Последний день в Ливане был посвящёт самому югу этой страны. Наши цели — Сидон (Сайда) и Тир (Сур). День выдался солнечный, тёплый. Но прекрасные пляжи в пригородах Сидона пусты. Это не каменистые, неудобные для купания пляжи к северу от Бейрута, здесь они песчаные, широкие. В Европе или Турции всё побережье уже было бы застроено отелями, променадами. В южном Ливане никто не будет рисковать — близость Израиля и возможных военных действий.
Если посмотреть на юг, можно увидеть Международный стадион, который был построен в 1999 году как одно из мест проведения матчей Кубка Азии 2000 года, проходившего в Ливане. Стадион может вместить около 22 600 человек.
С историей, насчитывающей более 6000 лет, Сайда (или Сидон) является одним из старейших постоянно населённых городов в мире. Когда-то Сидон (этот вариант названия скорее относится к древним и античным временам) был процветающим финикийским городом-государством и центром торговли на древних морских торговых путях, а его стратегическое положение на протяжении тысячелетий привлекало многих завоевателей, в том числе ассирийцев, вавилонян, египтян, греков, римлян и крестоносцев, каждый из которых оставил свой уникальный след в архитектуре и истории города.
В эллинистические времена здесь родился знаменитый философ Зенон Сидонский. В финикийскую эпоху Сидон был известен производством стекла и фиолетовой краски, символом королевской власти и богатства в Древнем мире. Город являлся центром провинции в составе Персидской империи, среди экспонатов Бейрутского музея можно найти персидского быка эпохи Ахеменидов, пятый век до нашей эры.
В последние 200 лет городу сильно досталось. В сентябре 1840 года Сайда (за пределами древней истории буду город называть его вторым именем) подверглась обстрелу со стороны британских войск, пытавшихся вырвать город и его окрестности из-под контроля мамлюкского Египта.
После Первой мировой войны он стал частью французского мандата, а когда в 1948 году разразилась арабо-израильская война, значительное количество палестинских беженцев прибыло в Сайду, поселившись в лагерях беженцев. Старый город сильно пострадал от землетрясения в 1956 году, а Гражданская война (1975–1990) и израильская оккупация юга Ливана нанесли значительный ущерб.
Бурная история города, и древняя, и новейшая, стали причиной того, что до эпохи крестоносцев здесь не найдёшь архитектурных и исторических памятников. Кроме остатков Храма Эшмуна, древнего культового места, расположенного недалеко от города.
Это место, посвящённое Эшмуну, финикийскому богу врачевания, датируется VII веком до нашей эры. Учитывая уникальность места, мне было непонятно отсутствие интереса к нему как со стороны туристов, так и городских властей. Необустроенный объект, абсолютно без информации, вокруг грязное поле. И только пара девушек — практиканток из университета что-то пробовала откопать на остатках древнего фундамента.
Храмовый комплекс, расположенный на берегу реки Авали, был местом исцеления и обновления. Больные люди посещали это место, принося жертвы Эшмуну в надежде на выздоровление. Священность этого места подчёркивалось его прекрасным расположением и умиротворяющей атмосферой.
Храмовый комплекс включал в себя различные сооружения, такие как целебное святилище, священный бассейн и несколько храмов. Архитектура представляет собой сплав стилей сменяющих друг друга цивилизаций, включая финикийцев, персов, греков и римлян.
Хотя одно время здесь было людно — в 20 веке было обнаружено множество артефактов, в том числе скульптур, надписей и вотивных подношений, дающих ценную информацию о древних финикийских религиозных практиках и верованиях. Пока всё не раскопали и не развезли по музеям.
Влияние крестоносцев ощущается в Сидонском морском замке, укреплённом сооружении, построенном в 13 веке и до сих пор являющемся главной городской прибрежной достопримечательностью.
В замок можно попасть только через узкую дамбу, первоначально соединённую с материком разводным мостом, позднее сделанную из более прочного камня.
Замок находился на территории государства крестоносцев, известного как Иерусалимское королевство, которое было основано после Первого крестового похода в 11 веке. Его строительство было частью кампании по строительству замков по всему Леванту, направленной на укрепление контроля крестоносцев и защиту их территорий.
В 1291 году мамлюки, исламская военная каста, пришедшая к власти в Египте, захватили Сайду вместе с другими прибрежными городами, ознаменовав конец правления крестоносцев в Леванте. Мамлюки добавили большую квадратную башню, которая и сегодня остаётся отличительной чертой замка.
