Когда открываешь чемодан, он пахнет путешествиями. Сегодня запах Индии…
Наконец-то мы вылетели из аэропорта «Минск» с задержкой в полчаса. Времени на пересадку в Шардже должно хватить. Мы на это надеемся здесь, сидя в самолёте родной «Белавиа». При посадке в самолет стюардесса, узнав, что у нас пересадка в Шардже сказала, что успеем, и надо было брать прямой билет в Дели. Но мы брали билет, когда еще «Белавиа» в Дели не летала. Поэтому будьте любезны - довезите нас вовремя. В общем — за бортом ночь, ничего не видно, голова тяжелеет, до завтрашнего утра.
Аэропорт Шарджи встретил теплом настоящего лета. После минских сугробов очень даже приятно. Так как билет у нас не единый, то надо было получить багаж и потом обратно регистрироваться уже на «Air arabia» до Тривандрума. Здесь все рядом. В одну дверь вышли и рядом в другую зашли на «вылет». На входе секьюрити остановил и спросил, куда мы идем, на что получил от нас развернутый ответ с полным названием аэропорта назначения, как написано на ихнем сайте: Thiruvananthapuram! Секьюрити непонимающе мотнул головой и нам пришлось ещё раз сказать: -«Туриванантапурам» — что тут непонятного!
-ТривандрАм?
-Ну да, пусть ТривандрАм.
Пришлось показать билеты, хорошо, что они были распечатаны. На регистрации очень долго и скрупулёзно изучали нашу e-visa. В итоге все было правильно, и нас пропустили. В аэропорту Шарджи почти весь контроль автоматический. Сам сканируешь паспорт, потом робот тебя фотографирует, и только в конце просвечивают сумки. Но, в общем, ни в какое сравнение с минским аэропортом. Все максимально просто. Вылетели с опозданием и прилетели тоже с опозданием. В половине седьмого по местному времени уже темно. В отель ехали, когда уже совсем стемнело. Мне надо было бы сесть на заднее сиденье, но нет, потянуло на переднее. Тем более, что привычное мне место слева было свободное, так как левостороннее движение. Байки, тук-туки и машины, люди, всё движется, подчиняясь, Кришне, карме, неведомым силам, тайным знаниям и возможно некоторым правилам дорожного движения. Все друг другу сигналят, подпирают друг друга так плотно, что рука не пролезет между машинами. Главное, что все едут и мы тоже.
Остановились мы в гостевом доме «White house residency». Вполне довольны своим выбором. Недавно построенный, в ковидные годы, гостевой дом. Ещё не успелось ничего сломаться, покрыться плесенью и не забилась канализация. Все хорошо. Кондишн, туалет, душ, кровать широкая, вентилятор на потолке. Горячей воды нет в принципе. Даже кран один. В смысле нет разделения на горячую и холодную воду. Вода греется на солнце в баках, которые находятся на крыше. Мыться вполне можно, но рассчитывать на горячую воду не стоит.
Улицы в Варкале настолько узкие, что по основным дорогам две машины ещё разъезжаются, но по улочкам, которые от нее отходят, может проехать только одна. Правда, с мотобайками они умудряются разъехаться, но вот две машины далеко не всегда. Наверное, вся Варкала представляет из себя налепленные друг на друга частные домики с маленькими участками земли. У некоторых чуть меньше, а у некоторых больше, можно пару машин поставить. Есть улочки совсем узкие. От нашего «White house» на пляж вела улочка, где помещается только один человек и то там умудрялся байк проехать. Зато природа просто зачаровывает. Кокосовые и банановые пальмы, разные, неизвестные нам деревья и кустарники. Вся Варкала утопает в тропической зелени.
Высокий обрывистый берег тянется на несколько километров вдоль песчаного пляжа. Очень впечатляет. Сверху над обрывом, примерно с километр в длину находится так называемый Varkala Cliff — место, где находятся рестораны, магазины, отели. Где можно прогуляться, поесть, сделать красивые фото. Вниз к пляжу в нескольких местах идут ступеньки. Некоторые разваливаются, потому что их не ремонтировали, вероятно, несколько лет, а другие получше, но в любом случае вам понадобится некоторая выносливость, чтобы забраться наверх.
