Булгар считается очень древним — первые поселения датируется IV–VII. Сейчас это небольшой городок… А когда-то Булгар был крупнейшим и богатейшим населенным пунктом региона, но из-за многочисленных разрушительных завоеваний уступил первенство Казани.
Для истории Татарстана это место имеет особенное значение. Именно этот город был столицей Волжской Булгарии — первого государства в Среднем Поволжье. Волжские булгары считаются прародителями современного населения Поволжья — татар и (в большей степени) чувашей, чей язык считается наиболее близким к булгарскому. Здесь был принят ислам в качестве государственной религии, а во времена расцвета города он был центром ремесленничества и торговли. Булгар в течение многих лет был торговой площадкой между Россией (Русью) и Востоком (VIII-до начала XI вв).
Но воспоминания о давно ушедшем величии не угасли и по сей день: рядом с селом Болгар находится музей-заповедник «Болгарское городище», хранящий истории, легенды и артефакты того блистательного периода. Сегодня в Болгарском городище в Татарстане проходят археологические раскопки, работают музеи, проводятся экскурсии и фестивали.
На одном из таких фестивалей «Великий Болгар» я побывала в 2019 году. Но так, как тогда мы приехали на один день, а фестиваль длился два дня и программа его была насыщенная… А тут еще столько всего интересного: и уникальные образцы средневековой архитектуры, и татарский «Тадж Махал» — Белая мечеть, и музеи, где можно поближе познакомиться с историей и культурой региона… В общем, я была как обезьянка в том анекдоте «Разорваться мне что ли…». В тот день мы, конечно же, успели увидеть много, но не всё. Рассказ здесь. Поэтому в этом году, когда мы поехали в Казань, то первым пунктом после Казани стоял этот небольшой городок.
Болгар находится примерно в 200 км от Казани. Туда стоит ехать в теплое время года. Добраться до него можно несколькими способами: с экскурсией, автобусом (в прошлый раз мы пользовались этим способом, но только это был специальный трансфер фестиваля) и на метеоре. Жарким летним днем последний способ — просто идеальный! Быстрый и приятный! Несёшься на встречу с историей, обгоняя, проходящие баржи, теплоходы и даже быстроходные катера… И брызги в лицо, и ветер в волосах… Единственное НО. Покупкой билетов на метеор стоит озаботиться заранее. Мы брали еще до своего приезда в Казань из дома на сайте Татфлот. И места у нас были уже одни из самых последних. Брать надо билеты сразу в оба конца.
С погодой нам не очень повезло… Нет не подумайте чего плохого — дождя, тумана, урагана не было… Летом здесь хорошо. Мое мнение, что сюда стоит ехать именно в теплое время года. Но в дни, когда мы были в Татарстане стояла просто «аццкая жарища». Термометр показывал +35, а на солнце еще больше. А в знойный день на территории городища — от солнца спрятаться практически негде. Ну, разве что в музеи, которых здесь, конечно хватает. Но так как у нас выбора уже не было, то мы запаслись водой, надели головные уборы и одежду, закрывающую плечи, но дышащую и отправились в музей-заповедник.
Речной вокзал, где швартуются метеоры, находится в отдалении от городища. Но до музея-заповедника от речного вокзала ходит трансфер. Так что, если нет желания гулять на своих двоих или если не располагаете большим количеством времени, то можно воспользоваться этим вариантом. Цена вопроса — 100 рублей.
Летом самый лучший способ добраться до Болгара на метеоре
Музей-заповедник включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но его стоит посетить не только поэтому, но и для того, чтобы своими глазами увидеть место, где татары приняли ислам. Было бы неправильно приехать в Татарстан и не увидеть его главный религиозный и духовным центр, а также место паломничества.
Сейчас самым значимым и красивым религиозным объектом является Белая мечеть. Это изящное здание построили в Болгаре в 2012 году. Таким образом, была восстановлена историческая справедливость: в месте принятия татарами ислама впервые за долгое время, наконец, появилась действующая мечеть.
Белая мечеть напоминает вид мавзолея Тадж-Махал
Белая мечеть — по-татарски «ак мечэт» — расположена в отдалении от основного городища, поэтому нужно рассчитывать время, чтобы успеть в нее попасть. В прошлый раз мы до нее дошли пешком, но внутрь из-за большого количества народа и малого количества времени зайти не успели. Поэтому в этот раз поехали сразу до нее. К тому же трансфер туда шел… Можно было выйти и гулять по территории городища, а потом ехать до мечети, а потом обратно… Но, зачем так все усложнять? А пока мы едем, коротко об истории Булгара.
Город был основан булгарами — тюркоязычными племенами, жившими на территории Поволжья. Сначала здесь было лишь небольшое укрепление, но оно вскоре расширилось до размеров полноценного города. Удачное расположение — на высоком берегу Волги, там, где в нее впадает Кама, — создавало отличные условия для судоходства и торговли. Город и его жители быстро богатели. Во времена расцвета Булгар считался одним из центров ремесленничества. Было развито кузнечное, портняжное и ювелирное дело.
Вскоре после основания города булгары приняли ислам в качестве основной религии.
Однако богатый благополучный Булгар не раз подвергался нападениям и разорениям.
В первой половине XIII века на город напали золотоордынцы, практически полностью разрушив и разграбив его. Каким Булгар был до нашествия монголов, мы уже никогда не узнаем. Об архитектуре того времени можно судить лишь по описаниям иностранных купцов и путешественников. Известно, что большинство построек были деревянными.
Вскоре Булгар отстроили заново. Теперь в основе архитектуры были постройки из камня — именно они сохранились до наших дней. После прихода монголов на месте вновь возведенного города был создан административный центр завоеванных территорий Волжской Булгарии — так Булгар стал столицей.
Во второй половине XIV века Булгар снова разрушили — в этот раз виновником стал Тамерлан. Еще через сто лет сюда пришло русское войско во главе с Федором Пестрым, и некогда богатый Булгар окончательно пришел в упадок.
А мы тем временем приехали к Белой мечети. И пока другие туристы фотографируются на фоне этой достопримечательности, мы идем быстрее внутрь, чтобы посмотреть с комфортом, не толкаясь локтями с другими туристами. А на фоне сфотографируемся после, когда остальные внутрь пойдут.
Это действующее религиозное сооружение, внутрь пускают всех желающих при соблюдении ряда правил: на голове должен быть платок (у женщин), колени должны быть закрыты (независимо от пола), обувь — оставлена в специальных ячейках. Если одеты не по форме, то тут выдают зеленые халаты.
Туристы могут осматривать интерьер мечети только с балкона второго этажа.
Внутреннее убранство — стены, потолки, люстра — выполнено преимущественно в белых тонах. Тонкие линии, арабская вязь, изящные узоры — эта мечеть считается одной из самых красивых в Татарстане. Интересно, что на стенах висят электронные табло: на них высвечивается время намазов — каждый день оно разное, поскольку зависит от времени восхода и заката.
Мечеть, большая, белоснежная, красивая, но для меня она оказалась более привлекательная снаружи, чем внутри.
После мечети мы отправились в музей хлеба, который располагался рядом на территории 3,7 га.
Один из наиболее интересных объектов комплекса - это действующие водяная и ветряная мельницы. Здесь можно больше узнать больше о процессе помола зерна. Внутрь ветряной мельницы можно зайти. Здесь можно увидеть и другие типы мельниц, которые существовали в Спасском уезде на рубеже XIX-XX веков.
Музей интересный. Здесь можно проследить все циклы производства хлеба, начиная от сева и жатвы и заканчивая выпечкой. И погрузиться в историю производства хлеба, как говорится с головой. Каждый экспонат музея отражает значимость этого продукта в жизни людей и их культуре.
Один из наиболее интересных объектов комплекса — это действующие водяная и ветряная мельницы. Если вы хотите узнать больше о процессе помола зерна, то обязательно зайдите внутрь ветряной мельницы. Своими руками потрогать разные виды злаковых культур. Можно посетить хозяйственные постройки — амбар, гумно. Здесь вы сможете увидеть и другие типы мельниц, которые существовали в Спасском уезде на рубеже XIX–XX веков.
Помимо классической ветряной мельницы тут построена и водяная
Есть амбар с зерном, рига со снопами, кузница (тоже рабочая). В кузнице можно ознакомиться с орудиями труда и кузнечными работами, которые проводились в конце 19 начале 20 веков.
В кузнице можно ознакомиться с орудиями труда и кузнечными работами, которые проводились в конце 19 начале 20 веков
В открытом навесе с сельскохозяйственной техникой представлены почвообрабатывающие орудия труда конца ХIХ — начала ХХ века
В открытом навесе с сельскохозяйственной техникой представлены почвообрабатывающие орудия труда конца ХIХ - начала ХХ века
Есть усадьба мельника 19–20 веков с симпатичным домом с резными наличниками, который тоже можно осмотреть изнутри. Интерьер татарского дома реконструирован на основе подлинных фотографий хозяйственных интерьеров тех времен.
Красивые наличники усадьбы мельника
Здесь мне понравилось больше всего, так как всё выглядит так правдоподобно, как будто хозяева дома просто вышли во двор, а мы зашли к ним в гости.
В музее реконструирован интерьер татарского дома на основе подлинных фотографий хозяйственных интерьеров тех времен.
Во дворе даже имеется скотина: сейчас там живут барашки, теленок, различные птицы, кошки, собака, гуляют индюки, кукарекает петух, сидят толи гуси, толи утки. Может и корова имеется, но мы её не застали.
В усадьбе мельника - все по-настоящему: скотный двор, вещи, сельскохозяйственная техника
Основная экспозиция музея в главном корпусе распределена по двум залам. В первом акцент сделан на историю сельского хозяйства. Этот зал поделен на разделы, соответствующие этапам сельскохозяйственных земледельческих работ в течение года. Во втором зале рассказывается о том, что происходит с урожаем после сбора, начиная с переработки и заканчивая процессом продажи.
Хлебобулочные изделия выглядят аппетитно. Не поняла, настоящие они или нет
В числе музейных сокровищ — не только хлеб как таковой (а также караваи, плетёнки, булочки, печенье). В экспозиции можно увидеть различные приспособления, которые использовались в работе такого хозяйства со старины и до наших дней. Это и настоящие сохи с боронами, и тракторы. На стенах развешаны старые фотографии, иллюстрирующие, как всё это применялось.
В музее можно познакомиться с традициями и историей производства хлеба. Каждый экспонат музея отражает значимость этого продукта в жизни людей и их культуре.
Как вы поняли, музей я рекомендую. Здесь будет интересно не только взрослым, но и детям (чтобы поняли, что булки не на деревьях растут). Территория музея — симпатичная, аккуратная, большая и ухоженная, так что сюда вполне можно заехать, чтобы погулять, поностальгировать о летних каникулах в деревне у бабушки, либо показать собственным детям, «откуда что берётся» им на завтрак. Есть одно, НО. Не хватило информационной составляющей. Всё же лучше такие масштабные музеи посещать с экскурсией.
Также на территории музея находится неплохое кафе с татарской едой. Довольно вкусными и сытными, при этом одними из самых доступных по цене, в меню являются манты. Очень неплохой вариант перекусить в Болгарах.
По территории музея-заповедника можно передвигаться и таким способом. Но мы предпочли на маршрутке
А после посещения музея хлеба, мы отправились в сторону основных и более древних объектов музея-заповедника. Вариантов опять же несколько: на своих двоих, в повозке, запряженной лошадкой, на электрокаре или на маршрутке. Нам долго выбирать не пришлось. Когда мы вышли из музея, то увидели маршрутку, которая уже готова была отправиться в путь. Кстати, если решите выбрать этот способ передвижения, то знайте, что на деревянных воротах есть расписание движения маршруток.
Выходим из маршрутки и видим открыточный вид Болгарского городища — руины Соборной мечети, Большой минарет и возвышающееся рядом с ними здание православного храма. Впрочем, такое на первый взгляд удивительное соседство не уникально для Татарстана, в котором разные культуры и религии тесно переплелись много лет назад.
Начнем с руин… Когда-то здесь располагалось главное здание всего древнего Булгара. Соборная мечеть была возведена в XIII веке — с тех времен частично сохранился фундамент, поэтому, сегодня вы в прямом смысле сможете прикоснуться к древней истории Болгарского городища.
Мечеть частично отреставрирована. Помимо руин здесь сохранилась старинная колонна, датированная тем же веком, что и фундамент. Есть легенда, что если прикоснуться и загадать желание, то оно непременно исполнится.
Рядом выситься большой минарет. Это восстановленный минарет Соборной мечети. Сейчас высота постройки достигает 30 метров, хотя настоящий минарет был на 6 метров ниже. Именно через Большой минарет верующие попадали внутрь мечети. Оригинальная башня сохранилась вплоть до начала XIX века, пока в 1814 году не рухнула — фундамент был ослаблен подкопами кладоискателей, надеявшихся поживиться богатой добычей.
Считается, что строительство церкви связано с посещением городища императором Петром I во время Персидского похода в 1722 году. Царь посетил руины Болгара и поднялся на минарет, который послужил вдохновением для строительства Успенской церкви.
Здесь же расположена Успенская церковь, которая появилась на этом месте в начале XVIII века. Ее возвели на деньги казанского купца в честь визита Петра I. Церковь строили для нужд располагавшегося здесь Успенского монастыря.
При строительстве монастырских сооружений существовали определенные правила. Например, новый храм должен быть расположен в непосредственной близости от уже существующего. А поскольку на тот момент функции храма выполнял Восточный мавзолей, новую церковь возвели рядом с ним — здания разделяет десяток метров. Так и получилось, что на территории исламского городища возвышается православная церковь.
Справа на фото Северный мавзолей. Еще одна усыпальница, расположившаяся вблизи Соборной мечети. Сейчас внутри хранятся плиты – эпиграфические памятники с надписями из Корана, а также именами, родословными и датой смерти покойных.
Церковь посвящена Успению Божьей Матери и строилась для созданного в этих местах монастыря, который стал именоваться Успенским. После перевода монастыря в Чебоксары Успенская церковь стала приходской.
Первые реставрационные работы проведены еще в 19 веке. В советское время здание церкви использовалось под хозяйственные нужды и обветшало. С созданием в 1969 г. Болгарского заповедника церковь вошла в состав заповедника, наряду с памятниками болгарской архитектуры 13–14 в.в.
В настоящее время в здании церкви расположена экспозиция Музея истории Успенской церкви, которая рассказывает о истории православия на территории Волжской Болгарии. В экспозиции представлены документальные источники о пяти святых Русской православной церкви.
На территории городища сохранились два мавзолея: Восточный и Северный. Оба датированы XIV веком. Восточный сохранился в мельчайших деталях.
В татарский период здесь находились усыпальницы — в одном из мавзолеев вы сможете увидеть найденные во время раскопок надгробные плиты. В русский период в Северном мавзолее был расположен монастырский погреб, в Восточном — православная церковь, относящаяся к Успенскому монастырю.
Первая Церковь Святого Николая, размещенная в Восточном мавзолее Болгара, была построена в 14 веке.
Возможно, именно этим фактом и объясняется столь долгая сохранность Восточного мавзолея — служившие здесь монахи аккуратно реставрировали здание, при этом не вторгаясь в его целостность. Например, несмотря на то, что здесь был, по сути, храм, росписи, присущей православным церквям, на внутренних стенах вы не увидите. Служители понимали, что здесь находится усыпальница, и относились к этому факту с большим уважением.
Недалеко от руин Соборной мечети находятся еще одни развалины — на этот раз, средневековой бани.
Баня в культуре того периода была важным общественным местом, куда ходили не только искупаться, но и обменяться новостями, пообщаться или даже заключить сделку. Самое интересное, что во время раскопок археологами были обнаружены следы древнего водопровода — вода поступала в баню по трубам. Это доказывает, что волжские булгары были высокоразвитым народом, владеющими такими инновационными по тем временам технологиями.
До Черной палаты мы уже не пошли, т. к. она располагается в отдалении от основных строений Болгарского городища, а идти по жаре совсем не хотелось. К тому же я ее видела в 2019 году. А вот до малого минарета дошли, но от идеи преодолеть 40 ступеней, ведущих на вершину в узком пространстве в удушающую жару, отказались. Зато заглянули в ханскую усыпальницу, т. к. там тенек и относительная прохлада. И от посещения музея ислама тоже не отказались.
В 922 году волжские булгары приняли ислам. Не то чтобы булгары до этого момента понятия не имели об исламе. Были среди населения мусульмане, функционировали медресе и мечети, но вот в качестве принятия ислама, как государственной религии источники указывают 21 мая 922 года. Существует несколько версий почему это было сделано. Две из них легенды о чудесном исцелении дочери хана сахибами. Сахибами — называли сподвижников-миссионеров пророка Мухаммеда, которых он отправил во все земли, в том числе и в Волжскую Булгарию. Мухаммед вручил им посох, чернильницу и чалму. Назвавшись врачами, сахибы исцеляли людей, в том числе и членов ханской семьи. Опираясь на посох пророка, они читали проповеди и обращали местное языческое население в единоверие, помогали строить мечети и обучали основам таинства ислама.
Обратился как-то к арабским целителям и сам хан, у которого тяжело и безнадежно болела единственная дочь. Сахибы пообещали исцелить девушку, но за это хан и его приближенные должны были принять ислам. Хан дал свое ханское слово, и сахибы немедленно приступили к лечению. Естественно, что девушка поправилась, а хан сдержал слово. Два сахиба отправились проповедовать дальше, а третий женился на девушке. Жили все долго и счастливо и умерли в один день. Можно скептически относиться к легендам, однако, памятник сахибам на территории Болгара имеется.
Но то, все легенды… Третья версия самая правдоподобная. В то время Волжская Булгария терпело нападки от Хазарского каганата и булгарский правитель обратился к Багдадскому халифату за покровительством. Откуда в 922 году прибыло посольство. В результате состоявшихся переговоров Волжская Булгария была признана мусульманским государством, а ислам был объявлен государственной религией волжских булгар, а их лидер принял титул эмира и арабское имя Джафар ибн Абдаллах.
Это мероприятие подробно было освещено «прессой» в лице Ахмада ибн Фадлана, который прибыл Булгар в 922 году в качестве секретаря дипломатический миссии, посланной в Волжскую Булгарию Аббасидским халифом из Багдада. Да, да, тем самым посольством см. выше.
Сам булгарский царь Алмуш был в черной одежде (саваде) и в тюрбане, как подобает быть одетому высшему сановнику повелителя правоверных. Ему в дар был привезен арабский скакун, которого здесь же и оседлали. Затем на фоне развернутых знамен для всей собравшейся на торжество булгарской знати было зачитано послание от багдадского халифа. Переводчик дословно переводил текст. Послы, булгарские царь и представители знати слушали это послание стоя, в знак уважения и торжественности момента.
После завершения чтения вся площадь огласилась всеобщим громким восклицанием во славу Аллаха! А в конце этого мероприятия арабские послы одарили Алмуша и жену его благовониями, жемчугами, одеждами и арабскими серебряными монетами (дирхемами).
Примерно так он написал в своей «Записке».
Памятный знак «Принятие ислама»
В наше время в память об этом событии был возведен памятный знак — здание высотой в несколько этажей. В нем находится Музей Корана с интересной экспозицией.
В цокольной части здания расположена выставка различных экспонатов, относящихся к принятию ислама. Центральное место в экспозиции цокольного этажа занимает мозаичное панно, выполненное итальянцами и изображающее встречу властителями Булгара багдадского посольства летом 922 года.
Но центральный объект всего музея — это 500-килограммовый Коран, самый большой печатный экземпляр из всех, когда-либо созданных. В закрытом виде его размеры — 1,5×2 метра, а чтобы открыть такую книгу понадобятся силы не одного крепкого человека. Книга обтянута изумрудной тканью и красиво украшена золотом и серебром.
Стоит так же посетить Музей булгарской цивилизации, но мы уже не успевали, т. к. трансфер отправляется за час до отплытия метеора.
Музей болгарской цивилизации. Также современное большое здание, напоминающее постройки в булгарском государстве, которое было возведено при первом президенте Татарстана.
Поэтому идем на еще одно знаковое место — к руинам ханского дворца.
Здесь можно себе представить, как хан любовался течением великой русской реки. А мы запечатлеем момент этого неспешного течения и идем в автобус.
Как я уже сказала, автобус привозит туристов на причал очень заранее. Заняться там решительно нечем. Поэтому многие купаются или мочат ножки в Волге. Саша до посадки в метеор, с радостью окунулся в прохладные воды Волги и успел обсохнуть. Так что имейте в виду, если отправитесь сюда в жару, что окунуться можно и даже высохнуть.
Вдалеке виден музей-заповедник