Не только Батрун, о котором я рассказал в прошлом очерке, но и вся прилегающая территория над ним в сторону Ливанских гор — большой оазис 100-процентного христианства. Бесчисленные статуи Христа или Девы Марии вдоль дороги доказывают это.
Не только Батрун, о котором я рассказал в прошлом очерке, но и вся прилегающая территория над ним в сторону Ливанских гор — большой оазис 100-процентного христианства. Бесчисленные статуи Христа или Девы Марии вдоль дороги доказывают это.
По склонам высоких холмов раскиданы живописные посёлки.
В этих местах нет нищеты, бедности, всё пышет достатком, шикарные виллы — не редкость, и около каждой, конечно, религиозная статуя.
Смар-Джбейль — очаровательный небольшой городок, где останавливаются редкие туристы, чтобы прогуляться вдоль исторических церквей к финикийской крепости.
Смар-Джбейль красив, с видом на Средиземное море и богатой историей. Здесь уютно, отремонтированные дома на чистых улицах утопают в зелени.
С вершины 500-метрового холма открываются потрясающие виды, с западной стороны видно побережье Средиземного моря, а с восточной стороны — горы Ливана, включая знаменитую гору Кедры Божьи недалеко от Бшарри.
Крепость на холме, с которого видны все окрестности, первоначально была построена финикийцами, потом находилась под контролем Персидской империи с 555 года до нашей эры.
Перешла в руки Александра Македонского в 331 году до нашей эры. От первоначальной постройки, правда, осталась только нижняя часть внешних стен и фундамент.
В 63 году до нашей эры мимо проходил Гней Помпей Великий, направляясь в сторону Петры и Иудеи. Знаменитые Первый и Третий легионы были достаточно подготовлены в ходе предыдущей трёхлетней войны с армянским Митридатом к взятию крепостей, один из них под командованием претора Марка Эмилия Скавра взял старую крепость с ходу, не разбивая лагеря.
Помпей спешил на юг, где он череду побед закончит триумфом после осады и взятия Храмомой горы в Иерусалиме. В Смар-Джбейле остался небольшой гарнизон, следивший за переоборудованием посёлка в римский городок. От той поры практически ничего не осталось, кроме полуразрушенного основания театра да пары статуй в музее.
Перенесёмся на 700 лет, в 685 год нашей эры. Многие марониты нашли убежище в Смар-Джебейле после преследований их во внутренних районах Сирии со стороны Византийской империи. Они взяли под свой контроль крепость, в которой поселился первый Патриарх Святой Иоанн Марон, прежде чем переехать в Кфархай.
Халифат Аббасидов вторгся в Ливан после окончательного поражения Византийской империи в этой части Азии в девятом веке и контролировал городок, пока крестоносцы не пришли сюда через 200 лет. Крестоносцы до половины снесли старый замок и построили новый, названный Шато-Форт (Сильный замок) из-за его стратегического расположения.
После крестовых походов в 13 веке городок перешёл под власть мамлюков, которые в свою очередь потерпели поражение от османов в 1516 году. Османы построили мечеть на восточной стороне города. Но уже в следующем столетии город снова перешёл к маронитам, которые мусульман уже сюда не пустили, а мечеть превратили в жилой дом.
Оказавшись внутри стен замка, поражаешься виду арок, дворов и лестниц, сочетающих в себе разные архитектурные стили, каждый из которых несет в себе свидетельство различных цивилизаций, когда-то правивших этой землёй. И хотя надстройка над основным фундаментом сделана крестоносцами, из-за многочисленных подвалов здесь действительно трудно разобраться, какой эпохе что принадлежит.
Кроме остатков когда-то высокого донжона, здесь всё понятно.
Крестоносцы реконструировали старую церковь Святого Норы, которая задолго до них была построена на руинах старого римского храма.
Святой Нора — священник из Египта, который на заре христианства приехал проповедовать в Батрун. Когда он достиг города, римляне попросили его отречься от Иисуса Христа; он отказался и продолжал проповедовать по всему городу. Был схвачен, убит и сброшен в один из колодцев в крепости. С тех пор колодец стал святыней для христиан.
В церкви стоит кувшин с освящённой водой, перед уходом можно взять небольшое количество. Мар Нора является покровителем зрения, а эта благословенная вода — мощным духовным лекарством для верующих. Также здесь есть ценные статуи, а маленький крест в витрине справа — оригинальный, остался в церкви со времён крестоносцев.
Последняя реконструкция была проведена в конце 1800-х годов. В то время была изготовлена одна интересная деталь. Это цепь с колоколом, которая висит над главным входом. Главное в ней то, что изготовлена из одного большого цельного камня.
Недалеко от Мар Норы виднеется старая маленькая полуразрушенная часовня с одним нефом, это церковь Богоматери Даров. Считается, что эта церковь даже старше церкви Святой Норы. Она — одна из старейших церквей Святой Марии в Ливане и на Востоке.
Это одна из самых волшебных церквей, которые я когда-либо посещал, место, полное святости и ожидания чуда. В ней есть что-то эльфийское, можно помолиться в церкви, свод которой — крона огромного 1500 — летнего дуба на фоне небесной синевы.
Едем ещё выше, в Ливанские горы. Проезжаем многочисленные посёлки. В этом районе много теплиц.
Мы уже на высоте около 1200 метров, прямо под облаками.
Здесь находится обитель, официально называемая монастырём Святого Марона. На самом деле она отдаёт дань уважения Святому Шарбелю, одному из самых почитаемых святых в Ливане.
Этот монастырь, в котором находится могила святого Шарбеля, ливанского монаха, чудеса которого до сих пор происходят по всему миру, является важным местом для посещения в Ливане.
Монастырь, возведённый в его честь, представляет собой тихое место, откуда открывается захватывающий вид, особенно летом.
Святой Шарбель был маронитским монахом и священником из Ливана. За свою жизнь он приобрёл широкую репутацию благодаря своей святости и способности объединять христиан, мусульман и друзов. Рядом с монастырём есть место, где в отчуждении жил будущий святой. Сейчас, конечно, оно сильно реконструировано.
Внутри предлагается посмотреть на келью, кухню. Возможно, эти помещения важны для паломников, но ничего особого с исторической точки зрения я здесь не увидел.
Среди ливанских христиан Святой Шарбель известен как «Чудо-монах из Ливана». Он был канонизирован в 1977 году Папой Павлом VI. Празднуется 24 июля Латинской церковью и в третье воскресенье июля Маронитской церковью.
Считается, что Святой Шарбель исцеляет инвалидов и больных. Верующие уверены, что его чудеса известны во всём мире. Но надо отдать должное, в этом месте создаётся особая атмосфера. Даже наименее религиозные люди, не колеблясь, прочитают несколько строк молитвы, поставят свечку с желанием (ведь нет ни одного, кто бы не хотел как-то помочь себе со здоровьем).
Место нетуристическое, вернее, не только туристическое. Настоящее место паломничества, которое очень ценится представителями всех религий.
Этот большой монастырский комплекс включает в себя церковь, музей и гробницу Святого Шарбеля.
Есть хостел для паломников, магазины, большой ресторан. А раз уж зашли в ресторан, моё сегодняшее отступление — Что поесть в Ливане? Отступление это в моих рассказах будет самое короткое, потому что ответ — Всё! Первая страна за пределами Европы, где не вызвало негативной реакции ни одно блюдо. Индия вообще была одной большой проблемой, в Марокко еда понравилась, но всё же пару раз попалось несъедобное из-за специй или специфики приготовления.
В Ливане всё было какое-то знакомое, родное. За исключением хумуса или чего-то из баклажан, но, в любом случае, нормально съедобное. Зато с мясом — полный порядок. Тушёное с овощами, жареная печень. Конечно, в Ливане предлагают и блюда, над которыми колдуют повара. Но мы предпочитали еду простую, понятную. Что мы брали каждый второй раз, так это — шашлыки и люля-кебаб.
Не боюсь так привычно назвать, потому что Ливан был первой страной за пределами нашей бывшей советской Родины, где эти блюда из баранины имели практически тот вкус, к которому мы привыкли. К мясу подавались просто нарезанные овощи
Попробовали интересные открытые пирожки, которые по вкусу напомнили беляши. Только у этих дырка в 5 раз побольше.
И рыба, особенно в Тире и Триполи. Просто жареная рыба, много жареной рыбы.
Горы жареной рыбы.