Библ или Библос (я привык к этому названию и буду так называть этот город) — один из самых символичных городов Ливана, известный как современный город Джбайль. Он считается одним из самых древних постоянно населённых городов в мире (с 8000 -7000 годо в. до н. э.). Хотя, как о городе, речь идёт со времени Финикии, до этого — только о неолитических родовых поселениях.
История Библоса неотделима от моря. Будучи одним из главных портов финикийцев, город сохранил своё транспортное значение и для более поздних государств Леванта, включая крестоносцев и мамлюков.
Помимо очевидного средиземноморского очарования, Библос привлекает посетителей изучить архитектурные и исторические памятники в пределах своих средневековых городских стен.
За свою историю Библос был частью множества цивилизаций, включая египетскую, финикийскую, ассирийскую, персидскую, эллинистическую, римскую, фатимидскую, генуэзскую, мамлюкскую и османскую. Типичная картина — остатки римского форума на фоне мечети Султана Абдула Маджида, построенной в 1648 году.
В библейские времена город был известен как Гебал, древний морской порт. Имя Библос греческого происхождения. Поскольку папирус был одним из основных предметов торговли, греки для названия города применили слово для обозначения свитков (своеобразных античных книг). Кстати, отсюда возникло и наименование самой важной для христиан книги — Библии, что означает просто «книга».
Сегодняшний город с населением в 40 тысяч человек не является мегаполисом, поэтому после Бейрута это просто симпатичный городок. Современный Джбайль неплох, но малоинтересен. Проезжаем его без остановки.
Обратил внимание на приветственную стеллу, где есть и «Добро пожаловать».
Ливанские кедры были очень ходовым товаром. В некоторых странах, особенно в Египте, древесина кедра использовалась в качестве ценного строительного материала. По этой причине Библос стал главной гаванью для экспорта кедра и других ценных пород древесины, что сделало его одним из наиболее важных торговых центров. Именно здесь финикийцы впервые прославились своими навыками кораблестроения, а моряки заслужили прозвище «морских князей» (упоминается в Библии Иезекииля). Старая гавань защищена от моря скалистым мысом. Она ничем не напоминает древний финикийский порт, но он был именно здесь.
Рядом находятся раскопанные руины древнего города.
Мы идём туда через Замок крестоносцев. Необычно слышать, когда замок гид называет «самым современным» памятником в историческом центре, ему «всего» 900 лет на фоне 8000-тысячелетней истории города.
В Ливане мы посмотрим ещё несколько замков крестоносцев, но этот первый, поэтому в данном рассказе отступление — О крестоносцах средневековых и современных. К концу 11 века хрупкий баланс между христианским и мусульманским миром (за исключением Реконкисты, но это особый случай) был нарушен. Покорив ближневосточные государства, сельджуки вторглись на византийские территории, вызвав панику в Константинополе. Император Роман IV в. 1071 году попал в плен после неудачной битвы при Манцикерте. Хлынув на христианские поселения, сельджуки нещадно их грабили, разрушали церкви и монастыри, оскверняли святыни, убивали монахов, истребляли местное население, отказывающееся принимать ислам. В руки сельджуков перешёл Иерусалим. Арабы до этого терпимо относились к местным христианам и паломникам. Завоеватели же оскверняли христианские храмы, убивали или продавали в рабство и тех и других. Иерусалимского патриарха за бороду стащили с престола на пол, а затем протащили по улицам и бросили в темницу. Вполне закономерно, что на фоне таких новостей в 1095 году папа Урбан II на Клермонском соборе провозгласил Первый крестовый поход. Цель его мне понятна, она справедлива.
Не буду описывать историю похода, рассказ не об этом, сразу перейду к результату — на территории Леванта было создано несколько государств крестоносцев. Эдесское графство создал Балдуин граф Булоньский, граф Верденский. Антиохийское княжество — Боэмунд князь Таранто. Графство Триполи — Бертран, граф Тулузский, маркиз Прованса и герцог Нарбоннский. Иерусалимское королевство — первый король Балдуин.
Государства эти были обречены. Прибыв на Восток, европейские аристократы начали совершать ошибки, которые, впрочем, повторяют и сегодняшние недоКрестоносцы, которых, безусловно в конце концов ждёт такая же судьба. Жестокие методы »работы» с местным населением перешли все границы. Этому способствовало и полное отпущение грехов, а также факт, что в пехоту зачастую вербовались в Европе самые »отбросы общества». За время всех восьми крестовых походов, по грубым оценкам (не было тех, кто бы зафиксировал) погибло до 300 000 местного населения. Несмотря на то, что это жертвы на протяжении двух веков, по тем временам всё равно очень заметные. Первые понятные и справедливые цели кампании испарились, главный девиз стал — убивать и грабить, грабить и убивать. Показателен штурм Иерусалима. Было вырезано практически сто процентов населения, около 40 000. Все — мусульмане, евреи, армяне, православные христиане, без разбора. Рыцарям были отданы богатые кварталы, пехоте — бедные и улица. Рыцарь с помощью пажей сразу прибивал на дверь щит — это моё! Убивали мужчин, женщин насиловали и убивали, детей тоже, дом и имущество забирали.
Результатом стало то, что мусульманский мир стал сплачиваться, несмотря на разногласия, появились талантливые лидеры типа Салах-ад-Дина, и не прошло 200 лет, как рыцарские государства были просто сметены в море. И надо понимать, что именно Крестовые походы стали причиной непримиримого и жестокого противостояния миров на много столетий.
Вот оно как — опять чёрное и белое! Да нет, конечно, на самом деле были и полутона, и положительный эффект. Среди графьёв попадались и гуманистические натуры, в Европу попали шафран, лимон, абрикос, сахар, рис, ситец, шёлк. Раздвинулся познавательный горизонт европейцев, появилась тяга к путешествиям и открытиям. Европейцы смогли познакомиться с архивами мусульман, труды античных учёных и философов, утерянные в Европе, вернулись благодаря арабским переводам. И какой-нибудь маркиз, вернувшийся домой, бросив на холодный пол в каменном пустом замке первый ковёр и поставив на полку первый пергамент, не задумывался о том, что, как сотни других, он начал обратный отчёт Возрождению Европы во всех смыслах.
Крестоносцы оставили в Леванте после себя целый ряд замков, церквей, монастырей. Относится к их политике можно по-разному, но их следы вызывают, конечно, большой исторический интерес. Библос находится на территории бывшего Графства Триполи. Замок здесь был построен даже раньше, чем главный замок в Триполи.
Замки крестоносцев строгие, довольно простые в плане, без излишков роскоши. Главное требование — выдержать продолжительную осаду и мощный штурм.
Этот замок был построен в 12 веке из местного известняка и остатков римских построек. Готовое сооружение было окружено рвом. Хорошо видны распиленные мраморные колонны, изпользовавшиеся для укрепления стен. В то время остатки античных городов ещё наполовину сохранились, таких колонн стояло и лежало тысячи и тысячи. Укреплённые таким образом стены практически невозможно было разрушить осадными машинами.
Замок принадлежал генуэзской семье Эмбриако, члены которой были лордами Гибеле (как крестоносцы прозвали Библос) с 1100 года до конца 13 века. Саладин захватил город и замок в 1188 году. Позже крестоносцы его отбили и восстановили укрепления замка в 1197 году.
Позже замок был вновь завоёван мамлюками в 1298 году. Сегодня можно посетить хорошо отреставрированное здание, поискать застрявшие в стенах ядра, подняться на башню и насладиться прекрасным видом на Библос и горы.
Замок крестоносцев в Библосе является прекраснейшим примером оборонительного здания XII века, который сочетает в себе небольшую крепость в виде квадрата, укрепленную угловыми башнями, построенную вокруг центрального донжона, образуя таким образом два уровня защиты.
Напротив крепости на фоне моря живописно выделяется Римская колоннада III века нашей эры. Только шесть коринфских колонн остались стоять вертикально, две из них соединяет часть оригинального фриза.
Эта колоннада была частью церемониального прохода, ведущего к храму Баалат-Гебал в честь семитской богини, приравненной к Хатхор и Исиде), который был перестроен во времена Римской империи.
Храм был посвящён Афродите — Астарте, статую которой мы видели в Бейрутском музее.
Финикийские стены датируются примерно 2800 годом до нашей эры. Сохранившаяся толстая каменная стена расположена на территории археологических раскопок, прямо под замком крестоносцев, и изгибается к берегу.
В то время в городе было два входа: один с видом на море, а другой с суши. От него осталась только часть дороги и лестница, ведущая к воротам, уже не существующим.
От римского театра III века остались только первые пять ступеней, сцена, украшенная небольшими коринфскими колоннами, и пол оркестра, который раньше был покрыт мозаикой, изображающей Вакха.
Перед театром в 1922 году был обнаружен большой некрополь. Эти квадратные колодцы глубиной около десяти метров открывают доступ к расположенным сбоку погребальным помещениям, где находились саркофаги и подношения умершим царям.
Самым интересным, несомненно, является саркофаг короля Ахирама (13 век до н. э.), выставленный в Национальном музее Бейрута. Поддерживаемый четырьмя коленопреклонёнными львами, он содержит барельефы, на которые большое влияние оказало египетское искусство. Надписи, видимые на крышке саркофага, представляют собой древнейшую форму финикийского алфавита. Финикийцы разработали первый «универсальный» алфавит, чтобы общаться со своими многочисленными морскими торговыми партнёрами. В нём было всего 22 буквы, основанные на звуках, в отличие от множества символов клинописи и иероглифов, актуальных в то время. Корневое слово «фоника» или «фонетика» происходит из Финикии.
Чтобы открыть раскопки, были постепенно снесены все постройки над древним городом. Решили оставить только один традиционный ливанский дом 19 века, который хорошо иллюстрирует уровень земли в финикийские времена по сравнению с современным уровнем.
Одна стена — всё, что осталось от царского дворца, который в своё время состоял из нескольких крыльев. Западное и северное крыло могли служить для государевой семьи и сановников, восточное крыло было Королевским.
В самом сердце внушительного здания находился монументальный тронный зал, окружённый тремя комнатами неправильной формы в соответствии с левантийской традицией. Дворец расположен недалеко от края мыса, где могла быть лестница, ведущая к берегу и главному порту.
На территории развалин дворца были найдены артефакты, скульптуры, часть которых выставлена в Бейрутском музее.
Айн-эль-Малик или Королевский источник глубиной около 20 метров был доступен по винтовой лестнице. Когда-то он снабжал город водой. Согласно мифу об Осирисе египетском в версии Плутарха, слуги царя встретили Исиду на лестнице источника и отвезли её в царский дворец, где она нашла тело своего мужа Осириса, встроенное в одну из дворцовых колонн.
Фундамент L-образного храма датируется началом 3-го тысячелетия до нашей эры. Он был одним из старейших религиозных объектов в Библосе и, вероятно, также был посвящён Бааллат-Гебалу. Комплекс состоял из священного участка, переднего двора и двух вспомогательных секций на северо-востоке и западе, которые, возможно, использовались как жилые помещения для священников или как церемониальные помещения.
Считается, что Храм Обелисков был построен примерно в 1600–1200 годах до нашей эры на вершине. Он, вероятно, был посвящен Решефу, ханаанскому богу войны. Считается одним из самых впечатляющих древних сооружений финикийской эпохи. Множество маленьких обелисков, найденных в этом храме, использовались в качестве религиозных подношений.
Старый город Библоса — один из самых приятных сюрпризов Ливана. Бейрутцы приезжают сюда не ради достопримечательностей, а просто окунуться в местную атмосферу. Мощёные улицы были тщательно реконструированы в последние годы, а дома с деревянными или каменными фасадами заполнены сувенирными магазинами, небольшими художественными галереями, музеями и даже художниками, работающими с окаменелостями.
Они также прославили Библос, и сегодня здесь можно приобрести не только красивые доисторические изделия, но и различные полированные кусочки улиток, трилобитов или брюхоногих моллюсков в качестве украшения собственной квартиры. Просто зайдите в один из магазинов, и владельцы с радостью покажут вам, как создаются экспонаты, расскажут что-нибудь о самих окаменелостях. Мы тоже привезли 100 000 000 — годового карася.
На пороге Старого города находится красивая романская церковь, которая посвящена святому Жану Марку, покровителю города, который, как говорят, основал первую христианскую общину Библоса.
Сама церковь была построена в 1115 году крестоносцами, первоначально как собор Святого Иоанна Крестителя. После их ухода землетрясения, вторжения и другие катастрофы неоднократно повреждали сооружение, и в течение нескольких столетий оно оставалось заброшенным.
В 1764 году эмир Юсеф Шехаб из династии друзов, правивших полуавтономным Ливаном под властью османов, подарил церковь христианам — маронитам, она впоследствии была восстановлена и вновь открыта в 1776 году.
Британские бомбардировки Ливана в 1840 году нанесли дополнительный ущерб, но церковь была снова восстановлена и сегодня продолжает служить маронитской христианской общине.
Одной из интересных особенностей церкви является её куполообразный баптистерий на северной стороне, который остался от прежнего здания 1116 года.
Церковь окружена красивым парком, где можно увидеть даже следы римской мозаики.
В Библосе нашли много мозаик, но практически все были развезены по музеям. Кое-какие мы увидели в музее Бейрута.
Или ещё одна на тему «Похищение Европы»
Покидаем Библос, едем вдоль побережья на север. Но разговор о финикийцах или крестоносцах ещё далеко не закончен.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия