После насыщенных двух суток в Бельгии вернулись обратно в Нидерланды. Впереди были ещё три с половиной дня в Амстердаме. Отель снова заказали поближе к железнодорожной станции. Тем более, что, как и в многих других старых городах, она находится в центре. Удобно и ездить по окрестностям, и гулять по городу.
На привокзальной площади шёл ремонт. Вздымая клубы щебёночной пыли и громыхая не приспособленными для походов по пересечённой местности чемоданами преодолели огороженный специально для пешеходов серпантин и выбрались на набережную Prins Hendrikkade прямо напротив Базилики Святого Николая. Завернули за угол, прошли ещё метров 100 вдоль канала Geldersekade и вот он наш отель Mai. Заявленных 4 звезды я бы ему пожалуй не дала, но в целом для ночёвок непритязательного туриста годится.
На вокзал возвращались ещё не раз, поэтому стоит рассказать о нём поподробнее. Главная железнодорожная станция Амстердама построена на трех соединенных между собой искусственных островах бухты Эй. Проект отделки центрального здания принадлежит Питеру Кейперсу, структура же самого вокзала заслуга команды инженеров железной дороги.
Строительные работы начались в 1882 году. Примерно в то же время были построены несколько других важных общественных зданий в Амстердаме, таких как Рейксмузеум, Амстердамская филармония, Городской театр, Центральная почта, ныне торговый центр Magna Plaza. Все эти прекрасные здания представляли собой смесь неоготики или неоренессанса.
Фасад с двумя башнями иллюстрирует идею того, что здание является как бы воротами, через которые современный путешественник попадает в город. Декоративные детали и каменные барельефы свидетельствуют о промышленном и торговом значении страны того времени. В 1897 году за проект Центрального вокзала архитектор получил золотую медаль от королевы.
Слева от главного входа напротив многоэтажной велосипедной парковки стоянка круизных корабликов. Однако за всё время мы так и не удосужились совершить водную прогулку. Всё пешком, пешком.
В отличие от многих европейских городов Амстердам славится не церквями и дворцами, а домами своих жителей, выстроившимися вдоль многочисленных каналов. Вереница элегантных фасадов с характерными фронтонами формирует образ, который чаще всего ассоциируется с Амстердамом.
В семнадцатом веке во времена так называемого Золотого периода Амстердам был одним из самых богатых городов мира. На островах образованных концентрическими и поперечными каналами преуспевающие владельцы малого бизнеса строили свои дома.
Те из них, что сохранились, а таких немало, получили статус памятников национального и муниципального значения. В Амстердаме их насчитывается более 9000. Пока гуляли по городу старалась запечатлеть хотя бы небольшую часть. По приезду копалась в интернете определяя, что же попало в кадр.
У каждого дома своя история. 15 Stromarkt построили в 1608 году. В 1655 его приобрёл бондарь Корнелис Симонс Кэт. Судя по дате на картушах фасад дома обновили в 1670 г.
794 Кейзерсграхт 1675 года принадлежал мастеру-плотнику Андрису Дорревельту.
456 Singel с традиционным кирпичным фасадом и ступенчатым фронтоном построен более 400 лет назад в 1607 г. Здание в переходном стиле от голландского ренессанса к голландскому барокко. В 1884 году, компания Weijntjes открыла здесь бизнес по производству медных и металлических изделий. Семья до сих пор живет в комнатах над магазином.
390 Singel, 1699 г. Монументальный дом у канала с фасадом в раннем стиле Людовика XIV. Плотник Антони Ян ван Вейнгаарден купил дом в 1698 году и сразу же начал его перестраивать. Мастер хотел показать, что идет в ногу со временем. В результате у дома появился затейливый фронтон со статуями Аполлона и Минервы и двери украшенные лепниной с ангелочками. Здание увенчано голубым небесным глобусом.
Это не единственный глобус, что можно увидеть в Амстердаме. Так называемый армилариум — открытый небесный глобус, составленный из колец, венчает фасад Herengracht 475 на Золотой излучине. Атлант держит на плечах огромный глобус на площади Дам. Согласно легенде, город Амстердам падёт, когда Атлант уронит свой земной шар.
В Амстердам мы приехали во второй половине дня в среду, а в четверг утром отправились в Гаагу и Делфт.
Из окна поезда любопытно было наблюдать как грядки с салатом перемежаются разноцветными грядками с цветами.
В пятницу с утра отправились в главный музей Нидерландов — Рейксмузеум.
Идти и не оглядываться по сторонам в таком городе как Амстердам просто невозможно. Oost-Indische Huisbrug (мост 223) впервые появился на карте в 1625 году. За мостом видна колокольня Зёйдеркерк, первой церкви города, построенной в 1603—1611 гг. специально для протестантов. В церкви похоронены трое детей Рембрандта, чей музей находится неподалёку. У основания моста кирпичный дом с фронтоном в форме колокола. Дом построили в 1850 году, когда стиль Людовика XIV уже вышел из моды.
Алюминиевый мост (Aluminiumbrug) был построен в 1896 году и стал первым мостом в Амстердаме с алюминиевым настилом, не требующим особого ухода.
Изящная конструкция подъёмной части моста опирается на две каменные арки. Посмотреть, как его раскрывают, к сожалению, не удалось.
К первому из кольцевых каналов вышли через площадь Мунтплейн. Самое примечательное на площади конечно башня Мунтторен 1620 г. В 1668 году на башне установили карильон, который отмечает каждую четверть часа. Справа от башни домик стражи. Оригинальный не сохранился и на его месте в 1887 году построили другой спроектированный городским архитектором Виллемом Спрингером в стиле неоренессанса. Дом с башенкой под зелёной крышей примерно того же времени. Бывшее офисное здание голландской страховой компании De Nederlanden датируется 1895 годом. Спроектировано архитектором Х. П. Берлаге автором товарной биржи Beurs van Berlage на главной улице Амстердама. Ну, а позади башни довольно современный, но никак не портящий ансамбль площади, Отель Карлтон Г. Дж. Рутгерса 1926—1928 гг.
Исторический городской ансамбль средневекового Амстердама окружен чередой внешних каналов под общим названием Singelgracht. Музейный квартал находится сразу за каналом. Неудивительно, что и мост ведущий к музею называется Museumbrug.
Вдоль Музейного моста являющегося муниципальным памятником расположен ряд вилл конца 19 века. Две из них в 1882—1884 гг. построил амстердамский архитектор Джейкоб Даверман в стиле эклектики. Фасады выполнены из красного кирпича с традиционно голландским чередованием светлых слоёв штукатурки на основе из натурального камня.
Великолепное здание Рейксмузеума сама по себе достопримечательность. Здание было спроектировано Питером Кейперсом и открыто в 1885 году. Проект был принят не сразу. Когда в 1863 году был объявлен конкурс работа Питера заняла второе место. Однако и все остальные проекты были признаны недостаточно качественными. В 1876 году был проведен новый конкурс, на этот раз победу одержал проект Кейперса.
В преимущественно протестантской стране новое неоготическое здание музея было встречено неоднозначно. Католический архитектор Кейперс создал очень похожее на церковь здание с башнями, сводчатыми потолками, фресками и витражами — вскоре его прозвали собором Кейперса. Король Вильгельм III даже отказался проводить церемонию открытия, заявив, что никогда не ступит в «этот монастырь».
Одной из примечательных особенностей Рейксмузеума является сквозная арка посредине, через которую снуют тучи велосипедистов. На протяжении многих лет директора музея добивались закрытия Пассажа и включения его в состав музея, но в итоге велосипедисты победили, и проезд остался открытым.
Экспозиция музея просто потрясающая: Якоб ван Рейсдал, Франс Хальс, Йоханнес Вермеер, Ян Стен, Рембрандт. Более 2000 полотен фламандского Золотого века. От бесчисленных шедевров голова идёт кругом. Вышли наружу, а тут опять музей под открытым небом.
543 Keizersgracht. В угловом доме на мосту было основано первое турагенство Нидерландов. Торговец экзотическими фруктами Джейкоб Лиссоне основал свой туристический бизнес по воле случая. Поскольку у него были обширные зарубежные контакты, кто-то из знакомых попросил его организовать групповую поездку в Лондон. Затея удалась и Лиссоне начал продавать туры также в Париж, Италию, Скандинавию, Америку и Египет. Самая первая реклама туров в Париж и Лондон датируется 1882 годом.
Каждый дом создан талантливым мастером, поэтому даже смешение стилей смотрится вполне органично. Слева белый с башенкой — ар-нуво, справа со ступеньками — неоренессанс.
292 Singel с двумя трубами по краям — дом мэров. В разное время здесь жили три городских мэра: Ян Трип, Маттеус Лестевенон и Йоахим Рендорп. Рендорп купил здание в 1761 году. Когда в конце мая 1787 года вспыхнуло восстание корабельных плотников-оранжистов, его дом был разграблен. Хорошо, что Сингел 292 представлял собой огромный комплекс с выходом на соседний канал Херенграхт. Рендорпу и его жене удалось спастись, сбежав в сад соседа. Горничной повезло меньше, её грабители столкнули с лестницы.
Идём дальше. Что это за домик с гербом города? В 1512 году здесь находилась Штаб-квартира ополчения лучников Handboogdoelen. Под гербом Амстердама пять гербов поменьше: герб гражданской гвардии и гербы её четырех директоров, в том числе Франса Баннинг Кока, который является центральной фигурой в «Ночном дозоре» Рембрандта. Справа бывший городской арсенал Stads-Bushuis. Он был построен во время Восьмидесятилетней войны в 1606 году на месте бывшего стрельбища под названием Voetboogdoelen. Как и во многих исторических зданиях Амстердама, дата постройки указана на фасаде. Декоративный фронтон с масками львов был спроектирован Гансом Фредеманом де Фрисом. Широкие ворота служили для перемещения тяжелых орудий.
На ланч уже по традиции отправилсь на террасу Bijenkorf.
И кормят неплохо, и виды красивые.
Продолжение следует…
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия