Алтыагач — деревня глубоко в горах Азербайджана, первое поселение переселенцев-молокан из России в XIX веке. Интересное историческое поселение, связанное с исходом и переселением людей последователей одного из течений духовного христианства из России в Закавказье.
Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках. Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), «дух-и-жизники» (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.
В 1834 году были поселены на урочище Алты-Агач выходцы из России по добровольному желанию, а в 1840 году из переселившихся из села Алты-Агач, в числе 315 душ мужского пола, основано новое село на урочище Хильмилли. Оба села состояли в Кушинском участке, из населения молокан преимущественно. В Ширванском уезде в селе Хильмилли и Чухур-Юрт отбиты по одной улице, на коих указано строить дома. Раскольники тех селений не соблюдают строго правил даже в том, чтобы улицы были прямы. Лучшего устройства дома находятся в Ширванском уезде, в селениях Алты-Агач, Топчи и Хильмилли. Школ в селениях не было. Место уникальное с прекрасными климатическими условиями. Сельское хозяйство у переселенцев велось по принятым правилам их праотцами с тою только разницей, что плодородие земли поселило между ними ещё большую беспечность, чем прежде в России, ибо давало достаточные урожаи без употребления тщательной обработки и удобрения полей. Кроме того, закостенелость в старинных обычаях, непредприимчивость и отвращение от всякого рода нововведений овладели ими до невероятной степени. Прошло более столетия и картина резко поменялась. Теперь в деревне молокан не осталось, тут и русского населения нет от слова совсем. Сохранилась лишь парочка домов в русском стиле, а так население полностью поменялось. Проживают азербайджанцы более 1200 человек, а ещё 100 лет назад здесь проживало 2770 русских людей. Ныне рядом с Алтыагач разбит национальный парк, где разводят маралов.
Деревня граничила с этим национальном парком. Единственный недостаток — мусор и грязь в деревне и на окружающей территории. Деревня связана с районным центром Хызы шоссейной дорогой. Организованы автобусные маршруты, связывающие поселение и с Хызы, и с Баку. Сейчас деревня относится к курортной зоне. Жители заняты сельским хозяйством — разводят скот, кур, гусей. Есть в поселении магазины, две школы, больница. Через территорию Алиыагача протекает река Атачай в межень почти пересохшая, но бурная по весне, когда в горах тает снег. Над деревней высится одноимённая гора.
Рядом с парком выстроен огромный туристический комплекс с бассейном, рестораном, тенисными площадками.
Здесь организуют конные прогулки и треккинги для пеших переходов. Долину, в которой находится деревня окружают невысокие, но живописные горы, поросшие лиственничными породами деревьев и кустарником. Особенно живописны восходы, когда утреннее небо окрашивается и световое многоцветие опускается с вершин гор в долину.
Из туристического комплекса можно подняться по канатной дороге на одну из окрестных вершин или пешком взойти к вышке, на которой расположена смотровая площадка, откуда видна вся территория комплекса. К самой вышке ведёт горная тропинка, выложенная камнями со ступеньками.
По винтовой лестнице вышки поднимаются к смотровой площадке с круговым обзором. Здесь же организовывают и проводят праздники или торжества.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Событийный туризм