Продолжение.
Начало о музее Козьмы Пруткова читайте в первой части:
Продолжение.
Начало о музее Козьмы Пруткова читайте в первой части:
По дороге выходим у памятника Козьме Пруткова, что стоит в чистом поле.
Его создал также Христенко, как и сам музей.
По дороге Клоков читает афоризмы от Козьмы Пруткова.
В Архангельске гос. литературный музей Пруткова высосан из пальца.
Я побывал там в феврале прошлого 2022 года.
Основанием для его открытия стало лишь только то, что вымышленный персонаж якобы родился в Сольвычегорске (под Архангельском).
А здесь на родине коллектива писателей что придумали этот вымышленный литературный персонаж, музей создан силами частного энтузиаста.
Например туристическая конфетка город Мышкин тоже создан из ничего.
Туристы выходного дня из Москвы едут в Мышкин толпами.
Что мешает липецким чиновникам сделать такой же туристический маршрут по местам Козьмы Пруткова?
Ведь музей — то уже существует!
Что мешает?
Лень или чванливость современных чиновников последователей Козьмы Пруткова?
Кстати, из окна автобуса видны посадки силосной кукурузы.
Чьи поля?
Маркиза Карабаса!
Идёт декабрь, а кукуруза не убрана.
У мэра города Липецка красотки Уваркиной и здесь порядка нет.
Это ее поля.
Кукуруза посажена вдоль оживленной дороги между посадками и дорогой.
Все выхлопы дизелей впитывает в себя эта кукуруза.
И хорошо что эту отраву не успели собрать.
В Троицком храме села Троицкое немцы устроили концлагерь в 1941 году.
Женщины под предлогом того что приносили еду пленным передали им тайком женскую одежду. Солдаты пленные переодевались в женскую одежду и под видом местных женщин выходили из церкви-лагеря.
Благодаря этому несколько солдат удалось таким образом спасти.
На стенах до сих пор видны следы от пуль.
Три года назад при реставрации склепов нашли серебряную утварь.
Видимо священники спрятали ее в 30-е годы перед закрытием церкви.
В соседней церкви служил священником отец священнослужителя и архитектора Иосифа Васильева, что построил храм Александра Невского в Париже.
Этот парижский храм стал центром русской эмиграции за границей.
Мы сдали денежки на реставрацию церкви.
Кто сколько может.
Мост через реку Олым.
А мы следуем во второй сегодняшний музей, в село Стрелец.
Нас встречают с хлебом-солью как дорогих гостей.
Мы настолько проголодались, что смели хлеб с солью начисто!
Братская могила воинов, павших при освобождении Стрельца в декабре 1941 года.
Братская могила в Стрельце всегда ухожена.
За этим строго следит директор музея, да и школьники помогают поддерживать чистоту и порядок там, где до последнего времени не ставили крестов.
А вот обелиск Славы установили здесь ещё в 1971 году, по инициативе Липецкого экспедиционного клуба «Неунываки».
Клоков возлагает заранее купленные в Липецке цветы.
Сегодня в селе праздник — день освобождения села от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году.
Военная экспозиция — самая обширная в сельском народном музее. Он начинался в маленькой комнате Дома культуры в 80-м, а вырос в солидное здание на улице Архангельской в 95-м.
Его директор Владимир Николаевич Белолипецких — настоящий генератор идей. В год 40-летия Великой Победы он выступил с инициативой, которая многим пришлась по душе, — построить Мемориал памяти. Средства для этого жители собирали долго, село за советские, перестроечные и пореформенные годы так и не разбогатело.
В канун 65-летия Победы его торжественно открыли, этот строго-величественный мемориал. Он представляет собой целую композицию: Вечный огонь, Стена скорби со списками погибших, Скульптура печали и звонница. Каждый человек в любое время дня и ночи может ударить в колокол. И каждый удар отзовётся в душах: «Мы помним, помним, помним».
И мы приглашены на концерт в местный ДК.
Небольшой музей в деревенском Доме Культуры.
Но перед началом концерта изголодавшихся дорогих гостей по русскому обычаю кормят местными разносолами.
Все деревенское, натуральное!
Не обошлось и без самогона.
Самогон пошел на ура.
Очищенный и нет сивушного запаха!
Напившись и закусив мы пускаемся в пляс под гармонь.
Елецкие страдания, матаня, частушки.
Я вспомнил сразу о своем деревенском детстве!
Никакой праздник или свадьба не обходися тогда без гармони.
После плясок праздничный концерт.
Мне запомнились услышанные на этом концерте трогательные стихи о матери.
Затем наша группа разделилась.
Половина из нас пошла в местную церковь Михаила Архангела.
О колоколе поведал нам знаток истории Стрельца, влюблённый в родное село директор местного музея Владимир Николаевич Белолипецких:
— Всего колоколов было восемь. На одном выбили имя Ивана Родионовича Крюкова, видимо, в знак его больших заслуг перед церковью. Этот, самый большой колокол, по рассказам старожилов, слышали люди на тридцать километров окрест. Звук был особый: низкий, густой, ни с каким другим не спутаешь. По нему заблудившийся путник определял путь в Стрелец, а также в Чернаву или Елец. Оттуда сигналы подавали тамошние колокола, тоже узнаваемые по голосу.
Это не легенда — быль. В середине ХIХ века Священный Синод Русской Православной Церкви выпустил указ «на непогоду». По нему в каждой местности во время вьюг, метелей, туманов должны звонить в колокол. Благодаря этому много заблудившихся сберегли своё время, здоровье, а то и жизни.
Синод не был оригинален в этом решении. Взаимовыручка, взаимопомощь — в крови русских людей. Вот как Владимир Николаевич Белолипецких рассказывает об одной из первых «цепочек» обеспечения общей безопасности:
— Есть версия происхождения названия нашего села, которая связана с мощным, я бы сказал, «стреляющим» источником. По архивным данным, это первое летописное упоминание, датируемое примерно 1653 годом. «Да по выписи с Чернавских книг письма и меры Ивана Киреевского, что было за чернавцем Родионом Голощаповым в Чернавском уезде в Засосенском стану в поместье Новые Починки, на Стрельце колодезе дикого поля 30 четвертей». За речкой Свишенкой, на возвышении, напротив крайних домов Нижнего Стрельца стояла сигнальная вышка Вежа. От неё такие же расходились под углом: одна, за Выгоном, — от южной стороны; другая, в районе Медвежьего леса, — со стороны западной. Обе сходились на Стрелецкой вышке. А отсюда по цепочке до самого Ельца в определённых местах дежурили поселенцы. При приближении вражеских орд они сигналили друг другу: ночью — ярким огнём, днём — дымным костром.
Позже об опасностях и бедах стали возвещать колокола. К ним на Руси с древних времён отношение особое. Существует много преданий о том, как колокольный звон отводил болезни, бури и молнии. Рассказывают, что колокол не раз звонил сам по себе, предрекая войну, голод, мор. А, попав в неволю, в чужие земли, он мог вдруг замолчать.
Василий Васильев воспитал восьмерых детей. Две дочери вышли замуж за церковных служителей. Двое сыновей трудились в государственных учреждениях Полтавы и Астрахани. Четверо стали священниками. Иван и Михаил окормляли сельскую паству, а Иосифу с Дмитрием был уготован другой путь…
Иосиф окончил Орловскую духовную семинарию. Шёл первым учеником, а потому за казённый счёт был направлен в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1846 году его назначили вторым священником посольского Петропавловского храма в Париже, через три года утвердили настоятелем. Он создал при храме школу для русских детей, церковную библиотеку, постоянно оказывал помощь нуждающимся. Будучи единственным русским официальным лицом, оставшимся в Париже во время Крымской войны, помогал нашим военнопленным, интернированным во Францию. Снабжал их вещами и деньгами, которые собирал среди парижских соотечественников. Добился для них льгот во время личной встречи с императором Наполеоном III.
В 1857 году Васильев поднял вопрос о возведении нового православного храма Александра Невского в Париже. Это будет знаменитый духовный центр русских церквей в Западной Европе. В нём молились император Александр II и императрица Мария Александровна в связи с избавлением от покушения на их жизнь в Булонском лесу. Здесь Иван Алексеевич Бунин венчался с Верой Николаевной Муромцевой. Здесь отпевали Ивана Сергеевича Тургенева, Алексея Николаевича Плещеева, Фёдора Ивановича Шаляпина, Василия Васильевича Кандинского, Ивана Сергеевича Шмелёва, Андрея Арсеньевича Тарковского — собор был и остаётся духовным центром всей русской эмиграции.
Храм заложили в 1859-м. «Но денег для его завершения, как водится, не хватало, и тогда отец Осип, уже потеряв всякую веру в помощь синодальных властей, обозлился на всех и махнул прямо к открытию Нижегородской ярмарки.
Посмотрел он там, как широко гуляют купцы первой и прочих гильдий, как швыряют они сотенные бумажки к ногам плясуний да цыганок, и начал стыдить толстосумов, убеждая их жертвовать на построение парижского храма. Своими проповедями он мешал купцам веселиться, даже надоел им! Послали они своего малого за мешком, который почище, и в один мах нашвыряли для отца Осипа полный мешок денег — новенькими ассигнациями, только бы он отвязался от них со своими поучениями о нравственности! Пересчитал деньги Васильев и подивился: «Мать честная! Двести тыщ и, кажись, даже более».
Эта цитата из новеллы Валентина Пикуля «Как трава в поле». Все, кому интересны подробности судьбы протоиерея Иосифа Васильева, могут прочесть увлекательный рассказ замечательного писателя, он есть и в Интернете.
А можно приехать в Стрелец и послушать директора народного музея. Он знает много подробностей из жизни и смерти своих знаменитых земляков. Иосиф умер в Санкт-Петербурге. В его похоронах принимал участие весь состав Архиерейского собора, что происходило очень редко. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Только сейчас его могила никак не обозначена. Она закрыта новыми захоронениями — Анатолия Собчака и Галины Старовойтовой.
Дмитрий Васильев 35 лет прослужил во Франции, сначала в Ницце, затем стал настоятелем построенного его старшим братом великолепного храма Александра Невского. Похоронен на Монмартровском кладбище. Его судьба тоже очень интересна. Вот лишь один факт. Магистра Богословия Дмитрия Васильева, обладателя множества русских орденов, наградили и высшей французской наградой — Орденом Почётного легиона.
Владимир Николаевич Белолипецких пытался разыскать многочисленных родственников Васильевых. Пока эти поиски не увенчались успехом. Одному человеку, каким бы энтузиастом он ни был, это не под силу. Может быть, ещё найдётся второй такой, который захочет и сможет помочь стрельчанам открыть сайт или создать страничку в Интернете? И, возможно, тогда соберутся в Стрельце москвичи, парижане и прочие, чтобы сохранить своё уникальное родовое гнездо?
Стрелец — одно из немногих сёл, где погибших солдат не наспех присыпали землёй, а сразу похоронили в братской могиле. Был торжественный митинг… Люди плакали и молились о каждом из 128 бойцов и офицеров. Имена большинства из них до сих пор неизвестны. А вот лица некоторых остаются в памяти старожилов.
— Когда немец пришёл, — вспоминает Анна Михайловна, — у нас в одном доме трое наших раненых было. Мы ходили к ним. У одного весь живот развороченный. Как он кричал! Всех их расстреляли.
— А мы у своего дома после боя убитого, совсем молоденького бойца увидели, — рассказывает Александра Харитоновна. — Он сколько прошёл шагов, столько красных следов оставил. Упал и кровью истёк. Мама поискала документы, а нашла только маленький сухарик. Поделила его на всех, так мы и помянули его, нашего солдатика.
Село «Стрелец» основано в конце XVII века. Тогда сюда были посланы для охраны лесов стрельцы, которые здесь же и поселились; отсюда название.
— Когда-то наши люди были очень набожными, — рассказывает Владимир Николаевич Белолипецких. — И хотя храм был небольшой, старались устроить его благолепно. При главном алтаре существовало два придельных: с южной стороны — во имя святителя Николая Чудотворца, с северной — во имя Святой Троицы.
В 1867 году иконостас расписывал слушатель Киевской академии художеств Ланской.
По воспоминаниям прихожан, под его кистью образа выходили, как живые. Примерно через сорок лет к местной жительнице Анне Фёдоровне Демениной приезжал из Ялты её брат Иван Фёдорович. Он расписывал стены храма. Фрагменты этой живописи ещё сохранились.
Дошло до нас и свидетельство о внешнем облике храма. При подготовке этой публикации совершенно случайно в недрах Интернета нашлась фоторепродукция картины известного городецкого художника конца ХIХ века Егора Тихоновича Крюкова. На ней представлены церковь и само село во времена, когда православная вера диктовала людям стиль жизни. Опрятность жилищ, поведения в обществе, опрятность душ…
Возможно, кого-то из юных стрельчан заинтересует история создания этого удивительного произведения народной росписи и они ответят на возникшие у нас вопросы. По каким делам художник из деревни Савино Нижегородской губернии оказался в наших краях? Что связывало его с другими носителями распространённой в Долгоруковском районе фамилии?
Интересно было бы узнать и родословную автора фоторепродукции Эллы Сенчихиной. Пока что удалось выяснить, что родилась она в 1956 году в Москве, по образованию педагог и, судя по всему, очень любознательный человек. В её фотоблоге — снимки самые разные. И есть любопытная папка под названием «Сенчихины». В ней много фотографий людей разных возрастов. Кем приходятся они стрельчанам с такой же фамилией? Не ведут ли родословные нити к тем, кого в 30-е годы прошлого столетья отправили в ссылку за умение хозяйствовать на своей земле?
Михайло-Архангельский храм запечатлел и эту страницу в книге времён и судеб Стрельца. Молча благословлял он на страдания и муки крепких мужиков, которые по привычке осеняли себя крестным знамением перед неизвестной дорогой. Истово молились о заступничестве старухи, выли бабы, жались по углам испуганные ребятишки.
Всего по официальным спискам были осуждены за разные «преступления» 38 стрельчан. Первыми подверглись репрессиям священники Николай Ростовцев и Фёдор Богатиков. Никто не сосчитал членов семей «врагов народа», а также тех, кто уехал заблаговременно, спасая себя и детей.
А тех, кого не накрыла волна репрессий, завертела, закружила новая, колхозная жизнь. И чем рьянее строили светлое будущее, тем больше страдал сельский храм. Потеряв колокола, отдал на разорение кресты, окна, врата. Безбожные люди свободного труда растаскивали церковную утварь и святые образа.
— Кто-то иконы брал, чтобы молиться дома, — вспоминает уроженка села Анна Михайловна Образцова, — а кто под ноги клал.
Но и те, и другие вспомнили Иисусову молитву, когда пришёл на родную землю злой иноземный враг.
— Уже 29 ноября сорок первого года немцы заняли Стрелец, — рассказывает директор музея. — Обороняли село подразделения первого батальона 333 стрелкового полка. Но не под силу было остановить фашистскую лавину нашим ребятам, почти все погибли. Десять дней длилась оккупация, двое суток — бой по освобождению. Его вели бойцы четвёртого Воронежского добровольческого полка первой гвардейской дивизии генерал-лейтенанта Ивана Руссиянова. Недолгим было пребывание захватчиков на нашей земле, а страданий много.
— Страшно было, — заново переживает те дни Анна Михайловна Образцова. — Немцы по дворам рыскали, всё подчистую сметали. Хлеб, сало, яйца — ели до отвала. В нашу хату битком набились, а потом подожгли. Остались мы без крыши над головой.
— Бесчинствовали они тут велико, — горестно подтверждает Александра Харитоновна Константинова. — Два дня бой был. Мы в подвале сидели. На шестерых — одна буханочка хлеба да несколько сырых картошечек. А как вышли, всё вокруг другое. Небо такого голубого цвета, которого я ни до, ни после не видела. Глянули на бугор, а там на белом снегу наших ужасно сколько, как снопики лежат…
Косили советских бойцов фашисты с очень удобных, заранее подготовленных позиций. Среди них самая прицельная — церковная колокольня. На ней фашисты установили пулемёт, бьющий наповал. И такое надругательство выдержал храм. И уже его, померкшими от горя, глазами посмотрели люди на случившееся.
В селе Стрелец создан уникальный музей.
Специально для этого музея в советское время местный чудак Белолипецких построил дом!
С пенсии он покупал стройматериал.
Создателю музея Белолипецких местные чиновники вставляли палки в колеса.
И куда только конкурент Белолипецких Христенко (директор частного Долгоруковского музея деревенского авангарда Козьмы Пруткова) не писал чтобы запретить строительство музея.
Христенко писал в мин. культуры что Белолипецких собрал в свой музей все местные артефакты.
Два чудака Христенко и Белолипецких ревновали друг друга.
А ведь они делали одно общее дело.
Христенко даже заявил, что если музей Белолипецких откроется, то он побьет в нем окна.
Христенко умер в 2021 году.
Белолипецких жив и в здравой памяти.
Я с ним разговаривал и фото его у меня есть.
На Прощёный колодец мы так и не попали.
Путь туда снегом занесен.
Недавно нашёлся человек, который облагородил это место паломничества.
Бывший колхозный прораб Фёдор Никитович Трубицын свои деньги, труд и душу вложил в эту стрелецкую святыню. С 2006 года стоит здесь часовенка, специальные кабины для омовения, навес от палящего солнца и дождя защищает.
А мы перемещаемся в музей.
Музей создан стараниями и на средства Белолипецких.
Ещё до открытия музея неравнодушные люди задумались о судьбе музея.
Ведь Белолипецких был уже в пожилом возрасте когда музей открылся.
В итоге добились передачи будущего музея на баланс государства.
Когда вопреки действиям чиновников музей всё-таки открылся, то основателю музея в Стрельце нашлось только место в качестве….смотрителя.
Директором назначили другого.
В зале «Деревенский быт».
В музее Клоков рекомендовал нам посмотреть на телегу с деревянной осью на колесах.
Обычно ось металлическая, а деревянная редкость.
Мы в зале «История».
Но мы о телеге с деревянной осью забыли, потому что экскурсия по музею была интересная.
Местная знаменитость — Козьма Прутков.
В деревне видели даже НЛО.
Редкий экспонат — трофейная японская винтовка.
Попала в село вместе с участником русско-японской войны 1905 г.
Руководитель нашей экскурсии почетный гражданин г. Липецка, краевед А. Ю. Клоков.
Я долго спорил с сотрудниками музея по поводу функциональности совмещённой косы с граблям на одном цевье. Поскольку я родился в деревне, то утверждал что грабли будут мешать при косьбе.
Работники музея (сельские жители) не соглашались со мной. В итоге договорились что я приеду летом и покажу Долгоруковским поселянам мастер — класс по косьбе.
Так что продолжение следует….
Р. S. Обратно ехали и пели песни под гармонь.
Когда гармонист вышел пели советские песни под аккомпонемент из динамиков.
Поездка вышла душевная.
Наутро болела голова от самогона.
Где мои 17 лет?
В подготовке материала использованы сведения из источника;
Стрелец памятью и русским духом силён Александра Галинская, Павел Остряков (фото) | 29.11.2010