На протяжении веков замок неоднократно подвергался повреждениям от землетрясений и сражений, несколько раз частично восстанавливался. Несмотря на эти потрясения, Сидонский морской замок стоит и сегодня, что является свидетельством его прочности.
С дамбы можно рассмотреть местный порт и приморскую часть Старого города, где выделяется Джамех аль-Бахр (Морская мечеть) в мамлюкском стиле, построенная в 14 веке Хасаном бин Савахом, имеет самый высокий минарет в Старой Сайде.
Со стороны моря замок не имел высоких стен, здесь находится старый причал. Волны веками разбиваются о эти древние камни. Ходить надо было осторожно.
Иные, особо высокие волны могли окатить, устроив хороший душ, главное — вовремя отскочить.
В период Османской империи Сайда был процветающим городом с караван-сараями, хаммамами и базарами, некоторые можно найти в лабиринтах переулков и базаров старого города.
Старый город в Сайде типичен для восточных поселений, это лабиринт узких улиц и извилистых переулков.
Здесь можно найти всё, от старых семейных пекарен и традиционных кондитерских до прилавков, переполненных яркими специями, фруктами и овощами. Но у Сайды ещё одна особенность — это ливанский Город Художников. Многочисленные галереи заполняют улочки Старого города.
Своеобразную картинную галерею можно найти в Хаммам аль-Джадид, что в переводе означает «Новая баня», которая является одной из наиболее исторически значимых достопримечательностей Сайды. Эта несколько десятилетий недействующая традиционная общественная баня, расположенная в старом городе, была построена в 17 веке.
Архитектура Хаммама аль-Джадид с его куполообразными потолками и восьмиугольным бассейном отражает типичные черты османского хаммама. Была красиво украшена замысловатой плиткой и резьбой, остатки всего этого можно различить и сегодня.
Заблудившись в переулках Старого города, можно легко пропустить эту дверь и не подумав, что это вход в церковь. Согласно Библии, в 58 году нашей эры здесь встретились Святой Павел и Святой Пётр. Так и видишь, как Пётр стучится в дверь после чудесного освобождения из тюрьмы.
Конечно же, это не та дверь, хотя сама церковь Святого Николая тоже достаточно древняя — 8 века. Считается, что первый этаж святыни частично сохранился, особенно вокруг святилища, где встретились два апостола.
Практически в квартале от церкви находится дворец Деббейн, построенный в 18 веке, который предлагает заглянуть в жизнь знати Сайды в эпоху поздней Османской империи.
Этот образец османского архитектурного стиля имеет красивый внутренний двор, сложную каменную кладку, арочные дверные проёмы и красиво оформленные интерьеры с фресками и деревянными потолками. Дворец состоит из двух этажей: нижнего для зимнего проживания и верхнего для лета, каждый из которых украшен старинной мебелью, традиционными орнаментами и семейными реликвиями.
Интересно, что дворец Деббейн сумел выдержать многочисленные землетрясения и военные конфликты, которые затрагивали Сайду на протяжении последних веков. Поэтому сохранил свою первоначальную структуру.
Сегодня дворец Деббейн — это музей, открытый для публики, несмотря на то, что по-прежнему принадлежит семье, предки которой его построили.
Хан-эль-Франдж — одна из самых выдающихся исторических достопримечательностей Сайды. Построенный в 17 веке во времена Османской империи, он является свидетельством исторического значения города как крупного центра торговли и коммерции. «Хан» — это термин, используемый на Ближнем Востоке для обозначения караван-сарая — гостиницы с центральным двором, где путешественники могли отдохнуть и восстановить силы после дневного перехода или морского путешествия. «Эль Франдж» переводится как «иностранцы», что указывает на то, что этот хан напротив порта был построен для размещения иностранных купцов, особенно из Европы.
Строение представляет собой просторный двор, окружённый двухэтажными аркадами, причём на первом этаже первоначально располагались конюшни и склады, а на верхнем этаже — помещения для торговцев.
Выехав из Сайды в направлении Тира, ненадолго остановились на холме Богоматери Мантары.
Это религиозное место, расположенное в городе Магдуш, в нескольких километрах от Сайды. Святыня глубоко переплетена с местными христианскими традициями и является почитаемым местом паломничества верующих.
Согласно легенде, Дева Мария ждала в этой пещере, пока Иисус проповедовал в Саиде. Поэтому пещера считается священной.
А в середине 19 века в ней была «обнаружена» статуя Девы Марии, которая с тех пор стала центром внимания этого места, ежегодно привлекая тысячи паломников.
Над пещерой в 1960-е годы была построена великолепная базилика, выполненная в форме финикийского храма.
Впечатляют и виды со смотровой площадки.