После небольшого перерыва, дабы не наскучить читателям однотипными материалами, продолжаю рассказ о своей прогулке по историческому купеческому району — Старая Коломна, в состав которого входят Посад, Ямская слобода и Кремль. До Кремля я доберусь позднее, а пока шагаю по одной из старейших улиц Коломны — Арбатской, возникшей в первой половине 17 века в результате застройки Посада. Архитектурный облик улицы определяет малоэтажная историческая купеческая застройка и это радует глаз.
После утраты в 17 веке военного значения удачное расположение Коломны на важнейших сухопутных и водных магистралях, дало городу прекрасную возможность заняться торговлей. Коломна торговала хлебом, рыбой, овощами, фруктами и мануфактурой, но основным предметом торговли было мясо. Скот в больших количествах перегоняли из Украины и Дона, забивали в Коломне, а мясо отправляли в Москву и Петербург. Не маловажным продуктом стало сало, служившее также и предметом экспорта, которое из Петербургского порта отправляли в страны Европы.
По улочкам предместья гулять одно удовольствие, сохранившиеся до наших дней бывшие деревянные купеческие домики с кружевными наличниками и не только, но один краше другого,
корректно отреставрированные они используются под современные надобности: тут вам и кондитерские лавки, и музеи, и кафе.
Торговля кипит, как и в прежние времена.
Вот, например, частный музей-усадьба Дом самовара, в основе которого коллекция семьи Буровых, которым удалось собрать более 400 самоваров всяческих форм и размеров. Но кроме самоваров в музее есть и еще то посмотреть, это утюги, керосиновые лампы и прочие старинные предметы, являющиеся неотделимой частью домашнего быта 19-20-х веков. В комплекс музея-усадьбы входит кафе «У самовара», сувенирная лавка и даже гостевой дом на 17 постояльцев.
Множество бывших купеческих домов на близлежащих улочках являются жилыми, для чего и были предназначены изначально.
Внезапно появившаяся девушка в русском одеянии- длинной широкой юбке и кружевной белоснежной блузке добавила колорита к окружающей одноэтажной деревянной застройке прошлого.
Быстро юркнув в открытые ворота, она словно пригласила и меня следовать за ней. Как оказалось, это второй музей забытого вкуса «Коломенская пастила»,
открытый в старинной купеческой усадьбы Сурановых в 2009 году.
Дом был построен в 1799-м году, но известная купеческая династия Сурановых стала проживать в нем с 1861-го года. Одной из первых ярких личностей этой знаменитой в Коломне фамилии был Фёдор Суранов — купец, книгочей, писатель и книгоиздатель. В настоящее время музей входит в музейно-творческий кластер Коломенский Посад. Но это не только музей, но и небольшое производство, на котором создают три вида русской пастилы: рыхлую белковую, рыхлую безбелковую и плотную пастилу.
Меня больше всего заинтересовал уютный садик, где в тени плодовых и декоративных деревьев можно отдохнуть, расположившись на ажурной скамейке.
Но мое внимание уже полностью сосредоточилось на одной из красивейших старинных церквей коломенского посада, на белоснежном храме Николы на Посаде, расположенном на перекрестке Арбатской и Посадской (бывшей Никольской) улиц.
Первое упоминание о деревянном храме Николы Мокрого упоминается в писцовых книгах 1517 года. Новый каменный храм на средства прихожан был построен в 1716 году, ее главный престол был освящён в честь Воскресения Словущего, придельный храм — Святителя Николая.
Во время нескольких перестроек внешний вид церкви и архитектурный стиль были изменены: из изначального «московского узорочья» на раннее барокко. Внешний вид здания храма уникален и очень оригинален благодаря украшению из 106 кокошников, устремленных по пяти рядам вверх к «пучковому» пятиглавию.
Внутрь я не заходила, но читала, что в годы гонений на религию и повсеместное уничтожение храмов в храме Николы на Посаде были безвозвратно уничтожены росписи стен, датируемые 1820–1840 годами. В настоящее время стены полностью побелены и лишь кое-где с трудом можно различить остатки старинных росписей. От отдельно стоящей шатровой колокольни, построенной одновременно с храмом, к огромному сожалению остался лишь нижний ярус, а ведь в старину эта звонница звалась «сорокозвоном». На нижнем фото слева видна часть этой постройки.
Так и представляю, как по купеческо-мещанскому посаду раздаются переливы колоколов и вот что писал о храме поэт, прозаик, церковный историк, литературовед, переводчик и уроженец Коломны Роман Вадимович Славацкий:
«И на углу Никольской и Арбата
в густой ночи таится, будто сон,
закованный в узорчатые латы
Николин страж — святой Сорокозвон»
В 1990-х годах Никольский храм был передан старообрядческой общине.
В приземистом деревянном доме по адресу улица Арбатская № 7 с 1915- по 1924-й годы проживал русский советский писатель, прозаик Борис Андреевич Пильняк, происходивший от немцев-колонистов Повольжья. В этом доме писатель поселился после женитьбы на земском враче Марии Алексеевне Соколовой, отец которой был священником Никольского храма и дом в то время стоял внутри церковной ограды.
В 1922-м году Пильняк в своем рассказе «Домик в Коломне» описывал в шуточной форме как он устроился в этой избе. Именно этот дом в свое время и искала Анна Ахматова, но почему-то ей это не удалось.
Продолжу прогулку по старинной улице Посадской, возникшей в первой половине 17 века, впоследствии застраиваемой городскими купеческими усадьбами.
На пересечении улицы Посадской с Посадским переулком на доме под № 26 богатый купец, миллионер, торговец скотом Трофим Моисеевич Щукин, проживавший с семьей в соседнем доме, который я почему-то не сфотографировала, в 1890-м году открыл странноприимный дом. В доме приходившие сюда на отдых паломники могли спокойно проживать неделю, получая крышу над головой и пропитание.
Пройдя несколько шагов в глубине двора увидела здание, чем-то напомнившее храм, подошла поближе. Это оказался храм великомученика Никиты, заложенный в 1655 году, а в 1695 году замененный на кирпичный. В округе великомученик Никита почитался как покровитель младенцев.
Церковь строилась как домовая для богатейшего купеческого рода старой Коломны — Мещаниновых. 14 октября 1775 года, приехавшая в Коломну императрица Екатерина II останавливалась в доме Мещаниновых, который находился рядом с Никитским храмом.
В 18–19 века отдельные части здания подвергались достройкам и переделкам и первоначальный древний стиль в традициях московского барокко практически полностью был заменен на безличную архитектуру.
С конца 18 века священником при Никитском храме служил уроженец села Черкизово — Пётр Матвеевич Черкизовский, но в дальнейшем получивший фамилию по названию храма — Никитский. В этой семье 4 июня 1824 года родился третий сын Никита, будущий философ, публицист и издатель, о чем рассказывают фотографии и стенды, установленные у храма.
В советское время храм Великомученика Никиты был порушен и разграблен, в начале 2000-х годов разрушенное здание возвращено Православной церкви. В настоящее время старинное церковное здание восстанавливается, видно, что работы еще предстоят масштабные и будут идти продолжительное время. Между тем храм действует, он открыт для прихожан и богослужения ведутся.
Мне очень понравилось, что в Коломне, на ее исторических улочках поддерживается формат строительства современных домов в исконном старинном купеческом стиле. Вот, например, симпатичный двухэтажный особняк по адресу улица Посадская 42.
А еще, не только я обратила внимание, что в Коломне, больше чем в каком-либо другом русском бывшем уездном городе сохранилось множество старинных ворот.
В списках архитектурного наследия города они и вообще выступают, как самостоятельный архитектурный объект.
Профессор Алексей Иванович Некрасов, восхищенный их многочисленностью и своеобразием, в своем очерке про Коломну и вообще назвал город «городом ворот».
Далее я повернула на улицу Островского, на которой обычные деревянные избы
соседствовали с административными заведениями, занимавшими бывшие купеческие усадьбы. Из-за огромных кустов пламенеющей на солнце рябины, прикрывающей фасад детского противотуберкулезного санатория, едва смогла сфотографировать небольшой фрагмент очень красивого здания.
Вы, возможно, подумали, что куда же это я бреду так далеко от центра, ведь по неслыханной августовской жаре придется еще возвращаться обратно?
Но это не хаотичная и бесцельная прогулка и повернув на Артиллерийский проезд, а затем на Гончарную улицу я подошла к финишу моих хождений в тот день, к Богоявленскому собору и на уютной территории, в тени огромных деревьев я позволю себе отдохнуть.
В 15 веке на этом месте располагалось село Бобышево и принадлежало оно великим князьям Московским.
Примерно в 1480-м году на этом месте по велению жены Ивана III Софьи Палеолог в память о рождении наследника престола Василия III была построена деревянная церковь.
В 1520-х годах в селе поселились строители Коломенского кремля — кирпичники и гончары и село Бабышево стало пригородной Гончарной слободой. В 16-м веке деревянный храм сгорел, чудом уцелела лишь икона Спаса Нерукотворного. В 1680 году началось строительство каменного храма, освященного в честь Богоявления.
26 декабря 1782 года в церковном доме при храме родился святитель Филарет, будущий митрополит Московский и Коломенский, все предки которого были церковного звания. В 1800–1804-х годах храм был перестроен. В общем с ним стиле классицизма были выстроены трапезная и колокольня.
Церковь Богоявления на Гончарах единственная в городе, не закрывавшаяся для богослужений в советское время, а в 1940–1980-х годах выполнявшая роль кафедрального храма митрополитов Крутицких и Коломенских.
В настоящее время приход храма несет попечение о пациентах детского противотуберкулезного санатория. Территория храма большая, тенистые аллеи, лавочки, трапезная и туалет.
Хорошо отдохнув, я отправилась в обратный путь по тем же улочкам, по которым шла и сюда. Лишь на Посадской улице повернула на Посадский переулок и остановилась у особняка под № 13, спрятанного за высоким сплошным забором.
А дом весьма интересен, объект культурного наследия Коломны, во всех источниках называется «Дом воеводы». Старейшие в Коломне жилые палаты постройки начала 18 века, согласно данным историков, возведены зажиточным купцом Иваном Ивановичем Ушаковым. Функционально дом предназначался под склад на первом этаже и жилые комнаты на втором.
Небольшое кирпичное здание в два этажа, возведенное в стиле московского барокко типично для посадского строительства того времени как планировочной схемой, так и внешним убранством.
Пройдя пару раз вдоль забора, оставалось лишь сожалеть об отсутствии лазеек, позволяющих проникнуть внутрь двора, оставалось довольствоваться малым.
Украшением палат служат оконные «нарышкинские» наличники с очельем затейливого рисунка и полуколонками на кронштейнах по сторонам, строенные колонны фасада по углам здания, многообломный венчающий карниз.
Название дома возможно происходит оттого, что история Коломны тесно связана с деятельностью русских воевод, но при том в Российском государственном архиве древних актов существуют документы, в которых указано, что в этом доме воеводы не жили.
В 1950-х годах в палатах производились ремонтно-реставрационные работы под руководством Е.Р Куницкой. По ее мнению, дом воеводы изначально являлся приказом, в верхних палатах которого находилась канцелярия, а в подклете — арестантская.
В настоящее время не понятно, происходит ли сдвиги по реставрации уникального образца коломенских палат или здание просто спрятано за высоким забором, укрытое от посторонних назойливых и любопытных взглядов.
С какой-то грустинкой в душе я повернула на улицу Москворецкую, возникшую в начале 17 века и названную так, по ближайшему расположению к Москве-реке и параллельную ее берегу.
Симпатичные деревянные домики с резными наличниками выстроились в ряд, предлагая полюбоваться примерами городской вариант старой русской избы.
«Почти все одноэтажные деревянные домики Коломны в три или четыре окна по главному фасаду поставлены торцом к улице; кирпичный цоколь нередко облицован белым камнем; вход в дом всегда со двора, огороженного высоким крепким глухим деревянным забором. У многих домов слуховое окно в четырёхскатной крыше изрядно обработано в виде окошка светёлки на чердаке с разорванным фронтоном, опирающемся на резные стойки — колонны декоративного балкончика».
Чувствуя, что не все интересное досмотрела на Арбатской и боясь пропустить нечто важное, возвращаюсь и предчувствия меня не обманули!
Квартал до ее пересечения с Посадской, словно шкатулка с интересностями, но смотрите сами на фото:
А вот и дом под № 14, на скамейке у которого 16 июля 1936-го года Лев Горгунг (русский советский поэт, переводчик, мемуарист и между прочим — фотограф) сфотографировал Анну Ахматову. Умаявшись в тот летний жаркий день в поисках дома Бориса Пильняка, с ее связывали близкие отношения, она присела отдохнуть.
В память об этом на доме установлена мемориальная доска с фотографией поэтессы и со стихами И. Андреевой.
Сама же Анна Андреевна в своем творчестве тоже отразила этот неудачный день в стихотворении «Невстреча».
«И белой тайны сотворенный мир
Внушает нежность подсознанью.
Страданья подарил кумир
И грусть невстречи, и мираж свиданья…»
В поисках деталей о посещении Коломны Ахматовой, я натолкнулась на информацию, что в старом коломенском Посаде, в маленьком домике иногда летом жили поэт-переводчик Александр Кочетков с женой Инной. Это она как-то не отпустила мужа с купленным уже билетом на поезд, уговаривая побыть с нею еще пару дней. Железнодорожный состав потерпел катастрофу, и большинство пассажиров погибли. После этого трагического случая чудом уцелевший Кочетков, считавший себя спасенным любовью, написал потрясающее стихотворение «С любимыми не расставайтесь». Помню, оно так потрясло меня в юности, что я выучила стихотворение наизусть. При написании о Кармадонском ущелье и чудовищной гибели Сергея Бодрова и его группы, я использовала эти стихи.
Ахматова и Кочетков были знакомы и с удовольствием общались друг с другом.
Но вернемся в жаркий летний день и купеческую Коломну, пройдемся еще по ее колоритным улочкам и полюбуемся деревянными фактурными домиками, так трепетно сохраненными потомками.
На пересечении улиц Арбатской и Посадской № 14 расположен дом-усадьба, принадлежащий мещанину Павлу Петровичу Силаеву. Павел Петрович и его жена Клавдия Дмитриевна Силаевы были огородниками. На своем земельном участке на берегу реки они выращивали овощи на продажу.
Этот дом Силаевы построили из баржевого леса, взяв ссуду в банке у купчихи Шевлягиной, о которой я писала в первой части.
А далее по Посадской я иду в направлении к центру, в сторону Кремля, продолжая любоваться всем, что встречалось по пути.
В Москворецком переулке заметила купол церкви Покрова пресвятой Богородицы.
Первое каменное здание храма на этом месте было возведено в 17 веке. В 1812-м году перед днем Покрова жителям города стало ясно, что город миновала угроза французской оккупации. Благодарные жители устроили крестный ход, а уже со следующего, 1813-го года начали строительство новой церкви-памятника победы над Наполеоном! Средства были предоставлены братьями купцами Кисловыми и в 1828-м году бесстолпный храм в стиле русского классицизма был закончен.
Посадская плавно переходит в улицу Пушкинскую, старинное историческое название которой-Пятницкая, по Пятницким воротам Кремля. В 1937-м году, к столетию со дня смерти А. С. Пушкина улице дали имя поэта. На Пушкинской целая россыпь деревянных жилых домовладений.
Но есть и современное строительство, которое органично вписывается в историческую застройку.
Улица Пушкина упирается в улицу Зайцева, но это будет уже другая коломенская история!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия