Прелюдия: прилет, чек-ин, вечерняя прогулка
Гостиница Спутник находится южнее вокзала, в Октябрьском районе. Район основан в 1921 г., можно считать историческим, но ничего интересного поблизости от отеля я не нашла, как ни пыталась. Даже граффити, обозначенное на карте, в реале отсутствовало, а фонтан не работал и это в конце мая О_О Дворец железнодорожников, Минское отделение Белорусской ЖД, даже зоомагазин называется «Стрелка», да и гостиница из той же дорожно-паровозной серии… Дабы не бродить впустую весь вечер, а разрубить этот железнодорожный гордиев узел одним махом, я просто пошла к вокзалу — на север от него места уже довольно знакомые и живописные.
Возле ул. Кирова разбит Михайловский сквер, где я отметилась рядом с Дамой на скамье,..
…и по главному проспекту — Независимости — дошла до Комсомольской.
Всё, я в Беларуси! Читаю эти названия Кирава, Камсамольская и погружаюсь в беларускую мову, которая так приятна для языка и слуха…
Пора, однако, и не только уши порадовать, время ужина… В первой поездке мне не раз рекомендовали самую популярную минскую сеть ресторанов «Васильки», но не довелось. Вот пройдусь еще чуть-чуть и непременно загляну, благо они не только на Комсомольской есть.
Фонтан Молекулы в историческом районе Ляховка
Выхожу к стадиону Динамо. В планах зайти в Музей футбола и истории стадиона, у которого есть один неоспоримый плюс для вечерних гуляк — наверное, это единственный музей, работающий до полуночи. На самом деле уникальность его объясняется просто: музей находится в спортбаре и представлен экспонатами в виде футболок-вымпелов-мячей-значков-и пр. на стенах бара)) Можно, конечно, совместить приятное с полезным и проникнуться футбольной атмосферой одновременно с ужином, но драников хочется больше, чем пива и снеков, так что стены осматриваю, а в памяти держу ресторан национальной кухни.
А вот и «Васильки» Нет, это не изба, а ТРЦ «Галилео»)) Но драники здесь подают душевные, а еще я впервые попробовала мачанку — чудо-блюдо, в котором собраны все мясные остатки, что накопились у вас за неделю. Их для верности еще разок обжаривают, затем тушат в масляно-мучной подливке и подают с блинами. Этимология названия очевидна — блины макают в эту подливу и вылавливают ими же мясные фрагменты. Я не смогла, я вилкой ела…))) Теперь для полного счастья осталось где-нибудь найти кулагу, а пока, увы, поиски успехом не увенчались. Кто подскажет, сердечная моя тому благодарность будет!
В 22 ч ТРЦ закрывается, и, как говорится, усталые, но довольные, мы — я, моя душа, полная прелести белорусского вечера, и моя тушка, полная белорусских блюд, — выходим уже в темноту.
Одна из визитных карточек города, "Ворота Минска"
Круг замкнулся, я снова у вокзала, пора шагать в свой «Спутник»…
* * *
День первый начался с солнечного утра и поездки в Большой Тростенец.
Практически в черте города - сельская идиллия
По уму надо было бы побывать и в мемориальном комплексе, от деревни всего 2 км. Но, почитав материалы о нем, сразу решила оставить до следующего визита, выделить полдня и выбрать не такие яркие часы, когда позитив густо висит в воздухе, а денек поскромнее. Пока довольствовалась парком, где стоит обелиск памяти жертв конлагеря Тростенец и горит вечный огонь… Парк, как ни странно, безымянный, просто ограничен минским Партизанским проспектом и сельскими улицами Парковая, Западная и Солнечная.
Солнце светило, парковая тема буквально-таки требовала продолжения, и я отправилась в Лошицкий усадебно-парковый комплекс. Но сначала прошла через граничащий с ним парк Серебряный Лог по экотропе с чудным названием Город птиц.
Открылась экотропа 4 года назад, к Международному дню птиц
Город — не город, а птицами болотистая низина в пойме Свислочи полна-полнехонька. Как и везде в Беларуси, здесь не просто чисто, но еще и душевно. Пройтись полтора километра было приятно, и позитив по-прежнему витал в воздухе))
Перейдя Свислочь, попадаю в Лошицкий парк. Его история ведет начало с XVI века, когда за службу в войске литовском князь Василий Толочинский получил в дар Лошицкую усадьбу. С тех пор она сменила пятнадцать хозяев, в конце XIX века имение совсем расцвело — к бревенчатому дому пристроили каменный, рядом возвели флигель для управляющего и прислуги.
