Краснодарский край — Россия Ноябрь 2011

Как там у Высоцкого: «Кто здесь не бывал, кто не рисковал — тот сам себя не испытал, пусть даже внизу он звёзды хватал с небес…» Эти слова сразу возникают в голове, как только подумаешь о вершинах Главного Кавказского хребта. Направляясь на Кавказ, эти слова непроизвольно возникают в голове. Побывав в походах во всех месяцах и временах года, этим походом закрывал последний не охваченный месяц года.

Прибыв ещё затемно на станцию Новороссийска, который встретил нас отнюдь не дружелюбно, вышли на улицу, где дул сильный бора. Ещё накануне в городе было тепло, а сейчас морозный леденящий воздух обжигал лицо. Нам предстоял переезд в Геленнджик. Повезло, что маршрутка туда отправлялась практически от здания железнодорожного вокзала. Рассвело, когда мы въехали в город. На улицах Геленджика почти никого не было, только ветер гонял обломанные ветки деревьев. Прежде, чем двигаться дальше, решили подкрепиться, но магазины ещё закрыты, зато рюмочная недалеко от автовокзала Геленджика функционировала. Зайдя в это заведение, были приятно удивлены богатым выбором вин на разлив. Не удержались, взяли на дегустацию их образцы. Хотя было очень рано, всего половина девятого в дверях показались колоритные личности, которые с явным намерением выпить, подгребли к нашему столику, так мы познакомились с местными маргиналами. Один удивительно был похож на известную личность. Денег у них, естественно, не оказалось, посему попросили их угостить, они же за это, обязались рассказать свежие местные новости. Действительно, они привели тройку сюжетов больше похожих на байки, но расстались с ними по-хорошему. После питейной вернулись на автовокзал и на маршрутке переехали в Дивноморское. Высадились у пансионата «Энергетик». Отсюда начиналась пешая часть похода.

Этот всем известный Кавказ

Погода наладилась, бора, наломавший дров в Геленджике, утихомирил свой нрав. Ласковое осеннее солнышко радовала глаз своим ярким сиянием. Дело шло к вечеру, нужно было выбираться из села и становиться лагерем, ибо главная задача заброски решена.

Этот всем известный Кавказ

Спустившись к побережью у причала морского клуба, направились на юг из города. Правда, прошли немного метров 500–600 и встали на берегу в балке, выходящей к морю.

Этот всем известный Кавказ

На седующий день продолжили движение по берегу моря. Каменистый берег не лучшая дорога, тем более, когда он усыпан камнями разных калибров от мелкой гальки до громадных булыжников. Идти по ней, то ещё удовольствие, но выбора нет, за то он окружало море с одной стороны и горы — с другой. Склоны гор поросли красивыми соснами причудливой формы и камнями необычной мраморной окраскии формы панцирей черепах.

Этот всем известный Кавказ

Дошли до пляжа с причудливым названием «Голубая бездна», окаймляли пляж крутые склоны гор интересной слоистой структуры, причём наклон слоёв не был одинаковым, а менялся от горизонтального до почти вертикального. Вершина горы над пляжом украшена стойным рядом сосен.

Накануне буйствовал бора, утихомировавший свой пыл лишь несколько часов назад и понизивший температуру на побережье до отрицательных значений. Это привело к тому, что образовались причудливые картины окружающего мира. Замёрз источник на склоне, на карте он обозначен, как водопад. Вместе с засохшей травой сосульки образовали ледяную бороду, а сам источник превратился в морду существа из другого мира.

Этот всем известный Кавказ

Сегодня природа преподнесла ещё один сюрприз — к берегу приплыл черноморский дельфин. Мы покормили его рыбой, которая у нас оказалась купленной на досуге ещё в Геленджике.

