Расположенный в 54 км к северу от Бейрута и совсем недалеко от Библоса, Батрун был следующей остановкой во время поездки по Ливану. Батрун — один из самых красивых и очаровательных городов северного побережья Ливана. Город может похвастаться удивительными пляжами, прекрасными ресторанами и бурной ночной жизнью. Известен своей летней атмосферой, которая излучает позитив и жизнерадостность благодаря великолепным старым базарам, туристическим местам и дружелюбным местным жителям.
И даже поздней осенью, во время нашего визита, в Батруне чувствовалась совсем другая атмосфера, больше похожая на приморские европейские городки, чем на ближневосточное поселение. Этот небольшой прибрежный город очаровывает посетителей своими красивыми улочками, где переплетаются древние дома, старые церкви, великолепные сады и целый ряд археологических раскопок.
Батрун, вероятно, является «Батруной», упомянутой в письмах Амарны, датируемых 14 веком до нашей эры. Письма Амарны представляют собой архив, написанный на глиняных табличках, в основном состоящий из дипломатической переписки между египетской администрацией и её представителями в Ханаане, а также лидерами соседних королевств во время Нового царства.
Батрун упоминался древними географами Страбоном, Плинием, Птолемеем, Стефаном Византийским и Гиероклом. Феофан Исповедник называл город «Бострис». Батрун — тоже бывший финикийский город, хотя и не такой важный, как Тир, Сидон или Библос. Финикийцы основали Батрун на южной стороне мыса, называемого в классической античности Теопросопоном, во времена Византийской империи мыс называли Литопросопон. Считается, что Батрун был основан Итобаалом I, царем Тира в 897 году до нашей эры. Порт Батруна стоит на том же месте, что и финикийская гавань. Правда, сейчас, со своим маяком и множеством складов и жилых домов, он ничем не напоминает ту древнюю гавань.
Если говорить о финикийцах, то в Батруне только один памятник, более — менее связанный с ними. Это так называемая Старая финикийская стена. Эта морская дамба представляет собой естественную структуру, состоящую из окаменевших песчаных дюн. Считается, что финикийцы удачно использовали эту стену от морских штормов. Вероятно, они со временем надстроили и превратили вал в оборонительную стену, но только от этих надстроек ничего не осталось.
Батрун город маленький, и рассказ о нём короче, поэтому я решил отвлечься на тему — О финикийцах и какие они были мореплаватели, на что в предыдущем рассказе не осталось места.
Финикийцы, народ семитской группы, главенствовал в торговле по всему побережью Средиземного моря в ту пору, когда греческая цивилизация была ещё в зародыше, а римская не была даже в проекте. Её расцвет был закономерен, как и гибель, когда греки тоже стали создавать колонии по всему Средиземноморью, а Рим в конце концов оказался на порядок выше в военном, инженерном и техническом отношении. Сами по себе финикийцы были очень восприимчивы к чужим культурам. На первом этапе они переняли много из Египта, с которым, как торговым партнёром, познакомились уже на заре своего становления. Красноречивы артефакты, выставленные в Бейрутском музее — да, это финикийские статуи (следующие фото также из Бейрутского музея).
Хоронили они в саркофагах, которые, правда были »очеловечены», считается, что мы видим реальные лица умерших.
Вот, например, знатная женщина.
Лет через пятьсот, познакомившись с уже окрепшими греческими городами-государствами, финикийцы стали оформлять свои захоронения фресками
Мёртвых стали сжигать, а урны с прахом ставить в стенные ниши.
Без сжигания знатых особ хоронили в саркофагах иного типа, похожих на античные. На одном есть барельеф финикийского торгового судна, впервые по этому барельефу археологи определили главное транспортное средство финикийских купцов.
Глядя на этот кораблик, перейду более подробно к финикийским мореплавателям, стараясь сохранить правду и развенчивая мифы. Финикийцы, безусловно, были мореплавателями, но важное уточнение — в ту конкретную эпоху и на фоне остальных народов — немореплавателей. Первыми в человеческой истории, наивными, с несовершенными кораблями и без средств навигации. Свои морские, а скорее торговые пути, они осваивали постепенно, путём проб и ошибок, в течении многих лет. То есть в этот год организовали торговую факторию за 30 км от Тира, на следующий — пройдя ещё 20 км, так освоив берега Средиземноморья. Прежде всего они были торговцами, каждый капитан был купцом. Собственно, это было во все времена, жажда географических открытий в научных целях возникла, пожалуй, с началом 19 века, до этого они носили прикладной характер в поисках новых рынков, товаров, ресурсов и более коротких трасс для доставки всего этого богатства в Европу.
Всё это — реальная история, а мифы начинают возникать, когда стараются финикийцам приписать океанские переходы. Что ж красивая сказка, на мой взгляд, этого быть не могло, и вот почему.
Так выглядело финикийское торговое судно. Прямой парус был полезен только при попутном ветре, примерно в 60 — градусном секторе с кормы. Ряд вёсел — для маневрирования в порту и при полном штиле, трюм для товаров и фляга с пресной водой для 20–30 человек (на сколько её хватит?). При хорошем попутном ветре скорость составляла около 10 км/час (я буду приводить всем понятные величины, морские мили, кабельтовы, узлы могут быть непонятны тем, кто не интересуется морскими делами)
А это военный корабль, бирема с двумя этажами вёсел. Передвигаться могла по более-менее спокойной воде, иначе заливало. Вёсла были для боя, кратковременно синхронно работая ими, гребцы придавали кораблю скорость примерно 18–20 км в час, главная цель — поломать вёсла, пройдя вдоль борта и перпендикулярно пробить тараном в подводной части, потопить вражеский корабль.
Переходим к самой важной стороне античных мореплаваний — они все, не исключая финикийских, были каботажными, то есть в виду берега, вдоль него. Не известно ни одно сражение в открытом море, все »под берегом», часто военноначальники даже располагались на высоком мысе, откуда флагами или кострами подавали приказы. Вот карта известных финикийских торговых путей.
Видно, что иногда всё же финикийцам надо было отойти от берега. Направления были на основании опыта »привязаны» к небесным ориентирам. Финикийцы смотрели на небеса, иных »приборов» у них не было. Солнце, движущееся по обычно безоблачному средиземноморскому небу, давало им направление. Ночью моряки ориентировались по звёздам. Изучались расположение солнца и звёзд над горизонтом на определенных фиксированных «высотах» — расстоянии, которое моряки могли измерить с помощью простейшего инструмента — пальцев, положенные горизонтально один на другой на расстоянии вытянутой руки. Ибо поддерживать курс без внешних ориентиров надо было не так уж долго.
Посмотрим на одно из самых »длинных» расстояний — от побережья Ливии до Мальты, 350 км. Финикийский кормчий терпеливо ждал в порту попутного ветра и ясной погоды, последнее скорее в этих широтах правило, чем исключение. Есть формула расчета видимости предметов за горизонтом. Здесь не урок математики, поэтому просто скажу результат — при высоте палубы 4 метра и высоте берега 50 метров суша бы исчезла, а на в конце пути появилась бы на расстоянии горизонта в 35 км. Итого, 280 км по Солнцу или звёздам. При скорости в 10 км/час надо было бы идти »по неизвестности» каких-то 28 часов, чуть более суток. А ведь в античном мире стали строить первые маяки, что ещё упрощало задачу визуального контроля. На большее финикийские моряки способны не были, как из-за отсутствия карт, приборов, так и из-за несовершенства судов, требующих только попутный ветер и не имевших методов сохранности воды и пищи при длинных переходах.
Открытие Америки? Да бросьте, никаких шансов. Первая экспедиция Колумба. При уже открытых Канарских островах расстояние 5 604 км от них до первого увиденного Багамского острова (не самого ещё континента) каравеллы, которые при наличии косого паруса уже умели ходить галсами против ветра, прошли за 36 дней при средней скорости 6,5 км в час. При этом, как известно, Колумб с трудом подавил попытку бунта из-за протухшей воды и провизии, громадной усталости экипажа. А ведь и для европейцев плавания вдоль берега перестали быть необходимостью всего 100 лет до Колумба. Первыми »оторвались» в открытое море португальцы, открыв Мадейру и Азоры на расстоянии в 1 300 км.
Реально, что вызывает доверие, так это плавания финикийцев вдоль африканского берега от Гибралтара на уровне сегодняшнего Марокко и от него же на север, до уровня французской Бретани. Что неоднозначно, так это сведения о какой-то экспедиции вокруг Африки. Она как бы была вдоль берега и длилась 3 года, писал о ней Геродот. Но и она не вызывает особого доверия. Геродот был ещё тот сказочник, и о Медузе Горгоне писал на полном серьёзе. Почему-то ни один другой античный географ факт плавания не подтвердил, а на карте Птолемея никакого океана вокруг Африки нет. Континент кончается верховьями Нила, но туда организовывали пешие экспедиции ещё фараоны.
А также важный вопрос — зачем? Финикийцы были прежде всего торговцами, практическая выгода от такого путешествия неясна, хотя плавание теоретически возможно. Подчёркивая важность финикийцев, как первых античных мореплавателей, на берегу недалеко от Финикийской стены Батруна установили столб расстояний. Есть здесь и направление на Кремль.
Изрезанный берег в этом месте красив, но не приспособлен для любителей купания.
Но рыбка, похоже, здесь ловится.
Немного портит вид нефтеперерабатывающий завод вдали, но в этих местах никто ещё и не борется за переходящее знамя самого чистого пляжа.
Этот типичный ливанский дом позапрошлого века, покрашенный в жёлтый цвет, чем-то примечателен, есть на всех картах, но я не разобрался.
Дорога от Финикийской стены ведёт вверх, в Деревню ливанской диаспоры.
Так был назван проект, целью которого является соединение ливанской диаспоры с их исторической родиной. Здесь есть музей, гостевой дом, кафе, сувенирный магазин, пекарня, площадь для мероприятий и несколько домов для пребывания представителей ливанской диаспоры со всего мира при их посещении исторической Родины.
Для этой цели городские власти приобрели 10 старых традиционных домов для реконструкции и открытия музеев, магазинов и выставок.
Собор Святого Стефана, самая большая и популярная церковь в Батруне, является главной духовной достопримечательностью портовой части. На его месте до начала 20-го века стояла небольшая церковь крестоносцев.
Итальянский архитектор Джузеппе Маджоре спроектировал и руководил строительством собора, в котором помимо влияния готического искусства присутствуют византийские и римские элементы.
Собор состоит из главного нефа, двух аспид, обращённых на восток и запад, и трёх колоколен. Огромные мраморные колонны внутри церкви взяты из храма Астарты Дейр-эль-Калаа в Бейт-Мери.
Кроме того, есть три алтаря, над главным из которых находится картина Святого Стефана работы итальянского художника Джости.
К юго-западу от собора Святого Стефана находится красивая куполообразная церковь Святого Георгия XIX века. Эта греческая православная церковь была построена в византийском стиле к августу 1867 года.
Огромный квартал между портом и центральной улицей выше по склону занимает Рынок старого города. Но не ищите здесь базары, как в Каире или Марракеше, где царит хаос. Здесь очень чисто, красиво, спокойно и организованно!
На бесконечных, где узких, где широких улицах можно посетить множество магазинов, ресторанов, виноделен, пекарен и кафе.
Старые базары Батруна были построены в 19 веке и полностью отремонтированы в начале 2000-х годов. На вид Старого базара повлияло и то, что Батрун является практически 100-процентным христианским городом.
Несмотря на обилие пабов и увеселительных заведений, базары по-прежнему могут похвастаться продуктовыми магазинами, мясными лавками (только здесь увидели в Ливане лавку по продаже свинины), ларьками с фруктами и овощами.
Здесь довольно богатые дома, сложенные из батрунского песчаника, где жили торговцы и богатые ремесленники.
А что римляне? Да, здесь нет никаких памятников эпохи империи, несмотря на то, что в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь дал жителям Батруна право римского гражданства, а затем, после 31 года до нашей эры, Август предоставил городу право чеканить собственные монеты. Город пользовался этой привилегией до середины третьего века нашей эры.
Нашлись только остатки римского театра к востоку от центра города. Он высечен в скале, а его остатки состоят всего из девяти ярусов. Арена простирается под богатыми жилыми домами, только часть театра находится на поверхности. Здесь частный участок, но хозяева виллы разрешают пройти на задний двор и ознакомится с остатками этого сооружения.
В конце прогулки по Батруну остановимся около курьёзной статуи. Она — дань уважения ныряльщикам за губками, которыми когда-то зарабатывали на жизнь некоторые жители Батруна. Хотя я считал, что за губками ныряют налегке, а не в таком тяжёлом водолазном костюме, но им виднее.