Холодный зимний вечер. За окном морозно, снежный покров совершенно неожиданно укутал теплую южную землю. Через закрытое окно раздается громкий хруст льда, издаваемый колесами подъезжающих к дому машин. Самое время вспомнить летние солнечные дни, проведенные в чудесной старинной Коломне, городе, расположенном на трех реках: Оки, Коломенки и Москвы-реки.
Очень давно на этом месте находилось вятическое поселение, но датой основания города считается 1177 год, момент первого упоминания Коломны в исторических летописях.
Название города насчитывает более десятка разнообразных версий происхождения, но я упомяну лишь об одной из них: на берегу реки рядом с городом в древние времена размещался рынок, старинное название которого звучало, как «менок». Люди говорили: река около мена — значит Коломенка, а город стали традиционно называть по названию реки — Коломна.
За неполных двое суток мне предстояло как можно детальнее ознакомиться с удивительным провинциальным городом, кладезем старинной и самой разнообразной архитектуры.
Усадьба Константиновых (пожарная часть), улица III Интернационала, 12-12б.
Конец 18 - 1-я треть 19 веков.
По прилету из Бишкека, я переночевала в Москве, на утро оставила основной багаж в автоматической ячейке Казанского вокзала и захватив маленький рюкзачок, я села на семичасовую электричку. Новенькие, симпатичные вагоны и их оснащение изначально порадовали, но в процессе двухчасового сидения я на себе ощутила, что спинки ярких сидений совершенно не удобны для долгой езды! Если сесть, чтобы было удобно спине-надо прислониться вплотную, а это значит будешь сидеть как столб! Если же захочется положить голову на спинку и попытаться хотя бы подремать, тогда надо отодвинуться от спинки и спина минут через пять запросит о пощаде!
В общем в утренний, но уже горячий воздух основного железнодорожного вокзала Коломны «Голутвин» выпорхнула с облегчением. Узловая станция Рязанского направления Московской жд была открыта в июле 1862-го года.
Название «Голутвин», по мнению современных специалистов в области топонимики, родственно со словом «голутва» — вырубка, поляна в лесу. Рядом находится и автовокзал,
его услугами я не пользовалась, но на остановке общественного транспорта у входа в здание села в автобус, который по главной автомагистрали города- улице Октябрьской революции, повез пассажиров в сторону, противоположную от центра. Покрутив маршруты и так, и эдак, учитывая свои желания и удаленность двух монастырей от основного скопления достопримечательностей Коломны, первым пунктом насыщенной программы был выбран Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь.
Погуляв по территории, о чем расскажу отдельно, от солнечной активности я буквально расплавилась и зная, что рядом течет река Москва и где-то совсем недалеко она соединяется с Окой, отправилась к реке.
С понтонного моста любуясь водными просторами,
хотелось поймать хоть малейшее дуновение воздуха, почувствовать прохладу, исходящую от воды, но увы!
Меня одолело навязчивое желание, спрятаться в заросли и вытащив из рюкзака бриджи, переодеть их взамен одетых на мне брюк. Но удержавшись от столь опрометчивого поступка, отправилась на остановку трамвая, которая находится минутах в 10 ходьбы от монастыря. На трамвае № 1- круговой маршрут,
доехала до пересечения с улицей Комсомольской, бывшей Репенской и вышла.
Улица Комсомольская, 13, Детская больница (городская больница) 19 век.
Время заселения еще не наступило, а мне уже не терпелось прочувствовать скромное обаяние провинциальной коломенской архитектуры и начала я с Ямской слободы.
Жилой дом на улице III Интернационала, 20, постройки конец 18-начало 19 веков.
С первых же шагов я поняла, что попала в замечательное прошлое, в очаровательный купеческо-мещанский городок, в общем именно туда, куда и стремилась душа. Каменные, кирпичные, все еще крепкие дома и усадьбы
в дуэте с деревянными уютными домиками, палисадниками и пылающей огнем рябиной очаровали с первых же шагов.
И пусть многие из них так и остались для меня неопознанными архитектурными объектами, прелесть их от этого не уменьшилась, скорее наоборот — пусть хранят свое инкогнито и загадочность.
Во второй половине 18 века деревянная Коломна пострадала от сильного пожара. В 1775 году в город нагрянула императрица Екатерина II, ужаснулась и для наведения порядка в 1778 году в Коломну был направлен архитектор Матвей Фёдорович Казаков.
Генеральный план Коломны был разработан комиссией каменного строения Санкт-Петербурга и Москвы под руководством личного секретаря императрицы Иван Ивановича Бецкого и утвержден ею 16 января 1784 года.
«По новому регулярному плану началась планомерная пробивка улиц по прямоугольной сетке, которая совершенно изменила пространственную структуру города. Характер застройки конца ХVIII — начала XIX веков был обусловлен особенностями социальной жизни, бывшей по преимуществу не дворянской, а купеческой и ремесленной. Отсюда отсутствие крупных дворянских особняков, и преобладание добротных купеческих домов с хозяйственными дворами, обширных торговых сооружений и множеством церквей.»
Большую часть прежних названий улиц, благозвучных и более подходящих городу, со временем изменяли, затем словно опомнившись, возвращали обратно. Но так и остались улицы, носящие громкие и порой совершенно не уместные названия: Гражданская, Красногвардейская, Октябрьской Революции и прочие плакатные призывы.
Но дабы не растерять уже схваченный мною настрой, пройдусь по улице Ивановской,
да и по улице Толстикова, бывшей Троицкой
вполне можно прогуляться до Троицкого храма на Репне.
Храм Святыя Живоначальный Троицы расположен на островке, со всех сторон опоясанном улицей III Интернационала.
Село Репенское когда-то очень давно по духовному завещанию Дмитрия Донского (1350—1389 гг.) было отписано супруге, княгине Евдокии. На этом месте стоял деревянный Троицкий храм, вокруг которого стали селиться ямщики, а местность стали называть Ямской слободой.
В 1696 году деревянную церковь заменили на каменную пятиглавую церковь, построенную в стиле московского барокко, с кирпичным декором и кокошниками, которые при поздней перестройке были убраны, а от пяти глав осталась одна. Позднее церковь была объединена в одно целое с колокольней, которые соединили их трапезной, и здание выстроилось этаким «кораблем».
После заселения в отель и непродолжительного отдыха, я отправилась далее по маршруту — в район Старой Коломны, в коломенский посад, решив для начала осмотреть удаленные объекты, отмеченные на карте. Рассуждала здраво, что если их оставить на потом, они могут так и остаться не увиденными, но как же можно лишить себя удовольствия прогуляться по мало изученным улочкам в поисках удивительных историй, связанных не только с самобытной архитектурой зданий, но и с судьбой их владельцев. А детали, вывески и прочие важные мелочи.
Не смотря на более легкую одежду, я всеми частями тела ощущала переизбыток заботы августовского солнца, оно словно задалось целью расплавить меня до лилипутских размеров.
Отмахиваясь от назойливых лучиков, я сконцентрировалась на улице по которой шла, впервые упоминаемой в Писцовых Книгах за 1577–78 годы: бывший Спасский переулок, Спасская улица. В 1984-го ей присвоили имя Яна Яновича Грунта-первого военного комиссара Коломны и коломенского уезда.
Архитектурные изюминки следовали одна за одной: вот оригинальный Дом с мезонином, построенный в конце 19 века в так называемом свободном стиле с использованием элементов различных стилей, иными словами «эклектики».
Улица Яна Грунта, Дом с мезонином. Конец 19 века.
Но в следующее мгновение я уже увлеченно рассматривала ярко-зеленое с желтыми вкраплениями здание рыбного ресторана Sibas-Lovelas. Веселенькое на вид завиденьице, в которое переоборудовали здание с весьма солидным возрастом.
Напротив, на пересечении с улицей Красногвардейской, находится здание, которое является одним из лучших памятников гражданской архитектуры Коломны, построенное по заказу богатого купца Озерова в формах зрелого классицизма. Планировочное решение особняка характерно для купеческого дома, в котором первый этаж предполагался под торговые помещения, а второй занимала жилая часть.
Главный фасад с центральным шестиколонным портиком обращен в сторону торговой площади, на месте которой сейчас разбит сквер. С 1980 года в здании разместилась картинная галерея «Дом Озерова».
Надо ли говорить, что я буквально ринулась к входу, но мгновенно осадила себя — у меня ведь другие, не менее грандиозные планы и в случае посещения галереи я просто не успею их осуществить.
Поворачиваю на улицу Красногвардейскую и пока иду до следующего объекта, попробую понять, что же такое «посад»? Издревле доминантой города, его защитой при нападении захватчиков служили укрепленные Кремль или монастырь. В мирное время примерно с 16 века вокруг крепостной стены стали быстро вырастать поселения купцов, ремесленников, простых горожан, служилых людей, прибывших по боярской воле оберегать город, т. е. посады. А население этих поселений называли «посадскими людьми».
Когда к городу подступал враг, посады, как правило, сжигались самими их жителями, усложняя задачу захватчику скрытно подобраться к кремлевским стенам с лестницами и осадными машинами. Но врага рано или поздно изгоняли, иначе и быть не могло и тогда посады отстраивались заново, да еще краше, чем прежде.
Коломенский посад дошел до настоящего времени в почти неизменном виде, сохранив не только купеческие и мещанские жилые постройки, но и великолепную храмовую архитектуру.
А слово «провинциальная» нисколько не уменьшает очарования древнего русского города, сохранившего для своих потомков уютные улочки, приземистые домики, среди которых как опорные точки построены храмы с высокими колокольнями и монастырские обители. К одному из таких я как раз и подошла — Храм Вознесения Господня, первое упоминание как о деревянной церкви на этом месте относится к 1578 году.
Церковь и колокольня, дошедшие до наших дней, были построены на средства прихожан в 1792–1799 годах. Проект церкви в стиле классицизма принадлежит Матвею Казакову либо одному из его учеников. Достроенная в 1808–1815-х годах трапезная объединила храм и колокольню. В 1930-х годах храм был закрыт и лишь в 1996-м году был возвращен прихожанам.
Изредка проверяя маршрут по карте, я повернула на Комсомольскую и почти сразу же за забором увидела каменную двухэтажную усадьбу с великолепной резьбой.
Главный дом усадьбы скотопромышленников Ротиных декорирован лепным орнаментом и геральдическими фигурами. Улица Комсомольская, 19 век
Для начала проверила, можно ли пробраться на территорию. Мне повезло и вот уже стою напротив главного фасада и любуюсь его великолепным украшением: резьба на стенах, крылатые грифоны, маленькие женские головки с раковинами, гербы, изысканные цветочные гирлянды — чего там только нет!
Династия купцов Ротиных, выходцев из дворовых крестьян Воронежской губернии, с конца 18 века удерживала славу богатейших скотопромышленников Коломны.
К началу 19 века по заказу главы семьи — Григория Ротина на основе проекта неизвестного зодчего в коломенском посаде была построена двухэтажная каменная усадьба. Купцы занимались благотворительностью, именно на их пожертвования были отреставрированы Старо-Голутвин, а затем и Ново-Голутвин монастыри. В советское время усадьбу национализировали и разместили в ней больницу и отделение скорой помощи.
В 2015 году этой красивой усадьбе присвоили статус памятника архитектуры регионального значения.
Так я и петляла по улочкам, рассматривая красивые и интересные здания
пока не оказалась на треугольной площади, к которой словно ручейки стекаются пять улиц: Арбатская, Пушкина, Уманская, Полянская и Артиллеристов.
В 2017 году бывшую Молочную площадь и площадь пяти углов переименовали в площадь Марии Шевлягиной, пожертвовавшей в 1902-м году на возведение первого в Московской губернии водопровода в Коломне 200 тысяч своих средств и 150 тысяч на его содержание.
Исполняя последнее волеизъявление покойного мужа — миллионера Николая Афанасьевича Шевлягина, тратить как можно больше средств на благотворительность, 50-летняя вдова Мария Николаевна обратилась за проектом к главному инженеру, знаменитому Владимиру Григорьевичу Шухову. Водонапорная башня высотой 45 метров была построена, вырыты две 120-метровые артезианские скважины, по которым вода поступала в башню. Наверху ажурной конструкции металлической башни был установлен металлический бак на 10 000 вёдер воды из которого по чугунным трубам артезианская вода растекалась по улицам Коломны. Жители получали воду из специальных водоразборных башенок, по всему городу разместили 8 таких водоколонок, прозванных в народе «Шевлягинские бассейки».
В 1934 году на пересечении улиц Уманской и Пушкина, как раз на линии водопровода был построен банно-прачечный комбинат.
В 2020-м году ко Дню города — 843-летию Коломны рядом с площадью и комбинатом был установлен бюст Марии Николаевне Шевлягиной, автором которого стал известный скульптор Валерий Серёжин.
А теперь отвлечемся от ажурной бассейки и обратим внимание на «Музейную фабрику пастилы» на Полянской улице.
Пастила — традиционное русское лакомство и символ подмосковной Коломны, возникла в период средневековья как один из способов хранения яблочных урожаев. Традиционная пастила приготовлялась на сыте (разварной мед на воде), меду или патоке. Яблоки томили в печи, разминали, постилали на досках, сушили на солнце. Тонкие полоски коричневого цвета сворачивали в свитки и употребляли как лакомство вплоть до нового урожая. Первый рецепт коломенской пастилы был опубликован в 1796 году в одной из первых русских кулинарных книг.
«Музейная фабрика пастилы» на Полянской — первый в России живой музей с открытым пастильным производством по старинным технологиям 19 века и театрализованной экскурсией. Фабрика находится в деревянном здании пастильного заведения купца Петра Карповича Чуприкова, основанного на Коломенском посаде в 1852 году и проработавшая вплоть до Революции. На территории Музейной фабрики воспроизведена обстановка середины 19 века, двор, сарай, старинное плодохранилище.
В саду при музее выращиваются яблоки особых пастильных сортов, а производство пастилы реконструировано в соответствии с архивными документами.
В музее представлены действующие приспособления, механизмы, кондитерский инвентарь, пастильная сушильная печь. В интерьерах фабрики представлены и подлинные предметы конца 19 — начала 20 века: мебель, посуда, утварь, книги и фотографии. Музейный комплекс включает в себя кафе
и экспериментальный театр pastila с репертуаром из спектаклей по произведениям русских и зарубежных классиков.
Сразу говорю, что музей не посещала, а с удовольствием прошлась по территории, заглядывая во все закоулки. Благо основной наплыв туристов схлынул буквально перед моим приходом. Приятные тенистые уютные уголки, зелень, цветы,
дачный дизайн, чайные церемонии
расслабляли и настраивали на совершенно не нужную мне волну. Поэтому взгрустнув, вздохнула и продолжила путь, о чем поведаю в следующем рассказе.
Спасибо всем, кто был со мной и читал.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия