На следующий день я с утра поехал в Бремен. Про Бремен можно очень много рассказывать, но, пожалуй, обойдусь без копиписты из Википедии. По сути это один из трех городов-земель Германии, только вот в отличии от милионников Берлина и Гамбурга, население города составляет чуть более полумиллиона.
2
Первым что поражает в Бремене это вокзал — шикарное неоренессансное здание, построенное с 1885 по 1889 год на Бременской вокзальной площади, спроектированное архитектором Хубертом Штиром. Главный вокзал Бремена спроектирован как сквозной вокзал в направлении северо-запад-юго-восток и имеет девять путей для платформ, семь из которых находятся в вестибюле вокзала. Кроме того, через холл проходят два проезда для грузовых перевозок.
4
Крыша зала была покрыта стеклом до 1966 года и, как сообщается, была единственной в своем роде в Германии, которая с трудом, но пережила Вторую мировую войну. Скульптурные работы фасада выполнены Дидрихом Самуэлем Кроппом и Карлом Допмейером. Аллегории на краеугольных камнях призваны символизировать промышленность и торговлю, а в арочных стенах — железнодорожный транспорт и судоходство. Крыша вокзала покрыта медью, из-за чего со временем на ней образовалась сначала серая, а затем зеленая патина. После ремонта в 1993 году он снова приобрел оттенок серого.
1
В вестибюле над входом в туннель выложена настенная мозаика, которая была установлена в 1957 году в качестве рекламного места для Бременской сигаретной фабрики Martin Brinkmann AG в обмен на финансирование дальнейших реконструкций. Изготовленный на гончарной фабрике Грюнштадта, но с 1960-х годов мозаика была скрыта другой рекламой компании Klöckner Stahlwerke. После ремонта мозаика была снова открыта.
2
В Бремене нет метро, но ходят современные трамваи, 5 секционные.
9
Первой достопримечательностью Бремена которую видят туристы идущие от вокзала к центру города является мельница Херденторсваль — это ветряная мельница, расположенная в районе Валль в городе Бремен. Примерно с 1815 года на литейном бастионе стояла ветряная мельница, которую в 1832 году уничтожил пожар. Она была частью сети из шести мельниц, расположенных в районе Бременского вала. В 1833 году на том же месте по проекту мастера-строителя Беренда Эрлинга была построена новая мельница. Стальная мельница — это ветряная мельница галерейного типа с пятиэтажным восьмиугольным основанием из клинкерного кирпича. Четыре створки жалюзи имеют диаметр 24 метра и оснащены тормозными заслонками для регулирования скорости. Отслеживание направления ветра осуществляется розой ветров самостоятельно. Мельница имеет три действующих камнемольных цеха. Для просеивания муки используется коробка с мешками.
С 1891 года мельница принадлежит городу Бремен. В 1898 году она была восстановлена после того, как пожар уничтожил деревянную надстройку в разгар сильной метели. Пожарная служба предотвратила полное возгорание, поэтому кирпичное основание и части крыльев были отремонтированы по требованию жителей ответственной за прогулки депутацией до 1900 года «в интересах живописности наших стеновых сооружений». Мельница пережила Вторую мировую войну в значительной степени неповрежденной и до 1947 года все еще использовалась для помола зерна. После этого у мельницы появился новый арендатор, которому было разрешено открыть здесь автошколу. Только в 1998 году историческая мельница была подвергнута капитальному ремонту в соответствии с требованиями Государственного управления по сохранению исторического наследия
В Бремене до сих пор сохранилось довольно большое количество мельниц, все-таки соседство с Голландией обязывает.
2
1
4
Далее я вышел к раннеготической церкви Богоматери, которая стоит к северо-западу от Рыночной площади в Бремене. Это самая старая церковь в городе после Церкви Святого Петра и была первой приходской церковью за пределами соборного района, а вместе с ней и Ратскирхе.
1
5
На рыночной площади с утра во вторник проходил митинг желтых жилетов. Полностью чего хотят я не понял, только что меньше «арбайт» и больше «гельд».
2
Потому я решил не терять время и направился на улицу Беттхерштрассе (улица Ремесленников) — это 108-метровая улица в самом центре Бремена, которая является одной из главных культурных и туристических достопримечательностей Бремена благодаря своей архитектуре.
1
4
Большинство зданий построено в период с 1922 по 1931 год в основном благодаря Людвигу Розелиусу (1874–1943), бременскому торговцу кофе, и изобретателю кофе без кофеина, а также основателю компании Kaffee HAG. Розелиус поручил художественное оформление архитекторам Эдуарду Скотланду (1885–1945), Альфреду Рунге и скульптору Бернхарду Гетгеру (1874–1949). Улица и ее здания представляют собой редкий образец архитектуры кирпичного экспрессионизма. На входе в арке к улице установлен позолоченный барельеф «Несущий свет» с изображением Святого Михаила.
2
3
Первым зданием по правую руку является Музей Паулы Модерсон. В музее представлены основные работы Паулы Модерсон-Беккер (1876–1907) на всех этапах творчества. Идея перепланировки Беттхерштрассе изначально возникла независимо от коллекции произведений искусства Людвига Розелиуса. В начале 20 века небольшой переулок был застроен ветхими жилыми домами с плохими санитарными условиями. С помощью новых построек Розелиус хотел придать улице новый блеск и превратить ее в туристическую достопримечательность. Во время строительства он разработал план размещения своей коллекции произведений искусства и, в частности, работ Паулы Модерсон-Беккер в одном из зданий для всеобщего обозрения.
5
Напротив него находится Дом Святого Петра (№ 3/5), который был построен между 1923 и 1927 годами по проекту Эдуарда Скотланда и Альфреда Рунге.
4
4
4
Двухэтажное кирпичное здание с галереей, с помощью слуховых окон, галерей и двускатных фронтонов архитекторам удалось создать разнообразный дизайн фасадов. Как и все здания на Беттхерштрассе, фасады облицованы красным кирпичом.
4
Ресторан Flett был спроектирован Эрнстом Мюллером-Шесселем примерно в 1926 году в стиле нижненемецкого фермерского дома с огромным колесом тележки в качестве люстры под потолком.
5
Дом Семи ленивых на улице Беттхерштрассе, № 7, был построен между 1924 и 1927 годами по проекту Эдуарда Скотланда и Альфреда Рунге как дом ведьмы. Это одно из интересных строений немецкой архитектуры межвоенного периода. Дом двухэтажный, и карниз имеет небольшую глубину на всем протяжении, с подвижным коньковым уклоном. При проектировании были использованы стилистические приемы северогерманской неоготики с учетом региональных строительных традиций. С помощью мансардных окон, галерей и двускатных фронтонов архитекторам удалось создать разнообразный дизайн фасадов. Как и все здания на Беттхерштрассе, фасады облицованы красным кирпичом.
3
Фигуры Семи ленивых на фронтоне, выходящем на улицу за рекой Шюттинг, выполнены скульптором Алоисом Рером из Мюнстера. Из оригинального убранства, выполненного в стиле арт-ремесел, сегодня сохранилась только бывшая дегустационная комната кофейни с выложенными плиткой стенами. Скульптурные украшения на фасаде выполнены Энгельхардом Телькеном.
4
3
Сейчас в этой комнате размещается магазин, торгующий специальными бременскими леденцами, а в другом магазине рядом продается всякая всячина — алкоголь изготовленный в Бремене в красивых бутылочках, мыло, как немецкое так и французское и многое другое.
4
Сразу за музеем находится средневековый ганзейский дом 16 века. В то время улица Беттхерштрассе имела большое значение как подъездная дорога от рыночной площади Бремена к гавани. Из-за расположения здесь в основном проживали ремесленники. Таким образом, название также связано с ремесленным сословием бондарей, производивших бочки. Здание было построено в 1588 году в стиле ренессанса.
3
Сейчас в этом здании расположен музей Людвига Розелиуса, где представлено искусство Северной Европы от средневековья до эпохи барокко.
5
В 1906 году Розелиус приказал своему зятю Эрнсту Мюллер-Шесселю (1863–1936) отреставрировать дом № 6. После этого здание сначала использовалось как контора и столовая для служащих кофейни. После покупки или сдачи в аренду остальных зданий на Беттхерштрассе Розелиус начал полную реконструкцию улицы в 1922 году. Его целью было сделать ансамбль всемирно известным как «яркий пример щедрого покровительства и ганзейского образа жизни» За исключением дома № 6, Людвиг Розелиус приказал полностью или частично снести и перестроить все дома на Беттхерштрассе. Чтобы подчеркнуть важность постройки, он прикрепил к фасаду дома табличку с указанием всех домовладельцев, начиная с 1300 года. Далее, стоит Дом курантов № 4 который известен своими курантами из мейсенского фарфора и деревянными панелями, спроектированными Бернхардом Хетгером в вращающейся башенной части. На десяти деревянных панелях, вращающихся под куранты, изображены известные океанские мореплаватели — от викингов до рейса Бремена в 1928 году и пионеров дирижаблей.
Завершают улицу два здания:
3
3
Дом Атлантис на Беттхерштрассе в Бремене был построен в 1930/31 году по проекту Бернхарда Хетгера. В отличие от других построек на Беттхерштрассе, Хетгер построил дом Атлантис как конструкцию из стали и стекла. Несущую конструкцию здания образуют стальные балки, которые изгибаются в крыше бочкообразно, придавая форму небесного зала. Периодически Хетгер устанавливал между балками окна из стандартного тикового дерева, элементы из стеклоблоков и деревянные панели. Дом Атлантис был открыт 23 июня 1931 года. В здании находится знаменитая элегантная винтовой лестницей — ключевое произведение искусства ар-деко в Северной Германии. В 89 ступенях, которые окружают центральную ось из трех опор, устремленных к небу, расположены восемь круглых дисков из белого стекла размером с пивную крышку, каждая из которых утоплена в 89 ступенях. Перила отлиты из бетона, в свою очередь пронизаны стеклянными линзами. Холодный свет проникает в эту лестничную башню через белые и синие стеклянные блоки.
3
Дом Робинзона Крузо на Беттхерштрассе № 1 Дизайн интерьера разработали архитекторы Альфред Рунге и Эдуард Скотланд, которые уже спроектировали два других дома на Беттхерштрассе.
2
3
Следует отметить двенадцать витражей из цветного свинцового стекла 1926 года на первом этаже, выполненных Бернхардом Хетгером, и бронзовые фигуры Серебряного льва, несущего день, и Пантеры, несущей ночь выполненные в 1912 году.
1
Сказать, что я остался в восторге от этой улочки — ничего не сказать. Но дальше я пошел в еще большую красоту. Сначала я вышел на Везер и сделал пару фотографий, но честно смотреть было не на что — пристань, набережная, современные строения. Но дальше я пришел в самый старый квартал Бремена — Шноор.