«Вперёд, Тагил! Лети мечте в зенит!
Твой взгляд к вершинам устремлён,
недаром ты три века знаменит —
ещё с демидовских времён!
Чудесный малахит и паровоз,
велосипед и расписной поднос
ты бескорыстно миру подарил,
уральский город, наш Тагил!»
«Вперёд, Тагил! Лети мечте в зенит!
Твой взгляд к вершинам устремлён,
недаром ты три века знаменит —
ещё с демидовских времён!
Чудесный малахит и паровоз,
велосипед и расписной поднос
ты бескорыстно миру подарил,
уральский город, наш Тагил!»
В прошлый раз я рассказал вам вкратце про Невьянск и его главную достопримечательность Летний автопробег ч.3 — Дом кузнеца Кириллова и Невьянская башня
После этого замечательного места мы отправились дальше и вскоре приехали в Нижний Тагил. Для большинства людей этот населённый пункт ассоциируется с заводами, танками, тюрьмами и небом цвета радуги от многочисленых труб.
В суровом, с первого взгляда, городе, мы провели семь часов. Немного, для того, чтобы заглянуть в душу и понять её, но достаточно, чтобы получить общее представление.
На более жёсткое восприятие города повлияла пасмурная, свинцовая погода. Я уверен, в солнечный день, с голубым небом и белыми облаками, Нижний Тагил выглядит совсем по-другому.
Однозначно, задачу с проникновенным знакомством, облегчил местный гид. Он провёл экскурсию по центру Нижнего Тагила, рассказал историю города, ответил на наши вопросы и дал вводные данные.
Город расположен на восточном склоне Уральских гор, в 25 километрах от условной границы Европы и Азии, на высоте 200 метров над уровнем моря в 140 км севернее Екатеринбурга.
Население Нижнего Тагила — 334 тысячи человек.
В конце XVI века Ермак Тимофеевич устроил стоянку для своих войск в окрестностях города, у горы Медведь-камень, преодолев тем самым Европейско-Азиатский водораздел.
В 1696 году в районе горы Высокой, а в 1702 году по берегам реки Выи сыном боярским Михаилом Бибиковым была найдена медная руда. 1696 год считается началом истории города.
В 1714 году о приисках было доложено тогдашнему владельцу Уральских заводов Акинфию Демидову, вскоре после этого по указу царя Петра I им были основаны Тагильский и Выйский железоделательные заводы, и на Урале началось производство чугуна, железа и меди.
8 октября 1722 год считается датой основания Нижнего Тагила, когда на Выйском заводе была получена первая продукция — чугун. Город основан династией Демидовых, которым до революции и принадлежали Тагильские заводы: «Верхне-Выйский» и «Тагильский».
Через 3 года, 25 декабря 1725 года, выдал первый чугун Нижнетагильский железоделательный завод. В это время мировую известность получает продукция тагильских железоделательных и медеплавильных заводов, известная под товарным знаком «Старый соболь».
Есть даже мнение об использовании тагильской меди при создании статуи Свободы, правда оно пока не находит документального подтверждения.
Также Нижний Тагил широко известен в России своим народным промыслом тагильской росписи жестяных подносов.
В 1833 году здесь крепостными изобретателями отцом и сыном Черепановыми (Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович) были построены первые в России паровозы.
Согласно легенде в 1800 году крепостной слесарь Ефим Артамонов сделал в Нижнем Тагиле первый в мире велосипед с педалями и рулевым управлением.
В годы Великой Отечественной войны на «Уралвагонзаводе», куда было эвакуировано одиннадцать предприятий западной части СССР, была произведена большая часть всех выпущенных танков Т-34.
За годы Великой Отечественной войны на Новом и Старом металлургических заводах Нижнего Тагила было выплавлено 4 278 000 т стали, произведено 532 000 т металлопроката.
В годы войны «НТМЗ» выдавал около 30% всей броневой стали в СССР. На «ВЖР» было добыто сырой руды более 13 миллионов тонн; произведено товарной руды около 8 млн тонн.
О значимости Нижнего Тагила свидетельствует и тот факт, что он был включён в число 20 городов СССР, подлежащих атомной бомбардировке, согласно первому послевоенному плану войны против СССР (План «Totality»), разработанному в США уже в 1945 году, а также включался и в последующие подобные планы.
Ладно, история это интересно, но долго. Переходим к достопримечательностям. Одной из наиболее известных является Лисья гора — небольшая гора со сторожевой башней на вершине, расположенная возле Тагильского пруда.
Башня на Лисьей горе является памятником архитектуры и объектом культурного наследия России. Как раз у подножия Лисьей горы мы и распрощадись с гидом.
Точной информации, почему Лисья гора получила своё название, нет. По одной из версий, ранее здесь в изобилии водились лисы, по другой — гора получила название от напоминающих лисьи хвосты дымов находящегося неподалёку демидовского металлургического завода.
Другое название горы — Лысая — связано с тем, что она некогда была покрыта лесом, ныне совершенно исчезнувшим.
Описание Лисьей горы дал географ и картограф И. Я. Кривощёков. В 1910 году в «Словаре Верхотурского уезда» он написал, что Лисья гора имеет высоту 132 сажени (289 м), является вершиной вулкана, потухшего 340–360 млн лет назад и сложена из авгита и диабазо-порфиритов.
Современные исследователи подтверждают, что гора состоит из магматических пород. Склоны горы пологие с редкими скалистыми выходами, также есть несколько небольших пещерных гротов.
Стоит отметить, что в Нижнем Тагиле большое количество приличных музеев (более 20-ти). К сожалению, в этот раз времени на них не было. Но, один из них мы посетили. Он находится на Лисьей горе и носит статус самого маленького музея в России.
Музей расположен в Лисьегорской сторожевой башне, постройки начала XIX века в стиле классицизма. Является архитектурной доминантой Центра города и главным символом всего города.
Существует версия о том, что крупный промышленник Урала, владелец тагильских заводов Николай Никитич Демидов построил башню в память о своей супруге Елизавете Александровне Строгановой, скончавшейся в 1818 году.
По архитектуре нижнетагильская башня очень похожа на венчающую ротонду французского дворца Во-ле-Виконт, которая стала одним из счастливых воспоминаний их совместной жизни.
Внутри башни девушка экскурсовод наверное минут 30–40 рассказывала про экспонаты музея и историю города.
Ну, а затем нас ждала ещё одна значимая достопримечательность Нижнего Тагила. Можно сказать, что это тоже музей, только необычный и под открытым небом.
Место очень крутое, особенно для любителей техногенных заброшек. Правда сюда можно попасть только купив билет и в сопровождении гида.
Объект называется ЭКО-ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНОПАРК «СТАРЫЙ ДЕМИДОВСКИЙ ЗАВОД».
Нижнетагильский железоделательный завод был основан в 1725 году династией Демидовых.
Завод включал в себя полный технологический цикл выплавки металла — подготовку железной руды, древесного угля, выплавку чугуна, железа и меди. Здесь же работали и обслуживавшие завод хозяйственные и ремонтные службы, кирпичная и лесопильная фабрики.
В годы Великой Отечественной войны на заводе производился феррохром и ферромарганец, а также нержавеющая лента для авиастроения. В 1957 году завод им. Куйбышева вошёл с состав НТМК.
Завод был одним из крупнейших в Европе и проработал до октября 1987 года, когда он был торжественно остановлен. Символические ключи от старого завода были вручены Нижнетагильскому музею-заповеднику горнозаводского дела Среднего Урала.
Музей на основе закрытого завода был открыт в январе 1989 года. В 1992 году музей получил часть территории завода, включая инфраструктуру и окрестную историческую зону. В результате был образован музейный комплекс площадью 30 гектаров.
Завод-музей состоит из ряда экспозиций, которые показывают основные стадии металлургического производства: доменный цех, прокатное производство, мартеновский цех, энергетическое хозяйство, оборудование механической обработки металла и литейного дела.
Здесь же находятся выставки заводской техники и подвижного состава образца XIX—XX веков.
Музей частично сохранил облик зданий XVIII—XX веков, в том числе доменную и мартеновскую печи, водяную турбину и мостовой кран 1892 года, водяные лари, доменный корпус начала XIX века.
Выставка заводской техники демонстрирует образцы оборудования 1920—1930-х годов, а также брёвна из лиственницы, сохранившиеся с момента возведения плотины и завода, поднятые при реконструкции плотины в 1992 году. Хорошо сохранилась также сама плотина, построенная ещё в 1721 году и неоднократно перестраивавшаяся.
Про завод можно ещё долго рассказывать и показывать. Я сделал тут больше всего кадров. Резюмирую, объект достойный внимания. Но, закладывайте на него почти 2 часа.
Будете в Нижнем Тагиле не пропустите ещё редкий памятник Ленина. Является одним из первых памятников вождю мирового пролетариата в СССР.
24 января 1924 года, в день похорон Ленина, в Нижнем Тагиле прошёл траурный митинг, по итогам которого было принято решение увековечить память о вожде, установив в городе памятник.
15 мая 1925 года был объявлен конкурс на лучший его проект. Победившей была признана композиция «Ленин жив в заветах» учителя рисования школы № 1 Нижнего Тагила Алексея Ивановича Фролова.
Скульптура вождя была отлита рабочими ленинградского завода «Красный выборжец» по модели Василия Козлова, а пьедестал возводился на собранные жителями города средства.
В завершение материала ещё одна понравившаяся мне городская скульптура. Называется "В стране радости и счастья. Юность. 1946".
На этом, вкратце, всё. Изначально, организатором поездки, ночь планировалось провести здесь, в Нижнем Тагиле, но потом было выбрано более романтичное место. Забегая вперёд скажу, что решение оказалось очень правильным. Про это скоро будет очередной рассказ. Спасибо за внимание!