Пятый день в Ливане. Он был посвящён северу этой страны, мы проехали через православный город Амьюн в долину Кадеша, где посмотрели один из старинных монастырей, а затем почти на границу с Сирией в оплот ливанских мусульман — город Триполи. Первая же остановка по пути была около крепости Мсейлья, также известной как «Пюи-дю-Коннетабль». Она представляет собой средневековое укрепление, значительно перестроенное эмиром Фахр эд-Дином II в. 17 веке для охраны пути из Триполи в Бейрут.
Крепость построена на длинной узкой известняковой скале недалеко от реки Нахр-эль-Джауз. В русской интерпретации, по неизвестной мне причины, название звучит совсем по-другому — замок Муссалайха. Стены крепости были построены из небольших блоков песчаника, добытых на близлежащем побережье, толщина стен колеблется от 1,5 до 2 метров. Более крупные блоки известняка — единственные остатки более раннего сооружения, построенного крестоносцами.
После обрушения мыса Рас-эх-Чакаа (также известного в античности как Теопросопон) в 551 году нашей эры прибрежная дорога, соединяющая города Батрун и Триполи, полностью исчезла, превратив северную береговую линию в высокую скалу. Следовательно, для обеспечения связи между Батруном и севером страны была необходима новая дорога в обход мыса с востока. Строительство на этой новой дороге опорных пунктов имело большое стратегическое и военное значение. Современная скоростная дорога проходит в этих же местах.
Ряд учёных изучал историю и архитектуру Мсейльи. Даже если историческое происхождение крепости до сих пор остаётся неопределённым, это место имеет неоспоримое сходство с катарскими замками (они находятся во французском Лангедоке). Несмотря на реконструкцию, выполненную эмиром Фахр-эд-Дином около 1624 года, на фасаде замка всё ещё видны некоторые архитектурные элементы, типичные для периода крестоносцев, такие как огневые отверстия.
Рядом с замком находится мост, датируемый тем же периодом, что и сам замок. Благодаря мосту это место имеет живописный вид.
Теперь едем в город Амьюн, который расположен на вершине холма, застроенного ещё во втором тысячелетии до нашей эры. Название Амия происходит от семитского слова «Эмун», что означает «непобедимая крепость». Амия упоминается в письмах Телль-эль-Амарны, отправленных местными губернаторами в 14 веке фараонам Египта.
Расположенный между морем и горами, на цепи красивых холмов, простирающихся с востока на запад, Амьюн имеет уникальное расположение и живописный вид. Холмы, на которых расположен Амьюн, окружают оливковые поля на севере и виноградники, миндальные сады на юге. Через эти холмы проходят асфальтированные дороги, в том числе главное шоссе Бейрут-Седарс. Давным-давно, когда домов, раскинувшихся на этих холмах, было мало, Амьюн называли «городом прекрасных холмов».
В старом городе на скалистом утёсе было обнаружено 28 рукотворных пещер. Эти маленькие пещеры изучали несколько групп археологов, которые пришли к заключения, что история Амьюна восходит к периоду палеолита. Над праисторическими пещерами возвышается сравнительно новая церковь Святого Иоанна «Аль-Шир».
С 20 века этот старый исторический город считается одним из самых образованных в Ливане. Здесь есть три государственные и две частные школы, публичная библиотека, а кампус Баламандского университета в Куре находится неподалеку, в 12 км к северу от города. В Амьюне также есть частная больница, уровень которой настолько высок, что сюда записываются пациенты издалека. Всего этого не заподозришь, проходя по улицам новой части города, выглядит всё тривиально.
Здесь до сих пор сохранилось здание, в котором действовала общеобразовательная «московская школа», которая в конце 19-го века была создана при участии Императорского Православного Палестинского Общества. Затронув эту тему, моё сегодняшнее отступление — Россияне в Ливане.
В 1882 году в Российской империи было создано Императорское православное палестинское общество, научная и гуманитарная организация, уставными задачами которой являлись содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Предшественниками Палестинского общества были Палестинский комитет, основанный в 1859 году, и Палестинская комиссия, в которую он был преобразован в 1864 году, по личному указанию Александра II. Общество создало более 100 школ, которые известны как «московские школы», и через них осуществлялись широкие связи народов Ближнего Востока с Россией. В Ливане их было 44.
После революции 1917 года в Бейрут приехало много представителей белой иммиграции. Их французы, получившие мандат на управление Сирией и Ливаном после Первой мировой войны, переправили из Константинополя. Диаспора жива до сих пор, в наши дни её возглавляет внук выдающегося русского художника В. А. Серова.
Среди иммигрантов той волны в Ливан практически не было военных, в основном — творческая и техническая интеллигенция. Представители которой не только стали преподавать в »московских школах», но и организовывали новые учебные заведения, и технические, а также библиотеки. В отличие от колониальной французской администрации, которая смотрела на местных, как на людей второго сорта. Французы и американцы здесь основывали университеты, но они скорее были для избранных. Российская интеллигенция стояла именно у основ всеобщей грамотности ливанцев. Они это помнят с благодарностью, поэтому в Ливане вы столкнётесь с очень доброжелательным отношением, даже суровые воины на блокпостах, интересуясь, откуда пассажиры, при слове »русси» улыбались и пропускали без дальнейшего досмотра.
Жители Амьюна гордятся серебряной чашей для причастия, которая находится в Храме Георгия Победоносца. Она была передана представителями Общества в дар этому храму от императора Николая II в. конце 19-го века и бережно хранится сегодня. Рядом — вторая реликвия этого храма, древняя чудотворная византийская икона Божьей Матери, которая начала мироточить в 1995 году.
Амьюн, населённый преимущественно православными, является крупнейшим православным городом на Ближнем Востоке. Здесь есть 13 прекрасных церквей, а раз уж мы оказались в соборе Святого Георгия, продолжу рассказ о нём.
Храм был целиком возведён на фундаменте римского храма. Апсида собора, которая включает в себя части античной структурной и декоративной архитектуры, была построена во времена крестовых походов. В соборе сохранились многие элементы старого храма, такие как коринфская капитель, превращённая в купель для крещения, старые камни, использованные для строительства епископского трона.
Собор длиной около 24 метров и шириной 22 метра включает в себя три подцеркви, каждая из которых имеет один неф, обращенный с востока на запад. Эти нефы как бы продолжают внешние арки, где каждый портик принадлежит одной из трёх церквей.
Центральный коридор, самый большой и высокий, принадлежит церкви Святого Георгия, хозяину собора. Две другие галереи, северная и южная, относятся соответственно к церкви Архангела Михаила и церкви пророка Илии.
В центре собора расположены четыре огромные колонны посередине, на которых покоятся арки. Отличительная особенность собора — каменные иконостасы, также построенные из фрагментов античного храма.
Напротив собора Святого Георгия стоит местная достопримечательность иного плана, кичливый особняк русско-ливанской семьи. Он — один из крупных местных бизнесменов, а жена, вероятно, уговорила его построить что-то, что переплюнет дворцы на Рублёвке. Только из-за череды кризисов последнего времени стройка превратилась в «амьюнский долгострой».
Возвращаемся к древним церквям. Мы пришли к церкви Святого Фоки. Она — эпохи крестоносцев и также построена на фундаменте храма римской эпохи.
Святой Фока, которого иногда называют Фокой Садовником или Фокой Синопским, почитается как мученик Католической и Восточной Православной церквями. Его жизнь легендарна, возможно, что представляет собой сплав жизней трёх разных людей с одним и тем же именем: Фоки Антиохийского, Фоки, епископа Синопского, и Фоки Садовника. Одна из легенд гласит, что он был садовником, жившим в Синопе на Чёрном море, который использовал свой урожай, чтобы кормить бедных, а также помогал преследуемым христианам.
Это единственная церковь в Ливане, которая содержит фрески во франкском стиле, а также смесь греческих и латинских надписей.
Древние фрески 12-го века находятся в восточной апсиде, они изображают довольно нетрадиционные для христианских фресок сцены. Мы видим царя Давида и его сына Соломона, также сцену воскрешения, на которой Христос предстаёт с Адамом, а за ним стоят Ева и Авель.
Ниже расположены Двенадцать Апостолов с Христом в центре. На стенах церкви и на столбах можно увидеть Пророка Авраама, святого пророка Иоанна Предтечу, святого Фоку и других святых.
А теперь переносимся вновь на побережье, в город Хамат. Здесь, на высоте 287 метров на вершине исторического мыса Теопросопон, греками называемого Литопросопон, стоит монастырь Сайдет-эль-Нурие, «Богоматерь света». Хамат — очень древний населённый пункт, несколько раз упоминается в Библии, обозначая северную окраину Библосского царства в 3-м, 2-м и 1-м тысячелетии до Рождества Христова, известен тем, что одно время был прибежищем разбойников, которые налагали выкуп на проходящих торговцев.
Считается, что первое маленькое святилище построили два моряка около 500 года нашей эры. Однажды зимней ночью в штормовом море двое моряков оказались в опасности и потеряли берег. Они начали молиться Деве Марии, чтобы она провела их через высокие волны и нашла дорогу обратно на землю.
Говорят, что Богородица явилась им как свет в небе и указала дорогу. Благодарные моряки вырубили в скале пещеру, откуда сиял свет, и посвятили её Деве Марии, а святыню назвали Богоматерью Света.
Рядом с этой пещерой в 17 веке был построен православный монастырь. Этот монастырь очень почитается, недавно была проведена большая реконструкция.
Но интерьер церкви почти не менялся с 17 века.
Здесь есть своя чудотворная икона Божией Матери, издавна почиталась за то, что во время шторма начинает сиять, привлекая заблудшие корабли.