Постепенно наше путешествие подходило к концу, но впереди запланировано было еще два интересных места, о первом из которых расскажу сегодня.
Поколесив 10 дней по югу Вьетнама (прочитать про это можно здесь, здесь, здесь и здесь), нас снова ждала Малайзия, а потом уже и рейс домой, в Россию. Из Хошимина в КЛ летели «Вьетнамскими авиалиниями», взлетели вовремя, приземлились тоже, за двухчасовой полет успели покормить — в общем, никаких изысков, но все по делу. В КЛ у нас была запланирована 10-часовая пересадка, которую, естественно, грех было не использовать. Найдя в аэропорту камеру хранения (с не самыми гуманными ценами, но альтернативы нет), мы оставили там чемоданы и отправились в Путраджаю.
Что такое Путраджая? В конце XX века тогдашнему премьер-министру Малайзию надоело, что правительственные учреждения разбросаны по стоящему в пробках Куала-Лумпуру, и он задумал с нуля построить в 30 км от города новый административный центр, который станет новой столицей страны. Для более эффективной коммуникации новую столицу планировалось построить между КЛ и международным аэропортом, дабы высокопоставленные гости не тратили время на долгую поездку. В итоге строительство началось в 1995 году, а новый город получил название Путраджая.
До Путраджаи (или просто Путры, как говорят сами малайзийцы) и по сей день значительно проще добраться из аэропорта, чем из центра КЛ. Аэропорт и центр КЛ связывают множество видов транспорта (подробно о них писал в рассказе о столице Малайзии), в том числе и два вида скоростных электричек. KLIA Ekspres едут без остановок, а вот KLIA Transit по пути делает несколько остановок, в том числе и в Путраджае. 15 минут и 14 ринггитов в одну сторону — и вот мы в городе, который моложе нас. Отправляемся исследовать!
К Путраджае, кстати, примыкает еще более молодой город, который называется Киберджая (или Сайберджая). Как можно понять из названия, в Киберджае сосредоточены IT-фирмы и центры разработки цифровых технологий, такая своеобразная Кремниевая долина. Города действительно примыкают друг к другу, разделяет их только линия скоростных электричек. Поднимаешься на мост на железной дорогой — и налево пойдешь, в Киберджаю попадешь, а направо пойдешь, в Путраджаю попадешь. Нам, как уже было сказано, направо.
Итак, в 1995 году началось строительство, и началось весьма активно — несколько лет Путраджая была крупнейшим проектом всей Юго-Восточной Азии. Построить успели многое, но в 1997 году грянул Азиатский финансовый кризис, и строительство замедлилось. В некоторых странах город бы забросили, ведь попилить-то все равно успели, но Малайзия худо-бедно решила продолжать затею, и в 2001 году Путраджая официально была открыта. Примерно в это же время состоялось и мое первое знакомство с Путраджаей: почивший ныне канал 7ТВ транслировал странные соревнования под названием «World’s Strongest Man», где максимально неспортивного вида дяденьки выполняли необычные силовые упражнения. Один из престижных этапов (возможно, самый престижный) проходил в Путраджае, а комментатор регулярно рассказывал содержание предыдущих абзацев. Путраджая мне тогда показалась какой-то искусственной, и как выяснилось, впечатление было отчасти правдивым: многие репортажи и сейчас называют Путраджаю городом-призраком, ведь в выходные чиновники уезжают, и город пустеет. Мы тоже оказались в Путраджае в выходные, и отчасти можем согласиться со всеми авторами — Путраджая на выходных действительно пустынна, но город-призрак она не напоминает.
Правительство планировало масштабное переселение в Путраджаю, поэтому город сразу строили по всем законам градостроительной науки — с широкими улицами, садами, парками и мостами. Но пока это особых плодов не дает — население города составляет всего 100000 человек, и не очень понятно, сколько из них живут в городе постоянно. Собственно, продуманная инфраструктура и является одной из причин, по которой туристы приезжают в Путраджаю
Вот, например, одна из улиц, которую пересекаешь по пути к туристическому центру города
3
В центре Путраджаи еще на стадии строительства было спроектировано искусственное озеро, которое, недолго думая, тоже назвали Путраджая. Помимо отдыха и прогулок озеро несет еще достаточно утилитарную функцию и должно немного охлаждать город. Через длинное и вытянутое озеро перекинуто несколько мостов, один из которых называется Сери Вавасан, он же мост № 9, стал одним из символов молодого города
2
Открыли мост в 2003 году, а необычный внешний вид сооружения по задумке архитекторов должен напоминать парусник
3
Малайзия не Китай и не ОАЭ, поэтому никаких рекордных и исключительных показателей у моста нет, кроме разве что необычной формы тросов, создающих Х-образный рисунок
1 из 2
3
С моста Сери Вавасан открывается чудесный вид на несколько других заметных достопримечательностей Путраджаи и остальные мосты через одноименное озеро
3
Монумент Тысячелетия тоже был открыт в 2001 году, никаких важных функций он не несет, и судя по всему был построен в ознаменование серьезности намерений правительства по переносу столицы. Высота 68 метров, у подножия открыты кафе и рестораны
3
В непосредственной близости от монумента Тысячелетия в 2010 году была открыта мечеть короля Зайнала.
