Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 19:54
.

Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея

Амальфи — Италия Октябрь 2023
42 52

Украшением и главной достопримечательностью Амальфи является его кафедральный собор, посвященный Святому Андрею Первозванному, в котором хранятся мощи апостола. Он строился и многократно перестраивался на протяжении 9–14 веков и сейчас представляет собой целый монументальный комплекс, состоящий из собственно собора, крипты, клуатра и старой базилики, в которой сейчас Епархиальный музей. Мы побывали там везде и обо всём увиденном поведаем в этом рассказе.

11
Собор святого Андрея в Амальфи. Он построен на холме, и к входу ведёт лестница из 62 ступеней, напоминающая знаменитую Испанскую лестницу в Риме. При этом, в отличие от римской, на амальфитанской лестнице не запрещено сидеть:)
Собор святого Андрея в Амальфи. Он построен на холме, и к входу ведёт лестница из 62 ступеней, напоминающая знаменитую Испанскую лестницу в Риме. При этом, в отличие от римской, на амальфитанской лестнице не запрещено сидеть:)

Изначально построенный в арабо-норманском стиле, позднее собор дополнялся готическими, ренессансными и барочными элементами; его окончательный облик сформировался лишь в 19-м веке. Интересно, что на пике морского могущества Амальфи в 9–12 веках собор отнюдь не был Андреевским. Вначале он был Успенским, затем Космодамианским и лишь в 1208 году, после переноса туда мощей апостола Андрея, стал носить его имя. Мощи святого до этого находились в Константинополе, но после его завоевания крестоносцами в ходе 4-го крестового похода они оказались в распоряжении католической церкви. Папский легат по имени Пьетро Капуано, участвовавший в том крестовом походе, подсуетился и организовал передачу мощей в Амальфи, откуда он сам был родом.

11
Слева от главного здания собора видно верхушку базилики 9-го века, его самой древней части, где сейчас находится  Епархиальный музей.
Слева от главного здания собора видно верхушку базилики 9-го века, его самой древней части, где сейчас находится Епархиальный музей.

Надо сказать, что в те времена останки святых были не только объектами религиозного почитания и источниками благодати, но и имели большую материальную ценность: привлечённые ими паломники приносили немалые доходы тем городам, где эти мощи хранились. Неудивительно поэтому, что Пьетро Капуано прихватил с собой из Константинополя не только реликвии святого Андрея, но и мощи многих других святых, для хранения которых пришлось построить отдельную капеллу в амальфитанском соборе.

8
Колокольня собора датируется 13-м веком и увенчана верхним ярусом в мавританском стиле, с майоликовым декором.
Колокольня собора датируется 13-м веком и увенчана верхним ярусом в мавританском стиле, с майоликовым декором.

Согласно Евангелию от Иоанна, святой Андрей был первым, кого Христос призвал в свои ученики, и поэтому его часто называют «Первозванным». Согласно другим Евангелиям, он делит первое-второе место со своим знаменитым братом, апостолом Петром. По договору с другими апостолами, святой Андрей проповедывал в северной Греции и на Балканах, а также в Малой Азии в окрестностях Мраморного и Чёрного морей. В его «зону ответственности» входил и Византий, будущий Константинополь, поэтому апостол Андрей считается основателем Константинопольской православной церкви.

10
Фасад собора был перестроен в 1891 году после того, как первоначальный обрушился. Он сделан из разноцветного мрамора и камня с открытыми арками и воспроизводит фасад 13-го века в нормано-византийском стиле.
Фасад собора был перестроен в 1891 году после того, как первоначальный обрушился. Он сделан из разноцветного мрамора и камня с открытыми арками и воспроизводит фасад 13-го века в нормано-византийском стиле.

Существует предание и о проповеди святого Андрея на Руси. Упоминание об этом с 12-го века появляется в русских летописях, причем часто в варианте путешествия святого вверх по Днепру и затем по северным рекам в Ладогу (своеобразный путь «из варяг в греки» наоборот). Во всё это трудно поверить, и, скорее всего, подобная легенда происходит из Византии, где таким образом хотели подчеркнуть свою церковную независимость от Рима и доказать свою равнозначность Риму (поскольку Андрей был старшим братом апостола Петра).

10
Мозаики тимпана изображают «Триумф Христа» работы Доменико Морелли, известного итальянского живосписца 19-го века.
Мозаики тимпана изображают «Триумф Христа» работы Доменико Морелли, известного итальянского живосписца 19-го века.

Апостол Андрей был распят около 67 г. н. э. в греческом городе Патры на севере Пелопоннеса. По легенде, он принял смерть на косом (диагональном) кресте, поскольку считал себя недостойным умирать на таком же кресте, как Иисус. Царь Пётр I, считавший апостола Андрея первым крестителем Руси, поместил Андреевский крест на флаг российского военно-морского флота. Он же учредил Орден Андрея Первозванного как высшую награду России, каковой он и сейчас является.

12
Собор очень красив при вечерней подсветке.
Собор очень красив при вечерней подсветке.
9
Вид на собор и соборную площадь (Piazza Duomo) с верхнего этажа отеля напротив.
Вид на собор и соборную площадь (Piazza Duomo) с верхнего этажа отеля напротив.
11
Галерея перед входом в собор поддерживается рядом колонн.
Галерея перед входом в собор поддерживается рядом колонн.
5
Бронзовые двери собора изготовлены в Константинополе в начале 11-го века и являются одними из старейших в Италии. В центральных панно находятся четыре образа: Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов-братьев Петра и Андрея. Лик Андрея натёрт до блеска перстами правоверных.
Бронзовые двери собора изготовлены в Константинополе в начале 11-го века и являются одними из старейших в Италии. В центральных панно находятся четыре образа: Иисуса Христа, Божией Матери, апостолов-братьев Петра и Андрея. Лик Андрея натёрт до блеска перстами правоверных.

В Патрах, где распяли святого Андрея, тоже есть собор его имени, в котором хранится его честная глава и фрагменты креста. Греческий собор Св. Андрея является вторым по размерам православным храмом на Балканах, уступая лишь собору Св. Саввы в Белграде.

9
Собор Святого Андрея в Патрах, Греция. Фото из Википедии.
Собор Святого Андрея в Патрах, Греция. Фото из Википедии.

Из галереи собора, предварительно купив билеты, можно попасть в так называемый «Райский дворик» (Chiostro del Paradiso) — клуатр, обрамлённый 120 изящными тонкими колоннами. Дворик был создан в 1266—1268 гг. как место захоронения амальфитанской аристократии. Сейчас здесь экспонируются средневековые мозаики, а также сохранившиеся фрески 13–14 веков.

1 из 3
«Райский дворик». Он действительно сделан очень элегантно, сочетая тонкие парные колонны с переплетёнными в мавританском стиле высокими арками.

9
Знаменитый вид на колокольню собора сквозь арку клуатра.
Знаменитый вид на колокольню собора сквозь арку клуатра.
6
В Райском дворике хранятся фрагменты двух амвонов 12-го века, когда-то находившихся в соборе, но разобранных в ходе его реконструкции в 1700-х годах.
В Райском дворике хранятся фрагменты двух амвонов 12-го века, когда-то находившихся в соборе, но разобранных в ходе его реконструкции в 1700-х годах.
8
Вот так выглядели эти амвоны (кафедры для чтения Священного писания) будучи целыми. Они сохранились в соборе города Салерно, где и была сделана эта фотография.
Вот так выглядели эти амвоны (кафедры для чтения Священного писания) будучи целыми. Они сохранились в соборе города Салерно, где и была сделана эта фотография.

1 из 3
Амвоны были украшены мраморной мозаикой в стиле работ римской мастерской Космати. Мастера этой семьи в 12-14 веках нарезали остатки античных мраморов на мелкие кусочки и выкладывали из них мозаики с красивыми геометрическими рисунками, обычно напольные. Амвоны Амальфи, правда, украшали не сами Космати, но их местные последователи.

7
В Райском садике сохранились две небольшие погребальные капеллы с хорошими фресками. Здесь мы видим Христа-Вседержителя в окружении двух святых, с ангелом наверху (конец 13-го века). Лики Христа и святых не сохранились - вероятно, были уничтожены сарацинами во время одного из набегов на Амальфи.
В Райском садике сохранились две небольшие погребальные капеллы с хорошими фресками. Здесь мы видим Христа-Вседержителя в окружении двух святых, с ангелом наверху (конец 13-го века). Лики Христа и святых не сохранились - вероятно, были уничтожены сарацинами во время одного из набегов на Амальфи.
8
В другой капелле уцелела фреска, приписываемая Роберто д’Одеризио  (школа Джотто, середина 14-го века). На ней изображено Распятие со скорбящей Богоматерью, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной в окружении солдат в анжуйских доспехах.
В другой капелле уцелела фреска, приписываемая Роберто д’Одеризио (школа Джотто, середина 14-го века). На ней изображено Распятие со скорбящей Богоматерью, Иоанном Богословом и Марией Магдалиной в окружении солдат в анжуйских доспехах.

За Райским двориком следует так называемая «Базилика Распятия» — это центральный неф древнего собора 9-го века, в котором сейчас размещается Епархиальный музей. Его экспонатами являются предметы культа и образцы религиозного искусства, по тем или иным причинам перемещённые внутри собора в ходе его многочисленных перестроек. Ниже показаны наиболее интересные из них.

4
Базилика Распятия - общий вид.
Базилика Распятия - общий вид.
4
Абсида с суровым готическим распятием 14-го века, давшим название базилике.
Абсида с суровым готическим распятием 14-го века, давшим название базилике.
6
Фреска 14-го века с двумя сюжетами: наверху - Апокалипсис, внизу - Таинственное обручение св.Екатерины.
Фреска 14-го века с двумя сюжетами: наверху - Апокалипсис, внизу - Таинственное обручение св.Екатерины.
9
Трогательная Мадонна с Младенцем начала 15-го века, похожая на мадонн сиенской школы.
Трогательная Мадонна с Младенцем начала 15-го века, похожая на мадонн сиенской школы.
6
Искусно выполненный мраморный барельеф 15-го века с образом «Мадонны Снежной» (Madonna della Neve), связанный с приписываемым Богоматери чудом выпадения снега в Риме в августе 358 г.
Искусно выполненный мраморный барельеф 15-го века с образом «Мадонны Снежной» (Madonna della Neve), связанный с приписываемым Богоматери чудом выпадения снега в Риме в августе 358 г.
7
«Мадонна Милостивая» (Madonna delle Grazie) с апостолами Андреем и Иаковом. 1505.
«Мадонна Милостивая» (Madonna delle Grazie) с апостолами Андреем и Иаковом. 1505.
7
Фрагмент фрески начала 15-го века с двумя святыми. Персонажи неизвестны, но лики очень выразительны.
Фрагмент фрески начала 15-го века с двумя святыми. Персонажи неизвестны, но лики очень выразительны.
5
Тоже фрески 15-го века с двумя душераздирающими сюжетами: обезглавливают св.Павла (слева) и сдирают кожу со св.Варфоломея (справа).
Тоже фрески 15-го века с двумя душераздирающими сюжетами: обезглавливают св.Павла (слева) и сдирают кожу со св.Варфоломея (справа).
7
Слева - св.Андрей(?), середина 13-го века; справа - Мадонна Идрийская, 1490.
Слева - св.Андрей(?), середина 13-го века; справа - Мадонна Идрийская, 1490.
8
Резные панели с пиратского корабля сарацинов, затонувшего во время шторма недалеко от Амальфи в 1544 г. По легенде, шторм вызвал св.Андрей чтобы предотвратить разграбление города сарацинами.
Резные панели с пиратского корабля сарацинов, затонувшего во время шторма недалеко от Амальфи в 1544 г. По легенде, шторм вызвал св.Андрей чтобы предотвратить разграбление города сарацинами.
7
Реликварий св.Екатерины Александрийской в виде женской головы. 15-й век, серебро.
Реликварий св.Екатерины Александрийской в виде женской головы. 15-й век, серебро.
5
Саркофаг для мощей свв. Козьмы и Дамиана со сценами их мученичества. 15-й век.
Саркофаг для мощей свв. Козьмы и Дамиана со сценами их мученичества. 15-й век.
5
Мини-реликварии различных святых с выемками для частиц их мощей.
Мини-реликварии различных святых с выемками для частиц их мощей.
4
Отделанный серебром алтарь из крипты св.Андрея, 1711 г.
Отделанный серебром алтарь из крипты св.Андрея, 1711 г.
5
На алтаре - сцены мученичества св.Андрея.
На алтаре - сцены мученичества св.Андрея.

Из Базилики Распятия посетители попадают в святая святых Амальфи — крипту с захоронением апостола Андрея Первозванного. Изначально крипта была построена в начале 13-го века специально для хранения мощей апостола. Свой нынешний маннеристский вид она получила в 17-м веке, когда была перестроена по распоряжению испанского короля Филиппа III. Проект перестройки сделал знаменитый римский архитектор Доменико Фонтана, последнюю часть свой жизни проведший в Неаполе и работавший там на испанцев.

8
Фреска с изображением прибытия мощей святого апостола Андрея в Амальфи в 1208 г.
Фреска с изображением прибытия мощей святого апостола Андрея в Амальфи в 1208 г.
11
Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
10
Общий вид крипты. 17-й век.
Общий вид крипты. 17-й век.
9
Главный мраморный алтарь крипты спроектировал Фонтана, а бронзовую статую Андрея Первозванного в алтаре выполнил в 1604 г. флорентийский мастер Микеланджело Наккерино, ученик Микеланджело Буонарроти.
Главный мраморный алтарь крипты спроектировал Фонтана, а бронзовую статую Андрея Первозванного в алтаре выполнил в 1604 г. флорентийский мастер Микеланджело Наккерино, ученик Микеланджело Буонарроти.
6
По сторонам находятся мраморные статуи архидиаконов Лаврентия и Стефана, работы Пьетро Бернини, отца знаменитого Джан Лоренцо Бернини.
По сторонам находятся мраморные статуи архидиаконов Лаврентия и Стефана, работы Пьетро Бернини, отца знаменитого Джан Лоренцо Бернини.
6
Своды крипты расписаны в 1660-е годы сценами Страстей Господних. На фото выше - поцелуй Иуды и допрос у Пилата (Пилат умывает руки).
Своды крипты расписаны в 1660-е годы сценами Страстей Господних. На фото выше - поцелуй Иуды и допрос у Пилата (Пилат умывает руки).
5
Страсти Христовы: бичевание и восхождение на Голгофу.
Страсти Христовы: бичевание и восхождение на Голгофу.

Из крипты поднимаемся в здание «нового» собора, законченное в начале 14-го века. Изнутри оно представляет собой трёхнефную базилику, сейчас оформленную в барочном стиле. На фоне неапольских церквей, где барокко просто бьёт через край, собор украшен скромнее и может быть это к лучшему. В собор можно попасть и напрямую из галереи, и тогда это будет бесплатно, но при этом вся музейная часть комплекса окажется недоступной.

10
Интерьер собора выполнен в барочном стиле.
Интерьер собора выполнен в барочном стиле.

10
В главном алтаре - большое полотно с распятием св.Андрея, выполненное Андреа Д’Асте.
В главном алтаре - большое полотно с распятием св.Андрея, выполненное Андреа Д’Асте.

9
По бокам алтаря видны две коричневые гранитные колонны, «позаимствованные» в античном Пестуме.
По бокам алтаря видны две коричневые гранитные колонны, «позаимствованные» в античном Пестуме.

8
Выполненный из бронзы и серебра реликварий св.Андрея (16-й век) с бюстом апостола и рыбами. Рыбы тут неслучайно - апостол Андрей обсуждал с Христом, как накормить двумя рыбами 5000 человек в преддверии известного чуда.
Выполненный из бронзы и серебра реликварий св.Андрея (16-й век) с бюстом апостола и рыбами. Рыбы тут неслучайно - апостол Андрей обсуждал с Христом, как накормить двумя рыбами 5000 человек в преддверии известного чуда.

5
Часовня-реликварий, в которой, в том числе, хранится фрагмент черепа св.Андрея. Там же находятся многочисленные мощи других святых, вывезенные из Константинополя после 4-го крестового похода.
Часовня-реликварий, в которой, в том числе, хранится фрагмент черепа св.Андрея. Там же находятся многочисленные мощи других святых, вывезенные из Константинополя после 4-го крестового похода.

7
Мраморный алтарь конца 15-го века.
Мраморный алтарь конца 15-го века.

4
Кенотаф кардинала Пьетро Капуано, инициатора переноса мощей св.Андрея в Амальфи.
Кенотаф кардинала Пьетро Капуано, инициатора переноса мощей св.Андрея в Амальфи.

6
Перламутровый крест из Иерусалима, подаренный городу Амальфи Иерусалимским патриархом в память основания первого госпиталя и странноприимного дома на Святой Земле.
Перламутровый крест из Иерусалима, подаренный городу Амальфи Иерусалимским патриархом в память основания первого госпиталя и странноприимного дома на Святой Земле.

7
Икона Святой Троицы греческого письма, которую мы с удивлением обнаружили в соборе.
Икона Святой Троицы греческого письма, которую мы с удивлением обнаружили в соборе.

Цикл материалов "Южная Италия"

  1. Южная Италия: обзор поездки
  2. Неаполь: Королевский дворец на площади Плебисцита
  3. Неаполь: страсти по Януарию
  4. Неаполь: музей Каподимонте
  5. Неаполь: рождественская традиция презепе
  6. Прогулки по Неаполю: СпаккаНаполи
  7. Неаполь: церковь-музей Санта Анна деи Ломбарди
  8. Неаполь: Сан-Джованни-а-Карбонара
  9. Неаполь: Музейный комплекс Доннареджина
  10. Дворцово-парковый комплекс Казерта: неаполитанский ответ Версалю. Часть 1 — дворец
  11. Дворцово-парковый комплекс Казерта. Часть 2 — парк
  12. Амальфи
  13. Амальфи: Монументальный комплекс собора Святого Андрея
  14. Амальфи: Тропа богов
  15. Равелло: Вилла Руфоло. Дуомо.
  16. Равелло: Вилла Чимброне
  17. Салерно
  18. Пестум - итальянское окно в Великую Грецию
  19. Загадочный Кастель-дель-Монте
  20. Матера
  21. Сказ о Матере — бывшем «позоре Италии»
  22. Отранто, курорт с историей
  23. Белые города южной Италии: Локоротондо
  24. Белые города южной Италии: Альберобелло

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Амальфи
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии