Отдых на озере Банном был замечательный. Там мы познакомились не только с природными достопримечательностями, но и с народными башкирскими промыслами, легендами, историей и бытом башкир. Само озеро Банное имеет три названия. Каждое название имеет свою историю. Местные сейчас называют его Яктыкуль — светлое озеро, это имя появилось в советское время, после строительства на берегу одноимённого санатория, звучит красиво. Русские это озеро называют Банным.
Насчет названия «Банное» есть свежая легенда о том, что в 1774 году пугачевское войско, проходя мимо к крепости Магнитной, устроило на озере банный день. Но этого быть не могло, так как они шли в начале мая, когда было еще довольно холодно для купания, да и проходили они через Улянды, а не возле этого озера.
Скорее всего с названием «Банное» связана другая история, о которой не любят вспоминать ни русские, ни башкиры. На юго-западном берегу озера недалеко от башкирской деревни жил рыбак Сыуашбай. Он был поставлен «смотрящим» русскими казаками из крепости Магнитной неподалеку. Это случилось лет через 50 после Пугачевского восстания, которое поддержали башкиры. Казакам нужен был человек, который следит не затевается ли новое восстание, и у кого какой доход, чтобы правильно собирать ясак. В те времена шел нелегальный захват башкирских земель, царь обещал по договору не трогать наделы, а пришлые их забирали, отчего местные баи были недовольны. И вот однажды богатый бай из деревни послал своих людей убить доносчика, что они и сделали, а потом бросили тело в баню и подожгли. Все это увидел сын Сыуашбая, вернувшийся из леса, и рассказал казакам. Те приехали с карательным отрядом выяснять кто убил, опросили народ, те говорили — «баню топил и сгорел», одного деревенского замучили, но так и не узнали кто убил. А с тех пор казаки стали называть озеро «там, где была банная история», или просто Банное. До этого на старых русских картах это озеро значилось как «Маузлу». Вот такой старинный детектив здесь приключился.
Но третья история о древнем названии озера Мауызды гораздо круче и достойна фильма-фентези или сказки-ужастика на ночь в пионерском лагере. Однажды молодой парень-егет встретил у озера очень красивую девушку, которая сидела на камне и расчесывала свои длинные волосы.
Пробежала между ними искра и взаимная любовь с первого взгляда. Привез он ее к себе домой и женился. И тут в роду начались загадочные исчезновения — то люди, то скот теряются внезапно и бесследно, никто ничего не видит и следов не остается. Все в страхе, только молодая жена ни о чем не беспокоится. Пошел егет к мудрецу попросить совета. Мудрец велел ему вечерком круто посолить ужин и не оставить в доме ни капли воды, «Только не спи, следи за женой и саблю наготове держи, а не в ножнах». Наступила ночь. В полночь молодая жена тихо встает ищет воду, а воды нет. Вот пошла она к колодцу. Парень за ней. Наклоняется красавица к колодцу, чтобы напиться, и вдруг видит егет, что это не девушка, а гигантская змея-аждаха опустила голову в колодец и пьет из него, а длинный хвост по двору извивается. Вот оказывается кто поедает людей и скот! А сабля-то у парня не в руках, а в ножнах. Рванул храбрец саблю из ножен, да поздно — аждаха услышала звон вынимаемой сабли и отпрянула. Не успел егет отрубить ей голову, только поранил сильно. Раненая аждаха взвилась и кинулась к озеру. И видит егет, что голова ее уже на середине озера, а хвост все еще на берегу и сползает в воду. С тех пор змея-дракон уже не показывалась людям, не выходила на сушу, лежит затаившись на дне и ждет добычу.
Слово «мауыз», означает «обжора», «ненасытный», «ненасытное чудище». На юго-востоке озера есть каменный мыс, который называется «Кыз ултырганташ» — «Камень, на котором сидела девушка», или Ой-таше — Дом-камень. Вот такие интересные истории, которые рассказал местный житель И. Гильманов, я нашла на просторах инета и коротко описала. А змею-аджаху встречали и в соседних регионах — на реке Белой. Я думаю, сказ Бажова про Великого Полоза тоже из той же серии. Может и были в древние времена огромные завораживающие змеи, теперь только легенды остались.
А мы вдоволь поплавали в этом прекрасном чистом озере и поехали в соседнюю деревню Кусимово.
Названа она так по имени первопоселенца, основавшего эту деревню в 18 веке. Здесь есть музей, который посвящен герою Советского Союза генерал-майору Т. Т. Кусимову. Также в музее можно увидеть традиционные башкирские бытовые предметы, оружие, узнать историю этих мест. Но мы ничего этого не увидели, так как был выходной — воскресенье. Поехали мы дальше на окраину деревни, где стоит башкирская юрта. Эта юрта, обустроенная с национальным колоритом, сдается для проживания отдыхающим. Нам повезло, что в этот день постояльцы съехали, и хозяйка показала нам интерьер этого жилища. Кто не собирается здесь пожить, может заранее заказать гостевой прием на два часа с чаепитием из настоящего самовара с национальными сладостями, + фотосессия в башкирских костюмах (на свой фотоаппарат), + стрельба из лука. Стоимость не маленькая, но предложение интересное.
Мы заехали узнать про «пожить», заказа не делали, минут за 20 познакомились с жилищем, пообщались с хозяйкой, узнали много интересного. Юрта для кочевого народа — башкир была идеальным жилищем, была теплая в холод и прохладная в жару, легко собиралась и разбиралась, и перевозилась на лошадях. Стены покрывали кошмами, отверстие купола в непогоду закрывали кошмой с веревками.
Время в юрте определяется по углу падающих солнечных лучей через купол, в шесть вечера свет лежал на входе у дверей, мы проверили, так и было.
На стенах развешаны красочные национальные одежды, лук со стрелами, национальный музыкальный инструмент, на полу коврики.
У башкир существует семь вариантов костюмов характерных для северо-западных башкир, северо-восточных, юго-западных, юго-восточных, центральных, восточных, самаро-иргизских поселений. Все зависит от места обитания народа и чем занимались в том районе. В Башкирии есть и степи, и горы, и леса. Каждый род и племя, а их здесь было очень много, имели свои обычаи и устои. Национальный костюм — предмет гордости для любой нации, в нем каждая деталь рассказывает о культурных особенностях народа.
Праздничную одежду шили из домашней ткани, вышитой узорами. По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины, головные уборы были с яркими с нашивками из монет, кораллов, блях.
Кашмау — национальный головной убор замужних башкирских женщин, это шапочка-шлем с отверстием на макушке, темя остается открытым. В оформлении кашмау первенствующую роль играли кораллы и серебряные нашивки. Хвост кашмау украшается орнаментом, спускается на спину широкой лентой, покрытой узором из бисера.
Кашмау был не просто головным убором замужних женщин, он являлся главным атрибутом свадебной церемонии, свекровь снимала с головы молодой невестки ее такыя (девичью шапку) и вместо неё надевала красочный и довольно тяжёлый кашмау.
Хозяйка примерила кашмау. Вид со спины.
Также ярким украшением женского костюма были нагрудники, некоторые из них в конце 19 в. приравнивались по цене лошади или коровы. Праздничные мужские рубахи вышивались узорами. Исключительно мужской деталью одежды были пояса — кэмэр с ювелирной пряжкой. Для изготовления кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк, украшали вышивкой, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика, надевали поверх еляна, камзола.
Все это мы увидели в башкирской юрте, при желании эти наряды можно надеть и устроить фотосессию, взяв в руки лук и стрелы или думбыру — струнный щипковый музыкальный инструмент.
Есть еще одно интересное место в деревне Кусимово, это курган, где проводились археологические исследования. Он расположен недалеко от юрты и огорожен заборчиком. Курган оказался двухслойным святилищем 4 века до нашей эры. На палеолитическом культурном слое — первом периоде каменного века курган представлял собой невысокую каменное квадратное сооружение, имеющее вход с юга.
Через более чем 1000 лет этот курган использовался для ритуалов населением караякуповской культуры ранних башкир, 6–10 вв. После ухода этой культуры вся поверхность была покрыта слоем разноцветной яшмы и использовалась для совершения обрядов. Археологические раскопки закончились в 2021 году и курган законсервировали, засыпав его камнями.
Туманное прошлое не поддается разгадке. Несколько тысячелетий этот курган служил людям местом силы, а теперь эту силу не признают, и она дремлет и ждет своего часа. Вот такая она Башкирия, красивая и загадочная.
Так же туманна и загадочна история появления башкир на этих землях и развитие культуры народа. Особенно это стало интересно на фоне январских событий в Башкирии и развивающегося национализма (видимо не без помощи запада). Но это уже совсем другая тема. Для путешествий республика очень привлекательна и красива. Понравится все: и природа, и народные промыслы, и традиции, и легенды гор и озер. Да и народ здесь трудолюбивый, дома крепкие, поля засеяны, скот ухоженный, кумыс и мед вкусные, озера чистые. Хочется еще раз приехать сюда, здесь много чего еще можно посмотреть.