевать потянуло.
2
Теперь о хорошем — надо выбирать рестораны при отелях, они не позволяют себе такого. В центре города они однозначно дорогие (раза в два-три дороже закусочных-пицерий), но сервис абсолютно другой! Например, в Sol i Neu в отеле Sport Hotel подъемника в Сольдео официанты одеты в униформу, встречают и торопятся усадить сразу и главное: при подаче блюда они Объявляют(!) его название, не торопясь ставят на стол, приносят соответствующие соусы отдельно и подсказывают, что это и с чем его едят. Кстати, чек проверяйте. Всегда. Бывает, что забывают внести какое-нибудь блюдо, а бывает наоборот. Вообще, см. отчет «От Марбелльи до Мадрида 2010» — там про европейскую кухню много приятных впечатлений!
2
Шоппинг в Андорре.
Как выяснилось, многие не прочь сюда прилететь не только ради горных лыж. С декабря по март все магазины проводят распродажи. Может это и общеандорский заговор выставлять везде скидки 30–70%, но получается в любом случае дешевле, чем в РФ. Магазины на любой вкус и бюджет: от mango до maxmara, от Zara до Jackie Jeans, удобно заходить в мультибрендовые бутики, типа Alex Boutique, где представлены все серьезные дизайнеры. Если в Испании бывает, что половина магазинов предлагает дешевую яркую одежду для молодежи, а вторая половина дорогую, но темную и безвкусную одежду для старшего поколения, то в Андорре можно купить солидные, но стильные вещи. Что касается спортивных товаров, то выбор естественно неограничен, цены везде примерно одинаковые как и ассортимент — специально не приценялся, так как на прошлый Новый год во Вьетнаме купил горнолыжный костюм Spider за 150usd, если память не изменяет, надо свериться с записями (отчет «Камбоджа и Вьетнам на Новый год»).
4
Катание в Андорре в январе.
Снега было немного, но достаточно. Один день был сильный ветер с дождем и подъемники закрыли — ски-пасс и аренду оборудования обещали продлить на день в течение ближайших трех лет, дали бумагу. На следующий день с утра работали пушки, но наледи было очень много — за день видели три эвакуации пострадавших (надеюсь, они живы здоровы). Еще один неприятный момент — температура плюсовая и порой снег из пушек еще не до конца снег — мокрый- заезжаешь на такой и лыжи «липнут», упал мордой в снег со всего маху, нелепо, но весело и без последствий. Как всегда, пугают дети, которые могут подвернуться под ноги и гонщики, которым можно попасть под ноги самому. Обращение: не надо останавливаться посреди горы под склоном и фотографировать супругу, или просто трепаться!
5
Не надо поправлять маску на полном ходу не смотря куда едешь (как с оружием: настрой оптику, поправь очки и наушники, только потом заряжай, а то бывает махают заряжённым пистолетом, также поправляя очки). И, да, кстати, не махайте палками, особенно, на подъезде к подъемнику — не долго насадить кого-нибудь на шампур.
6
Вообще, в Андорре трасс полно, катание очень разноплановое, инфраструктура отличная (не знаю, как в других странах), очередей на подъемники нет, горы красивейшие, небо голубейшее, снег белейший! Встретили наших, которые уже десять лет сюда ездят — и мы вернемся еще обязательно!
4
После катания приятно посетить сауну и бассейн, у нас с этим в Roc De Caldes проблем не было, кто-то пишет про проблемы с саунами и наличием бассейнов в других отелях, наверное, поэтому люди ходят в термальный центр Caldea. Мы туда тоже сходили, когда подъемники не работали — что могу сказать, это лучшая общественная баня, какую я видел, но так как в баню я не хожу, Caldea мне не понравилась.
1
Пожалуй, на этой оптимистичной ноте я и завершу этот порядком затянувшийся отчет, ведь еще собирать вещи — завтра выезжаем в Барселону, там пару дней и домой! См.также фототчет «Пару дней в Барселоне после Андорры»!