Этот день, на который изначально ничего не намечалось, вылился в туристический марш-бросок, настолько насыщенный, что мне не уместить всего увиденного в один рассказ. Даже в знакомом районе, где прошло моё детство, неисповедимые дорожки привели нас в доселе неизвестное место. В своих исследованиях мы не угомонились до позднего вечера, и все потому, что подсознательно считали, что раз никаких планов не было, то мы «просто гуляем» и все происходящее не может утомить.
Итак, прошлым летом, когда мы с дочкой гостили в Москве, один из дней решено было освободить от туристической программы и посвятить делам семейным. Договорились с сестрой навестить могилу нашей бабушки, похороненной на Преображенском кладбище.
Правда, когда сестра сказала, что примерно до 13:00 будет занята, я прикинула, что в утренние часы вполне возможно съездить и посмотреть Панораму Бородинской битвы. Уложимся в график, если выйдем из дома чуть пораньше.
Побывать в этом музее, посвящённом Отечественной войне 1812 года, мы с дочкой очень хотели. Тем более, что в ходе празднования Дня России, мы успели посетить одну из площадок исторического фестиваля, где происходила реконструкция как раз на ту же тему. Почему бы не углубить свои знания?
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте воздвигнута в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Создана по проекту архитектора Бове в 1829—1834 гг., позже в 1936 году арка была демонтирована. Реконструированная вновь, была возвращена на проспект в 1968 году.
Подобную панораму я видела лишь однажды, в Люцерне. Там же и узнала, что в конце 19 века, ещё до появления кинематографа, панорамы стали очень популярным развлечением у публики. Это был своего рода и аттракцион,
и средство массовой информации.
Здание «Бородинская панорама» на Кутузовском проспекте
Панорамы позволяли оказаться как бы внутри того или иного события, более полно и детально оценить его
зрительно и, возможно, задуматься над различными ситуациями.
Предваряют Бородинскую панораму различные музейные экспозиции соответствующей тематики. Это, в основном, коллекции живописи, графики и оружия.
Некоторые батальные полотна невероятно выразительны!
Подвиг солдат Раевского под Салтановкой.
Когда французские войска заняли Могилев, преградив 2-й армии путь к соединению с армией Барклая де Толли, Багратион отправил к городу 7-й пехотный корпус генерал-лейтенанта Раевского. На картине описан тот момент, когда Раевский лично возглавил одну из атак, взяв с собой своих сыновей, которым было по 10 и 16 лет, воодушевляя собственным примером солдат под сильным картечным огнем.
«Возвращение Наполеона из похода на Россию».
Потрясает заметённое снегом тело человека и его сундук с выпавшими из него награбленными в Москве вещами, которые уже никому не нужны. От войска остались жалкие крохи.
«Отступление французов из России».
На картине видно, в каком состоянии возвращалась некогда великая армия.
«Переправа французской армии через реку Березину»
Во время отступления армии Наполеона было построено две переправы через реку Березину. Переправиться успела только часть войска, когда напали русские солдаты. Из-за начавшейся паники битва была проиграна, в тот день французская армия уменьшилась на несколько десятков тысяч человек.
«Переправа французской армии через реку Березину», фрагмент
Событие оставило столь сильный отпечаток в общественном сознании французов, что до сих пор в их языке слово bérézina употребляется, как синоним полного провала или катастрофы
Центральным экспонатом музея является грандиозная художественная панорама Франца Рубо, представляющая собой картину размером 15×115 метров, написанную в 1912 году — к празднованию столетия Отечественной войны в России.
События, изображённые художником, переносят нас в утро 26 августа 1812 года. Мы находимся на возвышенном месте в деревне Семёновское ключевом пункте позиции левого крыла российской армии, среди полков второй Западной армии, которые обороняют восточный склон оврага.
С этой возвышенности хорошо виден Семеновский овраг — основное естественное препятствие, защищающее русскую позицию от атак неприятеля. На противоположной стороне оврага главные силы великой армии императора Наполеона ведут атаку на деревню Семеновское.
Панорама разделена на 4 сектора, возле каждого из которых установлены терминалы с объяснениями, что именно видит зритель с данного ракуса.
Закончив с осмотром панорамы, мы обнаружили, что в запасе есть ещё пара свободных часов (все-таки слишком рано начали своё утро). И раз уж находились мы возле метро Парк Победы, откуда до центра рукой подать, я предложила дочери доехать до ст.м. Пл. Революции и заглянуть в Гостиный двор. Там в одном из павильонов, как я успела узнать перед поездкой в Москву, есть Музей Моды.
Подумалось, что два совершенно разных по тематике мероприятия за одно утро, сделают день запоминающимся. Однако, прибыв на место и обойдя здание Гостиного двора по периметру, мы обнаружили, что большая его часть находится на реконструкции и нужные нам входы попросту заперты. Что ж, свободное время ещё было, и, оглядевшись вокруг, мы вдруг осознали, что находимся в одном из красивейших районов столицы — красочном, отреставрированном, богатом храмами и историческими зданиями Китай-городе.
Пошли, «куда глаза глядят», просто от одного привлекательного объекта к другому, а их тут великое множество! Сам собой сложился маршрут: от Богоявленского переулка, мимо Ильинки, по Варварке, через парк Зарядье к метро «Китай-город». Для москвичей это, наверняка, хорошо известные места, всё-таки самый центр. Мне тоже многое было знакомо, но вот именно таким маршрутом ходить не приходилось. И мы с дочкой слегка обомлели от концентрации окружающей нас московской красоты.
Прямо напротив выхода из метро на станции «Площадь Революции» увидели храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. Погода выдалась ясная, небо пронзительно голубое в пышных облаках, и на этом фоне строение, кораллового цвета, с бирюзовыми крышами и сверкающими золотом куполами выглядело просто роскошно!
Самым первым монастырём в Москве принято считать Даниловский, но ряд историков называют древнейшим именно Богоявленский, основанный в 1298–1299 годах преподобным князем Даниилом Московским.
Собор Богоявленского монастыря. Монастырь был закрыт в 1919 году, но богослужения в его главном храме продолжались вплоть до 1929 года. После этого Храм Богоявления Господня был закрыт и использовался под склад, общежитие, типографию, а позднее здание было передано Государственному академическому русскому хору СССР им. А.Свешникова.
В 1990–91 годах храм возвратили Русской Православной Церкви, а в 1994 году вернули историческое название и Богоявленскому переулку, который в советское время именовался Блюхеровским, а затем — Куйбышевским.
Перед зданием храма установлен интересный памятник, изображающий двух монахов, которые переводят библию на церковно-славянский язык — Памятник братьям Лихудам.
Иоанникий и Софроний Лихуды — греческие православные монахи, жившие в конце 17 — начале 18 в.в. Они стали первыми преподавателями в первом высшем учебном заведении Русского государства (Славяно-греко-латинской академии). Начало их преподавательской деятельности в Москве в 1685 году ознаменовало окончательную победу «грекофильской» партии над «латинской» в богословских спорах Русской церкви и при царском дворе.
Вообще, Россия всегда тяготела к греческому и византийскому направлениям церкви больше, нежели к латинскому. Уже в конце 14 века, когда ещё не было стены Китай-города, к востоку от Кремля возвели Николо-Греческий монастырь. Впервые в документах он упомянут в 1390 году, как монастырь «Никола Старый», и именно на его территории в 1556 году Иван Грозный позволил останавливаться греческим монахам, приезжавшим в Москву.
Фасад трёхэтажного корпуса подворья был выдержан в русско-византийском стиле, но до наших дней монастырь в своем древнем облике не дожил. Сегодня мы можем увидеть торговые дома монастыря, построенные на рубеже 19–20 веков и архитектурный элемент ротонды, оставшийся от бывшей колокольни.
До того, как в Москве образовался Китай-город, местность к востоку от Кремля именовалась Посадом — здесь «садились», то есть селились, ремесленники и торговцы. Вся торговля средневековой Москвы была сосредоточена именно в этом районе, который до сих пор несет на себе этот исторический (торговый) отпечаток.
Важный памятник торгового прошлого в Китай-городе — эклектичное Здание биржи, построенное в 1873–1875 годах архитектором Александром Каминским. Сейчас здесь располагается Торгово-промышленная палата России, а в честь Московской биржи названа прилегающая к Ильинке Биржевая площадь.
Биржевая площадь. Справа - доходный дом, построенный в 1874 году на месте разрозненных строений бывшего подворья Троице-Сергиевой лавры. До 1905 года этот дом был самым высоким гражданским строением Москвы.
К бирже примыкает Посольский двор. В семнадцатом столетии это было внушительное по размерам строение, составленное из отдельных корпусов с арочными переходами между ними. Здесь останавливались все прибывшие в Московское государство послы и их свита.
И хотя название «Посольский двор» сохранялось за этим участком до революции 1917 года, ещё в 18 веке владение перешло в собственность купцов Павлова и Калинина, которые возвели на его месте доходный дом. А через столетие, в 1890 году на правой стороне участка выросло современное по тем временам здание в эклектическом стиле, декорированное элементами французского барокко, с Атлантами, поддерживающими балконы.
Рядом с Биржей и Посольским двором находится старейший московский Гостиный двор, который появился на территории Китай-города в конце 15 столетия, как составная часть Торга. Первоначально здание было деревянным и располагало гостиницей для приезжих купцов и складами для их товаров. Впоследствии Гостиный двор неоднократно перестраивался, но никогда не менял своего расположения. При Екатерине второй был возведен новый комплекс Гостиного двора (1805 г.) — монументальный, трёхэтажный, в классическом стиле, занимающий целый квартал.
Весь этот квартал мы с дочкой и обошли, разыскивая нужную нам арку входа, но попасть в музей Моды, как я упоминала, нам в тот день было «не судьба». Так что побрели дальше и вышли к когда-то очень почитаемой среди торгового люда церкви Великомученицы Варвары.
Церковь эту отстраивали несколько раз, и всегда на средства купцов. Нынешнее здание в стиле классицизм (по проекту Родиона Казакова) возведено в 1796–1804 годах на пожертвования купца Самгина и дворянина Баранникова.
Надо сказать, что имя Варвары — христианской великомученицы — в названиях московских храмов больше не встречается.
По преданию, Варвара была единственной дочерью богатого язычника Диоскора из Египта. Судьба девушки, как под копирку, похожа на судьбу большинства молодых христианок того времени — главным их «грехом» был отказ выйти замуж. Как только девушки заявляли о своей христианской вере и давали обет безбрачия, их подвергали жесточайшим пыткам и убивали. Поначалу отец Варвары, очевидно, хотел оградить дочь от беды, но ничего не придумал лучше, как заточить ее в высокую башню. Но когда Варвара уговорила строителей вместо двух окон в башне сделать три — во славу Святой Троицы — сам отец «сдал» её префекту Египта, который подверг Варвару жестоким пыткам. После этого отец собственноручно отрубил дочери голову, но тут же сам оказался пораженным молнией.
Сегодня в честь церкви Варвары Великомученицы названа одна из самых древних московских улиц — Варварка, берущая начало от Красной площади.
Улица проходит по бровке холма над Москвой-рекой и ограничивает парк Зарядье. Самые прекрасные старинные здания улицы лучше всего видны со стороны парка. И первым на нашем пути предстает Старый Английский двор — белокаменные жилые палаты 15 века. В 1556 году царь Иван Грозный, заинтересованный в налаживании торговых связей с Европой, «англичан на Москве двором пожаловал»: предоставил англичанам множество таможенных льгот и право беспошлинной торговли в русских городах.
Иван Грозный также выделил британским купцам дом в Зарядье, в качестве офисного помещения для их торговой компании.
Различные владельцы постоянно перестраивали здание, а в советское время дом использовался под жилые квартиры и различные учреждения, так что к середине 20 века палаты Старого Английского двора на Варварке окончательно потеряли свой изначальный облик и считались безвозвратно утраченными.
Ради сооружения 8-й сталинской высотки, которую впоследствии так и не возвели, множество зданий в Зарядье было снесено. Старый Английский двор был на очереди — на его месте планировалось строительство автомобильного пандуса. Сохранили памятник истории благодаря реставратору Пётру Барановскому, который спас от уничтожения многие из образов древнерусской архитектуры в Москве.
Так и здесь, Петр Барановский ходе проведённого в 1968–1969 годах исследования, смог обнаружить за поздними наслоениями пристроек историческую основу конструкции. С определённой долей приближения облик, который имели палаты Английского двора в конце 16 века, был им возвращен.
А в 1994 году состоялось торжественное открытие музея «Старый Английский двор», который стал филиалом Музея истории Москвы.
Следующее задание на Варварке — Церковь Максима Блаженного, входящая в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье. Снова не самый известный в мире святой! Кто же он? Максим Московский, живший до 1434 года в Москве, был юродивым. Юродствовал в период татарских набегов на Русь, утешал обездоленных и обличал купцов и московскую знать.
Храм Максима Блаженного, как и многие другие столь же древние, не раз горел, ветшал, перестраивался… После пожара 1737 года храм обновлён в стиле барокко, довольно непривычном для старомосковского облика.
Более того, в 1827–1829 годах вместо прежней звонницы появилась новая двухъярусная колокольня в стиле ампир, с куполом, завершённым шпилем.
Вид на крыши Старого Английского двора и колокольню церкви Максима Блаженного с верхней части улицы Варварки.
Со звонницей церкви Максима Блаженного соседствуют сооружения, сохранившиеся от старинной обители — бывшего Знаменского монастыря: классическая трапезная и колокольня, выполненная в стиле Екатерининского барокко.
В 16 веке эти владения на Варварке принадлежали боярам Романовым. Здесь располагался боярский двор и домовая церковь, освящённая во имя иконы Божией Матери «Знамение». После вступления на престол царя Михаила Фёдоровича палаты на Варварке стали называть Старым Государевым двором.
Монастырь во имя иконы Божией Матери «Знамение» был основан в 1629 году в честь рождения наследника престола — Алексея Михайловича Романова, сына Михаила Романова. То, что мы видим сегодня — это сохранившаяся часть комплекса бывшего Знаменского мужского монастыря на Старом Государевом дворе. Культовое сооружение представляет собой пятиглавый храм, построенный в лучших русских традициях, в два яруса.
В 1923 году Монастырь закрыли, а его здания, в том числе, Колокольню, приспособили под жилые и хозяйственные помещения.
Местность на улице Варварке, где сохранились отдельные строения — бывшая трапезная, колокольня и Знаменский собор.
С 1992 года в Знаменском соборе были возобновлены богослужения. Собор и палаты стали частью музея «Палаты Романовых» — филиала Государственного исторического музея.
Для себя я отметила, что на Варварке можно провести полноценный день, посещая различные музеи. А пока, ограниченные временем, мы продолжили прогулку, углубившись в парк Зарядье.
Был выходной день, по причине празднования Дня России. Вокруг было очень многолюдно, но это не мешало. Царила приятная, летняя и праздничная атмосфера.
Наслаждаясь зеленью парка и красивыми видами, мы дошли до берега Москвы-реки, где находится один из старейших православных храмов Москвы — церковь зачатия праведной Анны.
Эта церковь, расположенная непосредственно в парке Зарядье, на пересечении Китайгородского проезда и Москворецкой набережной, упоминается в летописях с конца 15 века. Поэтому, хотя её и не миновала печальная участь многих храмов (в 1920-х годах храм был закрыт и осквернён), церковь всё же сохранилась и оставалась под охраной государства, как памятник истории.
Как обычно, само здание было отдано под различные конторские учреждения, а церковное убранство было безвозвратно утрачено. В 1994 году храм был возвращён Русской православной церкви и освящён в том же году, но во время сноса гостиницы «Россия» и последующего обустройства парка «Зарядье» богослужения в храме не проводились. Похоже, что до сих пор церковь зачатия праведной Анны остается закрытой.
Выбираясь с берега реки вверх, к Псковской горке, мы успели бросить взгляд на ещё одно, красивейшее строение на улице Варварка — Церковь Георгия победоносца.
Основное здание церкви Георгия Победоносца было построено в 1658 году. «Четверик» (кубический объем храма) стоит на древнем каменном подклете. Примечательно, что из-за крутизны берега реки в этом месте подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.
Церковь Георгия победоносца. Фото 2019-го года.
Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины 17 века, который называют «золотым периодом русской самобытности» и «русским узорочьем». Красно-белая цветовая гамма соответствует традиционным цветам московской застройки, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня.
Особую красоту церкви придают ажурные надглавные кресты, выполненные в традиции 17 века, ромбовидной формы, с сиянием 12 лучей по центру.
Интересно, что пристроенные к церкви в 1818 году трапезная и колокольня, резко контрастируют с архитектурой основного храма — для их постройки почему-то был выбран неоготический стиль.
Время близилось к часу дня. Не верилось, что с утра мы успели увидеть так много… В животах урчало, но за 20 минут, которые оставались у нас до назначенной встречи с сестрой, мы успевали доехать от станции метро Китай-город до Преображенки. Поесть — уже никак. Спасли положение бесперебойность работы московского метро и пробки на дорогах столицы))
О наших дальнейших приключениях «нетуристического» дня — продолжение следует…
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия