После посещения Перми, по плану нашей экскурсии, мы отправились на север Пермского края, практически на край Ойкумены. Миновали Добрянку, где расположена Пермская ГЭС, снабжающая электричеством не только Пермь, но и часть края. Проехали (не заезжая) Березняки. Хотя города мы и не видели, но это ощущение «посильнее Фауста Гёте»: ты едешь, едешь, едешь, долго едешь, а завод всё не кончается.
Усолье — вотчина Строгановых, там мало что сохранилось, но идут масштабные восстановительные работы по превращению данного места в полноценный туристический объект. Село Усолье имело около 7 569 жителей (в 1850 г. это совсем не мало, больше чем в уездном Соликамске), работавших на двух солеваренных заводах.
Архитектурный ансамбль в стиле барокко. Спасо-Преображенский собор (1724—1731 гг.) и соборная колокольня (1730 г.).
После создания Камского водохранилища значительная часть города была затоплена или заболочена.
Палаты Строгановых (1724 г.). В плане здание состояло из четырёх палат, соединённых сенями, в противоположных углах здания располагались два сейфа. А в подклете (цокольном этаже) располагались помещения для слуг и каретный сарай.
Под вечер прибыли в Соликамск, старинный русский город, с компактным центром со старинным красивым собором, колокольней, домом воеводы, благоустроенной набережной, где и располагаемся на ночлег. Часть группы разместилась в гостинице в центре, но на всех мест не хватило и другая часть группы оказалась в другом районе Соликамска, в гостинице, переделанной из бывшего детского сада, на улице, состоящей из двухэтажных деревянных домов (бараков). И вот тут на нас снизошло откровение: в Пермском крае белые ночи ничуть не уступают петербуржским, типа «пишу, читаю без лампады», там реально светло даже ближе к полуночи.
Соборная площадь. Город основан в 1430 году купцами Калинниковыми из Вологды, которые в этих местах начали добывать соль. В 16 и 17 веках Соликамск был крупным торговым городом и считался воротами в Сибирь.
Главный храм Соликамска — Троицкий собор, построенный в 1684–1697 годах по образцу Казанской церкви в царском имении Коломенское, под Москвой.
Собор имеет два больших крыльца и крытую галерею
Парадное западное крыло, выходящее на соборную площадь. Крыльцо украшено многочисленными декоративными элементами.
Богоявленская церковь (построена в 17 веке, горела, восстановлена только в 18 веке)
В южной части храма находится небольшой придельный храм Владимирской Богоматери.
От центральной части отходит трапезная, которая служит связывающим звеном с колокольней.
Иконостас является цельным памятником древнерусского искусства, в котором находятся уникальные иконы Строгановской школы.
Дом воеводы на Соборной площади. Строился в период 1673—1688 гг. Дом воеводы строился как гражданский объект, но имел и оборонное назначение. В качестве сеней выступают коридоры, которые связаны между собой лестницами внутри стен и по легенде имеют подземные ходы, ведущие к Богоявленской церкви, Свято-Троицкому собору, колокольне, к близлежащему лесу и реке Усолке.
Символ города — Соборная колокольня (1713—1725 гг.), наклонная! Имеет постоянный наклон в 1,3 градуса и угрозы обрушения не представляет.
Крестовоздвиженский собор, построен в 1698–1709 годах. В советское время в соборе размещался пивзавод.
Наутро, по программе — музей соли, где принимают экскурсантов барышни в сарафанах, в кокошниках, с рассказами как добывали в старину соль в Пермском крае.
Добыча соли начиналась с сооружения рассолоподъемных башен. На территории завода было пробурено 14 скважин глубиной от 170 до 215 метров.
Устройство скважины и деревянные трубы.
Варница (выглядит, как большая квадратная сковорода, собиралась из листов толщиной до 14 мм с помощью заклепок), в которой под действием температуры вода испарялась и из кипящего рассола образовывались твердые кристаллы соли. Выварка одной партии соли продолжалась около суток.
Но соль все равно оставалась влажной. Специальными лопатами ее перекидывали на деревянные полати, где она окончательно подсыхала.
Едем дальше. Достигаем Чердыни, там посещаем выставочный зал, где находится очень интересная экспозиция с деревянной скульптурой и украшениями в стиле «пермский звериный стиль».
И вот тут не то что пошёл дождь, нет, это называется «разверзлись хляби небесные», лило как из ведра. Вспомнилась сказка «Принцесса на горошине», такой ливень и может быть только в сказке.
Было принято решение ехать дальше, в Ныроб (где то 50 км), а потом, по возвращении, если бог даст, и погода смилостивится, то тогда и Чердынь посмотрим. И вот тут началось самое интересное. Это реально было путешествие на край света, восприятие усиливалось ливнем, который хлестал по окнам автобуса. По прибытии в Ныроб дождь прекратился, но ощущение достижения края Ойкумены — нет. На протяжении нескольких веков посёлок был местом ссылки заключенных. Здесь содержался в изгнании, в яме Михаил Романов, дядя первого русского царя из рода Романовых. Если даже сегодня это место воспринимается как край света, то чем же оно было тогда? Последним рубежом России? Местом, где кончается география и биография? Посёлком, где градообразующим предприятием является зона? Местом, где дальше — только тайга? Думаем, что всё вышеперечисленное верно, НО… даже там, на этом краю света, люди живут, дети клянчат у родителей чипсы в местном сельпо, идёт нормальная человеческая жизнь даже тут, на краю света.
Первое документальное упоминание деревни Ныробка относится к 1579 году. Вся деревня тогда состояла всего лишь из шести дворов. Каменная пятиглавая Никольская церковь была построена в 1704 году.
Для Михаила Никитича Романова на окраине деревни вырыли яму «сажень глубины, сажень длины и ширины». Сверху яму закрыли деревянным настилом, в котором сделали лишь прорезь для спуска еды. К зиме оборудовали нехитрый очаг, топившийся без трубы по-черному. В 2010 г. строят каменную часовню — аналог прежней. Возобновляют ограду со всеми атрибутами царской власти.
Фрагмент ограды.
И обратно в Чердынь. План сработал и по возвращении дождя уже не было.
Вид на Преображенскую церковь и Воскресенский собор (строился с 1750 года, освящен в 1754 году.)
Еще в XII–XIII веках на этом месте стояло Чердынское (Троицкое) городище. Деревянная церковь Ильи Пророка. На краю холма воспроизведена одна из башен крепости — Спасская.
Иоанно-Богословский монастырь. Мужской монастырь был основан в 1462 году епископом Ионой. Каменное здание церкви Иоанна Богослова сооружается в 1704–1718 годах. Здание церкви имеет нетипичную для православных храмов Урала компоновку. В частности — центрическое расположение главки и большие оконные проемы.
Река Колва. Город расположен на высоком берегу с которого открывается великолепная панорама. Если смотреть как на фотографии (на северо-восток), то ближайшее жилье уже за Уральскими горами, километров 500.
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм