Наступило первое утро наших «римских каникул». После хлопот и волнений пережитых накануне приятно было проснуться с чувством, что никуда больше не надо спешить. Билеты на все поездки куплены, музеи зарезервированы, а за окном ждёт новая встреча с «Вечным городом».
Первым пунктом культурной программы был запланирован Капитолийский музей. В центр решили идти через Виа Кавур (Via Cavour). По пути набрели на небольшую площадь Сан-Мартино-ай-Монти (Piazza di S. Martino Ai Monti) с двумя средневековыми башнями — Капоччи (Capocci) и Грациани (Graziani). Построенные в конце 12 века из кирпича позаимствованного с близлежащих Терм Траяна прекрасно сохранившиеся башни представляют собой своего рода монументальный вход на вершину Эсквилинского холма.
На площадь также выходит восточная апсида Базилики Святых Сильвестра и Мартина. Внутрь не пошли, однако подивились на ряд деревьев похожих на хорошо знакомые фикусы.
«Фикусы» на поверку оказались магнолиями, целую аллею которых мы встретили на следующей улице Via Giovanni Lanza.
Не прошло и получаса, как мы оказались у подножья ещё одного холма — Капитолийского. На холм ведут две лестницы. Слева крутая с мелкими ступенями и Базиликой Санта-Мария-ин-Арачели наверху. Справа широкая пологая кордоната построенная по проекту самого Микеланджело, как впрочем и сама площадь Кампидолио на вершине холма. Лестницу спроектировали так, чтобы даже всадники могли подниматься на холм, не спешиваясь.
Поднявшись, как вы уже наверное догадались, по правой лестнице за углом Дворца сенаторов обнаружили статую капитолийской волчицы. На улице стоит копия, оригинал мы увидели позже в музее.
С холма открывается вид на город. За рынком Траяна возвышается кирпичная Башня Ополчения (Torre delle Milizie) или Башня Нерона. Некоторые считают, что именно с неё император Нерон наблюдал за Великим римским пожаром. Справа от башни комплекс зданий Папского университета святого Фомы Аквинского — одного из главных папских учебных заведений Рима.
Спустившись чуть ниже по дорожке слева от Дворца Сенаторов можно любоваться панорамой Римского Форума. Практически целая триумфальная арка Септимия Севера из белого мрамора была возведена в 203 году нашей эры в ознаменование побед императора Септимия Севера и двух его сыновей, Каракаллы и Геты в военных кампаниях 194–195 и 197–199 гг. против парфян.
Следом в глубине видны три уцелевшие колонны храма Диоскуров, откуда были перенесены статуи Кастора и Поллукса венчающие микеланджеловскую кордонату. На переднем плане шесть ионических колонн Храма Сатурна — 489 года до н. э. и три коринфских Храма Веспасиана и Тита. Можно только догадываться о величии и монументальности форума в пору расцвета Римской империи.
Музеи Капитолия занимают два стоящих друг против друга здания: Палаццо Консерватори и Палаццо Нуово. Экспозиция плавно переходит из одного в другое. В музеях мы провели больше двух часов, подробно показала в альбоме, а когда вышли на улицу оказались на противоположном конце площади. Тут совершенно некстати полил дождь, а зонтики остались в камере хранения на другой стороне. Прямо как в известном анекдоте про баню.
Проблему эту мы конечно решили и аккуратно перешагивая через лужи, а также стараясь не поскользнуться на мраморных ступенях отправились на Виа дель Корсо, где нас ждал Дворец Дориа Памфили с его великолепной галереей.
После такой ударной порции прекрасного необходимо было сделать перерыв. Однако по пути обратно в отель не могла не задержаться на Пьяцца дель Квиринале с знаменитым Квиринальским обелиском. Вывезенный и Египта в 1 веке н. э. обелиск является одним из двух стоявших когда-то возле Мавзолея Августа. Второй видели вчера с обратной стороны Базилики Санта-Мария—Маджоре. Обелиск окружают статуи Диоскуров из близлежащих Терм Константина работы архитектора Джованни Антинори.
Отдохнув и подкрепившись снова отправились на встречу с прекрасным. Чтобы оптимизировать время и расстояние, перед поездкой наметила несколько маршрутов по различным районам города. Жили мы недалеко от Термини с него и решили начать. Буквально в сотне метров от станции находится Площадь Республики. Палаццо с портиками построенные в 1887—1898 гг. образуют полукруглую колоннаду напоминающую экседры римских бань.
Ассоциацию продолжает уникальный фасад базилики Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири построенной в 16 веке по проекту Микеланджело Буонарроти.
Интерьер базилики впечатляет. Просторный храм с трансептом обрамленным 8-ю массивными колоннами из розового асуанского гранита и стенами украшенными красочными фресками.
Мраморные мозаики пола, на которых как-будто пылает пламя посреди звёздного неба.
Микеланджело работал над базиликой с 1563 по 1564 год. Затем проект продолжил его ученик Якопо Дель Дука. После него в 1749 году устройством интерьера базилики занялся неаполитанский архитектор Луиджи Ванвителли.
Ванвителли организовал транспортировку картин и алтарных образов из базилики Святого Петра, замененных мозаичными копиями по соображениям консервации. Таким образом, Санта-Мария-дельи-Анджели превратилась в богатую художественную галерею с произведениями XVI–XVIII веков.
Часовня Сан Бруно. Запрестольный образ «Явление Богородицы Святому Бруно» работы Джованни Одацци 1700 г.
Современный орган 1990 года в корпусе из вишнёвого и каштанового дерева с 5400 труб, изготовленных вручную.
В Базилике демонстрировался рождественский вертеп состоящий из множества фигурок и бытовых сцен. К сожалению не нашла автора и описание.
Следующая остановка — Ларго ди Санта-Сусанна. Одноименная церковь Санта-Сусанна примечательна своим фасадом в стиле раннего барокко. Автор проекта Карло Мадерно, ученик своего дяди Доменико Фонтана, главного архитектора папы Сикста V. Фасад разделен на два яруса, в нишах заменяющих окна установлены статуи Святых Феличиты и Сусанны внизу и Гая и Габини наверху. Оба яруса завершают треугольные тимпаны. Верхний украшен гербом кардинала Рустикуччи. Проект был признан настолько успешным, что в 1605 году папа Павел V назначил Мадерно архитектором базилики Святого Петра. К тому же сам стиль впоследствии стали называть «стилем контрреформации» или «стилем иезуитов». Классическими образцами такого стиля являются соборная церковь иезуитов в Риме — Иль-Джезу и Сант-Иньяцио.
Ещё один образец подобного стиля соседняя Санта-Мария-делла-Виттория. Тот же симметричный двухярусный фасад, треугольный фронтон и завитушки по сторонам. Архитектором церкви является также Карло Мадерно. Главный фасад был спроектирован его учеником Джованни Баттиста Сориа.
Внутри шли реставрационные работы, поэтому потолок разглядеть не удалось.
Очень необычный балкончик для певчих — кантория работы Маттиа де Росси. По углам канторию поддерживают фигуры в рыцарских доспехах.
Церковь знаменита скульптурной группой Джованни Лоренцо Бернини «Экстаз святой Терезы». Композиция считается одним из шедевров мастера.
Очень похожая скульптура украшает капеллу напротив. Считается, что «Сон святого Иосифа» был создан Доменико Гвиди под влиянием работы Бернини.
Кроме пышных церковных фасадов площадь также украшает монументальный фонтан Аква Феличе или фонтан Моисея. Фонтан завершает акведук Аква Феличе, восстановленный Папой Сикстом V. Он был спроектирован Доменико Фонтана и построен в 1585–88 годах. Струи воды извергают четыре льва, копии древнеегипетских статуй, которые прежде стояли у Пантеона. В центре огромная фигура Моисея призванная символизировать заботу католической церкви о нуждах горожан.
Раз уж пошли по храмам в иезуитском стиле, нельзя было пропустить Церковь Сант-Иньяцио. Благо находится она совсем близко от Пантеона, куда мы и держали путь. Церковь Святого Игнатия Лойолы на Марсовом поле была построена в 1626—1650 гг. по проекту разработанному математиком-иезуитом Орацио Грасси.
Церковь известна квадратурами Андреа Поццо (1685 г.). Квадратура — особенный стиль в искусстве эпохи Возрождения для создания иллюзии трехмерного пространства на двухмерной поверхности. Так роспись потолка главного нефа представляет собой перспективную симуляцию второго храма надстроенного над первым, реальным. Два ордера, нижний и верхний, воображаемого храма простираются вверх волнообразным движением колонн, арок и антаблементов.
На полу отмечены точки, с которых открывается наилучшая перспектива.
Поццо также принадлежат фрески в восточной апсиде, изображающие жизнь и апофеоз святого Игнатия и панель над главным алтарем «Видение святого Игнатия в часовне Ла Сторта». Здесь эффект перспективы также поражает воображение: три фрески между фальшивыми прямыми рифлеными колоннами на поверхности, которая кажется многоугольной, хотя на самом деле она вогнутая.
Часовня в правом трансепте, посвященная святому Алоизию Гонзаге, украшена большим мраморным горельефом с изображением святого Алоизия Гонзаги во славе (1697–99) работы французского скульптора Пьера Ле Гро.
Андреа Поццо расписал потолок, на котором также изображена Слава Святого.
В часовне левого трансепта находится мраморный алтарь «Благовещение» работы Филиппо Делла Валле с аллегорическими фигурами и ангелами (1649 г.) работы Пьетро Браччи, а также потолок с фресками «Успение» Поццо.
На площади у Пантеона толпился народ. Как ни пыталась не сумела запечатлеть фонтан без туристов. Фонтана дель Пантеон был построен Джакомо делла Порта при папе Григории XIII в. 1575 году. Египетский обелиск позаимствованный у храма Ра в Гелиополе был добавлен к нему в 1711 году при папе Клименте XI. Считается, что обелиск для храма заказал фараон Рамзес II в. 13 в. до н. э.
Пантеон является одним из старейших зданий в мире. Он был построен по заказу Марка Агриппы во время правления Августа между 27 и 25 годами до нашей эры.
Очередь на вход двигалась довольно быстро. Однако и внутри пришлось плыть по течению с людским потоком. Грандиозность здания безусловно впечатляет. Под стать помещению и богатая, но строгая отделка. Мрамор, порфир, гранит всё выдержано в одной золотисто-коричневой гамме.
На этом прогулка могла бы и закончиться, трудно уместить в голове столько красоты за один день, но туристская жадность не отпускала. Прошли чуть дальше по Via della Minerva и попали на площадь с знаменитым слоником Бернини. Памятник установили в 1667 г. Сверху поместили обелиск Минервы из красного гранита высотой 5,47 метра, первоначально воздвигнутый фараоном Априе (589–570 гг. до н. э.), среди иероглифов можно различить имя египетской богини Нейт, соответствующей Минерве в греко-римской мифологии. На постаменте написано: «Нужен крепкий ум, чтобы поддерживать твердый интеллект».
За слоником виден скромный фасад Базилики Санта-Мария-сопра-Минерва. На наше счастье она была ещё открыта. Базилика один из последних сохранившихся примеров готической архитектуры в Риме.
Традиционно готические ребристые своды расписаны фресками. В облаках на синем небе восседают евангелисты окруженные золотыми звездами.
По сторонам главного нефа расположены часовни, хранящие дрогоценные произведения известных мастеров. Часовня Сан Доменико работы Филиппо Рагуццини с гробницей Папы Бенедикта XIII, украшенной Карло Маркионни и Пьетро Браччи, и скульптурой «Мадонна с Младенцем и святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Евангелистом» (около 1670 г.) Франческо Грассиа.
Капелла дель Розарио (Капраника). Лепной потолок был выполнен в 1573 году Марчелло Венусти.
Часовня Карафа с фресками конца XV века (1488–1493) работы Филиппино Липпи была построена по заказу кардинала Оливьеро Карафа в честь святого Фомы Аквинского.
«Кристо делла Минерва», также известный как Христос-Искупитель или Христос, несущий крест, — мраморная скульптура Микеланджело Буонарроти, законченная в 1521 году. Изначально скульптура была обнаженной, однако в 1546 году после Тридентского собора к ней была добавлена набедренная повязка из позолоченной бронзы.
В базилике множество погребальных памятников и кенотафов работы Джан Лоренцо Бернини или приписываемые ему, такие как Мемориал Марии Раджи и бюст Джованни Виджевано, который представляет собой поворотный момент в творчестве Бернини, поскольку это был первый посмертный бюст, созданный им по живой модели.
Покинули базилику почти перед закрытием, но возвращаться в отель ещё не хотелось. Хорошо, что летом темнеет поздно. Заглянули на маленькую площадь Пьяцца Маттеи с знаменитым Фонтаном Черепах. Фонтан создан между 1580 и 1588 годами по проекту архитектора Джакомо делла Порта скульптором Таддео Ландини и считается одним из первых художественных фонтанов Рима. Композиция фонтана настолько привлекательна, что в США установлены четыре его копии. Одну из них показывала в рассказе о Ньюпорте.
Невозможно вместить в один рассказ всё, что ещё увидели в этот день, поэтому продолжение следует…
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия