Прага удивительна, неповторима и прекрасна.
Рассказ о всех пражских достопримечательностях тянет на объемный труд, поэтому всё здесь написанное прошу воспринимать не как пошаговый путеводитель, а как запоздалую попытку поделиться собственными впечатлениями. Надеюсь, что и вы с приятной ностальгией вспомните какие-то свои счастливые моменты.
Злата Прага, злат венец,
Я — приезжий твой певец,
Я — твой добрый друг и гость.
Не могу я больше врозь
Виктор Боков
В Праге мы пробыли две недели, остановившись в тихом квартале Мала страны, в очаровательном отеле U Krále Karla с интерьерами в чисто «пражском» стиле: деревянная мебель, расписной потолок, витражи на окнах.
Здание отеля (1639 г. постройки) находится на стыке двух улиц: направо уходит Увоз, а налево — Нерудова, названная в честь поэта Яна Неруды.
Каком-то чудом улочке Нерудовой удалось сохранить свой колорит, самобытность и множество домов с домовыми знаками: «У лебедя», «У двух солнц», «У трех скрипок», «У золотого ключа». В Средневековье эти знаки и символы служили не только адресом, но и своеобразной рекламой, так как отражали сословную принадлежность владельца дома, или его род занятий, или нечто дорогое его душе.
В середине прошлого столетия многие каменные особняки и дворцы, появившиеся здесь в XVIII веке, были перестроены под гостиницы, а в некоторых разместились консульские учреждения. Так, например, великолепный барочный Морзинский дворец облюбовало посольство Румынии, а Коловратский или Тун-Гогенштейнский дворец с выразительными орлами — посольство Италии.
От Нерудовой по склону поднимается улица Увоз, заканчиваясь на Погоржельце, возле древнейшего в Чехии Страговского монастыря. Его название связывают со словом «стража», поскольку он был построен на месте заставы, охранявшей подступы к Пражскому граду.
Страговский монастырь был заложен в 1140-м по инициативе оломоуцкого епископа, при покровительстве Владислава II. Князь щедро одарил монахов-премонстрантов пожаловав им богатые пашни и виноградники. И те жили — не тужили. Доверху заполняли припасами амбары и строили каменные строения. На сегодняшний день Страговский монастырь — это религиозный центр, гармонично сосуществующий с музеем, художественной галереей и библиотекой с невероятно красивыми залами: Теологическим и Философским.
На пологом склоне рядом с монастырём разбит Большой Страговский сад. Он служит не только зеленой зоной, но и отличной обзорной площадкой.
Любителям панорам и высот в Праге есть, где «разгуляться», точнее — налюбоваться. Смотровых площадок здесь предостаточно! Недаром Прага получила эпитет «стобашенная».
Одна из лучших пражских «высоток» — Петршинская башня, полностью повторяющая силуэт Эйфелевой «парижанки». С её двух смотровых можно в деталях рассмотреть Страговский монастырь, Пражский град с собором Святого Вита, Карлов мост и др. объекты.
Отличный вид открывается с Астрономической башни комплекса Клементинума.
С Летенского холма хорошо видны сразу четыре моста над Влтавой, следующие друг за другом: Легии, Карлов, Манесов и Чехов.
Беспроигрышная локация для фото — башня-колокольня Собора Святого Вита. Ее шпиль уходит в небо на 95 метров, а на вершину можно попасть по лестнице из 300 ступеней.
Открыточный вид на Старе Место дарует Староместская ратуша, стоящая в юго-западном углу одноименной площади с 1338 года. Именно тогда Ян Люксембургский даровал горожанам право учредить собственный муниципалитет. О назначении этого места говорит надпись над окошком в западной части пристройки (1526) «Prague Caput Regni» (Прага — глава королевства). Тут же вытесанный из камня герб Старого города, где изображены два льва, держащие корону, три башенки и распахнутые настежь ворота.
Внутри ратуши масса всего интересного (подземелья, музей, часовня, богато украшенные залы), а на самый верх с третьего этажа ходит лифт.
Приблизительно в XV веке на южной стене Староместской ратуши появились Астрономические часы (пражский Орлой). Они показывают не только время, но и годы, месяцы, дни и часы, время восхода и захода Солнца и Луны, а также положение знаков зодиака. При этом каждый час, когда бьют часы, происходит представление: окошки открываются и на поклон Христу по очереди выходят двенадцать апостолов. Следом оживают фигурки, воплощающие собой человеческие пороки — скупец потряхивает кошельком с деньгами, гордец смотрится в зеркало, а смерть переворачивает песочные часы и звонит в колокол, напоминая о скоротечности жизни — Memento mori!
Прямо напротив знаменитых часов находится кафе Моцарт. Там, уютно устроившись за столом, мы не только отведали вкусное и красиво оформленное мороженое, но и без толкотни полюбовались на орлойское зрелище.
Смотрю на эти фото и сразу вспоминаю — весна, Прага и неспешные прогулки.
Прага просто создана для пеших прогулок. Везде указатели, заблудиться невозможно. На каждом шагу история, имена, памятники.
Соседство барокко и величественной готики создают особый архитектурный ландшафт, отличающийся крайней привлекательностью. Трудно отделаться от ощущения, что находишься в настоящей сказке из далёкого детства.
Единственное, что мешает до конца проникнуться волшебной атмосферой — это снующие по историческому центру толпы туристов.))) Отдохнуть от суеты и шума помогают сады и парки. В Праге их великое множество и все они исключительно хороши.
Вокруг Пражского града раскинулось сразу семь садов. Их разбивка началась в годы правления Фердинанда I Габсбурга, когда территория Града стала расширяться в Северном направлении.
Первым появился Королевский сад, в котором стоит летний дворец королевы Анны, он же бельведер, построенный в итальянском ренессансном стиле.
В 1562 году на искусственно созданной насыпи возникли Южные сады Пражского Града — Райский, На Валах, Гардиговский. Все три сада пересекаются друг с другом и помимо поистине райских уголков для отдыха могут похвастаться замечательными смотровыми площадками.
За стенами домов Кармелитской улицы прячется один из красивых и любимых дворцовых парков в стиле барокко — Вальдштейнский сад. В искусственном пруду здесь стайками плавают золотые рыбки, а по дорожкам важно вышагивают павлины, периодически оглашая окрестности пронзительным криком.
B отдалении от суетного центра, на высоком скалистом холме разросся Вышеградский сад — оазис тишины и спокойствия.
В саду сохранились остатки нескольких средневековых построек, в том числе обломки Либушиных бань, где княгиня Либуше регулярно развлекалась с ухажерами и запросто могла скинуть в реку незадачливого любовника через потайной люк в полу.
Легендарная правительница Либуше была младшей из трех сестер чешского князя Крока. После смерти отца она возглавила племя и выбрала себе в мужья молодого пахаря Пршемысла, который стал князем и родоначальником династии Пржемысловичей. Согласно «Чешской хронике» именно Либуше предсказала рождение города и приказала возвести резиденцию на вершине Вышеграда.
Историки до сих пор спорят о том, что было основано раньше — Пражский Град, или Вышеград, но наиболее общепринятым является утверждение, что крепость на Вышеградской скале была основана в X веке, т. е. гораздо позднее, чем Пражский Град.
Биография у Вышеградской крепости была бурной. В 1420 году ее захватили гуситы и разрушили все постройки почти до основания. Мало-помалу на опустевший холм вернулся народ и Вышеград превратился в обычный средневековый городок. Но в 1648 году, в самом конце Тридцатилетней войны, Прагу осадили шведы и Вышеград сильно пострадал от обстрелов. Крепость отстроили заново австрийцы, разместившие там военный гарнизон. В конце 19 века Вышеград утратил статус военной крепости и стал административным районом Праги.
С 1260 года Вышеграде существует кладбище. С XIX века оно стало местом захоронения многих выдающихся людей Чехии. В своё время они внесли значимый вклад в развитие науки, культуры, образованности, национального самосознания и государственной независимости. Среди них: Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Ян Неруда. Рядом с могилой Карела Чапека — мемориальная доска в честь его брата Йозефа, художника, погибшего в концлагере Берген Бельзен.
Каждый час с Вышеграда разносится по округе перезвон колоколов собора Петра и Павла. Храм был заложен в третьей четверти XII века первым чешским королем Вратиславом. Во время гуситских войн собор сильно пострадал и затем не раз перестраивался. При Карле IV храм приобрёл готический вид, в XVI в. — черты ренессанса, в XVIII — барокко, а в XX — неоготики.
Последняя реконструкция проходила под руководством талантливого чешского архитектора Йозефа Моцкера, а позже — Франтишека Микша. Базилике был возвращен готический свод, возведены высокие псевдоготические башни, установлен орган и выполнен тимпан на тему Страшного суда над главным входом.
Согласно легенде, долгое время в храме хранились принадлежавшие Пржемыслу-Пахарю сума и лыковые башмаки (лапти). Согласно коронационному кодексу, принятому при непосредственном участии Карла IV, каждый будущий король обязан был посетить Вышеград и поклониться данным реликвиям, не забывая о своём простонародном происхождении.
От Вышеграда коронационная процессия спускалась в Новый город, проходила через Старый город в Малую Страну и входила в Град. Первым по этому пути проехал в 1438 году Альбрехт II, а последним — Фердинанд I, в 1836-м.
В истории Праги было немало королей, но самым-самым для чехов стал Карл IV Люксембург (1316–1378) — король Германии, король Чехии и император Священной Римской империи германской нации. Период его правления называют «золотым веком» и то многое, что предстаёт перед нами в Праге сегодня, обязано своим возникновением Карлу IV. Среди его достижений — основание Нового города и Карлова университета, устройство Пражского града и Карлова моста. Карл IV заботился о развитии литературы, искусства, музыки, научного творчества. Он был главным инициатором приглашения ко двору и в университет ученых, писателей, поэтов, художников, скульпторов. Без сомнения, Чехия стала сосредоточением лучших культурных сил Европы того времени.
К величайшим достижениям инженерии, астрологии и нумерологии можно смело причислить Карлов мост. Дата начала его строительства была вычислена астрологами с точностью до секунды. Первый камень в основание моста император Карл IV заложил в 1357 году 9 июля в 5 часов 31 минуту утра (цифры 1357, 9, 7, 5, 31 одинаково читаются как слева направо, так и справа налево).
Про мост ходят разные легенды. Говорят, архитектор Парлерж заключил договор с дьяволом, чтобы тот помог в строительстве, пообещав за услугу душу того, кто первым пересечёт новый мост. В день торжественного открытия архитектор вдруг заметил, что к мосту направляется его маленький сын. Но архитектор не растерялся и бросил перед мальчиком чёрного петуха. Так рогатому досталось душа птицы.
Карлов мост пережил века, пережил эпохи. Многое изменилось с момента его постройки.
С 1683-го года на парапетах моста начали устанавливать статуи святых, отражающие предания и историю страны.
Особой популярностью пользуется статуя Яна Непомуцкого — его легко узнать по натертому до блеска барельефу, изображающему казнь святого, и столь же ярко отполированной собачке у ног Яна. Святой Ян Непомуцкий (Йоганек из Помука) — католический святой, мученик, покровитель Праги и всей Чехии. По легенде, священник отказался выдать королю Вацлаву IV тайну исповеди королевы, заподозренной супругом в неверности. Ян был заключен в тюрьму, подвергся жесточайшим пыткам, был мученически убит и сброшен в мешке во Влтаву.
Небольшая лесенка с Карлова моста выводит на живописнейший остров Кампа, омываемый с одной стороны Влтавой, а с другой искусственным каналом Чертовка, получивший своё прозвище от сварливой тетки, проживавшей некогда поблизости.
Вдоль берега теснятся старинные дома, низко клонятся над водой ивы, а идиллический пейзаж дополняет собой Велкопршеворская мельница, некоторое время принадлежавшая мальтийскому ордену.
Благочестивые рыцари обосновались здесь в середине XII века, чтобы охранять подступы к мосту Юдифи, стоявшему когда-то на месте Карлова моста. Сооружения Ордена сохранились до наших дней и составили архитектурный ансамбль «мальтийского» квартала Малой Страны.
В 1556 году, по приглашению Фердинанда I Габсбурга в Прагу прибыли иезуиты и на руинах доминиканского монастыря при храме св. Климента, сожженного гуситами, построили коллегиум (или коллегию) — школу, назвав ее Клементинум. Если Мальтийский орден был госпитальным, то наука и образование долго принадлежали иезуитам.
Будучи богатым орденом, иезуиты были весьма активными застройщиками и сумели создать в Праге целый ряд церковных сооружений. В их числе — грандиозный барочный храм святого Николая, купол которого парит над всей Малой Страной.
Работы по сооружению храма велись в два этапа под руководством архитекторов — отца и сына Дитценгоферов. Первый — Кристофер, построил в начале XVIII в. неф и западный фасад, а второй — Килиан Игнац пристроил ризницу с большим куполом. Начатое ими дело продолжил Ансельмо Лураго, завершив постройку созданием колокольни.
Роскошный интерьер богато украшен фресками, позолотой, живописью, а также скульптурами и барельефами. Благодаря великолепной акустике, храм часто используется в качестве концертного зала. Здесь установлено сразу два органа. На главном из них, созданном в 1746 году Томасом Шварцем, играл Вольфганг Моцарт, когда гостил у своего покровителя графа Яна Йозефа Туна. Четыре года спустя Прага горестно оплакивала гениального музыканта. Полчаса звонили по Моцарту все пражские колокола. 14 декабря 1791 года именно здесь, в храме Св. Николая, отслужили заупокойную мессу. При большом стечении народа (около 4000 человек) в исполнении 120 певцов и оркестровых музыкантов прозвучал Реквием Розетти.
В Праге мы посетили много церквей, по большей части потому, что в дни нашего пребывания проводилась акция «Ночь костелов». В рамках этого мероприятия с вечера до полуночи свои двери открывают десятки храмов, и даже те, которые обычно закрыты.
Самый величественный, самый заметный и почитаемый пражский храм — это, безусловно, собор святого Вита.
Расположенный в сердце Пражского Града он поражает своими размерами: 128 метров в длину, 60 метров в ширину. Высота — 124 метра.
Первый камень в собор св. Вита был заложен в 1344 году. Строительство продолжалось шестьсот лет и окончательно завершилось лишь в начале XX века. За это время сменилось с десяток архитекторов, каждый из которых вносил что-то свое в облик будущего строения.
В настоящее время собор выглядит как единое целое. Его западный фасад окаймляют две высокие башни-близнецы, между которыми расположено окно-роза с каменными фигурными переплетами. Южный фасад выделяется Золотыми воротами с изумительно красивой мозаикой, изображающей сцены Страшного Суда.
Интерьер впечатляет не меньше, чем экстерьер. Стройные колонны, заостренные ажурные арки, ребристые своды — всё устремленно вверх, к небу, к высшему смыслу бытия.
Удивительно, что используя при создании собора минимум архитектурного декора, зодчие сумели вызвать к жизни неисчерпаемое богатство зрительных впечатлений.
Со строгими линиями и холодными темными стенами контрастируют яркие цветные витражи.
Лучи солнца, проникающие сквозь радужные стекла, наполняют внутреннее пространство светом и создают совсем другое настроение — радостное и праздничное. Свет всегда побеждает тьму.
На этой жизнеутверждающей ноте позвольте попрощаться с вами, дорогие друзья-туристеры. С наступающим Новым годом! До новых встреч!