О знаменитом египетском марше мы знаем из одной из сохранившихся стелл, найденных в Египте. Рамсес собрал свои четыре великие армии — Амон, Ра, Птах и Сутех. Каждая из них насчитывала до 10 000 человек и, по сути, представляла собой автономную армию со своими собственными отрядами лучников, пехоты, колесниц, вьючными мулами и повозками с припасами, медицинским персоналом, жрецами и разведчиками.
Эти армии выступили из Пи-Рамсеса в дельте Итера (Нила). Сам Рамсес возглавлял свою элитную армию Амона, а за ним следовали Ра, Птах и Сутех, пока они шли по «Пути Гора» — Великой египетской военной дороге завоеваний. Они подошли к крепости Тьяру (современный Эль-Кантара — египетский город по обе стороны Суэцкого канала), остановились, чтобы взять припасы из арсенала, а затем продолжили путь в южный Ретену (египетское название Сирии и Ханаана). Они прошли мимо крепости Мигдол (несуществующей сейчас, где-то в северной части современного Израиля) и вверх по побережью Гублана (Ливана), прежде чем свернуть вглубь суши к Собачьей реке (современный Нахр-эль-Кальб, где до сих пор существуют 3000-летние надписи на скале, сделанные солдатами Рамсеса, и где мы побывали в одном из первых рассказов.
Это привело их в высокогорный район ко входу в Кедровую долину. Река Ораунтис превращает северную оконечность этой долины в глубокое ущелье, египтяне остановились здесь, чтобы разбить лагерь. С одной стороны ущелья Рамсес мог заглянуть за реку и увидеть деревни до сих пор незнакомого ему народа на противоположном берегу.
Можно было бы и дальше рассказывать о этом интересном походе египтян против хеттов к крепости Кадеш, которая находилась на территории современной Сирии. Где произошло первое известное в военной истории сражение, в котором отряды маневрировали осознанно и по плану, а не бесформенной ордой-толпой. А отдельная фаза сражения даже была названа российскими историками «Прохоровкой Древнего мира», в ней столкнулись до 2000 тяжёлых колесниц с каждой стороны. Но всё это за границами темы рассказа и его географии. Упомянул я только потому, что впервые мир узнал о красивейшей и дикой долине Кадеша после этого похода.
Долина Кадеша (также пишется Кедеш или Кедес) представляет собой красивый разлом, между высокими горами в Верхней Галилее шириной до 2 км, полный захватывающих дух пейзажей.
Святилище духовного значения и природного величия, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО окутывает посетителей своей мистической аурой, где высокие кедры и древние монастыри гармонично сочетаются.
Долина приобрела известность в первые века христианства, когда отшельники и монахи стремились к изоляции и аскетической жизни в отдалённых пещерах в труднодоступном рельефе долины. Эти раннехристианские общины сыграли значительную роль в формировании духовного и культурного ландшафта региона.
Долина Кадеша имеет особое значение для маронитов, восточно-католической церкви с глубокими корнями в Ливане. Марониты основали в долине монашеские общины, ища убежища от религиозных преследований и политической нестабильности. Долина стала центром религиозной жизни маронитов, а в скалах и пещерах были построены многочисленные монастыри.
Несмотря на проблемы, создаваемые различными правителями и империями, монашеским общинам в долине Кадеша удалось выжить и даже процветать. Во время мамлюкского, затем османского владычества долина продолжала оставаться прибежищем христианской духовности и науки. Удалённое расположение долины и пересечённая местность обеспечивали естественную защиту.
В ущелье Кадеша и сейчас можно найти большое множество великолепных монастырей. Некоторые из них восстановлены во всех деталях, другие — разрушающиеся и заброшенные, являются немыми свидетелями ушедших времён.
Возраст некоторых восходит к зарождению христианских общин в регионе, вплоть до 4 века нашей эры. Аскетический образ жизни многих отшельников, которые предпочитали жить и медитировать в естественных пещерах, очень часто посреди отвесных скал, завораживает. Даже в наши дни ко многим из них можно добраться только с помощью спелеологического оборудования.
На мой взгляд, знаменитые изолированные скальные монастыри, расположенные в Священной долине, являются обязательной достопримечательностью при путешествии в долину Кадеша, да и в Ливан вообще. До некоторых из них можно добраться на машине, а другие доступны только пешком. Понятно, никакого времени не хватит на все монастыри, обычно туристы выбирают всего два-три.
Вот, например, монастырь Богоматери Хаматура, который построен в каменистой впадине высокой скалы, с которой открывается вид на священную долину Кадеша. Церковь Святого Иакова — самая древняя часть монастыря, относящаяся к IV веку. Есть ещё две часовни: одна посвящена Святому Михаилу, а другая — Иоанну Крестителю. Вроде кажется, что монастырь совсем рядом. Если снимаешь с большим увеличением с другого берега долины.
Но чтобы добраться до этого монастыря, придется спуститься несколько сотен метров вниз, пересечь речку и подняться снова несколько сотен метров вверх по крутой тропе. Всего прогулка бы заняла не менее 3–4 часов у подготовленного в спортивном плане человека, предупредила нас гид. Так что мы лучше сфотографировали и поехали дальше.
Для непосредственного посещения мы выбрали монастырь Святого Антония Кузхайя. К нему можно подъехать по асфальту, хотя и по узкой горной дороге.
Название монастыря происходит от одноимённой небольшой долины Кузхайя, которая является «аппендиксом» долины Кадеша. в которой он находится.
Монастырь посвящён святому Антонию, который также известен как Отец всех монахов. Антоний родился в Египте в 251 году и стал отшельником, ведущим жизнь, полную воздержания и благочестия.
Монастырь Святого Антония — красивое историческое место, которое стоит посетить. Расположенный в самом сердце долины Кадиша монастырь, один из старейших в мире, является домом для невероятной коллекции древних артефактов и произведений искусства.
Своё начало монастырь берёт с нескольких монашеских скитов, которые были основаны на этом месте в начале 4 века нашей эры. До настоящего времени высоко в скалах над монастырём сохранились несколько руин скитов, датируемых 7 веком.
В 1154 году один из монахов монастыря стал маронитским патриархом с именем Бутрос II. С этого времени монастырь долгое время был резиденцией маронитских патриархов.
Непосредственно Маронитскому Ордену монастырь был передан в 1708 году. К началу девятнадцатого века в монастыре Святого Антония насчитывалось более трёхсот монахов.
Расположенный на высоте 950 метров над уровнем моря монастырь состоит из грота Святого Антония Великого, церкви, музея и библиотеки.
Церковь монастыря — красивое и богато украшенное сооружение, построенное в 12 веке. Она частично находится в пещере, которую поддерживают колонны и арки с тремя колокольнями, средняя башня высечена из цельного куска скалы.
Внутри можно увидеть религиозные артефакты.
Грот Святого Антония — естественная пещера, где, как говорят, святой жил в уединении. Здесь можно узнать о жизни и учениях святого. Считается, что грот был местом чудесных исцелений, которые происходили в нём.
С территории монастыря открывается потрясающий вид на долину Кадеша.
В монастыре также находится первая типография на Ближнем Востоке, открытая в 16 веке. В то время была напечатана первая церковная книга — двуязычный Псалтирь объёмом 260 страниц. Первый печатный станок на Ближнем Востоке был установлен в монастыре в 1584 году, он — главный экспонат монастырского музея.
В конце хотелось бы ещё добавить о особенности ливанских монастырей, которая в Европе давно утеряна. Кроме сосредоточения веры и знаний, они зачастую выступают в роли крупных землевладельцев, хозяйственников и влияют на политику своего региона. Монастырь Святого Антония Кузхайя владеет многими пахотными землями, виноградниками в округе, а его представители заседают в городских советах всех близлежащих городков.