Вообще мы хотели не только пляжный отдых, но и посмотреть по возможности интересные места. С большим трудом удалось найти в интернете человека, готового помочь с экскурсиями в Керале. Но в первый день мы, понятное дело, пошли на пляж, и по Варкала Клифф, т.е на вечерний променад. Нам советовали, куда пойти поесть, где можно поменять деньги, но хочу поделиться своим опытом. Хорошо и понятно будет там, где вы сами все разведаете и попробуете. Мы меняли деньги у себя в отеле. Возможно не самый лучший курс, но вполне нормальный, и всегда — пожалуйста! Два раза заходили поменять на Варкале Клифф, в тех местах, где написано «деньги обмен», начинались звонки, разговоры со всеми своими знакомыми. В итоге мы уставали ждать эту канитель, и уходили ни с чем. Но это наш опыт. С едой похожая ситуация. Там куда сами зашли, там оказалось хорошо. Может только рыбный ресторан "Clafouti" был не плох. Очень хотелось нормальной рыбы. И когда принесли рыбу и начали раскладывать её на столе со льдом, то мы сразу пальцем показали на самую большую, мол, эту нам давайте. Но нас отговорили. Сказали, что это очень много на двоих. И предложили поменьше. Было вкусно.
Через день мы поехали посмотреть слонов, покормить и покататься на них. Это около часа езды от Варкалы. Километров немного, но узкие и извилистые дороги и плотное движение не дают разгоняться. Почти вдоль всей дороги построены дома индийцев. Пальмы и какие-то деревья растут везде, покрывая зелёным, кучерявым ковром все вокруг. И только дорога и дома отвоёвывают себе место у тропических зарослей. Попетляв по живописной дороге и купив по пути бананов, чтобы покормить слонов, мы таки доехали до парка.
В парке есть несколько слонов и небольшой зоопарк. Зоопарк представлял из себя половину клеток с курицами. Клетку со страусами, клетку с фазаном и пару клеток с барашками.
Чтобы забраться на слона, сделана специальная площадка. Сначала индус показывает, как на него садиться, так как какого-то сиденья на слоне нет. Садишься ему на загривок, ноги подсовываешь под толстенную верёвку, которая навязана у него на шее, и потом ещё руками держишься за эту же верёвку. Через пару шагов слона, кажется, что ничего не мешает тебе слететь с него головой вниз. В ходе движения понемногу привыкаешь балансировать на нем, и тогда уже становится интересно. На ощупь слоник не плюшевый. Покрыт жёсткой и толстой щетиной. А кожа толстая и суховатая (как у слона:)). На ушах и на хоботе цвет кожи, в некоторых местах, розовый вместо серого. В общем, вполне себе чудное животное. Слоник заработал себе вкусняшку и мы с радостью его покормили и обняли за хобот.
Обратная дорога прошла под песни из индийских фильмов «Танцор диско» и «Танцуй, танцуй» - наш гид и водитель Jimmy, подпевал и подтанцовывал на сиденье, временами забывая рулить.
День заканчивался, солнце садилось за горизонт, и все добропорядочные индийцы провожали его стоя на пляже и наверху обрывистого берега на Варкала Клифф. Похоже, что это ихняя национальная традиция провожать солнце. Как проводишь, так и встретишь завтрашний день. Мы проводили солнце хорошо, потому, что на следующий день оно отблагодарило нас очень хорошим загаром, от которого не спали почти всю ночь.
Ещё один день мы посвятили прогулке на лодке по заводям Монро исланд (Munroe island). Опять же не сильно далеко от Варкалы, но ехали около часа, а то и больше. Мне нравятся такие дороги, извилистые, застроенные домиками, кажется, вот-вот появятся колонизаторы на лошадях или на слонах. Но нет, все едут на байках, тук-туках, автомобилях. Ещё ездят автобусы. Они не остеклённые. В смысле боковых стекол нет. Я спросил у Jimmy: -А если дождь? -Если дождь, то заливает во внутрь. Есть автобусы более-менее новые, а есть такие, что в пору на свалку ехать. Чтобы закрыть двери, тянут за верёвку, которая привязана к двери. В общем, чудо ещё то. Причем ступеньки, чтобы зайти в автобус, высокие. Все равно, что залезть в грузовую машину. Наблюдал картину, как женщина уже не молодая, залазила в автобус, но как только она наступила на первую ступеньку, он поехал. Водитель не стал дожидаться, когда она залезет полностью — залезет по пути.
Наш Трип по заводям начался на широкой реке Коллада.
Немного проплыв, свернули в протоку. Это узенькие каналы, где не всегда разойдутся две лодки. Вот, в этих тропических зарослях живут люди. Дома построены вдоль всех проток. Есть мостики, соединяющие берега этих проток, под которыми чтобы проехать, приходилось почти плашмя ложиться в лодку. Высокие кокосовые пальмы и низкие банановые с раскидистыми листьями, почти закрывают все небо. Люди живут там, разводят рыбу, прядут веревки из кокосовой койры, пасутся утки, летают дикие птицы. Конечно это не дикие джунгли, но посмотреть интересно.
По большой реке ходят хаус-боты. Это такие большие моторные лодки с крышами.
На особо больших есть комнаты (каюты) внутри. Они ходят только по большой реке и понятное дело не пройдут в протоку. Но если есть деньги, то можно и на нем прокатиться. Берега реки Коллада очень живописные. И наверняка там предложат вам ланч. А наш трип продолжался два часа и закончился ланчом в доме хозяина лодки. Женщины его семьи приготовили для нас всех обед. Очень необычно сервировали стол в индийском стиле. На листе банановой пальмы положили рис и вокруг него небольшими кучками положили разные закуски и приправы.
Сказали, что это не острое (not spicy), приготовлено специально для нас европейцев. Не острое… у меня рот и губы полыхали огнем ещё полчаса после еды. Нам раздали ложки и вилки как людям не умеющим владеть своими руками. Сам же гид очень ловко перемешивал пальцами рис с приправами и отправлял все это в рот рукой. Вообще было вкусно, несмотря на обилие специй. Обратно ехали опять же под индийские песни, которые подпевал водитель (он же и гид), причем он это делал так эмоционально с самоотдачей, что казалось, он рассказывает о самых трагических моментах своей жизни.
Отдых в Варкале заканчивается, прощаемся с понравившимся нам guesthouse «White house» и его немногочисленным дружелюбным персоналом. Едем в Ковалам! И опять дорога петляет, изгибается как змея, и опять на дорогах много байков и тук-туков. Все сигналят, протискиваются между других, таких же байков и тук-туков. Полная чехарда на дороге. Иногда на дороге появляется грузовик или автобус и все начинают их обгонять. Заезжают на встречную полосу, почти не оставляя встречному транспорту пространства. При этом никто не обращает внимание на дорожную разметку, на сплошные полосы, знаки и прочую «не нужную» дорожную атрибутику. Посигналил — значит предупредил всех!
По дороге заехали в местечко под названием «Art village». Это такое место, где ремесленники, работники искусства делают и продают свои изделия. Это небольшие павильоны, объединенные одним длинным и извилистым сооружением. Выглядит оригинально, своеобразно. Там можно увидеть изделия из камня, глины, есть прядильная мастерская, изделия из кокосовой скорлупы и койры, изделия из древесины и металла. В общем, все, до чего додумалась голова индуса.
Вдобавок есть ресторан. Порции огромные — все не съесть.
Подкрепившись, поехали дальше в Ковалам. Та часть городка, что идёт от моря, находится на склоне. И все отели и guesthouse ступеньками выстроились друг над другом. Узкие и извилистые улочки под таким наклоном, что если бы там прошел снег, то страшно представить, как бы ехали по ним машины или тук-туки. На одной из таких улочек был и наш отель. Процесс заселения несколько затянулся, так как наш водитель стал просить скидку для нас у отеля. Пусть немного, но он её выбил). Отель, скажем прямо, «подуставший». Но главное, что есть кондиционер, душ, и прочие нужные мелочи. Зато вид с балкона чудесный…
Прошло пару дней. Никто в номере убираться не думает. Да какой там убираться. Мусорное ведро переполнено, некуда мусор девать. Скажем прямо и откровенно. Прелестей отеля почти нет, кроме его местоположения и стоимости номера. В коридоре начались строительно-монтажные работы. В общем крепкая, твердая двоечка. Ну да ладно с отелем.
Кстати про строительно-монтажные работы вспомнилось. Шли какой-то узкой улочкой-тропинкой после покупки специй и волшебного аюрведического варева.
Десяток человек ставили телеграфный столб. Из приспособлений и механизмов только веревка, привязанная к столбу. Её держал один человек на втором этаже дома. Остальные пытались поставить вертикально бетонный столб. На раз, два, три с диким криком — «Ааааа!», десять человек пытались его приподнять, а тот один с веревкой на втором этаже, наверное должен был зафиксировать успех и удержать столб. В общем, мы не стали смотреть, как вылетал человек из окна второго этажа с веревкой в руках. Мы пошли, чтобы не смущать людей.
На первой линии куча кафе или ресторанов. Продвинутые отели, магазинчики, где продают сувениры, майки, рубашки, тапки, воду, чипсы. И конечно очень приставучие продавцы платков, камней, самодельных открыток. Стоит только ответить на их -Hello! и начинается демонстрация всех имеющихся платков, покрывал, всевозможных изделий из камней и всех открыток, которые у него лежат в большой сумке. Тут уже не просто остановить человека, который пытается что-то продать, ходя по пляжу изо дня в день. С одной стороны и жалко человека, а с другой стороны, на кой-ляд мне эти открытки или покрывала. Особенно жалко того, кто открытки продает. Ни разу не видел, чтобы он продал хоть одну.
На Коваламе стоит маяк. Это не просто маяк, а это популярное туристическое место. Есть входные билеты и можно походить по территории маяка. Клумбочки, скамеечки, детская площадка (при нас не работала), кофе, чай и конечно сам маяк. Можно подняться на самый верх. Наверху по кругу смотровая площадка. Все чисто, аккуратно, мраморные ступеньки, стеклянный лифт и только на самом верху придется некоторым собраться с силами и подняться по почти вертикальной, но короткой лестнице. Красивый вид на бухту, и побережье вам обеспечен.
Еще одно место в котором нам хотелось бы побывать, это самая южная точка Индии, местечко и городок Каньякумари. Там сходятся три моря, Аравийское, Индийский океан, и Бенгальский залив. Нам не повезло с погодой. Бывает, что просто не повезло, а нам так, что просто слов в русском языке таких нет. Надо было выезжать посреди ночи, чтобы успеть к рассвету туда приехать. Это часа два или больше на машине. Всю ночь шел сильный дождь, а когда мы приехали, то просто тропический ливень обрушился на нас. Конечно, толком ничего мы не увидели. Забежали под большой каменный навес, где уже стояла куча поломников и простолюдинов вроде нас. Видели статую «Тируваллувару», видели мемориал Ганди Мандапам, место, где находится часть пепла Ганди, видели паломников, которые окунаются в «святые воды», это вроде как должно или исправить их карму или вообще её изменить.
По моим ощущениям, все эти примечательные мемориалы и священные для индусов сооружения находятся среди большого рынка или наоборот, рынок расположился вокруг этих значимых мест. Под дождем мы забежали в какую-то кафешку, хотя это трудно назвать кафе. Насколько столов со стульями, над которыми сделана протекающая крыша из железа. За прилавком расположилась кухня, где в больших чанах что-то булькало. Выбрав место, где вода с крыши не лились, мы сели, купили по маленькому бумажному стаканчику кофе и чая с молоком и специями (масала).
В 5 утра, местная торговая братия уже активно готовится к очередному дню. Проливной дождь их, по-видимому, не сильно беспокоит. Босиком и набедренной повязке приходят в кафешку, чтобы выпить масалы. Паломникам дождь тоже не сильно мешал. Их привозят сюда на маленьких автобусах, разукрашенных цветами и разными красивыми висючками и разноцветными огнями. Гуськом, друг за другом, держа над головами длинный мешок в качестве крыши, бегут к священным местам. Больше нам ничего увидеть не получилось. Промокшие до нитки и в кроссовках полных воды, сели в машину, и поехали обратно. Зато у нас не так как у всех. Кто-то видел границу водораздела между Бенгальским заливом и океаном, там вода разного цвета, кто-то рассказывает, что там есть место, где указаны стороны света. Ничего этого мы не видели. Дождь закончился после обеда, когда мы уже приехали обратно. А на следующее утро солнце было с самого утра. Денёк мы выбрали для Каньякумари редкий.
Есть в Тривандруме храм Падманабхасвами.
Если не получилось прочитать название, то вы не одиноки. Так вот, посмотреть хотя бы на один храм надо было обязательно. Договорившись с местным турагентством, за небольшую плату нас отвезли посмотреть на него. Кстати, на счёт местных турагентств. В Коваламе нам попалось их несколько. Все находились на прибрежной линии и мимо них не пройдешь. Если вы ничего заранее не организовали себе из экскурсий, то вполне можно решить это с местными экскурсионными агентством. Вообще, говоря об экскурсиях в штате Керала, мы обшарили практически весь русскоязычный интернет на эту тему и практически потеряли надежду найти того, кто мог бы нам организовать экскурсию в Керале. В Дели — пожалуйста, в Гоа — пожалуйста, а в Керале — никого. Но в самый последний момент мы нашли человека, её зовут Наталья, которая помогла нам выбрать маршруты, и познакомила с водителем Jimmy.
С ним мы и ездили по всем нашим местам. Очень весёлый, жизнеутверждающий человек. Он говорил по-русски так же, как и мы по-английски — почти никак, но это мало мешало нам общаться. Что-то мы смогли сказать, что-то он мог. Ну и переводчик в помощь. Если заинтересованным людям будет нужна более подробная информация, то пишите в комментариях, мы обязательно сообщим, как с ним связаться. Цены вполне демократичные.
Тут мы немного отвлеклись в сторону, хотя и в нужную, но вернёмся к храму с трудновыговариваемым названием Падманабхасвами. Уже на подъезде к храму шло много паломников. Шли они или в Падманабхасвами, или в какой другой, непонятно. Так как повсюду множество мелких и разных по вероисповеданию храмов.
На входе, нас остановил полицейский и показал, что пользоваться фотокамерой нельзя. При этом телефонами фотографировались все кому не лень. Ну и внутрь самого храма не пускают, если ты не индус. А по территории можно походить, можно купить сувениры, амулеты, всякие ароматические средства. Там мы чуть не купили краску, которой рисуют точку на лбу. По скудоумию подумали, что сухие духи. Хорошо, что нам показали, для чего оно нужно. Людей очень много, все счастливые, все улыбаются. Многие фотографируются, чтобы запечатлеть этот исторический момент. Все стены, а может это крыша, украшены маленькими фигурками богов и животных. Вход украшают слоны по обоим сторонам ворот.
Погуляв и купив на память сувениры, поехали обратно по загруженным улицам Тривандрума. Полосы для движения на дороге нарисованы для кого угодно, но только не для водителей. Это какой-то растревоженный муравейник и регулируется не менее загадочными светофорами, которые имеют по пять-шесть секций. Правда, на них мало обращают внимание. Главное на дороге - это сигналить, как бы говоря окружающим, что ты собираешься куда-нибудь повернуть или просто сообщить, что ты тут есть…
Кажется, что много где побывали, и столько всего было увидено, но все пролетело, как один день. Пора лететь обратно. В аэропорт Тривандрума попали только после тщательной проверки, что мы действительно имеем билеты на самолёт.
Регистрация, паспорт-контроль, проверка багажа, всё как и везде, с некоторыми своими особенностями. В зале ожидания потянуло поесть чего-нибудь эдакого. И вот два симпатичных запечённых шарика у нас в тарелке! По вкусу чистый перец чили в мучной корочке. И корочка таки была съедена. Эйрбас «Air Arabia» уносит нас в Эмираты. За бортом уже ночь, и видна светящаяся береговая линия из отелей, домов из улиц, а на черной воде океана - светящиеся огоньки рыбацких лодок.
Эмираты нас встретили теплом и солнцем. Конечно, это не то тепло, которое было в Индии. Температура комфортная для прогулок. Примерно 25 градусов днём, а вечером и утром около 15. Чтобы не сидеть долгое время в ожидании пересадки, взяли номер в отеле на двое суток. Отдохнем от дороги, и погуляем по Дубаю.
Хотя погулять по Дубаю, это образное выражение, так как для пешеходов нет никаких тротуаров. Город для богатых, а они, сами понимаете, пешком не ходят. Тротуарные дорожки только около магазинов и больших культурных, туристических центров. Отель выбирали ближе к аэропорту и ближе к метро. Вдобавок, около торгового центра «Mall of Emirates». Невысокое здание отеля «Studio M», всего 13 этажей с бассейном на крыше.
Не сильно навороченный. В номерах нет балконов, и сам номер небольшой, но в остальном вполне нормально. Завтраки большим разнообразием не отличались, но вполне прилично и вкусно. Так как в Дубае мы собирались не только отдохнуть с дороги, но и что-нибудь посмотреть, то выбор наш пал на сад цветов «Miracle garden». Такси обошлось 30 дирхамов. Надо брать официальное такси с шашечками и расписанное под такси. Это вам обойдется раза в 2–2,5 дешевле, чем предлагают бомбилы в белых воротничках на крутых тачках. Идите целенаправленно к такси. «Miracle garden» местечко красивое. Говорят, что там все сделано из цветов. Но на самом деле, цветами украшены конструкции замков, арок, и даже самолёта. Душевное место, где можно отдохнуть от суеты в обществе мультяшных персонажей. Большого разнообразия цветов нет, как например, во вьетнамском Далате, но здесь сделан акцент на украшении цветами разнообразных фигур животных и построек.
Входные билеты тоже не дешевые, как и все в Дубае. Времени, чтобы все обойти не спеша — надо часа два. Там можно попить, поесть, и потратиться на сувениры. Ещё одно место притяжения — это торговые центры, такие как «Dubai mall» или «Mall of Emirates». Там можно просто походить, посмотреть. Есть красиво сделанные места в торговых центрах. Это и водопад, и зимний лыжный городок, где пустынные арабы могут не только пощупать снег, но и покататься на лыжах и санях с горки, это и большой аквариум с акулами и рыбами поменьше, и на площади около высокой башни «Бурдж Халифа» посмотреть шоу поющих фонтанов. Если говорить о природных красотах ОАЭ, то их по большому счету нет. Пустыня она и есть пустыня, с песком и камнями. Хотя пустыни тоже бывают разные, например обалденная Вади рам в Иордании. Но в Эмиратах все, на что можно посмотреть, это сделано руками человека. Здесь вложен колосальный труд и немалые деньги. И остров «Пальма» и «Бурдж Халифа» — самое высокое здание в мире, по их словам, но возможно так оно и есть. И Дубай-Марина — искусственный канал, по берегам которого выстроены небоскребы всевозможных форм. И конечно, аквапарки.
Но все это совсем недёшево. К большому сожалению два дня отведенные на Дубай тоже закончились и, закинув рюкзак за спину, поехали в аэропорт. Тут мы сэкономили. Метро идёт прямо в аэропорт. Замечательно и удобно! И опять же просто очень демократическая проверка в аэропорту. Паспорт-контроль делается самостоятельно. Робот говорит, что и куда приложить, и куда посмотреть. Проверили только сумки на просвет и все. Вот и заканчивается индийская одиссея. Рядом с нами ждут посадки на свой «PIA» душманы из Пакистана, а мы ждём «Belavia».
Через шесть часов мы дома. Холодно, сыро. А кто-то купается сейчас в Индийском океане.
Теги:
Самостоятельные путешествия