Это был длинный день. Ранним утром уехали в Тиволи, на вечер запланировали Ватикан, а несколько часов в середине дня посвятили Старому городу. Vecchia Roma или Старый Рим — район между площадью Венеции и рекой Тибр, включающий в себя Пьяццу Навона и Кампо деи Фьори полон прекрасных памятников связанных с такими именами как Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Аннибале Караччи и Караваджо.
За короткое время ставшими знакомыми улицами и проспектами дошли до Corso Vittorio Emanuele II и в какой-то момент между домами увидели зеленоватый купол. Не сверяясь с картой решили зайти и оказались в роскошной Базилике Сант-Андреа-делла-Валле. Название я узнала позже, а пока наслаждалась окружающей пышностью итальянского барокко.
Работы по строительству монументальной церкви Сант-Андреа делла Валле финансировались кардиналом Алессандро Перетти ди Монтальто, племянником Папы Сикста V, и начались в 1591 году по проектам Джованни Франческо Гримальди и Джакомо Делла Порта. Завершил строительство в 1608 году Карло Мадерна, который расширил трансепт и спроектировал впечатляющий купол, второй по размеру после собора Святого Петра. Лантерну украсил молодой мастер Франческо Борромини. На площади перед церковью стоит фонтан также работы Карло Мадерна.
Высокий фасад из белого травертина работы Карло Райнальди датируется второй половиной 17 века. В нишах между сдвоенными колоннами установлены статуи: Сан-Гаэтано и Сан-Себастьян работы Доменико Гуиди и Св. Апостол Андрей и Св. Андрей Авеллино работы Эрколе Феррата. Над дверьми «Надежда и Сила» работы Антонио Фанчелли с гербом кардинала Франческо Перетти между ними, а на самом верху герб Папы Александра VII Киджи, поддерживаемый парой ангелов.
В небольшом итальянском городе базилика могла бы быть главной достопримечательностью.
Её просторный барочный интерьер отделан замечательной серией фресок Маттео Прети и Доменикино.
Потолок нефа, спроектированного Карло Мадерна, расписаный Ланфранко является одним из самых ранних примеров полностью выполненных в стиле барокко.
Полукупол апсиды украшен фресками Доменикино «История Сант-Андреа и добродетели».
На стенах три большие картины Маттиа Прети с изображениями мученичества святого Андрея, которые считаются одними из лучших работ художника.
Интерьер купола украшен чудесными фресками Джованни Ланфранко изображающими Успение Богородицы. Работа была одним из крупнейших заказов того времени и оспаривалась двумя учениками Карраччи, Ланфранко и Доменикино. Дошло даже до того, что Доменикино обвинил Ланфранко в том, что тот столкнул его с строительных лесов. Хотя и Доменикино не остался без работы, ему поручили фигуры Четырех Евангелистов вокруг купола.
Над боковой аркой похожий на четыре поставленных друг на друга ящика саркофаг папы Пия III Пикколомини.
Напротив такой же папы Пия II — 1614 г.
Базилика известна тем, что здесь в 1900 году состоялась премьера оперы Пуччини «Тоска».
По обеим сторонам нефа расположены восемь боковых часовен.
Часовни разделены гигантскими тройными ребристыми коринфскими пилястрами белого цвета с позолоченными капителями. На фризе черным по золоту надпись, взятая из легенды о мученичестве святого Андрея.
Первая часовня слева от входа посвящена семье Барберини. Она была основана в 1604—1616 гг. по заказу кардинала Маффео Барберини, который позже стал Папой Урбаном VIII. Алтарь украшен четырьмя ребристыми коринфскими колоннами из порфира. Немилосердно бликующая картина в алтаре — «Успение» Доменико Пассиньяно (1600 г.).
Часовня «Rucellai o Dei Beati» с замысловатой облицовкой из полихромного мрамора была спроектирована в 1610 году Маттео Кастелли де Мелиде, родственником семьи Борромини. В алтаре картина сицилийского художника Франческо Манно — «Три блаженных театина».
Любопытный «охотничий» сюжет на боковой стене работы Гвидо Гуиди как оказалось изображает святого Роха.
На стене контрфасада над входом находится церковный орган, а по обе стороны от большого окна расположены два изображения Святого Семейства и Благовещения работы Чезаре Кароселли.
От входа в Базилику начинается улица Corso del Rinascimento. Очень советую дойти до дома номер 40 и заглянуть во двор. В глубине стоит одно из самых впечатляющих творений Борромини — Сант-Иво-алла-Сапьенца. Мастерски обыгранные выпуклые и вогнутые поверхности создают неподражаемый эффект. Белоснежную конструкцию завершает спиралевидный пунтильоне похожий на пчелиное жало. Одни считают, что Борромини черпал вдохновение в архитектуре Вавилонской башни. Другие, что это отсылка к Папе Урбану VIII из семьи Барберини, чей герб с тремя пчелами можно видеть во многих местах Рима.
Стоит пройти чуть дальше или наоборот немного вернуться и поперечная улочка выведет к знаменитой Пьяцце Навона. Гордость Рима, основанная в конце 15 века площадь сохранила овальную форму древнего стадиона Домициана.
Прежде чем обойти площадь вокруг зашли в Базилику Святой Агнессы. Никогда не знаешь, когда они закрываются на сиесту. Раз открыты, надо поспешить.
История строительства Сан-Аньезе-ин-Агоне была долгой и сложной. Первый камень был заложен 15 августа 1652 года под руководством архитектора дома Памфили Джироламо Райнальди, которого вскоре заменил его сын Карло Райнальди. Однако примерно через год папа Иннокентий X уволил их и назначил новую команду — архитектора Франческо Борромини. После смерти Папы 7 января 1655 года строительство резко остановилось. Однако, несмотря на споры между наследниками, работа под руководством Борромини была возобновлена. Тем не менее на этом история не закончилась. В феврале 1657 года Борромини был снова уволен и строительство продолжил Карло Райнальди. Долго ли коротко ли с 1666 по 1668 год в дизайн храма даже вмешался соперник Борромини Джованни Лоренцо Бернини.
Фреска купола изображает «Апофеоз святой Агнессы» и в основном является работой римского художника Чиро Ферри (1634–1689), ученика Пьетро да Кортона. Фрески вокруг купола были написаны Джованни Баттистой Гаулли (1639–1709) и изображают аллегории четырех кардинальных добродетелей.
Все семь алтарей выполнены в форме барельефов и статуй, а не картин. В главном алтаре установлен барельеф «Святое семейство со святым Иоанном Крестителем и его родителями» (1683 г.) работы Доменико Гуиди. Колонны алтаря позаимствованы с разрушенной триумфальной арки Марка Аврелия.
Алтарь часовни Святой Агнессы представляет собой переделанный саркофаг из красного мрамора коттанелло с изображением голубя Памфили работы Райнальди. Над ним статуя Святой Агнессы в огне работы Эрколе Феррата.
Напротив часовни Святой Агнессы часовня Святого Себастьяна. Декоративное оформление обеих часовен идентично. Статуя святого над алтарем выполнена в неоклассическом стиле Пьетро Паоло Кампи, который завершил ее в 1719 году.
Высоко над главным входом находится надгробный памятник (1730 г.) Папе Иннокентию X работы скульптора Джованни Баттиста Майни (1690—1752 гг.).
Особый шарм Пьяцце Навона придают три монументальных фонтана. Фонтан Четырех рек представляет главные реки известных на тот момент континентов. Композиция полна символизма: Ганг с веслом олицетворяет судоходство, Нил с головой прикрытой куском ткани показывает, что никто в то время точно не знал, где находятся его истоки, Дунай как самая крупная река ближайшая к Риму соприкасается с папским гербом, а Рио-де-ла-Плата стоит на куче монет — символе богатства, которое Америка может предложить Европе.
Бернини спроектировал не только центральный фонтан, но и Фонтан с Мавром.
Фонтан Нептуна добавили позже с тем, чтобы площадь приобрела законченный симметричный вид. У каждого из фонтанов хотелось задержаться подольше, разглядывая детали и прислушиваясь к журчанию струй.
В Риме около 900 церквей. На протяжении истории они накопили несметные художественные богатства. Поэтому неудивительно, что туристские тропы зачастую прокладываются от одной церкви к другой. Чуть в стороне от Пьяццы Навона находится ещё одна жемчужина римского барокко Santa Maria della Pace. Здесь отметились такие мастера как Пьетро да Кортона — фасад, Карло Мадерна — дизайн алтаря, Бальдассарре Перуцци — фрески.
Небольшое пространство церкви заполнено скульптурами, картинами, барельефами.
Однако главное, что привлекает сюда ценителей искусства — фреска работы Рафаэля, изображающая четырех сивилл: Кумскую, Персидскую, Фригийскую и Тибуртинскую, принимающих откровения ангелов.
Красочная фреска контрастирует с чёрным бронзовым барельефом «Снятие с креста» работы Козимо Фанчелли.
Заглянули в клостер Браманте, всё пространство заполнено какими-то современными поделками. Ну что ж, идём дальше. А дальше по плану Базилика Святого Августина на Марсовом поле. Ренессансный фасад церкви изготовлен из травертина добытого на руинах Колизея. Похоже римляне были первопроходцами в повторном использовании материалов. Гигантские завитки фронтона называются волюты, их разместили для того, чтобы скрыть опорные контрфорсы.
Главный алтарь Базилики был освящен в 1628 году. Примечательно, что в нем хранится византийская икона Пресвятой Богородицы написанная святым Лукой. Икону вывезли из собора Святой Софии в Константинополе в 1453 году, когда город был захвачен турками.
В одной из часовен висит картина Караваджо «Мадонна ди Лорето». Манера в которой написано полотно в своё время вызвала бурю негодования. Сцена выглядела слишком реалистично и по-домашнему, а грязные босые ноги паломников никак не добавляли картине подобающего благоговения.
Ещё один шедевр попал в кадр совершенно случайно. Слева на колонне фреска «Пророк Исайя» работы Рафаэля. Она была написана в 1512 году как часть погребального памятника Иоганнесу Горитцу и явно показывает, что в тот момент художник находился под влиянием работы Микеланджело в Сикстинской капелле. Гориц пожаловался Микеланджело, что Рафаэль взял с него слишком большую плату, на что в ответ услышал: «Только колено само по себе того стоит».
По дороге к следующему Караваджо заглянула во дворик Германо-Венгерского колледжа. И о чудо, на фоне припаркованных иномарок в нише журчит прекрасный фонтан. Два тритона внушительного размера поддерживают чашу из белого мрамора. Сверху на них взирает дракон с распростертыми крыльями, эмблема Папы Григория XIII Бонкомпаньи. Всё это на фоне фрески с голубым небом и плывущими по нему облаками.
Церковь Святого Людовика Французского основанная кардиналом Джулио деи Медичи (будущим Папой Климентом VII) в 1518 году, была завершена в 1589 году Доменико Фонтана по проекту Джакомо делла Порта. Фасад венчает герб Франции, работа фламандского скульптора Николауса Мостарта, более известного как Никколо Фьямминго (ок. 1530–1604).
В нишах у входа статуи Карла Великого и Людовика IX. Ниже медальон с геральдической саламандрой, эмблемой короля Франциска I.
Внутри можно ослепнуть от обилия золотых росписей. В позолоченнойя лепнине потолка тут и там разбросаны королевские лилии.
Плафон расписан в 1754 году французским мастером Шарлем-Жозефом Натуаром на тему «Апофеоз Святого Людовика».
В церкви целых три больших полотна Караваджо со сценами из жизни Св. Матфея. В центре «Святой Матфей и ангел».
Справа «Мученичество святого Матфея».
Слева «Призвание святого Матфея». Также в одной из боковых часовен находится копия картины Рафаэля «Экстаз Святой Чечилии» работы Гвидо Рени.
На этом завершили ещё один запланированный маршрут и потихоньку двинулись в сторону Ватикана.