Хемниц третий по величине город земли Саксония, расположен на одноименной реке на северной окраине Крушных гор, к юго-востоку от Лейпцига (ок. 87 км) и к юго-западу от Дрездена (ок. 80 км). Чтобы составить мнение о таком городе, как Хемниц, одного краткого визита маловато, и я планирую побывать здесь не раз, тем более, что Хемниц — культурная столица Европы 2025 года.
Хемниц впервые упоминается в документах в 1143 году. В период индустриализации город превратился в один из важнейших промышленных городов Германии. Между 1953 и 1990 годами Хемниц назывался Карл-Маркс-Штадт. Его ещё называют «городом современности». Образ города формируют здания конца 19 — начала 20 веков, постройки эпохи ГДР и недавнего прошлого с 1990 года.
На первый визит многого планировать не стала: осмотреться на Главном ж/д вокзале, побывать в Музее художественных собраний на Театральной площади и дойти до Старой ратуши в центре. Из Дрездена до Хемница можно за час добраться на Региональным экспрессом (Regional-Express (RE)), что я и сделала.
Железнодорожное сообщение появилось в Хемнице с середины 19 века. Первый железнодорожный вокзал был построен на железнодорожной линии Риза-Хемниц в 1852 году. Хемниц также оказался на главной саксонской линии Дрезден-Вердау и на других маршрутах. С быстрым ростом железнодорожного сообщения в 19 веке первое здание быстро стало слишком маленьким, и историческое здание нынешнего Главного вокзала было построено в 1872 году в стиле историзма и неоренессанса.
Архитектурный проект и надзор за строительством осуществил Гунтер Драйсиг (Gunther Dreißig). В здании вокзала находятся службы объектов железной дороги. В вестибюле здания, также называемом Светлым залом (Lichthalle), находятся несколько магазинов и зал ожидания. Длина вестибюля главного вокзала Хемница составляет 125 метров. В 1907 году был пристроен современный платформенный зал в стиле неоренессанса и индустриальная конструкция из стали и стекла. После военных повреждений и износа он был снесен в 1972 году и заменен современным новым платформенным залом в 1976 году, который я покажу в следующий раз.
Есть в Хемнице общественный транспорт, но мой маршрут вполне обошёлся ногами. Ориентиром служил шпиль церкви Святого Петра. От Главного ж/д вокзала по улице Carolastraße до Театральной площади пара минут ходу.
Здесь обратил на себя внимание парадный подъезд административного здания (бывшей Торгово-промышленной палаты) и раньше Медиа-дома по адресу: Carolastraße 4, 6. В 1913 г. его проектировал и строил архитектор Эрих Басарке (Erich Basarke). В 1937—1939 гг. здание расширили. Сейчас в нём находится Центр подготовки учителей ТУ Хемница (Zentrum für Lehrerbildung).
Отсюда открывается вид на Театральную площадь.
Театральная площадь считается одной из самых красивых площадей города. Около 1800 года на этом месте находился общественный выпас для коров («Kommunanger») и он в то время занимал значительно большую площадь. Первое большое здание построенное здесь в 1888 году было церковью Святого Петра.
Церковь Святого Петра (Die St. Petrikirche) в архитектурном стиле неоготики была построена для прихода св. Петра, образованного в 1875 году лишь 13 лет спустя.
Снаружи церковь впечатляет гармоничным сочетанием песчаника и кирпича. Церковь построена по проекту лейпцигского архитектора Ганса Энгера. Убранство и богатое скульптурное убранство внутри и у главного входа выполнил лейпцигский скульптор Вернер Штайн. Особенно красиво оформлен входной портал у главного входа со стороны Театральной площади, из которого вы попадаете в притвор церкви. Надпись «Боже, благослови вход твой» изображена над ней благословением Христа и украшена головой ангела.
Внутрь я не попала, т. к. церковь открывают только на́ службу или концерты. Ну может, на «день открытых памятников» получится посмотреть
Площадь перед церковью св. Петра с 1888 г. стала называться «Рынок нового города» («Neustädter Markt»), где торговали скотом и проводили ежегодные ярмарки. Первоначально, в 1898 году, городской совет и мэр д-р. Генрих Бек планировали построить здесь только Музей в честь 70-летия короля Альберта и 25-летия его правления. Этап планирования затянулся из-за разногласий относительно того, действительно ли Хемницу нужен музей или лучше было бы построить театр на имеющиеся деньги. Однако, учитывая экономическое развитие города, вошедшего в группу самых мощных и богатых промышленных городов Германии, этот вопрос решился сам собой — между 1906 и 1909 годами, градостроитель Рихард Мёбиус (Stadtbaurat R. Möbius) спроектировал новую площадь и здания Музея короля Альберта и Нового городского театра.
1 сентября 1909 года новый музей и оперный театр были торжественно открыты в присутствии саксонского короля Фридриха Августа, а площадь стала называться Королевской («Königsplatz»). Позже, с 1922 года, она стала называться Театральной («Theaterplatz»). Её планировка и архитектура имели почти аристократический вид, уникальный для Хемница. Если учесть, что на месте сегодняшнего «Хемницкого двора» (Chemnitzer Hof) стояли скульптуры Шиллинга «Четыре времени суток» и за ними, напротив Государственной технической школы (нынешнего Технического университета), начинался небольшой городской парк, то можно себе представить, насколько великолепна она была. Так Хемниц очень спонтанно и почти бесконтрольно продемонстрировал часть своего скрытого богатства и, возможно, также некоторое неповиновение другим крупным саксонским центрам: Дрездену и Лейпцигу.
С самого начала Музей короля Альберта был по-настоящему городским музеем. Многие клубы и общества, базирующиеся в Хемнице, начали создавать обширные коллекции в конце 19 века, которые очень быстро разрослись до значительных размеров и остро нуждались в профессиональном пространстве для хранения и возможности демонстрировать их, чтобы донести до горожан. Все это предлагал новый музей. Музею художественных собраний на Театральной площади я уже посвятила два фотоальбома.
Оперный театр Хемница, построенный 1906—1909 вв. стиле модерн по проекту Рихарда Мёбиуса, после разрушений в ходе Второй мировой войны в 1947–1951 был реконструирован с упрощенной внутренней структурой архитекторами Карлом Вильгельмом Оксом и Вальтером Хенном (Karl Wilhelm Ochs, Walther Henn). После реконструкции, проведенной в 1988–1992 годах архитекторами Гюнтером Гауптманом, Йохеном Крюгером и Карлом-Хайнцем Бартом (Günter Hauptmann, Jochen Krüger, Karl-Heinz Barth), оперный театр считается одним из самых современных в Германии и Европе.
Сегодня в нём уживаются пять коллективов: оперы, балета, филармонического оркестра, драматического театра и кукольного театра. Строительные работы в отеле «Хемницкий двор» (Chemnitzer Hof) начались в 1928 году, а для посетителей он открылся в 1930 году.
Национал-социалисты, пришедшие к власти в 1933 году, переименовали площадь в Адольф-Гитлер-Плац, а в 1945 году ей снова вернули название «Театральная площадь», которое она носит до сих пор. В 1992 году была завершена подземная автостоянка под площадью, а позже построен «Театрон»(«Theatron») круглой формы.
После посещения музея я отправилась взглянуть на Старую ратушу.
Как ни крути, а ратуша — центр города.
По пути вышли к памятнику Карлу Марксу (Karl-Мarx-Мonument), известному среди местных жителей под прозвищем «Башка» (Nischel), — одной из важнейших достопримечательностей Хемница. Зону вокруг памятника Марксу в Хемнице также иронично называют Лобным местом.
Считается, что это вторая по величине скульптурная голова в мире, после памятника Ленину в Улан-Удэ, не считая гигантских голов американских президентов, созданных из скалы. Памятник представляет собой огромную стилизованную голову Карла Маркса. Скульптура вместе с пьедесталом высотой более 13 метров (гранитный пьедестал — 6 м, бронзовая голова Маркса — 7,1 м) весит около 40 тонн. На стене за памятником большими буквами лозунг, который впервые был высказан Карлом Марксом в «Манифесте коммунистической партии» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на четырёх языках: немецком, английском, французском и русском. Монумент был изготовлен в Ленинграде в бронзе, а затем разделён на 95 отдельных частей. В Карл-Маркс-Штадте они снова были собраны, но советская технология не удовлетворила немцев, опасавшихся разрыва сварных деталей. Вместо этого было решено выполнить работу в ГДР на предприятии VEB Germania. Нынешний памятник стоит на двух пьедесталах облицованных пластинами зернистого гранита, привезенного из горного массива на юге Украины. На торжественном открытии памятника 9 октября 1971 года присутствовали Эрих Хонеккер, правнуки Карла Маркса и около 250 тыс. человек. Символ социализма сохранился в городе Хемниц даже после объединения Германии, хотя вопрос о сносе памятника вызвал горячие споры.
Он всегда выглядит немного мрачным и уже многое повидал. В период с 1971 по 1989 год он служил главным образом фоном для социалистических торжеств, а сегодня 40-тонный колосс является самым популярным фото-мотивом Хемница, местом встреч скейтбордистов и, возможно, самой тяжелой декораций концертов у его подножия.
От Башки открывается вид на Городской дворец культуры и Парк дворца культуры. (Stadthalle Chemnitz & Stadthallenpark)
Комплекс из трёх зданий: дворца культуры/конгресс-центра Carlowitz/ высотной гостиницы, на протяжении многих лет доминировали в городском пейзаже Хемница.
Творческим руководителем функционального синтеза культурного центра и отеля стал главный архитектор Рудольф Вайссер (Rudolf Weißer). Такая идея пришла ему в голову в 1966 году. Комплекс зданий был построен в центре города с 1969 по 1974 год. В команду архитекторов также входили Рейманн и Шиллинг, а также мастер Хебиг. Что захватывает в архитектуре дворца культуры, пишет историк искусства Карл Брикс, так это «пластичность частей, их гармоничное соотношение друг с другом и размеренное изменение дизайна внешней оболочки с использованием порфира Рохлица, обнаженных бетонных конструкций и стекла».Скульптор Хуберт Шифельбейн спроектировал впечатляющую внешнюю оболочку дворца культуры из фигурного камня. Яркие гипсовые элементы охватывают дворец и подсвечиваются с наступлением темноты. На ступенях перед дворцом установлена скульптура «Достоинство, красота и гордость человека при социализме» — работа Герда Йегера (Gerd Jaeger), 1974 г.
Кроме того, перед комплексом разбит фонтан «Brunnen An Der Stadthalle», но о фонтанах рассказ отложим до лета.
Разве что, обратим внимание ещё на одну скульптуру — Неебергский торс (Neeberger Torso, 1974), работы Виланда Фёрстера (Wieland Förster).
Ну и конечно, Красная башня — старейшая достопримечательность города Хемница.
Высота её — 35 метров. Она была построена в первые десятилетия XII века и служила резиденцией судебного пристава, а при строительстве средневековой городской стены была интегрирована в нее. Высшая юрисдикция (Кровавый суд), дала название Красной Башне (Кровававой Башне). Но также не исключено, что онa былa названa в честь доминирующего красного цвета используемого строительного материала — огненно-красного туфа-порфира.
Свой нынешний вид Красная башня приобрела к концу 16 века. Кирпичный верхний этаж со стрельчатой арочной аркадой построен в конце 15 века. С тех пор здесь также находилась городская тюрьма, которая использовалась примерно до 1900 года.
Сидеть здесь довелось Карлу Штюльпнеру (Karl Stülpner, 1763 — 1841) легендарному разбойнику «Робин Гуду» из Рудных гор и Августу Бебелю (1840–1913) — деятелю германского и международного рабочего движения, марксистскому социал-демократу, одному из основателей и руководителей СДПГ. Сегодня в Красной башне проходит выставка, посвященная «великим хемницерам», таким как Георгиус Агрикола, Марианна Брандт, Рихард Хартманн, Карл Шмидт-Ротлуф и Стефан Хейм. Память об этих знаменитых дочерях и сыновьях увековечена на бронзовых мемориальных досках в переходах Красной башни. Есть ещё одна байка про Красную башню и популярное моющее средство для посуды — «fit». Первоначально его производили на предприятии VEB Fettchemie Karl-Marx-Stadt. В 1954 году название fit было запатентовано как жидкое посудомоечное средство. С 1968 года оно предлагается в характерной пластиковой бутылке, повторяющей форму Красной Башни. Сейчас он производится в Хиршфельде и окрашен в зеленый цвет. В ГДР оно светилось желтым и напоминало подсолнечное масло или творожное мыло. Входящий в его состав люминол делает следы крови видимыми. Лаборатории судебно-медицинской экспертизы скупили все старые запасы. Лишь в 2006 году Марку Бенеке удалось доказать, что новые присадки также имеют «кровавый» эффект. Красную башню от Ратуши отделяет современное здание торговой галереи «Galerie Roter Turm». В этот раз я решила туда не заходить.
Кстати, вот ещё одна торговая галерея у Ратуши.
Запланированного времени хватало только заглянуть в Старую ратушу. Ратуша Хемница состоит из Старой ратуши и Новой ратуши, которая была построена позже и поэтому называется двойной ратушей.
На площади перед Ратушей строили открытый каток и осмотр фасада я решила отложить на другое время. И внутренние интерьеры Старой Ратуши покажу только для затравки, т. к. там есть что посмотреть и о чём написать.
Хемниц определённо назначал мне новые свидания, а в мои планы добавляются новые цели…
По дороге к Главному вокзалу ещё одна достопримечательность: бронзовая скульптура «Борьба и победа рабочего класса» стоит перед торцевой стеной дома на пересечении улиц Bahnhofstraße / Brückenstraße. В 1977году рельефную скульптуру с группами фигур создал художник Йоханнес Белз (Johannes Belz).