Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 12:11
Снова в строю:)

Неаполь: страсти по Януарию

Неаполь — Италия Октябрь 2023
38 55

В любом городе, независимо от ваших религиозных взглядов, всегда интересно побывать в его главном храме: и с исторической, и с художественной точек зрения. Да и для познания того, чем живут горожане, такие визиты обычно дают многое.

Вот и мы не прошли мимо неаполитанского Дуомо, носящего имя cвятого Януария (итал. Duomo di San Gennaro), — в честь одного из небесных покровителей города. В Неаполе существует настоящий культ этого святого, трижды в год выливающийся в массовые торжества. «Разобраться» с Януарием было любопытно, но если честно, самое интересное в этом соборе, как нам кажется, все-таки не он. Но обо всём по порядку.

Неаполитанский Дуомо стоит на довольно узкой одноименной улице, почти не имея перед собой площади, поэтому хорошо сфотографировать его фасад — задача нетривиальная.

1 из 2
 Собор Св. Януария в Неаполе. Фасад собора несколько раз перестраивался на протяжении веков: нынешний был оформлен в неоготическом стиле в конце 19-го столетия. Однако портал над входом - 15-го века. Собор (имеющий непосредственное отношение к сегодняшнему) был заложен во второй половине 13-го века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних храмов, а закончилось его сооружение в начале 14-го века. Ну а позже были пристройки, перестройки, реконструкции и т.п. - вплоть до начала века 20-го.
13
Собор Св. Януария в Неаполе. Фасад собора несколько раз перестраивался на протяжении веков: нынешний был оформлен в неоготическом стиле в конце 19-го столетия. Однако портал над входом - 15-го века. Собор (имеющий непосредственное отношение к сегодняшнему) был заложен во второй половине 13-го века Карлом I Анжуйским на фундаментах двух древних храмов, а закончилось его сооружение в начале 14-го века. Ну а позже были пристройки, перестройки, реконструкции и т.п. - вплоть до начала века 20-го.

14
Войдя в собор, видишь уходящий во тьму главный неф и за колоннами – два боковых.
Войдя в собор, видишь уходящий во тьму главный неф и за колоннами – два боковых.

12
Главный алтарь собора. Официальное название Дуомо — Кафедральный собор Вознесения Святой Марии (итал. Сattedrale Metropolitana di Santa Maria Assunta). В соответствии  с этим оформлен главный алтарь. Скульптурная группа «Вознесение Богоматери», автор - Пьетро Браччи. 1739.
Главный алтарь собора. Официальное название Дуомо — Кафедральный собор Вознесения Святой Марии (итал. Сattedrale Metropolitana di Santa Maria Assunta). В соответствии с этим оформлен главный алтарь. Скульптурная группа «Вознесение Богоматери», автор - Пьетро Браччи. 1739.

8
Вознесению Девы Марии  посвящена еще и капелла: в ней находится «Вознесение Мадонны» кисти Перуджино. 1506-1509. До 1741 года это полотно висело в главном алтаре Дуомо.
Вознесению Девы Марии посвящена еще и капелла: в ней находится «Вознесение Мадонны» кисти Перуджино. 1506-1509. До 1741 года это полотно висело в главном алтаре Дуомо.

Основное пространство нынешнего собора создали на месте древнего храма Санта-Стефания (уже не существующего), а также — за счет использования площади притвора и паперти древней базилики Санта-Реститута 4-го века. Последняя располагалась перпендикулярно главному нефу нынешнего Дуомо и то, что осталось от Санта-Реституты после «урезания», стало его боковой капеллой — огромных размеров.

2
План Дуомо. Кафедральный собор Неаполя состоит из трех весьма больших смежных помещений: 1) собственно собора (14-й век со множеством последующих перестроек); 2) бывшей базилики Санта-Реститута с баптистерием (4-й век с последующими перестройками) - на плане слева; и 3) королевской капеллы «Сокровищница cвятого Януария» (17-й век) - на плане справа.
План Дуомо. Кафедральный собор Неаполя состоит из трех весьма больших смежных помещений: 1) собственно собора (14-й век со множеством последующих перестроек); 2) бывшей базилики Санта-Реститута с баптистерием (4-й век с последующими перестройками) - на плане слева; и 3) королевской капеллы «Сокровищница cвятого Януария» (17-й век) - на плане справа.

В нынешней капелле Санта-Реститута очень трудно опознать раннехристианскую базилику 4-го века, которая была пятинефной. Закладку базилики (итал. Basilica di Santa Restituta) приписывают императору Константину. В 13-м веке Санта-Реституту интегрировали во вновь строящийся собор, значительно урезав ее площадь в пользу Дуомо. В конце 17-го — начале 18-го веков оставшееся от Санта-Реституты пространство было существенно преобразовано: древние колонны соединили арками, а крайние нефы поделили стеночками на отдельные капеллы.

14
Бывшая базилика Санта-Реститута, ныне - самая большая капелла Дуомо. Нынешняя Санта-Реститута - трехнефная, с непропорционально широким главным нефом и множеством часовен. Можно сказать, что капелла Санта-Реститута - это церковь в церкви (в Дуомо).
Бывшая базилика Санта-Реститута, ныне - самая большая капелла Дуомо. Нынешняя Санта-Реститута - трехнефная, с непропорционально широким главным нефом и множеством часовен. Можно сказать, что капелла Санта-Реститута - это церковь в церкви (в Дуомо).

Тогда же на потолке капеллы появилась фреска Луки Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью», а ее стены декорировали в стиле барокко.

11
Потолок Санта-Реституты с фреской Луки Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью». Конец 17-го века. Фото из интернета. Реститута пострадала в период борьбы с распространением христианства - она была казнена в Карфагене в 255 г. при императоре Валериане или в 304 г. при императоре Диоклетиане. После ужасных пыток Реституту поместили в пылающую лодку, груженную паклей и смолой. Лодка с телом мученицы, так и не сгорев, проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья в Неаполитанском заливе, где ее обнаружила местная христианка. Нетронутые огнем и тленом мощи Реституты погребли на Искье, а позже перенесли в Неаполь. Так гласит легенда.
Потолок Санта-Реституты с фреской Луки Джордано «Прибытие святой Реституты на Искью». Конец 17-го века. Фото из интернета. Реститута пострадала в период борьбы с распространением христианства - она была казнена в Карфагене в 255 г. при императоре Валериане или в 304 г. при императоре Диоклетиане. После ужасных пыток Реституту поместили в пылающую лодку, груженную паклей и смолой. Лодка с телом мученицы, так и не сгорев, проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья в Неаполитанском заливе, где ее обнаружила местная христианка. Нетронутые огнем и тленом мощи Реституты погребли на Искье, а позже перенесли в Неаполь. Так гласит легенда.

Сегодня лишь в отдельных местах капеллы можно увидеть следы прежней древней базилики. Во-первых, это лик Спасителя, чудом сохранившийся с 4-го века в апсиде, под более поздней фреской. Лик открылся после того, как с него убрали последующие слои штукатурки, и теперь Он, окруженный игривыми барочными ангелами, строго взирает на посетителей.

6
Лик Спасителя в апсиде Санта-Реституты. Фото из интернета.
Лик Спасителя в апсиде Санта-Реституты. Фото из интернета.

Во-вторых, в левом нефе, в боковой капелле под названием Мадонна-дель-Принчипио можно увидеть великолепную мозаику 14-го века «Мадонна с Младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой».

11
Капелла под названием Мадонна-дель-Принчипио.
Капелла под названием Мадонна-дель-Принчипио.

1 из 2
«Мадонна с Младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» авторства Лелло Орвиетского. 1322 год.
12
«Мадонна с Младенцем на троне, со св. Януарием и св. Реститутой» авторства Лелло Орвиетского. 1322 год.

В-третьих, на боковых стенах соседней часовни нельзя не обратить внимание на тридцать панелей с барельефами (пятнадцать с каждой стороны) начала 13-го века руки неизвестных местных авторов. На них рассказаны истории библейского Иосифа, Самсона и св. Януария.

6
Неаполь: страсти по Януарию

11
Панели с барельефами 13-го века.
Панели с барельефами 13-го века.

Справа от главного алтаря Санта-Реституты есть заветная дверь, ведущая к жемчужине всего Дуомо — в баптистерий Иоанна Крестителя (итал. Battistero di San Giovanni in Fonte). Вход туда платный, и может быть поэтому, а может просто из-за недостаточной осведомленности, немногие идут вглянуть на самую древнюю из сохранившихся в Западной Европе крестилен. А посмотреть там есть что: дошедшие до нашего времени на сводах и под куполом мозаики относят к 4-му веку н. э.!

9
Сама крестильная купель выглядит очень скромно, а вот купол над ней с мозаиками 4-го века просто фантастический, хотя мозаики сохранились фрагментарно.
Сама крестильная купель выглядит очень скромно, а вот купол над ней с мозаиками 4-го века просто фантастический, хотя мозаики сохранились фрагментарно.

Это наиболее древняя часть всего храма: согласно некоторым документам, крестильня была построена во второй половине 4-го века, а её мозаики, соответственно, создали раньше мозаик мавзолея Галлы Плацидии в Равенне и тех, что в базилике Санта-Мария—Маджоре в Риме.

7
Слева - реконструкция купола баптистерия. Справа - современный вид купола с сохранившимися мозаиками.
Слева - реконструкция купола баптистерия. Справа - современный вид купола с сохранившимися мозаиками.

9
Поскольку встать точно под куполом возможности нет, то все снимки его общего вида получаются с большими искажениями.
Поскольку встать точно под куполом возможности нет, то все снимки его общего вида получаются с большими искажениями.

8
В центре купола - золотая хризма с Альфой и Омегой. Над ней - Рука Божия, окруженная цветочным венком. Хризма - это скрещение двух начальных букв имени Христа в его греческом написании (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро). И этот знак в разы старше креста в христианской символике. Размещение α и ω рядом с хризмой восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».
В центре купола - золотая хризма с Альфой и Омегой. Над ней - Рука Божия, окруженная цветочным венком. Хризма - это скрещение двух начальных букв имени Христа в его греческом написании (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ (хи) и Ρ (ро). И этот знак в разы старше креста в христианской символике. Размещение α и ω рядом с хризмой восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

10
Неаполь: страсти по Януарию

10
Ниже купола, в тромпах расположены символические фигуры Евангелистов (на фото - Марк и Матфей), а в арках над ними - раннехристианская иносказательная символика с пастырем и оленями у источников.
Ниже купола, в тромпах расположены символические фигуры Евангелистов (на фото - Марк и Матфей), а в арках над ними - раннехристианская иносказательная символика с пастырем и оленями у источников.

Вокруг хризмы в восьми секторах изображены библейские сюжеты: «Христос и самаритянка», «Брак в Кане Галилейской», «Чудесный улов», «Явление Ангела жёнам-мироносицам» и др. — в разной степени сохранности.

10
Христос (слева, сохранился частично) и самаритянка. Прямо рядом с самаритянкой - фрагмент из «Брака в Кане Галилейской», когда произошло первое чудо, совершённое Иисусом Христом - превращение воды в вино.
Христос (слева, сохранился частично) и самаритянка. Прямо рядом с самаритянкой - фрагмент из «Брака в Кане Галилейской», когда произошло первое чудо, совершённое Иисусом Христом - превращение воды в вино.

10
Слева - традиционный для античного мира сюжет передачи императором законодательства. В данном случае, законодателем выступает Христос, передающий свиток со словами «Dominus legem dat» («Господь дает закон») апостолу Петру. Справа - сюжет «Чудесный улов».
Слева - традиционный для античного мира сюжет передачи императором законодательства. В данном случае, законодателем выступает Христос, передающий свиток со словами «Dominus legem dat» («Господь дает закон») апостолу Петру. Справа - сюжет «Чудесный улов».

5
Неизвестные мученики или апостолы.
Неизвестные мученики или апостолы.

6
Неизвестные мученики или апостолы.
Неизвестные мученики или апостолы.

Возвращаемся в собственно собор. В нем, как это часто случается в храмах, органично сосуществуют капеллы разных времен. Прежде чем расскажем о самой популярной из них, уделим внимание часовне Капече Минутоло, расположившейся в углу справа от апсиды. Она, как считается, — художественно одна из самых важных в Дуомо.

1 из 2
На переднем плане - монументальная гробница кардинала Энрико Минутоло начала 15-го века, хотя в часовне есть и более ранние захоронения членов семьи Минутоло. В интерьере в основном прослеживается готический стиль. Мозаичный пол с фигурками животных датируется концом 13-го века. Фото из интернета.
12
На переднем плане - монументальная гробница кардинала Энрико Минутоло начала 15-го века, хотя в часовне есть и более ранние захоронения членов семьи Минутоло. В интерьере в основном прослеживается готический стиль. Мозаичный пол с фигурками животных датируется концом 13-го века. Фото из интернета.

10
Фрагмент надгробного памятника кардинала Энрико Минутоло. Передняя часть саркофага украшена полурельефами, окрашенными темперой, на которых изображена сцена Рождества в центре, святые Петр и Януарий – справа, святые Анастасия и Иероним - слева. Ниже - Мадонна с Младенцем в центре и двенадцать апостолов по бокам (по шесть с каждой стороны). Фото из интернета.
Фрагмент надгробного памятника кардинала Энрико Минутоло. Передняя часть саркофага украшена полурельефами, окрашенными темперой, на которых изображена сцена Рождества в центре, святые Петр и Януарий – справа, святые Анастасия и Иероним - слева. Ниже - Мадонна с Младенцем в центре и двенадцать апостолов по бокам (по шесть с каждой стороны). Фото из интернета.

Но самая известная часовня собора — это капелла Св. Януария. Ее популярность объясняется не какой-то ее особой художественной ценностью, а культом Януария, существующим в Неаполе.

12
Официальное название главной часовни Дуомо - Королевская капелла сокровищ Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro).
Официальное название главной часовни Дуомо - Королевская капелла сокровищ Святого Януария (Reale cappella del tesoro di San Gennaro).

Строительство капеллы Святого Януария началось в 1608 году, освящена она была в 1646 году, оформление закончено в самом конце 17-го века. В ней 8 (!) алтарей, украшением которых занимались признанные мастера итальянского Возрождения.

12
Купол капеллы Святого Януария с изображением сцены Рая расписывали Доменикино и Джованни Ланфранко.
Купол капеллы Святого Януария с изображением сцены Рая расписывали Доменикино и Джованни Ланфранко.

10
Хосе де Рибера. Св. Януарий выходит невредимым из печи. 1646. Полотно из капеллы Св. Януария. Во время великого гонения при императоре Диоклетиане христианский епископ Януарий, по легенде, был брошен в печь, но остался невредим. Подробнее о мученичестве Януария - ниже.
Хосе де Рибера. Св. Януарий выходит невредимым из печи. 1646. Полотно из капеллы Св. Януария. Во время великого гонения при императоре Диоклетиане христианский епископ Януарий, по легенде, был брошен в печь, но остался невредим. Подробнее о мученичестве Януария - ниже.

8
Доминикино. Чудо св. Януария: Освобождение одержимой. 1640. Полотно из капеллы Св. Януария.
Доминикино. Чудо св. Януария: Освобождение одержимой. 1640. Полотно из капеллы Св. Януария.

Сказать, что эта капелла оставляет незабываемое впечатление, было бы неправдой: уж очень там много всего собрано (явный перебор:). Масса скульптур, в том числе в золоте и серебре, рельефы, живопись известных художников, мрамор, драгоценные камни плюс яркий свет… Не сразу и разберешь, где там главный экспонат.

1 из 2
Главный алтарь капеллы создал известный живописец и архитектор Франческо Солимена.
10
Главный алтарь капеллы создал известный живописец и архитектор Франческо Солимена.

Среди многочисленных статуй капеллы выделяется бюст святого, выполненный из золота и серебра тремя французскими мастерами в 14-м веке. Покрытая ризой с геральдическими символами Анжуйской династии статуя Януария на самом деле является реликварием: там хранится часть черепа святого.

6
Бюст св. Януария. Фото из интернета.
Бюст св. Януария. Фото из интернета.

В двух нишах за главным алтарем этой капеллы, за серебряными дверцами, хранятся главные священные реликвии — два прозрачных сосуда с якобы высохшей кровью святого Януария. Эту реликвию трижды в год демонстрируют верующим: 19 сентября (в день святого Януария, посвященный его мученической кончине), 16 декабря (празднование его покровительства Неаполю) и в субботу перед первым воскресеньем мая (в память воссоединения его мощей). При большом скоплении паломников и любопытствующих кровь святого разжижается и даже как будто вскипает.

1 из 2
Демонстрация чуда св. Януария. Фото из интернета. Церковные власти ни разу не позволии вскрыть эти ампулы, чтобы исследовать содержимое, и демонстрация эффекта верующим продолжается уже несколько веков. Вера у многих побеждает сомнения.

Естественно, такие явления не могли остаться без внимания людей с соответствующим образованием. Ученые утверждают, что в сосуде вовсе не кровь, а химическое железосодержащее вещество. По цвету оно напоминает кровь, а в состоянии покоя имеет гелеобразную консистенцию. Стоит потрясти сосуд, гель разжижается и как бы «оживает», поражая зрителей происходящим на глазах чудом. Такой процесс известен в науке как тиксотропия.

10
В крипте собора обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда помещена терракотовая урна с мощами св. Януария.
В крипте собора обустроен алтарь со стеклянной передней стенкой, куда помещена терракотовая урна с мощами св. Януария.

Такое благоговение перед святым Януарием отнюдь не случайно. Неаполь прошел через многие войны, был в центре нескольких смертоносных эпидемий, стоит у подножия Везувия, до сих пор остающегося активным. В дни больших бед особенно хочется небесного покровительства. На эту роль неаполитанцы выбрали св. Януария и построили ему капеллу в своем Дуомо в 17-м веке. Правда, и после этого беды не обошли Неаполь стороной, но видимо, всегда можно верить, что без покровительства св. Януария было бы еще хуже. И поклонение святому продолжается, как и щедрые пожертвования в знак его умилостивления.

11
В крипте собора. Спиной к нам - статуя св. Януария
В крипте собора. Спиной к нам - статуя св. Януария

С 2003 года в смежном с часовней помещении находится Музей сокровищ святого Януария, где собраны богатые дары, преподнесенные в течение семи столетий королями, папами и известными представителями неаполитанской и европейской аристократии. Мы в этом музее не были, но пишут, что его коллекция считается самым крупным в мире собранием драгоценностей.

Собор Св. Януария — это, как выяснилось, не единственное и не самое первое место поклонения этому святому в Неаполе. На севере города, у подножия холма Каподимонте есть катакомбы Св. Януария (Catacombe di San Gennaro), где и произошло когда-то первое захоронение мощей святого в Неаполе. Это совсем недалеко от знаменитого музея Каподимонте, поэтому есть смысл объединить оба визита. Мы так и сделали: посмотрев в первой половине дня замечательную коллекцию музея, мы спустились по дороге, проложенной вдоль склона холма, до базилики Пресвятой Богородицы (Basilica dell’Incoronata). Рядом с ней — офис, где продают билеты и начинается тур в эти катакомбы. Посетить их можно только с экскурсией. Есть туры на итальянском, а также английском языках.

7
Катакомбы Св. Януария. Верхний уровень.
Катакомбы Св. Януария. Верхний уровень.

Сан-Дженнаро — это древнейшее место христианского погребения на территории Неаполя. Катакомбы берут свое начало от захоронения неизвестного знатного семейства, которое относят ко 2-му веку н. э. В дальнейшем, после того, как здесь было разрешено погребение горожан из христианской общины, подземелье стало быстро разрастаться.

7
Катакомбы Св. Януария. Нижний уровень. На заре христианства, как известно, верующие подвергались гонениям со стороны правителей Римской империи. Как и в Риме, использование неаполитанских подземных лабиринтов давало возможность местным ранним христианам создавать в них свои культовые сооружения, проводить церковные обряды и хоронить своих единоверцев. И делать это в катакомбах было безопаснее и дешевле. К тому же, ранние христиане отдавали предпочтение земному погребению вместо традиционной римской кремации.
Катакомбы Св. Януария. Нижний уровень. На заре христианства, как известно, верующие подвергались гонениям со стороны правителей Римской империи. Как и в Риме, использование неаполитанских подземных лабиринтов давало возможность местным ранним христианам создавать в них свои культовые сооружения, проводить церковные обряды и хоронить своих единоверцев. И делать это в катакомбах было безопаснее и дешевле. К тому же, ранние христиане отдавали предпочтение земному погребению вместо традиционной римской кремации.

Вот тогда-то и нашел свое пристанище в одной из ниш этого подземелья христианский великомученик Януарий. Мощи Януария были первоначально тайно погребены в Поццуоли (к западу от Неаполя), а затем перенесены в катакомбы у подножия холма Каподимонте. Это подземелье с тех пор носит имя святого Януария (Сан-Дженнаро). О пребывании в катакомбах почитаемых мощей говорят многочисленные мозаики и фрески с изображением святого, некоторые из которых хорошо сохранились до нашего времени.

7
Фреска со святыми Петром и Януарием (в римских тогах). Во время великого гонения на верующих при императоре Диоклетиане Януарий был арестован. Затем он и его соратники, как гласит предание, были брошены в печь - но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли - но звери не тронули их; наконец, они были обезглавлены в 305 году. В момент кончины Януарию было около 30 лет.
Фреска со святыми Петром и Януарием (в римских тогах). Во время великого гонения на верующих при императоре Диоклетиане Януарий был арестован. Затем он и его соратники, как гласит предание, были брошены в печь - но остались невредимыми; отданы на съедение зверям в цирке Поццуоли - но звери не тронули их; наконец, они были обезглавлены в 305 году. В момент кончины Януарию было около 30 лет.

В 9-м веке, в ходе нападения лангобардов на Неаполь, мощи св. Януария (за исключением его главы) были похищены и переправлены на малую родину святого — в Беневенто, что северо-восточнее Неаполя. Назад в Неаполь эти реликвии вернулись только в 1497 году. С того времени все реликвии святого Януария находятся в Неаполе, в Дуомо.

7
Самый старый известный портрет св. Януария (относящийся к 5-му веку) из катакомб его имени. Над его главой - надпись: «Sancto Martyri Januario». Фото из интернета.
Самый старый известный портрет св. Януария (относящийся к 5-му веку) из катакомб его имени. Над его главой - надпись: «Sancto Martyri Januario». Фото из интернета.

Катакомбы Сан-Дженнаро вырезаны из туфа (пористого камня) и расположены на двух непересекающихся уровнях: нижний — более ранний, верхний — поздний и лучше декорированный. Экскурсия начинается с верхнего уровня, но и туда от билетной кассы нужно довольно долго спускаться по лестницам.

6
Экскурсия начинается с верхнего уровня катакомб
Экскурсия начинается с верхнего уровня катакомб

Гробницу св. Януария поместили посередине между двумя этажами катакомб. Присутствие захоронения почитаемого святого привело к тому, что верхний уровень подземелья стал местом паломничества и почетного захоронения.

5
Место захоронения святого Януария (в самом низу на этом фото), окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов, в этих катакомбах обнаружили только в 1973 году. Над погребением св. Януария был обустроен склеп епископов 6-метровой высоты, со световым колодцем и многочисленными фресками и мозаиками. В нем, как предполагают, были похоронены все епископы Неаполя с 5-го по 9-й века. Мы в этом склепе не были. Вообще, как мы поняли, маршруты экскурсий по катакомбам и демонстрируемые туристам объекты варьируются - в зависимости от того, где в данный момент идет реконструкция, и предпочтений отдельных гидов.
Место захоронения святого Януария (в самом низу на этом фото), окружённое многочисленными гробницами неаполитанских епископов, в этих катакомбах обнаружили только в 1973 году. Над погребением св. Януария был обустроен склеп епископов 6-метровой высоты, со световым колодцем и многочисленными фресками и мозаиками. В нем, как предполагают, были похоронены все епископы Неаполя с 5-го по 9-й века. Мы в этом склепе не были. Вообще, как мы поняли, маршруты экскурсий по катакомбам и демонстрируемые туристам объекты варьируются - в зависимости от того, где в данный момент идет реконструкция, и предпочтений отдельных гидов.

В связи с ростом числа христианских верующих на верхнем уровне была вырублена большая подземная базилика — трехнефная, с арочными входами. Можно сказать, что верхний уровень катакомб — это и есть базилика с примыкающими к ней погребальными кубикулами.

6
Неаполь: страсти по Януарию

1 из 2
Фрагменты базилики верхнего уровня и сейчас хорошо видны: две колонны разделяют пространство на три нефа.

Пожалуй, наиболее интересная часть этих катакомб — вестибюль нижнего уровня с купелью для крещения. Экскурсовод особо подчеркнул, что из всех известных сейчас катакомб, только в Сан-Дженнаро происходили крещения и конфирмации (миропомазание). Высок был статус этого подземелья, благодаря св. Януарию!

7
Вестибюль нижнего уровня. На переднем плане частично видна крестильная купель (раньше она была выложена мрамором). Купель выполнили по заказу епископа Павла II, который на два года нашел убежище в катакомбах Сан-Дженнаро в 8-м веке во время периода иконоборчества.
Вестибюль нижнего уровня. На переднем плане частично видна крестильная купель (раньше она была выложена мрамором). Купель выполнили по заказу епископа Павла II, который на два года нашел убежище в катакомбах Сан-Дженнаро в 8-м веке во время периода иконоборчества.

Нижняя часть катакомб начала активно развиваться в 4-м веке н. э., после помещения там останков местного святого Агриппина — первого из пантеона нынешних 52-х неаполитанских святых.

5
Базилика Сант-Агриппино, где до сих пор периодически служат мессы. При епископе Неаполя Павле II (761—766) она была кафедральной.  Над его могилой была вырублена однонефная базилика, где и сейчас сохранились высеченный в скале трон епископа и алтарь с отверстием, через которое верующие могли прикоснуться к захоронению святого.
Базилика Сант-Агриппино, где до сих пор периодически служат мессы. При епископе Неаполя Павле II (761—766) она была кафедральной. Над его могилой была вырублена однонефная базилика, где и сейчас сохранились высеченный в скале трон епископа и алтарь с отверстием, через которое верующие могли прикоснуться к захоронению святого.

Из вестибюля нижних катакомб начинаются три параллельных широких галереи, иногда пересекаемые поперечными галереями поуже. Для осмотра доступна самая широкая — центральная часть. По обеим сторонам галерей расположены гробницы.

1 из 2
Центральная часть галерей нижнего уровня подземелий.

Захоронения на обоих уровнях катакомб были трех видов. Во-первых, это локулы — индивидуальные погребальные ниши прямоугольной формы.

1 из 3
Локулы вырубали в стене подземной галереи так, чтобы тело усопшего можно было положить параллельно этой стене. Локулы имели длину, близкую росту человека, соответствующую телу ширину и небольшую высоту. Локулы размещались в стене рядами. Получалось что-то типа этажерок.

Второй вариант погребения — в аркосолиях, то есть арочных нишах для погребений. Аркосолии часто устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей и обычно декорировались фресками с языческой тематикой, изображениями святых или портретами усопших.

1 из 3
Изображение павлина - древнего символа бессмертия, перенятого христианами у языческого мира.

7
В этом аркосолии была похоронена целая семья Теотекнуса. Богатство одежды и украшений подчеркивают её высокий социальный статус. Фреска начала 6-го века - трехслойная. Сначала умерла девочка, не дожив до 3-х лет, и ее нарисовали; потом умер отец, и на новом слое штукатурки изобразили уже двоих; последней скончалась мать (она слева, во вдовьем наряде), и тогда фреску покрыли третьим слоем штукатурки и нарисовали уже всех троих.
В этом аркосолии была похоронена целая семья Теотекнуса. Богатство одежды и украшений подчеркивают её высокий социальный статус. Фреска начала 6-го века - трехслойная. Сначала умерла девочка, не дожив до 3-х лет, и ее нарисовали; потом умер отец, и на новом слое штукатурки изобразили уже двоих; последней скончалась мать (она слева, во вдовьем наряде), и тогда фреску покрыли третьим слоем штукатурки и нарисовали уже всех троих.

Реже использовались могилы, вырытые в полу — самые скромные из всех. Их довольно много на верхнем уровне в этом подземелье. По приблизительным оценкам, всего в катакомбах Сан-Дженнаро насчитывалось порядка 3000 погребений.

4
Людей попроще хоронили максимально компактно, а некоторых — прямо в полу.
Людей попроще хоронили максимально компактно, а некоторых — прямо в полу.

Между 13-м и 18-м веками катакомбы стали жертвами вандализма. Во время Второй мировой войны катакомбы использовались местным населением как укрытие от бомбежек. Современные раскопки в катакомбах Св. Януария начались в 1971 году. Восстановление катакомб стало возможным только после переноса останков скелетов на другое кладбище. Доступ публики в эти подземелья открыли в 2006 г. Нужно сказать, что в сравнении с римскими катакомбами (где мы тоже побывали), эти — гораздо более просторные и совсем не вызывают чувства клаустрофобии.

Многие фрески в катакомбах пострадали не только от вандалов, но и просто от времени и некоторые из них уже не подлежат реставрации.

1 из 3
Потолочная фреска с изображением Адама и Евы.

Не так давно в этих катакомбах были обнаружены две чрезвычайно интересные фрески 5-6-го веков с портретами дьяконесс. На каждой из них — изображение женского лица на фоне раскрытых евангелий. Подобная деталь обычно присутствовала на изображениях исключительно епископов, поэтому данные «женские» фрески можно считать несомненно уникальными.

7
Фреска с изображением дьяконессы по имени Черула. За ее спиной - раскрытые евангелия с именами написавших их евангелистов. Фото из интернета.
Фреска с изображением дьяконессы по имени Черула. За ее спиной - раскрытые евангелия с именами написавших их евангелистов. Фото из интернета.

Рядом с катакомбами Сан-Дженнаро в 5-м веке была построена базилика Сан-Дженнаро-фуори-ле-мура. Не так давно, после устранения прошлых переделок ее открыли для публики. От базилики, не возвращаясь к началу тура по катакомбам, мимо близлежащей больницы можно выйти в оооочень аутентичные районы города под названием Санита и Фонтанелле.

Вот такие они, страсти по Януарию. Углубление в них позволяет заглянуть в раннехристианскую историю Неаполя, тесно переплетенную с историей живописи и архитектуры.

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Прогулки по Неаполю: Базилика Сан-Доменико-Маджоре. Капелла-музей Сан-Северо.
  8. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  9. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  10. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  12. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  13. Амальфи
  14. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  15. Амальфи: Тропа богов
  16. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  17. Равелло: Вилла Чимброне
  18. Салерно
  19. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  20. Загадочный Кастель-дель-Монте
  21. Матера
  22. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  23. Отранто, курорт с историей
  24. Белые города южной Италии: Локоротондо
  25. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Неаполе
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии