В сентябре уже далекого 2021 года мы с моей будущей женой решили провести наш очередной отпуск на Алтае.
Это большое путешествие по Республике Алтай начинается, конечно же, с аэропорта «Горно-Алтайск». Прилетели мы сюда вот на этом самолете.
В сентябре уже далекого 2021 года мы с моей будущей женой решили провести наш очередной отпуск на Алтае.
Это большое путешествие по Республике Алтай начинается, конечно же, с аэропорта «Горно-Алтайск». Прилетели мы сюда вот на этом самолете.
Аэропорт был открыт в 1968 году и обслуживал рейсы в населенные пункты Горно-Алтайской автономной области, а также в Семипалатинск, Барнаул и Новосибирск. С 1990 года из-за экономического спада и снижения пассажиропотока количество регулярных рейсов неуклонно сокращалось, пока в 1995 году они не прекратились полностью. В 2008 году началась масштабная реконструкция аэропорта, завершившаяся спустя три года. 9 ноября 2011 года состоялось торжественное открытие обновленного аэродромного комплекса. 30 мая 2012 года аэропорт «Горно-Алтайск» впервые в своей истории принял рейс из Москвы.
Тусуемся на парковке перед аэропортом и ждем сбора нашей группы.
Пока народ еще не собрался, я бегу фотографировать вертолетную площадку:)
Большую часть путешествия мы будем передвигаться вот на этом Volkswagen Crafter. Фото было сделано через пару дней после прилета.
Позавтракав, мы отправляемся по Чуйскому тракту на юг, в сторону поселка Усть-Сема, в котором нам предстоит провести две ночи. Уже через 20 минут делаем небольшую остановку у памятника писателю и инженеру Вячеславу Яковлевичу Шишкову (1873–1945). В 1914 году экспедиция под руководством Шишкова прибыла на Алтай для изучения новых прямых маршрутов Чуйского тракта вдоль реки Катунь.
А вот и сама Катунь (алт. Кадын). 688-километровая река берет свое начало на южном склоне Катунского хребта у подножия горы Белухи. Устье же находится в 19 километрах к юго-западу от Бийска, где Катунь сливается с Бией и образует Обь. Считается, что река получила свое название от древнетюркского вариативного сочетания «кадын/хатун», что переводится как «госпожа» или «хозяйка».
На юг вдоль реки уходит федеральная трасса Р256, более известная как Чуйский тракт (алт. Чуйдыҥ трагы). Свое название дорога получила в честь реки Чуи, хотя из 968 километров тракта они соседствуют только около 170 километров.
На месте современной дороги долгое время находился Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся в китайских хрониках тысячелетней давности. Освоение этого пути русскими торговцами началось в середине XVIII века, однако до начала XX столетия тракт представлял собой лишь узкую вьючную тропу. В 1902–1903 годах ее переоборудовали в колесную дорогу, которая довольно быстро стала разрушаться и уже через несколько лет вернулась в свое первоначальное состояние. В 1916 году после изучения данных, собранных экспедицией Вячеслава Шишкова, для улучшения и расширения был выбран современный маршрут трассы. В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всему тракту от Бийска до села Кош-Агач. В начале 1930-х годов дорогу выровняли, засыпали гравием, устранили опасные участки. 1 января 1935 года трассу сдали в эксплуатацию. С 1961 года название «Чуйский тракт» закреплено за автодорогой от Новосибирска до села Ташанта на границе с Монголией. Последнее крупное переустройство тракта произошло в 1980-х годах, когда была проложена новая дорога через перевал Чике-Таман. В 2014 году журнал «National Geographic Россия» включил Чуйский тракт в список 10 самых красивых дорог мира.
Противоположный берег Катуни — это уже Алтайский край.
Неподалеку расположилась большая каменная отмель. Спустимся к ней.
Рядом возвышается гора Черепан высотой 776 метров над уровнем моря. Мы сами, правда, находимся на высоте 300 метров, так что гора не кажется такой уж высокой.
Нам пора ехать в отель, чтобы немного отдохнуть после ночного перелета. Во второй половине дня нас ждет экскурсия по местному ботаническому саду, но об этом я расскажу в другой раз. Не переключайтесь!