Последний день в Нюрнберге я решил посвятить, собственно, самому городу. Сел на метро у вокзала и обнаружил что поезда катаются без машиниста — вот он прогресс.
Вышел из станции Friedrich-Ebert-Platz и отправился к Нюрнбергскому замку.
Район Пиркхаймерштрассе не сильно живописен, много новодела и в целом выглядит как типичный район любого города, новая застройка с вкраплением старых зданий.
Дата постройки дома данного фахверкого дома — 1420 год. В настоящее время это четырёхэтажное здание, два нижних этажа которого возведены из песчаника, два верхних — фахверковые. Полувальмовая крыша имеет большие слуховые окна (люкарны), выходящие на улицу.
Согласно договору купли-продажи дом был куплен за 275 гульденов Альбрехтом Дюрером в 1509 году. За 300 лет он сменил множество владельцев, но перед трёхсотлетней годовщиной со дня смерти Дюрера город Нюрнберг в 1826 году приобрёл дом, в нём была оборудована комната-музей. В 1871 году, к юбилею художника, дом был передан Обществу дома Альбрехта Дюрера, с этого времени он становится музеем.
Внутри выставлены копии картин Дюрера, выполненные его современниками в 16 веке, оригиналы же по большей части хранятся в Старой Пинакотеке Мюнхена.
Но самое интересное конечно не это, а интерьер дома, хотя и уверен, что при Дюрере было многое по другому, плюс дом пострадал во Вторую Мировую, но все же помещения на втором и третьем этажах очень аутентичны и похожи на мои представления о быте 16 века.
Особенно «Мастерская Дюрера» основной работой которой была производство гравюры.
В музей я пришел к открытию, и ходил по нему один, и к тому же там работает охранник родом из России, с которым я немного поговорил о музее.
Около музея Дюрера расположены ворота Тиэргартнертор. Арочные ворота были построены из тесаного камня в конце XIII века. Рядом с воротами была возведена башня Тиэргартнертортурм (Tiergärtnertorturm). Тиэргартнертор были главными воротами на востоке города. Через них лежал путь из Нюрнберга в Эрланген, Бамберг, в Тюрингию и Саксонию. В 1516 году над воротами были надстроены два этажа. В 1852 году Германский национальный музей использовал башню Тиэргартнертортурм в качестве выставочной площадки для своих первых экспонатов.
На этой же площади расположен Der Hase – скульптура зайца. У Дюрера был рисунок с зайцем, который стал достаточно известным, никаких аллегорий, простой заяц, однако в наше время скульптором Юргеном Герцем был создан этот зловещий памятник как аллегория экологической катастрофы и тленности бытия.
Выйдя из музея Дюрера, я направился к замку Кайзербург. Замок, и его главная смотровая башня были в лесах, но попасть во внутрь и посмотреть на убранство и музейную экспозицию было можно.
Первым делом посетитель попадает в большое помещение, где могла разместиться целиком конная процессия вместе с императором.
Отсюда же открывается великолепный вид на Нюрнберг.
В крепости есть уникальная двойная капелла на трёх уровнях: нижний ярус предназначался для рыцарства и свиты, средний ярус, находящийся на одном уровне с основанием каменного распятия — для короля и его ближайшего окружения, балкон, расположенный на противоположной от алтаря стене чуть ниже уровня головы Христа на распятии — только лишь для императора.
Замок Кайзербург крайне интересен тем, что в нем происходило избрание императора Священной Римской империи. С 13 века право избирать королей в Священной Римской империи было предоставлено ограниченному числу имперских князей, так называемых князей-выборщиков.
Посредине зала установлена статуя Карлу IV, а на стенах вывешены гербы «выборщиков».
Замок, как и почти весь Нюрнберг сильно пострадал от авианалетов во время Второй мировой войны. «К счастью», авиабомба снесла только половину замка, и это прямо ощущается в виде перехода между залами «старой оригинальной» и «новой восстановленной» частями. Благо уже были фотографии и картины по которым удалось восстановить разрушенное.
В замке, как и раньше хранится корона императоров Священной Римской империи, сейчас правда в виде музейного экспоната и под стеклом, а также представлены средневековое оружие и доспехи
Между 1538 и 1545 гг. в северной и западной частях замка были построены бастионы, чтобы соответствовать развитию огнестрельного оружия в то время. Позже на бастионах был разбит Замковый сад.
После я спустился вниз через бастионы и пошел на сохранившую оригинальный фахверк улицу Weißgerbergasse. Очень колоритное и узнаваемое место города с оригинальными домами 15–16 веков с каменными первыми этажами и фахверковой надстройкой.
Пару слов о городской стене Нюрнберга которую жители в момент, когда стены потеряли стратегическое значение, не стали сносить, а превратили в местную достопримечательность. Как и во многих других немецких городах крепостные укрепления Нюрнберга состоят из стен с башнями, цвингера и крепостного рва. Крепостные стены высотой 7-8 метров и толщиной около метра выполнены из битого камня в наружной части и выложены кирпичом изнутри, в верхней части с бойницами и крытым деревом проходом, открытым с городской стороны. Городская оборонительная стена Нюрнберга считалась в Средние века самой длинной городской стеной в средней Европе (около 5 км).
Если посмотреть по карте, то в Нюрнберге было несколько оборонительных колец стен. Было построено два кольца: северное – вокруг Крепости, церкви святого Себальда и храма Богоматери; южное — окружало церковь Св. Лаврентия и Госпиталь святого Духа. От кольца северных стен сегодня осталась Часовая башня; от южных сохранилась Белая башня. Эти оборонительные стены в XIV веке были объединены, а на берегу реки Пегниц была выстроена Башня должников, которую использовали, как долговую тюрьму.
Средневековые оборонительные башни были построены квадратной формы в плане, но развитие огнестрельного оружия и артиллерии внесли свои коррективы в их формы: при обстреле углы башен легко повреждались, поэтому в середине XVI века Городской совет постановил обложить четыре важнейшие башни кирпичом, придав им круглую, вернее цилиндрическую форму. Так были «модернизированы» оборонительные башни у четырех городских ворот: Frauentor, Spittlertor, Neutor и Laufertor. Мощные башни, один из архитектурных символов Нюрнберга скрывают в себе гораздо более скромные четырехугольные строения, навсегда скрытые от глаз туристов. Несмотря на наружные внушительные размеры (40 метров в высоту, 18 метров в диаметре) сечение внутренней лестничной шахты составляет всего 6 метров.
Второй линией обороны после стен и башен служил цвингер — пространство шириной около 15 метров между внешними и внутренними стенами. Во второй линии стен напротив ворот стояли оборонительные башенки, а вторые, внутренние ворота строились со смещением относительно внешних, что затрудняло прорыв неприятеля в город.
Свободный имперский город Нюрнберг за свою историю ни разу не был взят в осаду, и тем более взят штурмом. За исключением взятия его войсками союзников с боями в апреле 1945 года. Тогда крепостные башни и стены были основательно повреждены, восстановление растянулось на годы и стоило больших денег.
Крепостная стена Fronveste с башней Schlayerturm стоит посреди реки Пегниц на небольшом речном острове и является частью фортификации на западе внешней стены города Нюрнберга. Фронвест охватывает южный отток реки Пегниц на западе городской стены, он был построен в 1490 г. в виде закрытого моста со скатной крышей. Он использовался как оружейный арсенал и поэтому назывался Spießhaus. Здание должно было защищать выход реки Пегниц вместе с башней Schlayerturm. Рядом с крепостной стеной также находится Цепной мост, который, как и многие сооружения в Нюрнберге, был новаторством инженерной мысли, первым, свободно висящим на цепях, то есть, подвесным мостом в Германии. Цепной мост длиной 80 метров, состоял из 423 скрепленных деревянных досок.
Напоследок в Нюрнберге я зашел в магазин канцтоваров, купил пару наборов карандашей Фабер Кастелл (фирма возникла в Мюнхене) в подарок и пошел собирать вещи для переезда в Мюнхен.
Нюрнберг мне очень понравился, если говорить о городах среднего размера — от 100 до 500 тыс. жителей, то город для меня до сих пор на третьем месте после Страсбурга и Брюгге. Я далеко не все что хотел успел посмотреть, но определенно в город хочется вернуться чтобы изучить его более подробно.