Пристройка слева, а деревянный дом справа снесли во время реставрации в 2009 г. и соорудили нечто похожее. Реставрация тоже разная бывает... ))
Как у всех дореволюционных построек, судьба имения в ХХ веке извилиста и непроста. Белорусское отделение Всесоюзного института растениеводства, ставка гитлеровского командования, миссия Администрации помощи и восстановления Объединённых Наций, совхоз «Лошица» и наконец — банальная заброшка. Наверное, с той поры парк и стал считаться самым таинственным местом Минска, даже свои привидения в нем водятся — эх, поздновато я приехала, бродят они в конце апреля — начале мая)) И вообще мне парк показался лишенным какой-то таинственности, просто очень большое, красивое место отдыха, где, как говорится, забываешь о городском шуме и толчее (хотя толчея — это точно не про Минск). Такие есть во всех мегаполисах, вспомним навскидку Центральный парк NY, Люксембургский сад, парк Гуэль, Центральный парк Горького и т. п. Изюминка Лошицкого — в разбросанных тут и там старинных постройках, а то и развалинах.
Домик сторожа (сейчас - кафе Домiк вартаўнiка)
В целом же все вполне современно, есть и детская площадка, и спортивная, клумбы, лавочки на аллейках, кафе и прочие радости.
Река Лошица. На территории парка она встречается со Свислочью
В обед, пожевав непременные драники в ларечке фастфуда, я укрылась от жары во флигеле. Теперь там кассы в музей «Лошицкая усадьба» и филиал музея. С филиала и начала.
Кроме непременных интерьеров и предметов быта понравилась выставка открыток и этикеток (винных, спичечных), в основном середина прошлого века.
А вообще надо сказать, что и здесь, и в основной части музея обстановка не сохранилась совершенно. Оригинальные только камины, лестница и — внезапно! — то, что мы скромно зовем удобства, все остальное собрано благодаря коллекционерам-антикварам. При этом XIX век воссоздан очень точно (это не я решила, сотрудники говорят), и ходить по музею не наскучит даже несколько часов.
Отдельная гордость — те самые сохранившиеся удобства, а гордость потому, что в Лошицкой усадьбе была первая минская ванна.
Туалет я запрятала в слайд-шоу, а ванную грех не показать )) Специалистов удивляет ее герметичность - даже в печальные времена заброшенности усадьба стояла без крыши и вода попадала в ванну. Но не протекала!
А еще впечатлил огромный выставочный зал на втором этаже. Экспозиции в нем меняются, то была выставка женского костюма, теперь я застала «Копилку памяти» — 500+ предметов современных художественных ремесел. Гончарные, кованые, плетеные изделия, и особенно хороши куклы, текстильные и фарфоровые.
В отдельном отзыве об усадьбе расскажу иные подробности из ее истории — о миссии, распределявшей гуманитарную помощь минчанам, разместившейся здесь в январе 1946 г., о подготовке диверсантов в предвоенные годы под эгидой сельхозинститута… А пока еще не вечер, двигаемся дальше. На очереди Музей Минсктранс.
Ведомственные музеи обычно весьма достойно раскрывают свою тему, убедилась по нескольким железнодорожным. И этот не исключение. В зале кроме стендов, фотографий стоят макеты и автомобили в натуральную величину, в мини-зале показывают видео об истории минского общественного транспорта.
Внутренний двор напоминает большой автовокзал. Даже очень большой — несколько десятков служебных машин, автобусов всех мастей и национальностей, в некоторые можно заходить.
И еще почему-то минские транспортники решили попутно сделать акцент на теме курения. Специально для мужа не поленилась, нащелкала красочные призывы))
Хороший музей! Может, не столько в нем автомобильчиков, как в белградском или стамбульском (да что там, даже у нас, во Владивостоке или Новосибирске, коллекции точно не меньше белорусской), однако подобрано все с душой и смотрится с интересом. Находится он прямо в городском управлении; территория вокруг декорирована камнями, что для Беларуси типично, плюс, само собой, маленькими авто.
Да, день, хоть и близится к вечеру, становится все ярче — заметили? Последняя точка этой прогулки раскрашена вообще всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Итак, стрит-арт на Октябрьской.
Со словом «Октябрьская» у меня, кстати, связано забавное воспоминание. В первый день первого визита в Минск меня охватила эдакая эйфория: ух ты, я в Европе, и архитектура классная, и тепло как не у нас)) и в то же время с языком можно не напрягаться. Села в метро, расслабилась, читаю себе электронную книжку и одним ухом ловлю названия станций. Еду-еду, а нужная Октябрьская все не звучит. Стала ловить уже двумя ушами. Замечаю, что вообще все слова… ну нет, не английские, но что-то и не совсем русские. Кастрычницкая какая-то… может, в честь некоего белорусского революционера или партизана?.. Ох ты, а как у нас октябрь-то по белорусски будет? Ну точно, кастрычник! Надо было здесь выходить, а не ждать на блюдечке Октябрьскую)))
В этот раз я бы уже не проехала мимо — и опыт есть, и шла я пешком, от Минсктранса всего 15 минут. Да и как проскочишь такое внезапный колорит? Живописно, да, но не скажешь, что в духе Беларуси. От нее не ждешь подвоха в виде пестрых муралов… аисты, бульба, васильки, зубры, валуны, хатки — вот что должно красоваться на стенах минских домов, и ведь красуется. А здесь… хотя аист залетел и на Октябрьский стрит-арт.
Если бы не аист, легко представила б себя в квартале Winwood Walls в Майами - только там я видела столько стрит-арта в пределах довольно компактного пространства
А пестрота вполне объяснима: пространство, бывшее мрачноватой территорией завода «Гигант», построенного в 1908 г. и сгоревшего в 1921, 90 лет представляло из себя типовую промышленную окраину. «Гигант», переименованный в «Энергию», отстроили в здание красного кирпича, дрожжевой комбинат, кожевенная фабрика «Большевик» и более известный нам «Кристалл» — вот и всё, что там было «интересного». Как вдруг в 2008-м господа кинематографисты приехали сюда на съемки «Стиляг» — кое-какие эпизоды на Октябрьской и снимали, а «Бродвей» — это минский проспект Независимости, если что)) Всколыхнули окраину, молодежь взялась за дело, а когда в 2014-м провели здесь фестиваль, названный плохосочетаемым сочетанием Vulica Brasil, заводской квартал расцвел. Аист, кстати, — творчество бразильского мастера. Их работ здесь еще и больше, чем белорусских.
Третий фестиваль Vulica Brasil (2016). Автор Cowek. Нет, ну как вам Ленин на фоне?.. ))
Погуляв по арт-пространству среди белорусско-бразильского великолепия, оголодав и не найдя ни одного кафе национальной кухни пиво и пицца по-прежнему не воспринимались мной как достойная замена драникам, я потихоньку направилась в сторону отеля. Зашла по дороге в вышеупомянутый «Кристалл» — нет, внутрь меня не пустили, да и народ уже шел с работы, но с охранницей на турникете поболтала, «завод живет и здравствует». Поужинала и снова прогулялась уже у себя «на районе». На ночь глядя вспомнила, что на завтрак ничего нет, выскочила в «Евроопт» через дорогу. Удивилась, что еще вовсю работает — карты убеждали, что в пол-одиннадцатого должен закрыться, а было уже 22.25. Кассирша поделилась: а нам продлили на полчаса рабочий день, и с утра теперь начинаем раньше. Только вот зарплату не «продлили»… ((Вздохнула я, посочувствовала ей да, выпив любимый кефирчик с огурцом, пошла спать. Завтра день подразумевался еще насыщенней…
* * *
Второй день начался с еще одного нетипичного для Минска места. По-моему, и туристеровские белорусы о нем не писали. Это даже не улица, а переулки. Далековато от центра и от метро — я туда ехала с пересадкой — в микрорайоне Запад был построен коттеджный квартал. Появилось это яркое пятно на карте Минска 18 лет назад. Таунхаусы и коттеджи в переулках Одинцова и Тимошенко называют и кислотным рококо, и минским Гауди. Собственно, второе название меня и привлекло, когда планировала маршруты. Правда, увидев своими глазами, больше приняла сравнение с немецкой Лесной спиралью Хундертвассера — и цвета, и формы без углов похожи. В Дармштадте я не была, и Спираль видела только на фото, а вот в Вене дом Хундертвассера не пропустила. Мне не понравился)) Другое дело — минский квартал. Текучие крыши, террасная планировка смотрятся здорово, как по мне.
Кому-то такая «инопланетность» не пришлась по душе. Да и стоят 2-3-этажные домики хоббитов — еще одно название — немало, так что заселение, начавшееся в 2009 г., не завершено до сих пор, часть продается, часть сдается. Для сравнения: первоначальная цена кв. м была $850, теперь 2100 при средней по Минску $1200. Но те, кто живет здесь, довольны. Еще бы — задние дворики с газонами; выходы на террасу с каждого этажа; закрытый общий двор, куда попасть можно только из дома, детей не страшно отпускать гулять хоть до ночи. Кстати, уже пройдясь по пер. Адзiнцова, я увидела табличку о том, что «владения частные, посторонним вход и въезд запрещен». Утешив себя тем, что через забор не перелезала и замков не взламывала, пошагала дальше))
А дальше идут два не менее причудливых многоквартирных дома. Пятиэтажка и здание 3-5-этажности. Столь странный формат объясняется перепадом рельефа в 10–12 м. Дом, как и таунхаусы, пришлось строить с учетом этого, т. е. разной высоты с разных сторон. Здесь живут уже не только обеспеченные минчане, ибо по закону несколько квартир было передано исполкому для бюджетников.
Покидая квартал, повторюсь: не все приемлют эти формы и цвета, не всех они восхищают, а кто-то просто не видит в домах ничего необычного. И все-таки, учитывая преобладание советской архитектуры серого цвета в Минске, тем более в м/р Запад, кислотные элементы модерна и рококо весьма резонансно разбавили панельный дух СССР.
Для контраста - несколько видов со смотровой площадки в центре города
Возвращаюсь в центр, к традиционным местам.
Скамья памяти Михала Огинского. За ней фонтан "Наследие"
Казалось бы, здесь-то все уже знакомо — открыточные виды, типовой Минск. Но нет, давайте пройдем пять минут от скамьи до дома № 7 на ул. Революционной, привычного серого дома. Снаружи. Однако стоит зайти внутрь, и мы уже будто и не в Минске — то ли в Питере, в одном из дворов-колодцев, то ли вообще где-нибудь на юге Европы. Красный дворик — еще одно оригинальное арт-пространство, совсем маленькое, но притягивающее сюда и минскую богему, и туристов. Вечерами, говорят, не протолкнуться. Хорошо, что я была еще до обеда и смогла походить в относительном безлюдье.
Стрит-арт в сочетании со стариной дает восхитительный эффект. Обычные бары, кафе, открытая сцена на красном фоне воспринимаются как нечто нетривиальное. Здесь проходят концерты и выставки, кинопоказы и презентации. Долгой истории у дворика нет, это дом № 7 построен в XIX веке, а пространство совсем молодое. Поэтому рассказывать особо нечего — просто смотрите!
Впечатлило все, кроме кафе. Нет, они прелестны, но опять же, как на Кастрычницкой-Октябрьской, очень уж молодежные: пиво, снеки… потусоваться приятно, а пообедать туристу, ищущему к тому же непременных драников, — это не сюда. Ну ничего, как говорится, у нас с собой было. Десять минут — и я в Центральном (Александровском) сквере. Назван он так в честь Александра Невского, но народ зовет его проще — Паниковка. Причиной тому фонтан, у которого я и остановилась, точнее, уселась. Мальчик с лебедем — многострадальный, но выстоявший аж с 1874 года! Для Минска это редкость. Конечно, фонтан был поломан в войну, но его отреставрировали, а не заменили новоделом. И вот стоит мальчик, окруженный скамейками, с лебедем, и напоминает, видимо, минчанам старика Паниковского с гусем…)) Здесь я перекусила фастфудом из сумочки, полюбовалась сквером и пошла дальше…
Я честно пыталась сделать разборчивое фото, обошла фонтан не раз, но мальчик на фоне могучей майской листвы не хотел выделяться...
…в Музей конки пошла.
Тема конки — это ведь не просто лошадки и вагончик. Это прекрасная возможность лишний раз посмотреть на Минск, каким он был в дотрамвайную эпоху.
Интересная идея реализована здесь: показаны не только экспонаты, непосредственно связанные с самой конкой и организацией ее движения. Много артефактов отображают точки по маршруту, которым ехала конка вдоль Минска: магазины и лавки, фотоателье, аптеки, тумбы с афишами… Можно зайти в вагон и посмотреть короткий фильм с видами дореволюционного Минска, проехаться по городу хотя бы виртуально.
Рядом с «Минской конкой» — Музей карет. Оба входят в единую структуру Музея истории Минска. И каретный — тоже небольшой, если не сказать маленький. Один зал, и вот в нем-то как раз представлена тема карет и ничего более. Колеса, оси, лошадки, экипажи такие и экипажи сякие. Всё. Сходить туда по единому билету незатруднительно и даже приятно, особенно если знать, что территория его — бывший каретный сарай монахов-бернардинцев (XIX в.), но назвать этот музей одним из самых увлекательных я точно не могу))
Написала и подумала: интересная ситуация сложилась в эту поездку, однако)) Обычно архитектура, уличные достопримы для меня вторичны, музеи интересны гораздо больше. А тут так вышло, что самые сильные впечатления остались именно от разных домов, кварталов. Наверное, потому, что самые интересные для меня музеи я посетила еще в первый раз и минские достопримечательности осматривала тогда самые знаковые, самые популярные. Но ведь это не всегда означает — самые яркие… В общем, я рада, что сумела найти не распиаренные, зато цепляющие места. И под конец поделюсь еще одним. Не то чтобы неизвестным, но туристов я там не встретила)) Итак, Осмоловка.
Первый элитный микрорайон Минска построен в 1945–49 гг. пленными немцами. Название произошло от фамилии архитектора Михаила Осмоловского. Типовые 2-этажные коттеджи предназначались для сотрудников министерств, Генштаба, театра оперы и балета, для примера назову маршала Тимошенко и генерал-майора Машерова — брата первого секретаря ЦК партии Белоруссии. Говорят, в 50-х Осмоловку обнесли каменным забором, без приглашения попасть туда было нельзя. Сейчас можно беспрепятственно погулять среди газонов и маленьких садов. Площадь Осмоловки — 6–7 гектар, на них разместились 40 домов, жителей в которых сейчас меньше тысячи.
Осмоловка - город в городе
Понятно, что здания ветшают. И квартиры не самые удобные — это после войны такое жилье считалось элитным из-за близости к центру (строили тогда вообще на пустыре), и 3-метровые потолки в отдельных квартирах на фоне всеобщих коммуналок в разрушенном городе не могли не восхищать. А так квартиры невелики по площади, кухни маленькие, лестницы деревянные. И все же стилистика строений сохранилась в первозданном виде. Портики и эркеры, балконы с балясинами, полукруглые чердачные окошки создают очень душевную атмосферу. О зеленых двориках перед каждым домом и говорить нечего — для Минска это вообще норма.
Вся необходимая инфраструктура в Осмоловке присутствовала. В центре каждого из двух почти симметричных кварталов и сейчас стоят ясли-сады в количестве двух штук вот тут со склонением мУки. Через улицу с одной стороны — школа, с другой — посольство ОАЭ, на углу Министерство обороны. С третьей стороны — кафе Гурман где я поужинала, ну конечно же, драниками)) За ним Большой театр. То есть центр совсем близко. Тем удивительнее видеть этот оазис среди современных улиц. Действительно оазис — ведь вокруг все старые дома давно снесли и к Осмоловке регулярно подбираются. Но жители так же регулярно отстаивают свой микрорайон.
Никаких арт-объектов или просто старых скульптур в Осмоловке нет, однако гулять там было так приятно! Казалось бы, домики и домики, даже цветом одинаковые… а вот уходить не хотелось. Но пора — последний вечер, а я еще не видела одну из главных достопримечательностей Минска.
Очередные драники - хоть отдельный альбом создавай из них )))
Нет, это не драники… хотя почему нет? Драники — специалитет не только Минска, но и всей республики. Однако сейчас я говорю о духовной пище. Насытившись, еду к Национальной библиотеке.
Ее осматривает хотя бы снаружи каждый гость города, и, с тех пор как она существует, о ней пишут в каждом минском рассказе, поэтому не буду повторять кучу цифр и дублировать статью с нашего сайта. Оговорюсь только: имеется в виду само здание, а не библиотека как организация. Библиотеке в этом году исполняется уже 102 года, а новое здание открылось 17 лет назад. Алмаз, ромбододекаэдр и даже бульба — каких только эпитетов не носит оно)) Мне форма не показалась уродливой, впрочем, и изумительно красивой тоже. Оригинально, да. Жаль только, далековато от центра, ну совсем далековато. Потому и не добралась сюда в прошлый раз. А теперь, раз уж добралась, странно посмотреть и уходить. Внутрь идти поздно, наверх тоже — яркий денек грозился к вечеру пролиться дождем.
Я решила просто пройтись по парку Писателей и дождаться начала темноты, полюбоваться подсветкой здания. В слайд-шоу можно посмотреть, как потихонечку темнело, как преображалась библиотека. Интересно, да и окружающая подсветка впечатлила не меньше.
Однако пора в отель, пока еще маршрутки ходят. Я ехала полчаса, но это не значит, что мой Спутник близко. Практически промчались через весь город по главной артерии, проспекту Независимости, и это было здорово — напоследок еще раз полюбоваться Минском, уже ночным…
Минск-Пассажирский, фотозона в зале ожидания
Вот так провела я два дня в Минске, о котором и сейчас вспоминаю с интересом и любовью. Еще два места из той поездки будут позже, а пока всех с началом новой весны! Новых поездок, друзья, прекрасных и удивительных))
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия