Что ж, трехнедельную поездку по Юго-Восточной Азии вполне можно описать цитатой из фильма «День выборов»: если сама ЮВА была ударом (приятным, конечно же), то после нее наступил катарсис. Катарсис — потому что последний день путешествия мы провели в небольшом государстве на берегу Персидского залива.
Да, возвращались мы снова через Катар, но на этот раз планировали за 16 часов пересадки покемарить в зоне прилета и выйти в город. «Малайзийские авиалинии» неожиданно облегчили задачу, задержав вылет на три часа, так что даже кемарить толком не пришлось — умылись, причесались, а там уже и метро откроется
Перед поездкой Катар несколько раз менял правила въезда, то была нужна страховка, причем оформлять ее надо было заранее, то страховку можно было оформить перед прохождением границы, но в марте 2023 года для короткого выхода в Катар россиянам не нужно было ничего. Офицер (а вернее офицерка) пограничной службы заинтересовалась, где мы будем жить, но удовлетворилась объяснением, что 10 часов мы вполне сможем прожить без отеля. Штамп (могут еще и наклейку на 30 дней вклеить) и все — welcome to Qatar!
Первой задачей стал обмен денег, который в Катаре не так прост, как кажется. Начнем с плюсов: курс местного риала жестко привязан к доллару, поэтому везде курс примерно одинаковый (максимальное расхождение видели в одну местную копейку). На этом о плюсах все:) перед поездкой читали, что нерезиденту страны не так просто поменять деньги, банки такую услугу не предоставляют. Есть какие-то полуподпольные меняльницы, но там то ли курс странный, то ли надуть могут: уже позже в городе видели один такой пункт, но внутрь не заходили. В любом случае, в 6 утра банки не работали, а деньги были нужны — в таких случаях на помощь приходят обменники в аэропорту. Тем более, что в Катаре-то курс одинаковый! Но здешние дельцы тоже не дураки — раз курс занизить нельзя, введем комиссию. А еще будем менять евро ниже, чем доллар, на него никаких ограничений по курсу нет. Так что имейте в виду. Кстати, в обменнике видел посетителя, менявшего 8–10 пачек английских фунтов, сразу почувствовал, что нахожусь в богатой стране
Пройдя квест с валютой, получаешь новую задачу — как добраться до города? Тут все значительно проще. До аэропорта ведет линия метро, проезд стоит 2 здешних дирхама (примерно 0.5 доллара), а после трех поездок все остальные поездки бесплатны. Иначе говоря, суточный проездной на метро стоит 1.5 доллара. В самом метро есть несколько типов вагонов: для мужчин, семейные и ВИП. Семейные подразумеваются для детей и женщин, но глупым туристам в таких вагонах ездить тоже не возбраняется — нехристи, что с них взять. VIP-вагоны, естественно, повышенной комфортности, билет туда стоит значительно дороже, но за сутки поездки ни разу не видели, чтобы там были пассажиры.
Мы взяли сразу суточный билет, и чтобы не размениваться по мелочам, поехали сразу в другой город. Катар — страна не очень большая, поэтому к столице примыкают несколько районов, которые считаются отдельными городками. В одном из таких новых городов к только что прошедшему чемпионату миру было решено построить главный стадион, а для облегчения логистики довели до стадиона линию метро. Так что метро Дохи — междугороднее
Поезда метро без машиниста, а в крайних вагонах несколько кресел стоят отдельно по ходу движения, поэтому можно занять их и почувстовать себя вагоновожатым. Что ж, вступление получилось каким-то длинным, пора приступать к фотографиям. Посмотрим на Катар!
Катар — мусульманская страна, так что первое сооружение, которое видишь на входе из аэропорта — мечеть. С названием для сооружения заморачиваться не стали — мечеть Международного аэропорта Хамад
5
Чтобы дойти до метро, кстати, можно и вовсе не выходить на улицу, такая возможность вполне есть, но один неправильный поворот — и вот вы встречаете встающее катарское солнце
4
Как уже было сказано, мы решили сразу уехать в самую дальнюю запланированную точку и оттуда уже постепенно возвращаться в сторону аэропорта. В нашем случае это была станция метро Lusail в одноименном городе. Минут 40 езды в полупустом вагоне, и вы оказываетесь на площади перед Национальным стадионом, на котором в декабре 2022 года Аргентина подарила стране счастье. Стадион вмещал более 80000 зрителей, но после чемпионата мира планировалось сокращение посадочных мест. Хотя вот сейчас в Катаре проходит Кубок Азии по футболу, так что стадион пока еще нашли применение
6
Стадион, как и положено в таких случаях, окружает огромная асфальтовая площадь без малейшего признака растительности. На горизонте возвышаются высотки делового центра Лусаила, это хоть и формальный пригород Дохи, но часть компаний уже открывает здесь собственные офисы
4
Большая часть метрополитена Дохи проходит под землей, но за примерно станции за полторы до Лусаила поезда выходят на поверхность. Сама станция в Лусаиле тоже надземная, и не имеет ничего общего с дизайном стадиона:)
1
На протяжении надземной поездки можно увидеть строящиеся небоскребы, оценить их футуристичный облик, что в сочетании с беспилотными поездами отправляет вас в какой-то фантастический фильм…
2
Нашим следующим пунктом стала станция Katara, где не так давно был восстановлен облик типичного катарского поселения донефтяной эпохи. Как обычно бывает в таких случаях, власти немного приукрасили действительность, но на такие неточности давно надо закрывать глаза. Сам комплекс разделен на две части — собственно, культурную деревню и парк. Мы сначала пошли в парк. Созерцая всю эту зелень, понимаешь каких гигантских усилий и особенно средств, стоит содержать такое место в должном виде. Настоящий оазис зелени в желтом царстве песка и глины
2
На небоскребах - портрет первого эмира Катара, насколько я помню
Несмотря на обилие экспатов, в том числе и из развитых стран, дорожки парка были пусты. То ли бег в Катаре не так популярен, то ли жилые районы экспатов сосредоточены в других местах
3
В центре парка создан небольшой холм, с которого открываются неплохие виды на саму культурную деревню и соседние здания. Можно увидить и необычное здание местной ассоциации традиционной арабской охоты, которое выполнено в виде гигантского колпака, который надевают на хищных птиц. Такие птицы — один из символов Катара, к ним мы еще вернемся
2
Катару несколько неправильно называть деревней, видимо, построив только деревню, катарцы поняли, что получается маловато, поэтому добавили в комплекс и торговый центр, и картинную галерею, и выставочный центр, и только упомянутую ассоциацию охоты… Получился достаточно сложный и не всегда гармоничный ансамбль, даже просто сориентироваться в котором не так просто
5
С холма парка в Катаре (деревне) можно увидеть и один из первых символов Катара — башню Aspire Tower, которая была построена в древнем по здешним меркам 2006 году к проходившем в Катаре (государстве) Азиатским играм
4
Aspire Tower - в центре кадра на горизонте, а помпезное здание на переднем плане - торговый центр "Галерея Лафайет"
Катар — прибрежная страна, не стоит забывать. Поэтому часть комплекса деревни находится прямо на берегу Персидского залива. В нескольких метрах от берега «припаркована» местная традиционная лодка, на аналогах которой предки нынешних миллиардеров ходили ловить рыбу
2
Хотелось промочить ноги в водах Персидского залива, но в Катаре это сделать почему-то нельзя, время стерло из памяти причину. Вроде бы пляж находится в собственности одного из отелей, но могу ошибаться
2
Кстати, все открытые многочисленные сооружения и организации меркнут перед настоящим амфитеатром, который обустроен в центре комплекса. Сооружение в открытом доступе, передвижения ничем не ограничены
3
Собственно, как раз к амфитеатру и ведут большинство восстановленных улочек, которые воспроизводят тот восточный колорит из мультсериала про Аладдина
1 из 4
2
Сделав кружочек по деревне, мы вернулись к торговому центру «Галерея Лафайет» , где располагался вход в метро и поехали в следующее интересовавшее нас место
5
Дальше в планах в у нас было посещение образовательного кластера в Дохе, более известного под названием Education City. Сюда ведет зеленая ветка метро Дохи, выходить надо на одноименной станции. Изначально нас привлекли два объекта, но выяснилось, что по большей части этого района просто приятно гулять, здесь достаточно скверов и интересной архитектуры. Даже обычный медицинский колледж располагается в заметном здании, которое могло бы стать достопримечательностью почти любого города
1
Но и такое необычное здание выглядит несерьезно перед доминантой Education City — зданием местной Национальной библиотеки
2
Еще более необычно смотрится здешняя мечеть. Катарцы вообще не противятся новым веяниям в архитектуре даже в отношении очень консервативных религиозных зданий, и это делает страну еще интереснее для посещения
1
Мечеть (я так до конца и не разобрался как она называется — в интернете встречалось и Education City Mosque, и Minaretein Center) совмещена с центр изучением ислама, на территории приходят семинары и конференции, как раз остатки одного из таких мероприятий увидели и мы
3
Архитектурные детали и детали интерьера отсылают к Корану и исламу. Например, в мечети 4 источника воды, которые символизируют 4 райские реки, а само здание стоит на пяти опорах, которые означают 5 столпов ислама. Мечеть в свое время получила кучу престижных наград, и могу сказать, что получила заслуженно
1
Внутренний двор мечети выполнен в виде сада и фонтаном, а изнутри стены украшают цитаты из Корана
2
И внутрь библиотеки, и внутрь мечети можно попасть, но мы, к сожалению, это сделать не успели — есть повод вернуться:)
1
Под надзором глаз электронных и естественных мы снова вернулись к метро и поехали в исторический центр Дохи
3
Чтобы попасть в самый центр, надо выходить на станции Souq Waqif, но мы решили выйти на самой оживленной станции Msheireb (здесь пересекаются все три ветки метро Дохи) и совершить небольшую прогулку по обычным, а не туристическим улицам
3
Видно, что Катар вкладывает большие деньги в развитие туристической инфрастуктуры. Нынешнюю картину, согласно которой туристы проводят в Катаре максимум одну ночь во время длительной остановки, власти стремятся изменить — имеющиеся исторические здания приводят в надлежащий вид, а всех без исключения продавцов и таксистов обязывают изучать английский
2
Конечно, работы еще полно и даже в самом центре Дохи можно увидеть полузаброшенные здания. Но работа ведется постоянно — в планах здешнего эмира сделать Катар страной-курортом мирового уровня
4
Одно из самых старых зданий Дохи — форт Аль-Кут, построенный в 1927 году. В разные годы выполнял функции полицейского участка, тюрьмы, крепости, а иногда успешно совмещал их. Сейчас в здании музей
2
Изначально Аль-Кут (его иногда еще называют Форт Доха) оборудовали, чтобы защищать от набегов кочевников торговцев на близлежащем рынке Сук Вакиф, и как раз рынок до сих пор считается главной достопримечательностью Дохи.
2
Как и во многих восточных городах, рынок — не отдельное здание, а целый район, соединенный между собой улочками, переходами и галереями
1
Несмотря на кажущуюся искусственность, рынок максимально настоящий, продают здесь все — от лодок до корма для верблюдов, а покупки чаще всего делают полностью скрытые под одеждой женщины, за которыми следуют носильщики, везущие заполненные покупками тележки. Приятное место, максимально дружелюбные продавцы, с улыбкой предлагающие свой товар, но ни в коем случае не впихивающие его силой
1
На таких абсолютно садовых тачках носильщики возят товары за покупателями
Рынок в Дохе колоритен, но при этом он похож на рынки во многих городах по всей ближневосточной Азии. Впрочем, есть на Сук Вакифе уголок, который делает этот рынок необычным. Чтобы попасть в этот угол, нужно двигаться на птичий щебет — сначала увидите привичных птах…
1
… а потом в небольшом павильоне увидите жемчужину Сук Вакифа — Соколиный рынок
2
Как уже говорил, охота с ловчими птицами до сих пор остается важной вехой культурного наследия Катара, а иметь несколько соколов для коренных жителей в порядке вещей. Опять же, к дружелюбности здешних продавцов: павильон посещают очень большое количество туристов, которые выслушивают от гидов легенды с туристических сайтов, как в сезон люди не могут купить билеты на самолеты, потому что отдельные места покупаются для клеток с птицами и т. д. Из этих посетителей никто не может позволить купить себе птицу — самый дешевый хищник стоит несколько тысяч долларов. При этом продавцы сохраняют дружелюбность и открытость. Нам, например, предлагали взять птицу на руки. Но лично мне в таких местах немного грустно, все-таки стихия таких птиц — свобода
3
Кроме Соколиного базара, на Сук Вакифе есть еще отдельный Золотой рынок, но туда мы не пошли, решив потихоньку выходить из лабиринта базарных улочек. Прямо к Сук Вакифу примыкает загон верблюдов, в котором постоянно живут животные, владение которыми молва приписывает лично эмиру. Но загон почему-то был пуст
1
Не успели расстроиться, как жители конюшни (интересно, как называется место хранения верблюдов) обнаружились через дорогу при полном параде
4
Тогда же выяснилась и причина их отсутствия. Одновременно с нами в Катар приехал Туркменбаши, для которого и организовали пышную встречу. Правда, мимо почетного караула никто так и не проехал, видимо, застали уже отголоски церемонии
1
Здание на заднем плане, кстати, дворец эмира. Казалось бы, при уровне доходов может позволить себе что-нибудь с аквадискотекой, но нет, дворец достаточно скромный. Здесь же построена и мечеть, которую посещает эмир. Обычно к зданиям охрана приблизится не дает, что-то ребята из проезжающего джипа сказали и нам, но максимально вежливо и даже не без извинений — то ли действительно все стало цивилизованнее, то ли отголоски прошедшего чемпионата
1
Напоминания о чемпионате, кстати, действительно встречались часто. На улицах еще кое-где сохранялись указания «для футбольных болельщиков», в магазинах аэропорта активно торгуют футболками стран-участниц, а, переходя дорогу, увидели грузовиками с остатками наглядных инсталляций
2
Грузовик с флагами мы увидели, переходя оживленную улицу, проходящую по берегу Персидского залива. Как и в большинстве арабских городов, в Дохе подобная длинная-предлинная набережная носит название Корниш. С Корниша (или Корниш) открывается лучший вид на небоскребы в деловом центре Дохи
11
Здесь же оборудована стоянка традиционных лодок доу, которые сохраняют аутентичный облик при современной начинке
9
По заливу, естественно, организуются круизы, причем даже по достаточно адекватным ценам, но в нашем случае время было самым недостающим активом
5
На доу катарцы выходили в море добывать жемчуг, который был основным источником дохода государства до разработки нефтяных месторождений. Этой странице в истории Катара посвящен фонтан на Корниш, изображающий огромную жемчужную раковину
3
В непосредтвенной близости от набережной находится еще множество интересных объектов: и старый порт, и океанариум, национальный музей в очень необычном здании, еще одна восстановленная деревушка… Но время, время… В итоге ограничились взглядом снаружи на музей исламского искусства, тем более, что один из жителей Дохи любезно согласился попозировать на фоне
4
Потом, правда, пришлось покарабкаться по камням, чтобы объяснить, что на фоне скайлайна и залива фото будет еще лучше, но житель остался глух к предложениям
5
Наше время в Катаре подходило к концу, поэтому мы вернулись к метро, пройдя мимо еще одного символа Дохи — центра исламской культуры имени шейха Абдуллы, который совмещен с мечетью с очень необычным спиральным минаретом — как раз понятие «символ» больше относится к минарету:) если хотите узнать побольше о местных традициях и религии — то вам сюда. Здесь же, кстати, можно приобрести экскурсию по городу и стране
2
Мы спустились в метро, не отказали себе в удовольствии проехать несколько секунд по желтой ветке и вышли на следующей станции в поисках кафе. Кафе на месте не оказалось, впрочем, тут же нашли другое, пообедали (естественно, шаурмой, причем очень достойной) и отправились в аэропорт. Про аэропорт Хамад хотелось бы сказать отдельно. Обычно во всех рейтингах Хамад уступает аэропорту Сингапура, и Чанги действительно очень удобен и интересен для туристов. Но, побывав за одну поездку в обоих аэропортах могу сказать, что Хамад ничем не хуже. Да, тут нет огромного фонтана, зато есть полноценный парк с настоящими деревьями. Тут тоже есть поезд между терминалами, а для тех, кто выбрал пешую прогулку, есть множество арт-объектов, включая настоящий символ Хамада — огромный плюшевый медведь в центре сооружения. В общем, даже если вам не хватит времени на выход в город при пересадке, не сидите у выхода, а отправляйтесь гулять по аэропорту — он сможет вас заинтересовать
1 из 7
4
Зеленый уголок в аэропорту Хамад
А если вам хватает времени на выход в город — то отправляйтесь гулять, не задумываясь. В этом случае вы увидите не только один из самых развивающихся городов мира, но и прикоснетесь к настоящему гостеприимству и радушию, развенчаете популярный для Катара миф о воде дороже бензина, а если повезет, то искупаетесь в водах Персидского залива. Нам Катар очень понравился, и сюда хочется когда-нибудь вернуться
На этом я заканчиваю большой цикл рассказов о Юго-Восточной Азии, чтобы вскоре начать новый цикл о Юго-Восточной Азии:) да, уже в конце месяца начинается новое путешествие, о котором, надеюсь, буду здесь рассказывать А чтобы получать актуальную информацию, подписывайтесь на наш с девушкой телеграм-канал — мы, если честно. не очень часто туда пишем, но зато с места событий:) (там, например, можно увидеть посты о путешествии, которое случилось между двумя поездками в Азию:))
До новых рассказов и всем побольше путешествий и впечатлений!