На Ленинградском проспекте в Москве бываю раза 3–4 в год. Именно столько выставок организует Музей русского импресссионизма. Сейчас там готовят новую выставку «Группа „13“. В переулках эпохи». Такой небольшой перерывчик образовался.
Поэтому иду смотреть еще одно интересное местечко — это цыганский театр «Ромэн», о котором пишут, что это единственный театр цыган в мире, и я в нем ни разу не была. Решила исправить этот пробел.
Посмотрела репертуар, приглянулся спектакль «Здравствуй, Пушкин!» по мотивам его произведений и переписке с друзьями. Билеты, как всегда, взяла по интернету. Отель тоже приглядела рядышком (так мне подумалось): театр в доме № 32 по Ленинградскому проспекту, отель — № 37. На деле оказалось совсем не так, но начну по порядке о своем путешествии в 23000 тысячи шагов по столице.
Вышла на станции метро «Динамо» (выход к Петровскому парку), знакомое место, два наземных павильона построены до войны в 1938 году по проекту Дмитрия Чечулина — главного архитектора Москвы. Недавно показывала его творение на Тверской улице Концертный зал имени П. И. Чайковского, когда была в Музее-квартире И. Д. Сытина.
Похоже на небольшой дворец с открытой верандой, красивым ограждением и украшенное барельефами. С другой стороны — стройные колонны. Станция как внешне, так и внутри привлекает внимание.
Внутренний декор тоже хорош: множество барельефов на спортивную тему (причем для них позировали реальные спортсмены).
На станции много таких барельефов, их автор Елена Янсон-Манизер (жена скульптора Матвея Манизера).
Впереди современная высотка, похожая на сталинские, но построенная недавно. Жаль, что небо не голубое, погода в столице плюсовая, как ранней весной, а не в конце января. С голубым небом фотография получилась бы красочней, но, увы, какая есть.
Рядом с высоткой театр «Ромэн», находится он в знаменитом здании отеля «Советский», а соседняя дверь — тот самый ресторан «Яръ», где любили бывать в 19, 20 и 21 веках — знаменитые и не бедные люди. Кстати, сюда организуют экскурсии, в ходе которой показывают номер, в котором жил Василий Сталин, и угощают десертом в ресторане.
Рождение театра началось в советское время с цыганского клуба, который потом стал в 1931 году театром. Идея эта возникла у дирижера Московского цыганского хора и актера Ивана Лебедева, у его брата Георгия и режиссера Моисея Гольдблата. И ее поддержал нарком просвещения Анатолий Луначарский.
Над названием долго не думали, назвали «Ромэн», что означает цыган.
Первые постановки были на цыганском языке, только потом стали играть на русском и с 1940 года — только на русском.
В 30-е годы 20 века звездой была легендарная Ляля Черная. Играли на разных сценах и только в 1969 году у актеров появился свой дом: артисты вернулись туда, где раньше выступали их предшественники в 19 веке в ресторане «Яръ».
Ресторан «Яръ» был основан французом Транкилем Ярдом (Яром) в 1826 году на углу Неглинной и Кузнецкого моста, потом переехал на Петровку, а когда получил бешеную популярность и посетителй стало очень много появился филиал за городом. Да, да, раньше это были задворки Москвы, но никого это не смущало. Как писал В.Гиляровский в книге «Москва и москвичи», даже петербургская знать приезжала в ресторацию «Яръ», чтобы попробовать раковый суп с расстегаями.
А задолго до Гиляровского В. А. Пушкин А.С. написал:
«Долго ль мне в тоске голодной
Пост недельный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра поминать».
Бывая в Москве, поэт бывал в ресторане и у него было даже любимое блюдо — сладкий суп с ревенем.
Всех, кто бывал в «Яре» не перечислишь: Савва Морозов, Антон Чехов, Максим Горький, Федор Шаляпин и многие другие.
Первый «Яръ» был деревянным и находился он в Петровском парке, в 1910 году — это уже каменное здание в стиле модерн на Петербургском шоссе, построенное по проекту Эриксона А. Потом здание неоднократно перестраивали и в 50-х годах появилась гостиница «Советская».
1
Сейчас отель «Советский», вход в отель и в ресторан со стороны улицы Марины Расковой.
Вход в театр со стороны Ленинградского проспекта, рядом со входом две мемориальные доски.
Репертуар в театре довольно обширный. Идет 92-й сезон.
До начала спектакля нужно заселиться в отель, а для этого его еще надо найти.
На противоположной стороне улицы мощное здание Международного университета (бывшее здание московской Высшей школы КПСС).
Перестроенное в классическом стиле в 1953 году оно привлекает внимание своей монументальной простотой, торжественностью и гармонией линий, а до него в 1935 году на этом месте была четырехэтажная школа, потом ремесленное училище.
Университет был открыт в 1991 году и был первым частным вузом в стране.
А пока иду по четной стороне проспекта. Что же здесь интересного для туриста?
Галерея «Юсупов-Арт» (дом 24) встретилась на пути, сейчас здесь выставка портретов. Но пока не до портретов, надо дойти до отеля и, если выкроится время, то можно и забежать посмотреть современную живопись.
Михаил Юсупов (1983 года рождения) — современный художник и галерея (пространство не маленькое) заполнена его работами — это портреты известных людей, написаны узнаваемо.
Рядом небольшое кафе (уже решила, где буду обедать, но в кафе забежала просто полюбопытствовать). Маленькое, как и сами пирожочки, что здесь продают (для сравнения — в детскую ладошку), и дорогое к тому же.
Отеля «Аэрополис» на горизонте не видно.
Зато сфотографировала коней Клодта.
Да, да — они есть не только на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и в Москве на Беговой аллее. Это точные копии знаменитых коней Петра Карловича Клодта выполнены в 1899 году его внуком К. А. Клодтом.
А еще рядом красивый ажурный (его еще называют кружевным) дом № 27. Построенный в 1940 году, он выглядит как новогодняя картинка.
Потом были переходы через автодороги, длинные и малолюдные. Вечером возвращаться из театра было бы не очень комфортно. Значит надо продумать другой вариант.
И наконец-то показался «Аэрополис» — отель 3 звезды 12 этажей (о произведенном впечатлении напишу отдельно).
Заселилась быстро, народу никого и пустынно как-то, даже охранника на входе нет: девочки на рацепшен улыбчивые и вежливые.
Около отеля автобусная остановка.
Через остановку Петровский путевой дворец (побывала в нем на экскурсии — не в этот раз — и поделилась впечатлениями, но записываться на экскурсию надо заранее и брать с собой паспорт, там пропускная система).
Далее держу путь к станции метро «Динамо» в Торговый центр «Арена ПЛАЗА», где наряду с многочисленными бутиками, есть гастрономическое пространство, куда приезжаю перекусить, когда бываю в районе зеленой ветки метро. О нем тоже надо будет написать особо: вкусно, недорого, быстро, много столиков и кухни разных народов (уже продегустировала кухню Кипра, кухню Вахтанга, «Крошку-картошку», Дагестанскую лавку).
Место посещаемое, всегда много любителей поесть.
Около станции метро Музей «Динамо», взяла себе на заметку (надо будет наведаться и посмотреть историю спортивного клуба, которому больше 100 лет).
Около театра перпендикулярно Ленинградскому проспекту расположена улица Марины Расковой. Время до спектакля еще есть, но уже стемнело, поэтому решаю на этой улице найти кафешку и выпить кофейку. Вывесок разных много, набрела на «Шантимэль», где и порадовала себя вкусным десертом с кофе.
1
Шоколадный десерт с миндалем и кофе с густой пенкой был кстати после хинкального обеда в «Арене Плаза».
Кафе с очень уютным интерьером и домашними советскими абажурами.
На стенах картины какого-то современного художника (девочка-официант сказала, но фамилию не знает). Мне они напомнили картины советского художника Юрия Пименова.
На подоконниках свечи, негромко играет музыка.
Дала немного отдых ногам: находила уже за 20000 тысяч шагов.
Подхожу к финалу дня — спектаклю «Здравствуй, Пушкин!» в театре «Ромэн» (он здесь недалеко).
Но перед этим немного посмотрела вечернюю Москву — это на улице Расковой.
В театр пришла за полчаса до начала спектакля, чтобы посмотреть интерьеры.
Театр небольшой и мало посещаемый (мест свободных было много), с маленьким скромным буфетом.
И множеством фотографий актеров, где часто встречается фамилия Жемчужных: Екатерина, Ольга, Артур, Анастасия. Екатерину Жемчужную, которая родилась в 1944 году, называли главной цыганкой СССР. Мне показалось, что она была в зале и смотрела вместе с нами спектакль, в котором главную роль Александра Пушкина — играл ее внук Артур Жемчужный.
Вип-ложа и балконы были пусты, но несмотря на малочисленность публики актеров принимали душевно и очень много хлопали.
В спектакле звучали стихи Пушкина, чудесная фортепианная музыка, цыганские и русские песни.
Жизнь молодого Александра Сергеевича прошла перед глазами, интересная и немного сумасшедшая жизнь в Петербурге, в Бессарабии, в Михайловском, в Москве и закончился спектакль свадьбой с Натали Гончаровой. Тема Пушкин и цыгане очень увлекательна.
С удовольствием посмотрела бы этот спектакль еще и в другом составе. Удовольствие получила огромное.
Жаль, что нельзя было фотографировать и делать видео в ходе спектакля, только поклоны. Пока знаю только один театр, где официально разрешено это делать на протяжении всего спектакля (только без вспышки) — это Театр Луны, что на Малой Ордынке.
До отеля добралась на автобусе, ехать оказалось три остановки, но расстояние очень большое.