Летим
Билеты взял заранее, примерно за полгода. Продолжаю зачищать Юго-Восточную Азию, большинство стран посетил, дошли руки (и ноги) до Филиппин. А кто поможет организовать маршрут? Вспомнил, что дочка моей двоюродной сестры Аня два года провела на Филиппинах, принимая туристов. Она мне и посоветовала Дарью с агентством PhilFan, которая живёт на острове Себу. Первое общение с Дарьей рассеяло мои некоторые иллюзии, Филиппины — не Индия, тут нет как таковой истории и культуры. На Филиппины едут за разнообразным пляжным отдыхом, а не для культурно-исторического туризма. Как же быть? Я ведь не умею сидеть на одном месте. Что остаётся? Перемещаться! С острова на остров, с пляжа на пляж. Программа составлена, платежи в криптовалюте сделаны, билеты на внутренние перелёты забронированы — в путь!
Холодным и туманным ноябрьским утром, как и положено, перед поездкой в страну солнца, тепла и лазурной воды, едем в Шереметьево. Летим авиакомпанией Etihad через Абу Даби, бизнесом. Широкофюзеляжный Боинг-787 Dreamliner, плоское койко-место, шампанское рекой, но я предпочёл пиво. Имеется IPA с тематическим названием Jet Lag, изготовленное в США, вкусное, хотя я с осторожностью отношусь к IPA. И да, вкусный и холодный (!) томатный сок тоже имеется.
Необычная компоновка самолёта, кресла попеременно расположено по и против движения самолёта, с целью плотнее усадить пассажиров в форме валета. Я и раньше летал Etihad самолётами с такой компоновкой, но мне впервые выпало лететь, повернувшись спиной к кабине пилотов. Интересное ощущение. Периодически в голове путается, куда мы летим, мозг настойчиво уверяет, лететь мы можем только сидя по ходу движения, по-другому никак. Но реальность указывает на обратное. И как это в голове склеить, непонятно.
Такие ощущения в основном только при взлёте и посадке, а поднялись в небо, командир затемнил иллюминаторы в приказном порядке и вообще отвязаны от направления полёта. Знаете такую особенность у Dreamliner? Самолёт оборудован (единственный из мне известных, а я знаю практически все гражданские самолёты) иллюминаторами с электрохроматическими стёклами, которые могут затемняться управлением кнопкой. Но фокус в том, что ваша кнопка работает в режиме master/slave, пока командир экипажа даёт свободу действий, можете баловаться, но, если поступила команда спать, всем спать! Иллюминаторы затемняются автоматически и сколько вы не пытаетесь жать на кнопку, не поможет, погружение в темноту безальтернативно.
В Абу Даби открыли терминал, А, практически это новый современный аэропорт. Но воображения не поразил. Да, большой, да, центральная часть имеет сложную форму из огромных гнутых балок. Но вот тот же бизнес зал лучше не стал, а может даже немного упростился.
Уменьшилось количество постов питания до двух, туалеты почему-то и здесь сделали очень маленькими, всего на две кабинки в мужской его части. На длинной пересадке прикорнуть на кушетке не получится, в отличие, например, от Дохи у Qatar Airways. А у нас как раз девять часов между рейсами. Но компьютер с собой, можно продолжать печатать заметки по уже совершённым путешествиям и решать производственные задачи. Ночной перелёт через Индию, Бангладеш, Лаос, Вьетнам, Китай, где-то здесь поворачиваем вниз и через Гонконг уходим в сторону Южно-Китайского моря. Над Гонконгом небо очистилось и можно с высоты полёта оценить масштабы мегаполиса, они поистине впечатляют!
Ещё полтора часа, и мы начинаем снижаться, приземляемся в Маниле. Ягода-малина нас к себе Манила, вертится в голове, ничего не могу сделать.
Приземлились, паспортный контроль. Для въезда на Филиппины гражданам России виза не требуется, однако за несколько дней до прилёта надо заполнить анкету пограничной службы, вам пришлют QR код для предъявления, но у нас его никто не спросил. Быстрая процедура, фото на память, проходите. С багажом без проволочек, таможню прошли не останавливаясь. В зале на выходе, по совету Дарьи, встали в очередь на обмен валюты в банк BDO. Я, правда, не понял, почему в BDO очередь стоит, а в другие банки никого. При том, что курс в нескольких банках одинаковый — 55,60 песо за 1 $. Может скрытые комиссии? Минут двадцать постоял, пока стоял, купил прямо рядом в киоске симку. В одном предлагали безлимитный интернет за 2400 песо, это грубо 4600 рублей, но я не повёлся, повернулся во второй киоск, Globe, взял симку на 40 Gb за тысячу песо, надеюсь, мне хватит. Специальный человек с табличкой Alexander Fokichev встречает нас, но с первого круга я его не заметил, вернулся к двери прилёта, обнаружил, и мы двинули к машине. Микроавтобус человек на двадцать, мы одни. Груз сдал, груз принял. Встречающий посадил в машину и остался, мы поехали с водителем. 30 минут — и мы в отеле Kingsford, только сначала постояли в тупой пробке на кольцевом перекрестке около аэропорта, это когда все направления стоят и блокируют движение остальных. 15 минут стояли, 15 минут ехали.
Высотное здание, 12-й этаж, тесный номер, но нам только переночевать. Несмотря на долгий перелёт, изнурительно долгую пересадку и разницу во времени (+5 часов по сравнению с Москвой) чувствую себя на удивление бодрым. На часах только шесть вечера по-местному, чем заняться? Первое — всё-таки поесть. Гостиница находится в таком квартале, где нет совсем ничего — огромное казино Okada и недостроенные здания элитного жилья.
Весь район называется Entertainment city (город развлечений), а город Paranque. Да, это не совсем Манила, а один из семнадцати городов и поселений, составляющих агломерацию Манилы с 20-миллионным населением. Так что поели в кафе при гостинице, мне досталась огромная свиная рулька, хотя мяса на ней было не так уж и много. По совету на ресепшн решил съездить на массаж, только Филиппины не Таиланд, цены кусаются. 1,5 часа тайского с арома стоят 2300 песо, 4400 рублей, совсем немало. Да и техникой не поразили. Но все равно после перелета затекла шея, размяли. Пора отдохнуть, завтра утром подъём и выезд по маршруту.
16.11.23. Манила
Утро. Завтрак в многонациональной компании азиатской едой, спасительная яичница также имеется.
Нас встречает Валера, молодой (с моей точки зрения) человек лет сорока, одиннадцать лет живёт на Филиппинах, до того два года в Гонконге, а до того семь лет в Испании. В оригинале житель Риги, получивший паспорт негражданина. На Филиппинах у Валеры быстро появилась местная жена, а следом по очереди трое детей, старшей девочке уже десять лет. На русском говорят? Я стараюсь с ними говорить только на русском. Это правильно, язык всегда пригодится.
Припоздавший водитель (пробки!, пробки!) появился на ярко-красной Toyota Innova, на такой же, только белой, мы путешествовали по Индии. Чемоданы погружены, едем знакомиться со столицей островного государства.
Двигаемся в сторону центра, типичный азиатский мегаполис, то тут, то там прорастающий массивными стекляшками офисов и колл центров, жилыми высотками, соседствующими с бедняцкими трущобами, кое-как смастряченными из огрызков шифера. Блеск и нищета соседствуют ярко. В дополнение ко всему это великолепие омывается водами Манильского залива, в состав которого, по утверждению Валеры, входит Амой харбор, в переводе с тагальского Вонючего. 100% попадание с названием, город до сих пор сливает отходы через каналы и реки в залив, так что и воняют они в соответствии с названием. А ещё Валера указал на забавную деталь на автомобильных номерах. У меня есть привычка обращать внимание на сочетания букв и цифр в номерах, основная масса — это белые таблички с черными тремя буквами и четырьмя цифрами. Но встречаются другие, старые, цветные, сильно похожие на американские, по аналогии с которыми снизу есть слоган штата, например Texas — The Lone Star State (Штат Одинокой Звезды), на Филиппинах сделали один на всех — Matatag na republika, где первое слово переводится как конюшня, хотя есть и другой перевод — сильная республика.
По дороге Валерий рассказывает о современном филиппинском обществе. Родриго Дутерте, президент, который правил страной с 2016 по 2022 год — весьма оригинальная личность. Жестокая борьба с наркомафией, несколько тысяч наркоторговцев были убиты без суда и следствия, оскорбление Обамы, назвал его ниггером, послал Европу на три буквы, матом крыл везде и вся. Сейчас пришёл к власти новый президент, дружба с американским государством возобновляется.
По словам Валеры в любой филиппинской семье обязательно наличие трех предметов: рисоварки, караоке и статуэтки Санта Ниньо (о ней чуть позже). На Филиппинах запрещены аборты, в семьях много детей. Жилье в Маниле дорогое, в новостройке надо исходить из средней стоимости 1300 $ за квадратный метр. Селятся по-разному, иногда набиваются по десять человек в небольшую квартиру.
Пока он рассказывает, давайте заглянем в Википедию и немного узнаем о государстве Филиппины. Страна была открыта во время испанской экспедиции Магеллана в 1521 году, как и положено, тут же была колонизирована и под испанским владычеством находилась до 1898 года, когда была передана по Парижскому мирному договору США и только в 1946 году обрела полную независимость. Названа в честь испанского короля Филиппа II. Во время Второй мировой японцы тут успели похозяйничать. Так что самим развиваться и развивать собственную культуру особо времени не было. Зато впитали в себя многие черты и элементы образа жизни других народов, в первую очередь испанцев и американцев, но не обошлось без соседей: китайцев, корейцев, японцев.
Долгие годы местные сопротивлялись внешним колонизаторам. Апогея народно-освободительное движение достигло в конце XIX века и связано в первую очередь с именем Хосе Рисаля, национального героя Филиппин. Значительная часть нашей сегодняшней экскурсии как раз ему и посвящена.
Проезжаем огромное здание министерства иностранных дел, министерство финансов, следом посольство США, город в городе с плавающим танком на входе. Американцы до сих пор оказывают существенное влияние на жизнь страны, также как и на привычки простых филиппинцев, которые они скопировали у старшего брата: Макдональдс, кола, гамбургеры, английский язык и далее во всём.
Сразу за посольством начинаются все достопримечательности Манилы, первой идёт площадь Хосе Рисаля с монументом над его могилой. Остановились, тут же подбежал продавец свистулек. Свистульки хорошие, свистят громко, зря не взял, просто автоматическая реакция — отвали!
На заднем плане скульптурные сцены, посвященные важным вехам жизни Рисаля. Перед его скульптурой амфитеатром выстроены небольшие каменные пеньки для аудитории. Сюда постоянно привозят школьников на уроки патриотического воспитания. А что — зримо и доходчиво. Монумент интересный, стоит посмотреть. 30 декабря, день гибели Рисаля, широко отмечается по всей стране как день памяти.
На обратном пути возвращаемся к памятнику на могиле героя, куда ведёт аллея с национальными флагами страны. Перед ним почетный караул.
Ой, нелегко солдатам на пекле стоять. Чтобы не рухнул от потери сознания, на подмену стоит второй в будке, а вот когда они меняются — никому неизвестно, как устанут. Стою, покрикиваю — давай! Неужели услышали, поменялись, смешно вертя винтовкой в руках.
Отступление: [Пишу заметки, находясь на борту самолёта авиакомпании Ethiopian на пути в Буэнос Айрес, остановившегося для дозаправки в городе Энтеббе, что в стране под названием Уганда. Во как!]
Сюда добавлю интересную историю про государственный флаг Филиппин, услышанную по радио в Москве уже по возвращению из поездки. В мирное время флаг висит синей полосой вверх, а красной вниз, но в случае, если страна вступает в войну — положение флага меняется на противоположное — красная полоса вверх, синяя — вниз. На международной конференции, проходящей в США, устроители повесили красной полосой вниз. Был международный скандал, властям США пришлось извиняться перед филиппинским правительством.
А мы двинулись дальше, следующая остановка внутри каменного форта, напротив кафедрального собора, район так и называется — Intramurros, «внутри cтен» дословно с испанского. Форт Сантьяго называется музей-крепость, по центру большая зеленая лужайка, а по краям полуразрушенные здания, которые так и остались в качестве памятника со времён Второй Мировой войны.
Музей Рисаля, основные вехи короткой, но яркой жизни, был расстрелян в 35 лет. Талант имел разносторонний: художник, скульптор, ученый, врач-офтальмолог, поэт, наконец. Гена мне решил подсказать — поэт с тагальского это задница, звучит не очень поэтично. Вдобавок — если увидите на бутылке слова сука — не стоит обижаться, это уксус по-тагальски. Тагальский, по-другому называемый филипинас — официальный язык страны, только его не все знают, так что языком межэтнического общения скорее можно назвать английский.
Вернёмся к Рисалю. В последнюю ночь перед расстрелом Рисаль написал поэтичное письмо остающимся на земле. Теперь школьники в обязательном порядке учат его наизусть, написано белым ямбом, длинное, задача непростая.
Еще представлены его работы — скульптуры и живопись, вникать не стал, двинулись дальше. Подъём на небольшое возвышение, невысокие двери ведут в подземелье, здесь японцы во время своей оккупации устроили тюрьму. Когда пришла пора уходить, затопили камеры вместе с заключёнными. Жестокий мир…
Еще несколько ступенек и попадаем на площадку крепости, прямо перед нами река Пасиг, по которой плывут мангровые ветки дерева индига. Манила переводится как место, где есть нила, вот эти самые ветки деревьев.
Прогулялись по крепостной стене вдоль реки, спустились и отправились смотреть центральную часть города.
Первый на пути кафедральный собор. Справа от него дворец губернатора.
Кафедральный собор Манилы, официальное наименование — Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — католическая церковь, малая базилика. Построена в 1571 году. Многократно разрушалась по разным причинам, в основном из-за землетрясений. В 1945 году храм был разрушен во время бомбардировки американской авиацией и восстановлен в 1958 году. Сооружение выполнено в смешении неоготического и неороманского стилей, с четко обрисованными входными порталами, широкими витражными окнами, многоуровневой структурой отдельных частей и центральным куполом. Выглядит внушительно! Внутри — культ Девы Марии, так здесь принято, как и везде в испаноязычном мире.
Следом небольшой квартал трущоб, контрастное соседство присутствует в историческом центре. У меня ощущение, что квартал здесь исключительно для внимания туристов, уж больно у него какой-то лубочный вид: вот здесь готовят еду на плите, пахнет вполне съедобно, а вот детвора фишками в какую-то игру рубится, но всё очень живописно и безопасно.
На столбах освещения у основания нарисованы три полосы: зеленая, желтая, красная. Это уровень опасности наводнения, красный — катастрофичный, пора срочно сваливать.
Ещё немного, отворачиваем вправо и почти сразу оказываемся около колониальной застройки испанского периода. Милые симпатичные дворики, где среди прочего есть дом-музей колониального аристократа Casa Manila. Музей достойный посещения. Вся мебель из красного дерева, интерьеры обставлены со вкусом, клавесин, арфа. Что удивляет: почему туалет для двоих, да ещё стульчаки с дырками стоят бок о бок?
Во дворе стоянка велосипедов, интересно, их рамы сделаны из бамбука.
Отсюда прямо в двух шагах Собор Святого Августина, где находится копия главной христианской религии Филиппин — скульптура Святой Ниньо, привезенная сюда Магелланом. Считается старейшей каменной церковью страны, построенной в 1607 году орденом августинцев. Нынешний интерьер в барочном стиле. В прошлом фасад с двух сторон подкрепляли колокольни, но после очередного землетрясения одну из башен восстанавливать не стали, потому симметрия теперь нарушена.
Всё, экскурсия закончилась, как и основные достопримечательности столицы. Поесть Геннадий предлагает прямо напротив в Ristorante dellе Mitre. Я выбрал рыбу bangus или молочную рыбу. Принесли пиво San Miguel, знаю такое, известное испанское пиво. А вот и нет! — утверждает Валера. Это оригинальное филиппинское пиво, которое они варят с испанских времён, а нынешнее испанское производится по филиппинской лицензии. Сам спор проиграл, друзья доказали.
Про еду пока не принесли. Гена научил жену-филиппинку готовить борщ, но где взять свёклу? Есть места, филиппинцы её используют в основном как пищевой краситель для кондитерских изделий, поэтому, когда Геннадий покупает товарное количество для борща, все сильно удивляются. Капусту тоже можно найти. Картошка дорогая, но есть. Сам видел в супермаркете сеточки по четыре маленьких картофелины, чтобы не переесть. Вот сейчас в ресторане ем рыбу, а на гарнир пюре вместо вечного риса. По богатому! Поели хорошо и недорого, во всяком случае, вчера в отеле все было дороже.
До комфортного прибытия в аэропорт час, поехали. Я прошу водителя поохотиться на jeepney. Что это? Главный общественный транспорт Манилы. Есть, конечно, метро, но на весь мегаполис всего три линии и принадлежат разным транспортным компаниям, конечно, справиться с пассажиропотоком не может. Есть какое-то количество автобусов, но судя по частоте их появления на дорогах, они также не в состоянии решить транспортные проблемы города. Остаются трайсиклы и джипни. Трайсиклы — это местная версия хорошо известного тук-тука. А вот джипни — это свой местный колорит. После американцев осталось довольно много Jeep. Они-то и стали основой для ещё одного вида транспорта. Капот и решётка радиатора от Jeep, сварочный аппарат, лист железа и фантазия мастера творят чудеса! У машины длинная база, салон с лавками вдоль борта и выход сзади, притормозил, сбросил лишних пассажиров, новые заскочили, и поехали дальше. Власти пытаются бороться с джипни в связи с неэкологичностью, хотят пересадить их водителей за руль автобусов и электробусов. Те активно сопротивляются, выходят на демонстрации, пока нам на радость джипни живы и составляют одну из немногих достопримечательностей филиппинской столицы.
Едем. По дороге Валера рассказал драматическую историю о посещении бара. Пошёл с туристами в бар. В бокал с напитком что-то подсыпали, скорее всего, клофелин. Очнулся посреди улицы раздетый до трусов, забрали всё: одежду, деньги, телефон, ключи от дома. Вызвал полицию, позвонил жене, которая, готовясь к родам, находилась в амбулаторном пункте, приехал с полицейскими, взял ключи от дома…
Вот мимо промелькнул указатель — терминал 3, но нам нужен терминал местных линий — терминал 4, смотрю за временем, приезжаем впритык, за один час десять минут до вылета. Валера как-то неожиданно быстро с нами попрощался, оставив с чемоданами на перроне. В аэропорт можно зайти, только предъявив на телефоне или в распечатанном виде билет. Предъявляю. Сотрудник долго изучает и говорит, вам в другой терминал, терминал 3. Сам долго смотрю на распечатку билета. Действительно, черным по белому, терминал 3, ведь я утром самолично смотрел! Терминал 4, тоже черным по белому, и рейс смотрел, и дату. Только вот от какого билета я смотрел дату, а от какого номер терминала, история умалчивает. Ну ладно я, а куда смотрел гид, и смотрел ли вообще. И почему уехал, не убедившись, что туристов запустили в аэропорт? Да, Валера, есть вопросы. Хотя про борщ и клофелин послушать было интересно.
Думать нечего, надо рвать в терминал 3. Первое, позвонил Дарье. Второе — бросился искать такси. Служба такси при терминале выписывает квитанцию с номером машины, цену определяет по количеству чемоданов и пассажиров, с нас взяли 570 песо, примерно 10 $. Погнали! Ехать 5 — 10 минут, но пробки! Тупые! Вот он съезд, но вся дорога стоит и съехать невозможно. В результате приехал за 20 минут, до вылета 30 минут, но регистрация закрыта. Что делать? Есть ещё рейс через час, но надо взять билеты, а времени в обрез. Бегу в офис авиакомпании Cebu Pacific, с которой нам лететь. А там глухая очередь из десяти человек и на каждого по десять минут, не успею! Но у нас есть Дарья и она крутая, сама на экскурсии в полевых условиях прямо на коленках с пропадающим интернетом покупает нам новые билеты! Остался пустяк — заплатить за багаж и вот мы в долгожданной зоне вылета. Цена билета невысокая — 44 $ за билет, чемодан стоит почти столько же — 30 $, оплатили багаж и выдохнули, не придётся бомжевать ночь в аэропорту Манилы. Короткое знакомство с филиппинской столицей состоялось, летим на остров Себу, первый в цепочке островов, который мы собираемся посетить.
Продолжение:
Филиппины. По островам. Себу