На ночлег решили остановится, поднявшись на приступок в красивой балке у горы Черепашья. От уехавших отсюда отдыхающих осталась натянутая верёвка и местами сохранилась вырубленная на склоне лестница. Всё ничего, но на верху бушевал ветер, порывы которого буквально вырывалти из рук палатку, которую никак не удавалось поставить. Только закинув внутрь её рюкзаки и подобранные крупные камни удалось её установитьи закрепить. Всю ночь ветер старался скинуть нас с приступка балки.

Утром решили уйти на тропу, проходящую через лесные заросли в глубине прибрежного хребта, чтобы не спускаться на каменистый берег и обойти Джанхот. По балке поднялись вверх и упёрлись в сплошные заросли переплетённые колючим кустарником, пройти без спецсредств не представлялось возможным, хотя мы изрядно потыркались в разных местах, но результат был один и тот же. Изрядно изматавшись, ободранные мы спустились на берег и продолжили путь.

Этот всем известный Кавказ

И вот она, знаменитый памятник природы — скала парус. Таки не даром природа не дала нам изменить маршрут и пропустить это чудо природы.

Природа чудила по-чёрному! Вчера светило солнце, к полудню температура перешла Рубикон и стала положительной и ползла вверх, достигнув комфортных десяти градусов. Нынче к полудню солнце скрылось в тучах стального цвета. Со стороны Чёрного моря надвигался шторм, волны накатывались на берег всё более крутыми и высокими. В результате пару раз брата накрыло, он промок насквозь, неуспев подняться повыше на крутые склоны прибрежного хребта.

Этот всем известный Кавказ

Идти по берегу стало невозможно, пришлось уйти в сторону села Прасковеевка. Пройдя поселение, свернули влево и встали лагерем на берегу левого притока Джанхот за селом. Разбивать лагерь пришлось под начинающимся дождём, который шёл до девяти часов вечера.

С места, где мы расположились лагерем хорошо видно недавно отстроенную дорогу, ведущую к вилле на море, охраняемой сотрудниками ведомства сами знаете, кого.

Этот всем известный Кавказ

Следующий день выдался таким же хмурым, как и накануне, вот только ветер утих. Покинув лагерь, сходили в село. В самом селе зашли на уже закрытую турбазу, где её хозяйка накормила нас горячим обедом. День прошёл в благоустройстве лагеря, поелику не определились куда двинаться дальше, ибо погода внесла свои коррективы.

Следующее утро мало отличалось от вчерашнего. Падал слабый снежок, температура не превышала +4 градусов. Оставив вещи в кустах, мы налегке отправились в радиальную вылазку к морю по просёлочной дороге через лесную чащу, раскрашенную в багрец и золото, как говорил поэт.

Этот всем известный Кавказ

Дорога петляла, редко лезла в горы, лишь частенько пересекала безымянные ручьи, в конечном итоге пошла вдоль русла более крупного ручья и вышла на берег моря к кемпингу «Черномория».

Этот всем известный Кавказ

В кемпинге никого не было, кроме сторожа, который посоветовал нам, как можно быстрее убираться отсюда пока не появились охранники. Сказывалась близость объекта № 1 у горы Идокопас в устье реки Азмашах, к которому на пушечный выстрел никого не подпускали.

Этот всем известный Кавказ

Поведал он, что те могли стрелять без предупреждения. Мы не стали испытывать судьбу и повернули обратно к лагерю. Через семь с половиной часов и пройдя более 25 километров, вернулись на базу.

Вечерело, где-то около пяти часов показалось солнце. Наблюдали заход солнце в горах поздней осенью. Заходящее солнце образовало огненную дорожку в стальных облаках, впечатление, что где-то там огромный костёр развёл великан.

Этот всем известный Кавказ

Из ранее собранных дров сложили очаг, запалили огонь, приготовили ужин и залегли спать, поелику сильно устали.

Если бы мы знали, что день грядущий нам готовил? Наступило хмурое утро. Вылезать из тёплого спальника не очень-то хотелось, тем паче, что температура внолвь упала до минусовых значений.

Этот всем известный Кавказ

Решили двигать к Михайловскому перевалу, понеже проход по побережью перекрыт. Собрались и двинули в горы по просёлку, благо включили солнышко и температура снова перевале нулевую отметку и стала расти. Небо очистилось абсолютно, единственно, что угнетало то, что дорога раскисла и грязь налепала на подошвы, мешая идти. Прошли по правому притоку ручья Колбасиноваи щель, дошли до Казачьего курена, своеобразной организованной стоянки, но никого здесь не оказалось.

Этот всем известный Кавказ

Дорога пропала, дальше пришлось двигаться по направлению. Мы попали в густые заросли, через которые пришлось продираться в буквальном смысле, пока не вышли в долину реки Грекуловки, перевалив через отрог у горы Тхача-гочук.

Этот всем известный Кавказ

Здесь вновь вышли на просёлок, приведший нас в фруктовый сад у реки Почтовая. Здесь и заночевали.

На следующее утро сходил на разведку к трассе М-4, вышел в районе Яблоневой улицы, затем вернулся в лагерь, где после непродолжительной полемики решили идти пешком к дольменам у реки Догуаб. Трасса М-4 проходила в долине окружённая горами. Здесь много фруктовых садов вдоль дороги, а также передвижных пасек, где можно приобрести местный мёд отжима последнего урожая.

Этот всем известный Кавказ

Недоходя около километра до дольменов, есть ответвление, ведущее к страусиной ферме.

Этот всем известный Кавказ

В Геленджикском районе много, если не сказать до одного пряного овоща, этих дольменов.

Этот всем известный Кавказ

Все они похожи друг на друга, вот только их назначение до сих пор вызывает споры. Осмотрев дольмены, известных как дольмен Хан, Тор и дольмен Майя, сели в автобус и переехали в Архипо-Осиповку.

Этот всем известный Кавказ

По дороге была остановка в посёлке Пшада. Прибыв в Архипо-Осиповку, осмотрели Никольскую церковь.

сначала хотели встать на центральном пляже села, но там до вечера многолюдно, посему прошли через местный парк, пересекли по мосту реку Вулан, вышли на побережье Чёрного моря.

Этот всем известный Кавказ

Удалились от села пока не нашли боле-менее пригодное место, поставили палатку и залегли спать.

Этот всем известный Кавказ

Ночь оказалась самой сложной — дул сильный ветер с моря, а температура вновь опустилась до сильно отрицательных, даже газовая горелка мало помогала.

Этот всем известный Кавказ

Продрогли до костей, практически не спали, еле дождались рассвета, собрались и покинули берег, вернувшись на автостанцию села, где сели на автобус и отбыли в Таганрог. В автобусе отогрелись, а прибыв в город сходили на железнодорожный вокзал, взяли билеты до Москвы на ночной поезд.

Время коротали на набережной в порту Таганрога, ибо сил и желания гулять по городу не было после бессонной ночи.

Этот всем известный Кавказ

Вечером вернулись на железнодорожный вокзал, дождались поезд, загрузились в него и сразу провалились в беспробудный сон.

Самая большая сложность проезда в поезде — была собака. Проводница не разрешила её везти в плацкарте, сказав, что нужно её вывести в тамбур, но наша сучка — собака исключительной женской интуиции. Ехать в тамбуре ей не улыбалось. Она тут же забилась под лежанку и не подавала никаких признаков жизни. Проводница не нашла её или сделала вид, что не нашла, но к нам больше не приставала: «Где собака?» На утро Веста вылезла и тут же стала звездой вагона. С ней познакомиться ломились и стар и мал. Результат: грек из Ростовской области принёс литровую бутылку чачи и поселился в нашем купе, а мужики из соседнего купе закупили продуктов для нашей сучки больше, чем она могла осилить. Дети приходили поиграть с ней, правда, родители опасались, чтобы собака не покусала, но Веста проявляла исключительную дружелюбность ко всем, хотя такой не являлась.

Этот всем известный Кавказ

Так мы добрались до Москвы. Наши приключения благополучно закончились.