2
Официально у мечети сложное название «мечеть Туанку Мизал Зайнал Абидин», но для простоты малайзийцы придумали ей второе название — Железная мечеть
4
Название «Железная» она получила за металлический купол и элементы в облицовке стен. Кстати, цельные стены в конструкции мечети отсутствуют с той же прозаической целью — ветра охлаждают пространство внутри и во дворе
3
По расчетам, в Железной мечети и ее внутреннем дворе могут одновременно расположиться до 24000 человек
2
В мечеть можно пройти, но мы не стали этого делать: во-первых, изнутри был слышен голос, читающий проповедь, во-вторых, уж слишком безлюдно было вокруг, в-третьих, на мечети у нас были другие планы. Но думаю внутри мечеть выглядит даже впечатляюще, чем снаружи
2
Большинство посетителей попадают в Железную мечеть через огромную арку, которая является частью здания Корпорации Путраджая. Корпорация Путраджая — это не какая-то компания, как можно было бы подумать по названию, а орган муниципальной власти, которому очень сложно найти пример из привычных нам муниципальных структур. В его функции, например, входит вывоз отходов, общественное здравоохранение, работа автобусов, контроль за строительством и множество других, в том числе, например, выписывание штрафов за неправильную парковку. Такое ощущение, что Корпорация основана для того, чтобы кто-нибудь из сильных мира малайзийского сажал на тепленькое место своих родственников:)
3
Зато напротив Корпорации находится здание, чьи функции предельно понятны и ясны — Федеральный суд Малайзии
3
И Корпорация, и Федеральный суд своими главными фасадами выходят на, пожалуй, главную улицу Путраджаи, ее центральную ось — Персиаран Пердана, или бульвар Путраджаи. Близилось начало Рамадана, поэтому часть улицу уже стали готовить к священному для мусульман месяцу
2
Большинство государственных зданий как раз сосредоточено на бульваре, и почти все из них вы увидите, ведь для посещения следующей достопримечательности надо пройти до самого начала бульвара (или конца, в направлении не разбирались)
2
Все правительственные министерства переехали в Путраджаю в 2012 году, но парламент продолжает заседать в КЛ, там же сохранилась и резиденция короля. Все посольства тоже остаются в Куала-Лумпуре, так что амбициозные планы по основанию новой столицы пока далеки от завершения. По мне, Путраджая больше напоминает обширный правительственный квартал, чем полноценный город
1
Попытки раскрутить Путраджаю через спорт, кстати, до сих пор популярны. На здешнем озере несколько раз проводили Гран-при Формулы-1 на воде, а бульвар был частью городской трассы для Гран-при Формулы-Е
6
Как раз где-то на бульваре и снималось то самое силовое соревнование, благодаря которому я и узнал о Путраджае много лет назад. Когда гулял, перед глазами возникали образы с атлетами и резиденцией премьер-министра на горизонте
3
А в противоположной стороне виден Международный конференц-центр Путраджаи, который является второй границей бульвара
1
В целом, Путраджая на выходных действительно пустынна, что в принципе нормально для любого административного города. Примерно такой же Вашингтон, из которого на выходные уезжают все чиновники. Такая же ситуация в Путраджае, которая усугубляется еще и тропическим климатом, при котором никто не уходит из-под кондиционера без надобности. Путраджая немноголюдна, да. Но вот эти заголовки, которые «За целый день не встретили ни одного человека» — это перебор, конечно. Как минимум, городские службы трудились и в выходной…
1
А вот на площади Путра вообще было столпотворение. Именно сюда прямо от железнодорожной станции приезжают рейсовые автобусы, сюда едут многочисленные экскурсии. Потому что именно от площади можно подняться к резиденции премьер-министра или в обширный парк с длинной фотогеничной лестницей….
3
Здесь же внимание туристов привлекает типичная надпись с названием города….
2
И здесь же расположена, пожалуй, главная достопримечательность Путраджаи — мечеть Путра
3
Второе название этой мечети — Розовая, и цветная фотография сразу дает понять, почему:)
6
Розовая и белая гранитная плитка была использована не только в наружной облицовке, но и во внутренней. Говорят, особенно красива мечеть в лучах рассветного или закатного солнца, но и достаточно облачным днем розовая мечеть смотрится очень даже симпатично. Внутрь мечети, естественно, пускают бесплатно, и даже если ваш туристический облик не соответствует строгим мусульманским правилам, вам подберут подходящее одеяние
2
Розовая мечеть, кстати, скромнее Железной и способна вместить всего 15000 человек. Но ее главенство нигде не оспаривается: возможно, дело в том, что в нее традиционно приходят премьер-министры (что логично, она просто ближе к резиденции); возможно, дело в ее старшинстве — Путра была построена в 1999 году и стала одним из первых зданий в городе. Так или иначе, именно мечеть Путра становится первой и иногда единственной достопримечательностью Путраджаи, которую видят туристы
4
От Розовой мечети направились в обратный путь и мы. Попрощались с местными жителями и на той же электричке KLIA Transit вернулись в аэропорт
2
Мы совсем не пожалели, что потратили последние полдня в Юго-Восточной Азии на пустынную Путраджаю, а не на шумный Куала-Лумпур. Тихая и спокойная новая столица позволила увидеть еще одну сторону Малайзии — ту, которая стремится в будущее, и ради этого не боится с нуля построить целый город. Прям как в 1703 году…